Можно сказать, что по отношению к миру христиане делятся на две категории: тех, кто активно действует сам, и тех, кто только реагирует на чужие действия. Последние, очевидно, уступают инициативу миру, тем самым увеличивая возможность того, что мир увлечет их. Активные же христиане принимают и любят неверующих, с которыми они работают, с которыми они связаны, но остаются при этом тверды в своей праведности. Активные христиане преданы Господу Иисусу Христу, находясь в постоянном соприкосновении с нуждами окружающего их мира. Это требует от верующего очень многого. Он должен проявлять любовь и заботу о людях этого мира, не нуждаясь в их любви.1
Вопрос 12
Прочтите Ин 15:18; 17:14- и Мф 5:43-44. Что сказано в этих стихах об отношении мира к верующему и верующего к миру?
Как оказывать позитивное воздействие.Одна миссионерская семья вернулась из Африки в США. Ее предупредили, что существует опасность постоянного развращающего влияния среды на их детей-подростков. Соседи, стараясь быть полезными, рассказывали историю за историей о живущей рядом молодежи, предающейся пьянству, употребляющей наркотики. Мать долго слушала их, но у нее не возникло чувства, что ее дети обречены. Она просто ответила: "Я верю, что скорее мои дети окажут на них положительное воздействие".2
Мы очень сильно поможем нашим детям, если убедим их, что они могут уравновесить и перебороть зло, которое есть в мире. Достигнув определенного возраста, многие молодые люди начинают жаловаться: "Ну, мама, почему мне нельзя сделать этого? Ведь все так делают!" Случается, что родители, отвечая "нет", чувствуют себя при этом людьми несовременными, старомодными. Молодые люди часто хотят поступать так, как все, принадлежать к стаду. Но можно спросить: "А почему бы им не принадлежать к Его стаду?".' Научите своих детей отдавать себе отчет в том, что, будучи овцами стада Божия, они призваны отличаться от остальных. Они не должны быть просто последователями, они должны быть солью земли и светом миру, должны оказывать свое влияние на других молодых людей.
"Наши дети должны хорошо понимать, что мы рассчитываем, что они будут оказывать сильное положительное влияние на неверующих друзей; но они также должны понимать, что их родители сами готовы всегда оказывать такое влияние. Нет ничего важнее, чем пример родителей".
Молодых людей нужно убедить, что они могут плыть против течения, тем более что это течение влечет их к погибели. Мы можем сказать нашим детям: "Любая старая рыба может плыть по течению, даже мертвая рыба плывет, увлекаемая потоком. Но по-настоящему жив лишь тот, кто имеет силы плыть против него!" Прочитайте вместе с детьми рассказы о тех, кто умел плыть против течения, о тех, кто смог изменить ход истории.
Мудрость в выборе друзей. Наша твердость касается и того, с кем мы близко связаны. Родители могут оказывать на своих детей определенное влияние, помогая им мудро подходить к выбору друзей. Начать можно, когда дети еще маленькие. Тогда им можно объяснить, каких мальчиков и девочек надеемся мы видеть рядом с ними. Поощряйте их дружбу с теми, кто совершает добрые поступки, кто не говорит плохих слов, кто уважительно относится к учителям. Вовсе не обязательно, чтобы они были христианами. Это могут быть просто хорошие дети, еще не узнавшие о Господе. Очень важно выделить это "еще".
Поощряйте осторожность в выборе друзей; объясните, что спешить не стоит и что лучше не иметь друзей, чем иметь плохих друзей. Объясните, что дружба с недобрыми людьми подобна игре с огнем. Молитесь вместе с ребенком, чтобы Бог послал ему хороших друзей. Начните это с его первого же дня в школе.-' Вместе читайте те стихи из Писания, где говорится о дружбе. Можно, например, изучать отрывки из Притчей, в которых написано, как важна помощь друзей, чтобы жить праведно.
Упражнение 11--—-
Прочтите псалом 1. Как можно использовать этот псалом в разговоре о разумном выборе друзей? Нарисуйте таблицу или диаграмму, в которой противопоставляются два типа людей, о которых говорится в псалме.
Когда дети становятся старше, родителям уже трудно влиять на их выбор друзей, но они могут воздействовать на выбор группы, в которой проводит время их ребенок. Вообще в определенном возрасте дети предпочитают групповую активность индивидуальной. Родители могут планировать игры или вечера для целой группы. Такие мероприятия дадут родителям возможность хорошо узнать, кто окружает их ребенка, и как-то повлиять на его выбор.
Еще одна возможная стратегия — предлагать ребенку альтернативную возможность, когда мы вынуждены что-либо ему запретить. Если мы, например, не хотим, чтобы ребенок пошел на вечеринку пьющей компании, мы можем в этот же вечер пригласить друзей провести вечер у себя. Молодым людям нужно видеть, что христиане — это не религиозные фанатики с угрюмыми лицами. Они могут радоваться и веселиться, сохраняя при этом верность христианским принципам.
Семья должна стать источником постоянного позитивного воздействия, противостоящего недоброму влиянию извне.1 Но чтобы это стало возможным, родителям нужно уделять время планированию семейной жизни и развитию духа товарищества в семье.
Упражнение 12--
Подумайте, в чем состоит давление, оказываемое на подростков обществом сверстников. Какие формы "давления среды" испытываете сейчас вы сами? Какие уроки вы можете из этого извлечь и чем могли бы поделиться с детьми из этого вашего опыта противостояния?
1. Что мы можем сказать нашим детям для того, чтобы побудить их оказывать положительное воздействие на окружающих?
2. Какие практические шаги могли бы сделать мы сами для того, чтобы оказать такое положительное воздействие? Запишите несколько идей, которые вы могли бы реализовать.
Влияние на мир. Евангелист Генри Варлей однажды сказал Муди: "Миру еще предстоит увидеть, что может сделать Бог с тем, кто полностью посвятил себя Ему".
Даниил был человеком, который в полной мере посвятил себя Богу и который держался своих убеждений, ни в чем не поступаясь ими. Бог поставил его в такое положение, что он мог влиять на самых могущественных людей мира. Даниил всю свою жизнь построил, основываясь на Слове Божьем и предав всего себя Богу. И не было пределов тому, что мог совершить Бог через него. Его жизнь преобразилась, ибо он каждый день ходил перед Богом.
Хотя мы далеко ле всегда можем быть уверены в искренности царя Навуходоносора, тем не менее знаменательно, что в целом ряде случаев нот тиран был близок к тому, чтобы признать Бога Даниила как единого истинного Бога. В Дан 2:47 мы читаем:
"И сказал царь Даниилу: "истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!""
Даниил имел очевидное влияние на царя Навуходоносора. Он произвел на царя огромное впечатление. Верующий, который никогда не изменяет своим убеждениям и при этом обнаруживает любовь, милосердие и сострадание, всегда имеет возможность оказывать сильное воздействие на людей.
Воспитывая наших детей, мы должны дать им ясное понимание того факта, что мир находится в огромной нужде и что Иисус пришел взыскать и спасти погибшее. Научите своего ребенка видеть, что он может стать орудием в Божьих руках, что он может помочь людям придти к спасительному знанию Бога, дать им возможность разделить его веру. Для этого же он должен жить так, чтобы другие знали, что он последователь Христа.
Преображенная жизнь подобна магниту — она и привлекает и отталкивает. Она отталкивает тех. кто встал на путь погибели, но она может притягивать тех, кто увидит в ней подлинную силу и подлинную жизнь. Нет пределов тому, что может сделать Бог через людей, молодых или старых, чья жизнь преобразилась.
Заключение
Научить ребенка твердо придерживаться собственных принципов -это не та задача, которую можно решить за один вечер. Это часть длительного процесса. Это требует многих лет обучения как словом, так и личным примером. Для решения этой проблемы придется прибегать к наставлениям и взысканию, учить ребенка быть послушным, поощрять его уверенность в себе. Насколько успешным будет такое воспитание, зависит не только от того, как вы воспитываете, но и от внутреннего состояния ребенка, его темперамента, его волевых качеств.
Мы, родители, имеем все возможности для воспитания твердости и принципиальности у наших детей. Когда ребенок еще не ходит в школу, вы можете рассказать ему, что многие люди в мире не верят в Христа. Прежде чем он станет учиться в колледже, техникуме или институте, дайте ему некоторые практические советы о том, как избежать искушений. Если, вырастая, он будет время от времени проявлять конформизм, посоветуйте ему оглянуться назад, проанализировать свои прошлые неудачи. Напомните ему, зачем Бог оставил его в мире: преобразиться изнутри и быть светом миру.
Когда ваш ребенок достигнет определенного уровня зрелости, он поймет, что мир — это система, полностью противоположная христианству, но в то же время он должен жить в этом мире, жить в нем для Бога и любить тех, кто его окружает. Прежде всего вам необходимо приучить ребенка постоянно задавать себе вопрос: стою ли я твердо за Христа или я стал "теплым" христианином?
В одной английской детской песне есть слова: "Осмелься быть Даниилом, осмелься противостоять в одиночку". Мы можем быть как Даниил, мы сделали наш выбор. И наши дети тоже. Бог даст нам все, чтобы мы могли стоять твердо; нам нужно сделать выбор. Мы должны поставить себе цель — быть угодными Богу, быть совершенными.
Поскольку один лишь Господь, в конечном счете, оценит нас, то именно Ему мы должны служить, Ему быть угодными, Его чтить и любить. Если мы желаем подняться над средним уровнем, то только потому, что Он увидит и оценит наши усилия. Он достоин того чтобы дать Ему самое лучшее, и только самое лучшее — не больше и не меньше.
Учебный проект 8
Ниже помещен рассказ о подростке, который борется, пытаясь сохранить твердость- Прочтите эту историю, проработайте предложенные задания. Материи можно использовать также для того, чтобы разыграть описанную ситуацию в лицах, а затем обсудить ее с детьми или родителями.
В школе, где учился Стефан, христиан было очень мало. В своем классе он не знал ни одного. Он ходил в школу только два месяца, и друзей у него было. Но гораздо хуже было то, что по школе распространился слух, что он "религиозный". Некоторые ученики при его появлении отпускали фразы вроде: "А вот и Стефан, монах". Учитель естествознания делал насмешливые замечания о "людях, которые все eщe придерживаются архаических суеверий", а затем, улыбаясь, снисходительно кивал в его сторону и добавлял: "Не правда ли, Стефан?'' Он же мог только молчать, уставившись в парту, в то время как по классу проносился приглушенный смешок.
Отец Стефана часто говорил с ним об отношениях с миром и убеждал "твердо противостоять его искушениям". Но подчас эти разговоры казались Стефану не имеющими отношения к школе. Если слово "мир" относилось к его одноклассникам, то они вовсе не казались ему злыми. Что же касается дружбы, то он так сильно хотел быть своим группе, хотел дружить с одноклассникам, хотел, чтобы его приняли. Разве христианин не может дружить с неверующими? Больше всего он хотел иметь друзей.
Вскоре после Нового года он подружился с Адамом. Стефан знал, что Адам обладает такой репутацией, что родители, конечно же, не будут рады их дружбе, но ему казалось, что Адам хорошо относится к нему. К тому же У него было множество друзей. Стефан думал, что дружба с Адамом могла бы сделать его популярным. Он даже молился об их дружба добавляя к своим молитвам просьбу, чтобы Адам стал христианином благодаря его дружбе с ним.
По мере того, как углублялась дружба Стефана с Адамом, портились его отношения с родителями. Адам не понравился им с первого взгляда. Стефану казалось, что его отец хочет, чтобы он отказался от тех немногих друзей, которых приобрел. Отец убеждал Стефана не проводить время с Адамом. Но поступи он так, он оказался бы одинок, как вначале. Стефан даже в мыслях не мог вновь представить себя "аутсайдером".
Однажды поздно вечером отец заспорил с ним об Адаме. В какой-то момент Стефан, не владея собой, злобно закричал на отца: "Почему ты не можешь оставить меня в покое! Позволь мне самому выбирать друзей!"
Будучи неверующим, Адам все больше и больше вовлекал Стефана в мирскую жизнь. В последний день перед каникулами в школе он пригласил Стефана на вечеринку. Стефан знал, что там непременно будет выпивка. Адам хвастался, что на этот раз они смогут выпить столько, сколько хотят, потому что его родителей не будет дома.
На такого рода вечеринках Стефан не был еще ни разу, но он принял решение пойти. "Я не буду пить, - сказал он себе, - я могу просто пойти, но не пить". Он полагал, что Бог не будет возражать против такого решения. Но он знал, что родители будут против. Поэтому он решил ничего им не говорить. Он постарался убедить себя, что это будет наилучшим выходом из положения. Он бы не смог сейчас объяснить им, как одинок он был в школе, как необходимо ему быть со сверстниками.
Задание 1
Представьте себе, что вы отец или мать Стефана. Стефан приходит домой очень поздно, и вы замечаете, что от него пахнет алкоголем. Он не хочет отвечать на вопросы, но в конце концов признается, что выпил пару кружек пива в компании друзей. "Но я не пьян!" — настаивает он.
Вы обмениваетесь со Стефаном несколькими сердитыми фразами и затем спрашиваете: "В чем дело? Что заставило тебя так поступить, ведь ты знал, что отец и мать запрещают это?"
Попробуйте представить, что произойдет дальше. Как может повернуться разговор? Что вы как отец или мать могли бы сказать Стефану?
После этой вечеринки Стефан не мог уснуть ночью. Почти два часа он мучительно думал о том, что говорили ему родители. Он пытался рассуждать ясно. Он видел, какая пропасть лежит между ним, христианином, и его неверующими друзьями! Он знал, что он как христианин должен отличаться от мира, но ему так хотелось быть таким же, как его одноклассники. Он хотел угождать Богу, но он почувствовал, что значит принадлежать толпе; ему было тяжело отделиться от нее. "Я не могу бросить своих друзей", - думаал он. И в то же время он чувствовал себя виноватым, когда уходил с вечеринки; ему было стыдно, ведь родители узнали, что он пил. Он казался себе жалким и несчастным. Сон не шел к нему. Он чувствовал лишь отчаяние и разочарование.
Задание 2
1. Вновь представьте себе, что вы родители Стефана. Утром после вечеринки он признается, что на него сильно давила ситуация, сложившаяся в школе. Дома же все, включая родителей, казалось, были в оппозиции к нему. Он чувствовал, что со всех сторон окружен проблемами. Как вы поступили бы в этой затруднительной ситуации? Как могли бы ободрить Стефана?
2. Стефан признается, что ослушался вас, пойдя на вечеринку. Что бы вы сделали в этом случае?
3. Представьте, что Стефан появляется утром на кухне и торжественно заявляет, что намерен привести своих неверующих друзей к Господу. "Я полагаю, - говорит он, - что для этого мне нужен постоянный контакт с ними, я должен проводить с ними больше времени". "Я думаю, - настаивает он, - что Бог дал мне теперь достаточно сил, чтобы противостоять искушениям. Я наверняка смогу пойти на вечеринку, но не прикасаться там к спиртному. Мои друзья могут пить, мне же это не нужно". Какое направление примет ваш разговор после этого?
Случившееся со Стефаном на вечеринке показывает, что он не был достаточно подготовлен к тому, чтобы противостоять искушениям. Он позволил миру подогнать себя под свой шаблон. Он не только связан с миром, но и выглядит по-мирски. На все замечания, касающиеся его манеры одеваться, он возражает, что Иисус тоже носил тунику, популярную в то время.
Задание 3
Будучи родителями Стефана, как бы вы отнеслись к вопросу об одежде и прическе? На каких проблемах следует сосредоточиться в большей степени, чем на внешности?
Наступили летние каникулы, и Стефан не должен был больше ходить в школу. Ему казалось, что это и есть то облегчение, которое обещал Бог в 1 Кор 10:13. Он не встречался в течение лета со своими школьными друзьями. Он испытывал меньшее давление и мог поэтому удерживаться от сомнительных решений. Летом у него было время подумать. Он побывал в христианском лагере и там принял искреннее решение посвятить себя Христу и твердо противостоять влиянию толпы.
Стефан полагал, что полученный им опыт сделал его более сильным. Его преданность Христу была искренней. Он даже начал ставить перед собой определенные цели в своем духовном хождении перед Господом. Он чувствовал, что выдержал искушение. Но вскоре, вернувшись в школу, он столкнулся с искушениями более сильными, чем прежде. Эти искушения были связаны с половой сферой.
Задание 4
Как вы, будучи родителями, помогли бы Стефану подготовиться к чувственным искушениям юности? Как можно было бы использовать для этого книгу Притчей?
После летнего лагеря Стефан стал регулярно посвящать время молитве и чтению Библии. Теперь у него было немного друзей; вас радует их в целом высокий нравственный уровень. Но они — не христиане.
Задание 5
Как бы вы могли поощрить Стефана попытаться влиять на своих одноклассников, чтобы привести их к Господу? Что бы вы могли сделать, чтобы помочь ему не только развить в себе сострадание и желание заботиться о погибающих, но и суметь обратить эти свои чувства в действия?
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Вопрос 1
Ваш ответ. Вот в чем состоит главный вопрос: "Определяются ли мои действия Христом, который живет во мне, (преображение) или стандартами окружающего мира (конформизм)?" Если мы в чем-либо поступаем подобно другим людям, то это совсем не обязательно конформизм. Сообразовываться с веком сим в библейском смысле означает действовать под влиянием неправильных побуждений. Обратите внимание на то, как Сам Иисус сопоставляет внешний облик и внутреннюю жизнь (Мф 23:27-28).
Вопрос 2
Из Фил 4:8 мы можем предположить, что ум обновляется и очищается, сосредотачиваясь на благом, то есть тогда, когда мы размышляем о том, "что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно".
Вопрос 3
В стихах 3 и 4 указано, что выбор производился по происхождению, внешнему виду и интеллекту - тем критериям, на основании которых часто оценивают людей в мире.
В мире человека оценивают по внешности и способностям. Мир, рассматривая физические, умственные, социальные возможности человека, всегда выше ценит того, кто лучше соображает и лучше выглядит. В его глазах внутренняя сущность личности вторична. Но Бог ясно показывает, что именно внутреннее бытие человека определяет его подлинную сущность и оно ценно в очах Божьих.
Вопрос 4
То, что думал о царской пище Даниил, соответствовало Слову Божию. Его поведение показывает, что он хорошо знал закон о чистой и нечистой пище. Ветхий Завет предписывает особые ограничения на употребление мяса, рыбы и другой животной пищи. Даниил не только знал эти ограничения, но и строго соблюдал их.