Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Марксистская философия в контексте культуры XX века




ГОсударственный медицинский университет г.семей

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

1. Тема 1 Философия, её предмет и функции

2. Цель – раскрыть основное содержание философии как мировоззрения и методология. Исторические типы мировоззрения – мифология, религия, философия. Их связь показать историю культуры и роль и место философии в ней. Типы философствования.

3. Тезисы лекции – Философия есть система знаний, чувств и переписываний о человеке и мире. Основная проблема – человек и мир, которая по – разному раскрывается на разных этапах культуры. Эта система называется мировоззрением. Три исторических типа мировоззрения – мифология, которая раскрывает проблему “человек – мир” через фантазию, вымысел; религия, которая раскрывает эту проблему через веру в сверхъестественное; философия – которая раскрывает эту проблему через доказательство, отсюда вытекает тесная связь с наукой, в том числе и медициной.

Философия – феномен культуры, на каждом этапе культуры появляется определенный тип философии. Выделяют три типа философствования – мифологический, рациональный, художественно – образный.

4. Иллюстрационный материал - схемы по структуре мировоззрения, историческим типам мировоззрения, типология философий и философствования.

5. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К уч-к “История философии” (любое издание).

2. Введение в философию М. 1999. т.1.

3. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. ч. 1гл. “Мир философии”т.1. ст.127-135.

4. Рыманов Д.М. «Курс философии в графиках и таблицах». Семей, 2009 г.

6. Контрольные вопросы:

1) Что такое философия, мировоззрение?

2) Какие существуют типы мировоззрения?

3) В чем различие этих типов?

4) Что такое основная проблема мировоззрений?

5) Как связаны философия и медицина.?

 

 

1. Тема:2 Феномен философии в восточной культуре.

2. Цель - раскрыть, как понимали человека и мир в восточной философии (на примере древнеиндийской и древнекитайской философии). Трактовка человека в древнеиндийской философии (мифологическая, брахманизм, буддизм) и в древнекитайской философии (мифологическая, конфуцианство, даосизм). Их связь с медициной.

3. Тезисы лекций – в VII –VI в до нашей эры одновременно на Востоке и Западе возникает философия. На Востоке особого расцвета эта философия получила в культуре Индии и Китая. В Индии философия зарождается в древнеиндийском мифе, который рассматривал человека и мир как единство Неба и Земля, материального и духовного. Из этой философии возникают брахманизм и ортодоксальные и неортодоксальные направления. Из древнекитайского мифа, который рассматривает человека и мир как единство Ян (духовное) и инь (земное), из этого мифа появляются конфуцианство и даосизм.

4. Иллюстративный материал - используются схемы по типологии древнеиндийской и древнекитайской философии.

5. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алматы 2007 г.

2. Введение в философию М.1999г.

3. Энциклопедический словарь. М.1998 г. Слова: буддизм, брахманизм, конфуцианство.

6. Контрольные вопросы.

1) В чем особенности древнеиндийского и древнекитайского мифов?

2) Как рассматриваются человек и мир в брахманизме?

3) Назовите течения ортодоксальной философии?

4) Буддизм: что такое нирвана, дхарма, карма?

5) Основные положения конфуцианства?

6) Даосизм: что такое дао, увей?

7)Каково кредо буддизма и даосизма?

 

 

1. Тема: 3.Философия в античной культуре.

2. Цель – раскрыть сущность античной культуры и философии, этапы становления античной философии, содержание школ древнегреческой философии, особое внимание уделив афинской школе и её представителям: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Подчеркивается историческое значение данной философии, которая представляя данной философии, которая представляет развитое начало дальнейшей европейской и мировой философии.

3. Тезисы лекции – Основная черта античной философии космоцентризм, античная философия как и восточная возникает в VII-VI в в до.н.э. Выделяются 5 этапов: мифологическая предфилософия, классическая греческая, ранний эллинизм, поздний эллинизм, гибель античности. Лавное внимание уделяется древнегреческой философии, её школам: от милетской до афинской. Древнегреческая философия возникает из мифа, его особенностью, от отличием от восточного выступает наличие кроме неба и земли тартара, подземного мира, своеобразного прообраза христианского рая. Именно в этой философии формируются главные философские понятия – бытие, субстанция, материя, движение, диалектика, душа и др. Аристотель вершина древнегреческой философии – является родоначальником целостного мировоззрения, рассматривающего материальное и духовное в единстве.

Уделяется внимание медицине Гиппократа.

4. Иллюстративный материал – даются такие схемы: 1) по структуре космоса (мира), по этапам античной философии с указанием, как рассматриваются человек и мир, объект и субъект на 5 этапах становления античной философии.

6. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алматы 2007 г.

2. Введение в философию. М. 1999 г. ч.1.

3. Мультановский М.П. История медицины. М 2004 г.

4. Чикин С.Я. Врачи- философы. М 1990 г. Стр 5-37.

6. Контрольные вопросы:

1) Какие этапы имеет античная философия?

2) В чем особенность милетской школы?

3) В чем заслуга Гераклита?

4) Какую рол в истории философии сыграла Элейская школа

школа? (Парменид и Зенон)?

5) Как Демокрит понимал атом?

6) Почему Сократа называли антропологическим философом?

7) Платон и Аристотель: какие проблемы они поставили?

 

 

1. Тема 4: Феномен философии в средневековой культуре.

2. Цель лекции – раскрыть сущность средневековой философии по 2 этапам: патристика и схоластика.. Показать, как на данном этапе понималась проблема человек –мир. Превращение философии в служанку богословия. Проблемы позднего Средневековья, общее и единичное, номинализм и реализм. Место этой философии в рамках мировой культуры.

3. Тезисы лекции – Основная черта средневековой философии –теоцентризм, средневековая философия просуществовала более 1000 лет с IV по века. Господствующей философией становится христианской, следовательно, проблема человек – мир рассматривается через Бога, который понимается как творец, демиург вселенной.

Основные представители: Августин – создатель патристики, Фома Аквинский – создатель – схоластики. Если Августин принимал идею Бога без доказательства (“верить чтобы знать”), то Аквинат дает 5 доказательств бытия Бога. Именно Аквинат поставил проблемы двух истин, подчеркивал, что истины веры выше истин разума, что в познании имеются 3 этапа: чувственный, рациональный, вера. Номинализм и реализм рассматривают проблему и единичного, которая нашла свое развитие в последующем.

4. Иллюстративный материал: используются схемы по этапам средневековой философии по соотношению знания и веры, трем ступеням познания, доказательствам бытия Бога у Аквината.

5. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алматы 2007 г.

2. Введение в философию. М. 1990 г. ч.1.

3. Августин. О городе божьем / Мир философии. т.1/.

4. Фома Аквинский. Сумма Теологии /Мир философии. т.2 стр 375-377/

5. Философский энциклопедический словарь. М. 1998 г. Слова: теология, патристика, схоластика, номинализм, реализм.

6.. Контрольные вопросы.

1. Что такое теоценризм, чем он отличается от космоцентризма?

2. Что такое патристика и схоластика?

3. В чем состоит доказательства бытия Бога в схоластике Аквината?

4. Как решают проблему общего и единичного номинализм и реализм?

5. Кому принадлежит афоризм – верить, чтобы знать?

 

 

1. Тема 5: Арабо –мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры.

Философия в культуре Ренессанса и Реформации.

2. Цель лекции – рассмотрит арабскую философию VIII-XIII веков, называемую арабским ренессансом. Показать как ислам, став религией всех арабов, способствовал становлению сильного мусульманского халифата, что дало возможность расцвету философии, поэзии, науки, особенно математики и медицины. Особое внимание уделяется таким течениям философии как арабский перипатетизм и суфизм.

Рассмотреть сущность возрожденческой философии, её основные черты пантеизм, гелиоцентризм, антропологизм, гуманизм. Показать, что эта эпоха породила гениев, гигантов мысли и действия, эпоха великих географических открытий. Показать величие Н. Коперника, Д.Бруно, Г.Галилея. Показать Реформацию возникновения учения о государстве Макиавелы.

3. Тезисы лекции – становление ислама на арабском полуострове сделал арабские народы сплоченным народом с единым государством и единой мусульманской религией. И если на Западе в это время христианство запрещало экспериментальные науки, которые противоречили Библии, то в арабском мире ислам способствовал развитию естествознания. Здесь возникают математика алгебра, информатика. Высокого развития достигает медицина Авиценны, по книге которого “Канон врачебной науки” обучались европейские студенты – медики более 300 лет. Арабский перипатетизм выступающий последователем философии. Аристотеля, отличатся таким чертами, как деизм, пантеизм, эманация. Это говорит о том, что данная философия считается целостным мировоззрением. Представители Аль –Фараби, Ал- Газели, Авиценна и др. Суфизм выступает своеобразной религиозной философией, в которой Бог рассматривается не трансцендентным существом, а находящимся в сердце человека. Калбиеведение суфизма.

Эпоха Ренессанса и Реформации приходится на XV-XVII века. В этот период расцветает философия, которая приобретает пантеистический (растворение в природе), гуманистический характер. Человек рассматривается как активный субъект исторического действия. Появляется новая диалектика Н.Кузанского. Геометрическая система Н.Коперника привела к становлению науки особенно естествознания.

Эпоха реформации поставила проблему соотношения знания и веры. Формирования политическая философия Н.Макиавелли с его учением о сильном государстве. Появляются социальные утопии Т.Кампанелла, Т.Мюнцера и др. проблема идеального государства

4. Иллюстративный материал – схемы: типологии мусульманской философии. Схемы по чертам возрожденческой философии, становлению новой картины мира.

5. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алматы 2007 г.

2. Аль –Фараби. Трактат о взглядах жителей доброжелательного города. Пр.1-20/ Философские трактаты/ Алма Ата 1972.

3. Введение в философию. М. 1990 г. ч. 1.

4. Энциклопедический словарь. М. 1998 г. Слова: деизм, эманация, пантеизм, суфизм.

6. Контрольные вопросы:

1. Какую роль сыграла арабская мусульманская философия в развитии мировой Философии?

2. Назвать основные черты арабского перипатетизма.

3. Роль и место арабской медицины в развитии медицины как науки.

4. Как рассматривают проблемы Бога и Природы арабские перипатетики?

5. Что такое суфизм?

6. Каковы черты возрожденческой философии?

7. Чем отличается гелиоцентрическая система. Коперника от геоцентрической Аристотеля.

8. Как понимают Бога и Природу эта философия?

9. Проблема Бога, человека и мира в философии Реформации?

10. Как понимается соотношение веры и знания в философии Реформации?

11. Что такое сильное государство?

1. Тема 6: Западноевропейская философия в культуре Нового времени.

2. Цель лекции - показать, что культура нового времени (XVII-XIX века) отвечает на вызовы этого времени – становление буржуазного общества, что проявляется в бурном развитии производительных сил и науки. Раскрыть сущность западноевропейской философии данного времени и именно – главный задачей становится создание новой методологии науки.

3. Тезисы лекции – Родоначальником этой философии является Ф.Бэкон который подвергает критике старую методологию, созданную схоластикой и предлагает новые методы науки – индукция, анализ, эксперимент. Он является создателем эмпиризма, который проходит через всю дальнейшую европейскую философию. Продолжателем Ф.Бэкона являются Т.Гоббс, Д. Локк, Д.Беркли,

Д. Юм.

В этом же XVII веке существуют французская философия Рене Декарта, который так же занимается проблемами новой научной методологии, создает рационализм. Декарт и его ученик голландский философ Б. Спиноза занимаются проблемами онтологии, ставят вопросы субстанции и её атрибутов. В XVIII веке появляется философия Просвещения (Вольтер, Руссо).

4. Иллюстративный материал – схемы по английской философии XVII века по онтологии Декарта. Дается сравнение сенсуализма Д.Локка и рационализма Декарта.

5. Литература:

1. Бэкон Ф. Новый орган М. 1972 г.

2. Декарт Р. Рассуждение о методе /Мир философии/ т.1

3. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алма –Ата 2007 г.

4. Введение в философию М 1990 ч 1

5. Спиркин А.Г. Основы философии М.2000 г.

6. Философия, Ростов н/Д 2001 г.

6. Контрольные вопросы:

1. В чем сущность новой методологии науки Ф.Бэкона?

2. В чем сущность сенсуализма Локка?

3. Что такое эмпиризм?

4. Что такое рационализм Декарта?

5. Какие субстанции выделяли Декарт и Спиноза?

 

1. Тема 7: Западноевропейская философия в культуре XIX века.

2. Цель – показать, что главной проблемой философии XIX века становится создание новой методологии духовно – практической деятельности человека, что есть особенность культуры этого столетия. Поэтому большую роль играет классическая немецкая философия в лице И.Канта –В-Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. Они не только раскрыли законы деятельности человеческого разума, но и создали диалектику как науку, сформулировали принципы гуманизма. Философия Маркса и Энгельса является дальнейшим развитием классической – немецкой философии.

3. Тезисы лекции - На вызовы культуры XX в. философия отвечает классической немецкой философией, которая сделала огромный шаг вперед, сформулировав принципы развития диалектики, историзма, прогресса, гуманизма, что нашло свое дальнейшее развитие в философии Маркса и Энгельса, создавшие материалистическую диалектику и материалистическое понимание истории. Проблема отчуждения.

Идея развития приводит к появлению философии жизни. Философия А. Шопенгауэра делает субстанцией мира не разум (отказ от идеи просвещения романтизма), а Мировую Волю. В дальнейшем это находит свое воплощение в философии Ф.Ницше.

4. Иллюстративный материал – схемы по проблеме вещи –в-себе И.Канта, этапы развития абсолютной идеи Гегеля, Формы отчуждения в философии Маркса, Мировая Воля и её трансформация у А. Шопенгауэра, проблема субстанции в философии Ницше.

5. Литература:

1. Гегель Энциклопедия философских наук /Мир философии/ т.1.с

2. Маркс К. Тезисы о Фейрбахе /Маркс и Энгельс/ собр.соч.т.21

3. Ницше Ф. антихристианин /Сумерки богов/ М. 1989г.

4. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии Алма –Ата 2007 г.

5. Спиркин А.Г. Основы философии М 2000 г.

6. Философия. Ростов н/Д 2001 г.

6 Контрольные вопросы:

1. В чем историческая заслуга классической немецкой философии?

2. Как называется диалектика Гегеля?

3. Чем отличается диалектика Маркса от диалектики Гегеля?

4. Что А. Шопенгауэр делает субстанцией мира и человека?

5. Назовите основные понятия в философии Ницше.

 

 

1. Тема 8: Русская философия в контексте российской культуры XIX – начала XXвв.

2. Цель – показать русскую философию как квинтэссенцию культуры России на рубеже двух столетий. Отменить её гуманистический характер, актуальность её проблем – будущее России, проблема человека и общества. В то же время эта философия испытывает влияние немецкой классической философии, в том числе и марксистской. Особое место занимает религиозная философия. Характерный чертой является космизм, послуживший прообразом космических полетов человека в XX веке.

3. Тезисы лекции – в русской философии выделяются три направления – западничество, славянофильство, евразийство. Основные черты русской философии XIX в. проблем будущего России, человека и общества, влияние немецкой классической философии. Основные направления – материализм и религиозная философия. Первое представлено материализмом русских революционных демократов и материализмом Плеханова и Ленина. Религиозная философия – Соловьев В., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н.

В XX веке основные направления – религиозная философия (Бердяев., Федоров Н., Флоренский П., Ильин И. др), символизм (Белый, Блок, Иванов В.). Особое место занимает русский космизм выступающий в двух формах – философской и естественнонаучной.

4. Иллюстративный материал – используются схемы по чертам русской философии XIX века, по религиозной философии XX века, по русскому космизму.

5. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алма –Ата 2007 г.

2. Введение в философию М. 1990 г. ч 1

3. Спиркин А.Г. Основы философии. М 2000 г.

4. Философия. ростов н/Д 2001 г.

5. Бердяев Н.А. Русская идея /вопросы философии/ 1999 г. № 1-2.

6. Контрольные вопросы:

1) В чем особенность русской философии XIX в.

2) Каковы основные направления русской культуры и философии, в частности.?

3) В чем состоит материализм русских революционных демократов XIXвека?

4) В чем сущность философии всеединства В.Соловьева

В. Соловьева?

5)Что такое эсхатология?

6) Кто представители русского космизма?

 

 

1. Тема:9 Феномен философии в казахской культуре.

Марксистская философия в контексте культуры XX века.

 

2. Цель – раскрыть основные черты казахской философии, которая, с момента своего появления и в настоящее время выступает как форма целостного, холистского мировоззрения, понимающего мир и человека как органическое единство духовного и материального, как единство человека и природы космоса. Космос рассматривается не столько средой, в которой живет человек, а внутренним миром человека. Это положение составило основу казахской национальной идеи, дошедшей до наших дней.

Показать триумф и трагедию философии Маркса и Энгельса в реалиях XX века. Восточный или советский марксизм развивался в направлении разработки проблем диалектики как логика и методологии научного познания. Однако партийный, классовый характер этого философии привел в конечном итоге к антигуманизму данной философии.

Западная марксистская философия развивалась как поливариантная, что позволило ей сохранить гуманистически, антропологический характер данной философии.

 

3. Тезисы лекции – показать этапы становления казахской философии. В 1тысячелетии до н.эры. существовала предфилософия протоказахов, для которой характерны такие черты, космосцентризм, открытость мира и человека друг други, отношение к миру и природе по принципу не навреди.

2 этап мусульманская философии (XIII-XVII вв). Представителями этой философии были Аль- Фараби и Кожа- Ахмет Яссауи. Большое развитие в это время получило поэтическое творчество, рассматривавшие философские проблемы в стихотворной форме.

3 этап - казахское просвещение которое приходится на XX веке, отличающееся отношением к разуму как онтологической категории. Это – Ч. Валиханов, Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев.

4 этап - XX-XXI век, который отличается становлением диалектического и исторического материализма в Советском Казахстане. В 60-70 годы XX в создается казахская школа диалектической логики (Ж. Абдильдин, А.Абашев, А. Нысанбаев и др.). С 90-х годов и по настоящее время уделяется внимание казахской философии.

Выделяют две разновидности марксисткой философии: восточную и западную. Восточная марксистская философия проходит этапы своего становления (с 20годов по XXI в.) имеет ярко выраженный партийный характер – материализм, мировоззрение рабочего класса. Достижением этого этапа было создание диалектики как логики и методологии научного познания. “трагедией” выступает антигуманизм данной философии.

Западная философия имела многовариантный характер, имелись направления, связанные с наукой (технологическое течение, историзм и др.) и гуманистические – философия, связанная с журналом “Праксис”, Фрейдо – Марксизм Э.Фромма

 

4. Иллюстрационный материал – используются схемы по этапам казахской философии, их характеристики. Схемы по эволюции марксистской философии в Советском Союзе, варианты западной марксистской философии.

5. Литература:

1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. – История философии. Алма- Ата 2007 г. ч.1.

2. Бегалинова К.К. Суфизм как религиозно- философская концепция мира и человека. Алматы 1999 г.гл.4.

3. Злобин В.И. Евразийская философия. Алматы 2001 г.

4. Диалектическая логика, в 5 томах. Алматы 1976 г. Под.ред. Абдильдина Ж.М.

6. Контрольные вопросы:

1. В чем специфика 1 этапа казахской философии.

2. Почему философия Абая и Шакарима называется философиеи просвещения?

3. Что такое диалектическая логика?

4. Что такое целостное мировоззрение?

5. Почему Аль-Фараби называют тюркским философом?

6. В чем состоит “триумф” марксистской философии?

7. В чем состоит “трагедия” марксистской философии

8. Как развивается марксистская философия в XXI веке?

9. Что такое Фрейдо- марксизм Э.Фромма?

10. Диалектика Маркса и современность.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 539 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2308 - | 2261 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.