В XIII-ХV вв., ослабленные золотоордынским игом, украинские земли стали объектом захвата иноземных государств.
Захват Украинских земель Великим княжеством Литовским. Осуществление захвата белорусских и украинских земель велось князьями: Миндовгом (1230 - 1263) - основателем Литовского государства, захватившим "Черную Русь (современную Гродненскую область Белоруссии); Витеном (1293 - 1316) и Гедимином (1316 - 1341), захватившими часть белорусских земель; Ольгердом (1345-1377), захватившим большую часть украинских и часть русских земель (от современных Волыни до Белгородской области на востоке, от Брянской области на севере до Херсонской и Николаевской на юге; в 1263 г. Ольгердом был взят Киев); Витовтом (1392-1430), захватившим южно-украинские степи вплоть до Черного моря в районе Одессы.
Причины быстрого захвата:
- Русь была ослаблена золотоордынским игом;
- многие княжества добровольно входили в состав Литвы, пытаясь союзом с ней обезопасить свои земли от натиска Тевтонского ордена и монголо-татарского ига.
Политика Литвы на захваченных землях. Украинские и белорусские земли составляли 9/10 территории литовского государства:
- это вносило специфику в жизнь всего Великого княжества Литовского (В-К-Л): государственный язык - древнерусский, законы составлены на основе "Русской правды" и др.; В-К-Л: часто называли Литовско-Русским княжеством;
- В-К-Л, несмотря на тенденции к централизации, проявившиеся при Витовте, было похоже на федерацию многочисленных земель, во внутреннюю жизнь которых литовский князь почти не вмешивался, и власть там была в руках местной украинской и белорусской знати, получившей значительную автономию в делах ("Старое - не меняем, новое - не внедряем"- таков был принцип правления литовских князей).
Поэтому М.С. Грушевский считал, что В-К-Л в большей степени, чем Московия, сохранило традиции Киевской Руси.
Захват Галичины Польшей. Осуществлен польским королем Казимиром III в 1349 г. В 1351 - 1352 гг. между В-К-Л и Польшей вспыхнула война за Галицко-Волынские земли. В итоге: Галичина осталась за Польшей, Волынь - за Литвой.
Включение Буковины в состав Молдавского княжества. Буковина, входившая в состав Галицко-Волынского княжества была в сер. XIV в. завоевана Венгрией, а с 1359 г., когда из состава Венгрии выделилось Молдавское княжество, Буковина вошла в его состав под названием Шипинской земли (Шипинцы - административный центр Буковины) вначале на правах автономии, а с середины ХV в. - как обычная административная единица Молдавии (на ее территории образовались Черновицкая и Хотинская области Молдавии). С сер. ХЧ в. стало встречаться название "Буковина" (территория букового леса). В 1-й половине XVI в. Буковина вместе с Молдавией попала под власть Турции.
Захват Закарпатья Венгрией. Был осуществлен во 2-й половине ХIII в. На захваченной территории осталось прежнее административное деление - 4 жупа (впоследствии комитета, района), во главе которых стали крупные венгерские феодалы, проводившие политику:
- усиления феодального гнета; раздачи украинских земель венгерским феодалам, введение с 1351 г. крепостного права, бесконтрольного господства феодалов над крестьянами (суд, наказание и др.);
- с XIV в. - наступление католицизма: раздача земли, взимание подати - десятины, строительство костелов и монастырей;
- переселение в Закарпатье венгерских крестьян и вытеснение украинцев в горные необжитые районы.
В итоге: обострение классовой борьбы, выступления населения за национальный язык и традиции, неприятие католицизма (принятие крестьянами и городской беднотой кальвинизма) и др.
Этапы объединения Польского и Литовского государств. Крееская уния (1385).
- причины - стремление объединением усилить свои государства перед лицом Тевтонского ордена (совершившего с территории Восточной Пруссии, Латвии, Эстонии с 1340 по 1410 гг. более 100 крупных походов на славянские земли) и Московского княжества (после победы в Куликовской битве 1380 г. вырос его авторитет среди украинского и белорусского населения В-К-Л, а авторитет литовского князя Ягайло - союзника Мамая - упал);
- содержание Унии: Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и был провозглашен польским королем, к Польше присоединились земли В-К-JI, включая украинские и белорусские), на которых вводилось католичество как государственная религия; прекращались столкновения между Польшей и В-К-Л, а их вооруженные силы объединились для борьбы с Тевтонским орденом; казна В-К-Л переходила на нужды Польши;
- значение Унии двойственно: с одной стороны, положительное (помойка объединенным силам в 1410 г. в Грюнвальдской битве разбить Тевтонский орден), с другой - негативное (раздача украинских земель польским феодалам, передача казны R-K-Л на нужды Польши, насильственное распространение католицизма и др.);
- последствия Унии: Витовт, став великим литовским князем, сумел на время (1392 - 1430) восстановить независимость В-К-Л, но через 10 лет после его смерти великокняжеский престол в Литве вновь заняли потомки Ягайло, явившиеся одновременно польскими королями, продолжившими политику своего предка.
Отдельные попытки возродить былую власть Киева как центра, хотя и предпринимались, но успеха не имели. Так, приглашенные в 1433 г. князем Свидригайлом татары воевать с польско-литовскими отрядами благоразумно отказались. А в 1470 г. после смерти киевского князя Симеона Олельковича этот пост оставался незанятым.
Однако, Кревская Уния была лишь личным союзом, основанным на браке царствующих персон 2-х государств, сохранив автономию Литвы и Польши (при вассальной зависимости Литвы). Воспользовавшись унией, польские магнаты овладели галицкими землями. Следующая Люблинская Уния полностью объединила эти государства.
Люблинская уния (1569 г.) - Образование Речи Посполитой.
- причины: полное поражение Литвы от России. на первом этапе Ливонской войны (1558 - 1583 г.);
- содержание Унии Польша и Литва объединились в единое государство - Речь Посполитую; на объединенной территории устанавливались: единое государственное устройство, общая денежная система, единый сейм, суд, законы и т. п. по польскому образцу; общий польский король (бывший одновременно великим князем Литовским) избирался польскими и литовскими феодалами; польские феодалы могли иметь земли в Литве, литовские - в Польше; католичество, как государственная религия и др.;
- значение Унии: помогла победно завершить Ливонскую войну, но резко усилила полонизацию украинских, белорусских и литовских земель, классовое и национально-колониальное угнетение трудящегося населения;
- последствия Унии:
- захват украинских земель местной, частично польской шляхтой, постепенно превращавшейся в крупных земледельческих магнатов (Вишневецкий, Острожский, Заславский, Калиновский и др.), с усиленной энергией эксплуатировавших украинских крестьян;
- закрепощение крестьян окончательно утверждено Литовским статутом 1588 г., по которому устанавливался 20-летний срок поимки беглых крестьян, шляхтичам давалось право самим устанавливать повинности крестьян, распоряжаться крестьянской жизнью и крестьянским имуществом;
- полонизация украинской знати, принимавшей язык, традиции, верования Польши. Утратив вкус к политике, украинские магнаты превратились в неведомых ранее польскому обществу олигархов, имеющих больше вооруженных сил и денежных ресурсов, нежели имела высшая власть Посполитой (богатства Я. Острожского равнялись двум годовым бюджетам государства в мирное время).
Брестская уния (159б г.):
- причины: стремление Ватикана подчинить католичеству восточную православную церковь, создав переходный период для нового перехода православных украинцев к католицизму; желание ряда православных священников уравняться в правах (с привилегированными в Польше католическим духовенством), стремление оградить себя от влияния Московского патриарха, поддерживавшего украинские братства, пытавшиеся избирать священников, вмешиваться в церковные дела и т. п.;
- содержание Унии: украинская церковь признавала основные догматы католической церкви и переходила под власть Ватикана, признав своей главой папу Римского. Богослужение оставалось на славянском языке;
- последствия Унии: переход в лоно католицизма; фактический запрет православной церкви; преследование оставшихся верными православию священников; раздел украинцев на две конфессии, положив начало отличиям, которые позднее развились между западными и восточными украинцами. Против Унии выступили народные массы (казацкое восстание 1594 - 1596 гг., восстание горожан Луцка 1620 г., в Остроге в 1638 г. и т.д.). Против Унии вела борьбу часть дворянства во главе с князем Константином Острожским (1527-1608), а также украинские братства. Это вынудило Речь Посполитую в 1633 г. вновь разрешить легальное существование православной церкви, хотя льготы по-прежнему распространялись лишь на униатов.