От ученика должны постоянно исходить светлые излучения. Но это возможно лишь при том условии, что вся его личность совершенно интегральна и вся она пронизана токами душевных энергий. Достижение учеником этой стадии равнозначно обретению им внутреннего осветления или озарённости. Но прежде чем он сумеет взойти так высоко, ему придётся пройти великое множество светлых стадий — от самых тусклых до ослепительно ярких. Свет — это постоянное созидание, вдохновение и расширение; тьма сопряжена с одними лишь трудностями, которые — особенно по отношению к Свету — необычайно важны, ибо учат нас, развивают и дают необходимый опыт познания.
Для того, чтобы расчистить путь Свету и дать ему возможность изливаться обильно и свободно, вначале нужно разглядеть саму тьму, понять и постичь её с помощью Света, с помощью души, и только потом, когда будет достигнуто истинное понимание тьмы, она наконец отступит под мощным натиском Света, который отныне будет всецело господствовать и просветлять. Важно, чтобы ученик в совершенстве понял и осознал эту схему, которая раз за разом будет постоянно повторяться во всех сферах и на всех уровнях жизни его личности. Всякий раз, как очередной покров тьмы внутри него рассеивается под натиском Света, тут же является другой тёмный покров, гуще и чернее предыдущего, из ещё более древнего, первобытного прошлого, и весь процесс начинается сначала, и так до бесконечности: из Света во тьму, из тьмы к Свету, из Света опять во тьму и т.д., и т.д...
До тех пор, пока Свет и тьма предстают перед нами в виде несовместимых контрастов, всегда господствующим будет лишь один из них: либо Свет, либо тьма. Чаще всего — последняя. И только после того, как мы со всей непреложностью узрим и осознаем, что оба начала являют собой единое целое и что оба равно важны и необходимы для всего нашего процесса развития, мы, наконец, по достоинству оценим нашу собственную тьму, осознав её как призыв, как стрекало, как требование позитивной перемены. Когда в очень тёмную комнату вносят маленькую свечку, тьма как бы расступается, редеет и кажется уже не такой непроглядной. Точно так же и в жизни. Воистину, Свет всегда сильнее тьмы. Поэтому чем прочнее наша связь с душой, тем шире объём Света внутри нас и тем больше осветляется и редеет окружающая нас тьма.
Многие ученики придерживаются того ошибочного мнения, будто поиски Света следует начинать лишь тогда, когда сами они вступают на духовный путь. Если они и в самом деле практикуют подобное, то этим они лишь во всё большей и большей мере подавляют и оттесняют в глубь подсознания всё тёмное в себе, и оно, пробиваясь оттуда, ставит мощные заслоны на пути Света. Они считают, что с головы до пят наполнены Светом, поскольку они ведь ищут именно Свет, а на самом деле они всё время накапливают тьму и обрастают тьмой, ибо они её тщательно прячут и прикрывают вместо того, чтобы обезоружить её с помощью Света и полностью с ней расквитаться.
Через эту стадию, где господствуют одни лишь сплошные иллюзии и наваждения, придётся пройти всем, без исключения, ученикам. Но только тогда, когда в процесс познания тьмы будет задействован внутренний Свет ученика, только тогда тьма понемногу начнёт рассеиваться и отступать, ибо в этом случае её постижение и осознание будут происходить на уровне душевного понимания, с помощью души. В этом случае ученик перестанет отмахиваться от неё или оттеснять её в глубь своего подсознания, а вместо этого будет её преобразовывать и отлагать в качестве своего душевного опыта.
МАЛЫЕ ЭГОИЗМ И ГОРДОСТЬ
Главной трудностью для большинства учеников практически на протяжении всего Пути остаётся проблема преодоления таких качеств, как эгоизм и гордость. Речь, понятное дело, идёт не о безмерно разросшихся, явно бросающихся в глаза эгоизме и гордости, которые давным-давно обработаны и ликвидированы, а о более мягком и приглушённом их варианте, который подчас совершенно неразличим и незаметен, но который, тем не менее, действует в полную силу. Ученик чувствует себя, как преступник, застигнутый на месте преступления, когда кто-нибудь указывает ему на эти малоприятные свойства его личности, от которых, как он сам полагал, он давно уже избавился.
Лучший способ их обнаружения и конфронтации с ними — парные отношения, которые были и остаются наиболее прогрессивным и действенным фактором развития из всех. Ученики, предпочитающие жить в одиночестве, значительно отстают в своём развитии от учеников в парах, ибо оно в этом случае совершается крайне медленно, так как никто не указывает им на те наваждения и иллюзии, которые давно стали неотъемлемой частью их личности, о чём сами они, как правило, совершенно не подозревают. Поэтому ученики, те, кто серьёзно заботится о собственном развитии и о служении миру, поступят не только разумно, но и правильно, если вступят в парные отношения и возьмут на себя все заботы и радости подобных отношений, поскольку постоянная конфронтация со своими собственными недостатками, неизбежная при такой связи, значительно ускорит процесс развития каждого из партнёров.
При тесных каждодневных взаимоотношениях и связях просто невозможно скрыть эгоизм малого свойства. Женщина очень быстро заметит, что у её партнёра слишком плохо развита способность оказывать ей знаки внимания и уважения, зато такое качество, как внимательность и предупредительность по отношению к своей собственной персоне, развито отменно. Она непременно укажет ему на то, что себя он неизменно выделяет в лучшую сторону и что с собой он считается гораздо больше, чем с ней или с другими, т.е. быстро ткнёт его лицом в его собственный эгоизм в ситуациях повседневной жизни.
Оказавшись лицом к лицу с этими фактами, он уступит своей гордости, и та мгновенно оживёт и воспротивится подобному обращению, которое он воспримет как незаслуженное обвинение в свой адрес, необоснованное и несправедливое. Он быстро отгородится от своих души и сердца и станет подчёркнуто холодным и рассудочно-ментальным. В этой фазе он как человек может быть труднопереносимым и очень неприятным, поскольку его личностью безраздельно правят эгоизм и гордость, насыщая её негативными, жестокими словами и мыслями. Как только он вновь восстановит нарушенную связь с душой, он должен тут же спросить себя: что, собственно, произошло? На первых порах он чаще всего будет обнаруживать склонность к самооправданию и перекладыванию своей вины на партнёршу, но если она достаточно сильная и волевая натура, то она не побоится раскрыть ему глаза на действительную подоплеку его поведения.
Если ученик не на словах, а на деле стремится к подлинному саморазвитию и служению человечеству, он должен решительно взглянуть в глаза тому очевидному факту, что он, действительно, всё ещё не в меру горд, заносчив и эгоистичен, хотя ему самому казалось, что эта стадия давным-давно пройдена. Теперь он сам воочию видит и осознаёт необходимость скорейшего самоперепрограммирования, необходимость внедрения и актуализации новой установки, с тем, чтобы отныне в фокусе его внимания постоянно находились такие качества, как бескорыстие, смирение и сочувственное понимание. Если он будет прилагать все силы к тому, чтобы бдительность и осмотрительность ни при каких обстоятельствах ни на миг его не оставляли, то он сможет подмечать в себе малые эгоизм и гордость ещё до того, как они наделают бед, и будет неизменно ответственным за поддержание связи с душой, неустанно заботясь о том, чтобы душевный канал был постоянно открытым, дабы тем самым застраховать себя от повторных проявлений собственной жестокости.
Весь этот процесс, однако, оказывается успешным лишь в том случае, когда ученик, благодаря усилиям его партнёрши, подогревает в себе постоянный интерес или стремление к переделке самого себя.
В сущности говоря, и по сей день многие ученики хотят жить в одиночестве, ибо не желают расставаться с последними крупицами своих эгоизма и гордости. Такие ученики часто меняют партнёров, часто пробуют себя в различных парных отношениях, однако, едва только по их адресу раздаётся критика, как они тут же ограждают себя непроницаемой стеной глухой защиты и увиливают в сторону, делая козлом отпущения свою партнёршу. Поступая подобным предательским образом, ученик всегда легко оправдывает и себя, и своё собственное трусливое поведение, и оправдывает только потому, что не хочет идти на уступки. И если женщина молчит и терпеливо сносит всё это ледяное тщеславие, все эти циничные попрёки, цепляния или трусливо-предательские манёвры, предпринятые с одной целью — оправдать себя любой ценой, то он без зазрения совести начинает использовать свою партнёршу в роли молчаливо соглашающегося свидетеля своих собственных превосходства и значительности.
Если женщина не соглашается на эту роль молчаливого свидетеля его гордого самовозвеличивания и ставит ему в вину отсутствие заботы, внимания и сердечного уважения к другим, то их отношения неизбежно входят в критическую фазу и расстраиваются, если только ученик не берётся за ум и не начинает присматриваться к себе и контролировать своё поведение. Если конфликт выходит за рамки допустимого и заканчивается тем, что женщина в конце концов покидает своего партнёра, то и здесь с присущими ему гордостью, самонадеянностью и эгоизмом он удовлетворённо констатирует, что всё, в сущности, обернулось как нельзя лучше, ибо раз уж ей не дано по достоинству оценить и понять его превосходные качества, а сам он и после разрыва чувствует себя лучше некуда, то это только лишний раз "доказывает", что права не она, а он. Господи, да ведь он никогда и не вёл себя по отношению к ней гордо, самонадеянно и эгоистично! Она всё это выдумала. Ведь это ясно, как белый день, и каждый это видит.
Находясь в состоянии одиночества, такой ученик совершенно не видит того, что малые эгоизм и гордость, оставаясь незаметными для их носителя, всегда бросаются в глаза посторонним людям. Если же они не указывают ему на эти недостатки, то делают это либо из соображений элементарной вежливости, тактичности и позиции невмешательства, либо по причине полного своего равнодушия к недостаткам другого: мол, нам с ним не жить, так что пусть поступает, как ему хочется!
Часто ученик, выбравший одиночество в качестве средства самозащиты, остаток своей жизни так и проводит в полном неведении относительно истинной взаимосвязи вещей, если только не встречает на своём пути женщину, которая без обиняков сообщает ему всю правду о нём самом и тем самым раскрывает ему глаза на подлинное положение дел.
Перед учеником, как всегда, две возможности или два выбора: или уйти от неё, оставив всё как есть, без изменений, или признать правоту её слов и принять этот вариант к рассмотрению в расчёте на то, что он может подтвердиться. Какой именно будет его реакция в данной ситуации, зависит только от стабильности его контакта с душой. Многие ученики всю свою жизнь проводят в гордом одиночестве только ради того, чтобы избежать этой неприятной конфронтации, ибо их гордость не терпит какого бы то ни было разоблачения. Такие ученики окружают себя многочисленными воздушными замками и тешат себя сказочными иллюзиями о своей собственной несравненности, либо укрываются от мира в заоблачных ментальных высотах, где их гордость и эгоизм растут и набирают силу буквально день ото дня. Избрав этот путь, они, фактически, изменяют поступательному движению своего развития и поворачивают вспять вместо того, чтобы постоянно идти всё вперёд и вперёд.
Каждый ученик должен хорошенько взвесить все преимущества и недостатки, все "за" и "против" подобных парных отношений, и если в нём действительно сильна эта неуёмная тяга к развитию, сотрудничеству и бескорыстному служению на благо людям, то он должен сказать решительное и бесповоротное "да" в пользу парных отношений, которые ввергают его в пучину нескончаемых конфликтов и кризисов, которые способствуют его непрерывному росту и развитию, разумеется, при условии, что он ясно сознаёт роль и значение кризисов как позитивных движущих факторов своего развития. Примите, пожалуйста, это к сведению.