ДРЕВНЯЯ (КИЕВСКАЯ) РУСЬ
(862 – 1132гг.)
1. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны.
2. Происхождение восточных славян.
3. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.
4. Основные этапы развития Киевской Руси.
5. Распад Киевской Руси.
История слово греческого происхождения, что в переводе означает повествование, рассказ. История – это наука, изучающая конкретный ход развития человеческого общества и его закономерности.
Хронология истории первобытного общества, т.е. самых древних людей, строится на археологической периодизации. Первой и самой длительной эпохой в истории человечества является каменный век (3 млн. – 2 тыс. лет до н.э.). На основании особенностей развития культуры каменный век делят на древний каменный век или палеолит (3 млн. – около 13 тыс. до н.э.) и новый каменный век – неолит (6 тыс. лет до н.э. – 2 тыс. лет до н.э.). Переходный период от палеолита к неолиту называется мезолитом (средний каменный век 13 – 7 тыс. до н.э.). Палеолит, как самый длительный период каменного века, в свою очередь, разделяют на ранний или нижний палеолит (3 млн. – 100 тыс. лет до н.э.), средний (100 -40 тыс. до н.э.) и поздний или верхний палеолит (40 – 13 тыс. до н.э.).
Каменный век – период существования ископаемого человека, эпоха первобытного общинного строя. Первой формой человеческой организации являлось «первобытное стадо» - этот период археологически соответствовал раннему или нижнему палеолиту. В нижнем палеолите жили предшественники современного человека – обезьянолюди: австралопитеки (южная обезьяна), питекантропы (обезьянолюди), синантропы (китайский человек). Палеолит охватывает жизнь на земле резко отличавшийся от современной. Это время динозавров, мамонтов и обезьянолюдей. Основное занятие палеолитического социума – коллективная охота и собирательство. Люди среднего палеолита – неандертальцы (название дано по месту первой находки части скелета в 1856 г. в рейнской долине Неандерталь близ Дюссельдорфа в Германии). В эту эпоху человек начинает добывать огонь искусственным путем – первое величайшее открытие древности. В верхнем палеолите появляется современного типа человек – («Homo sapiens»), пещерное жилище человека, т.е. оседлость людей. Верхний палеолит – время расцвета первобытного общества, социальный строй которого являлся матриархальным. Матриархат, что в переводе означает материнская власть, является второй, после «первобытного стада», основной эпохой в истории первобытного общинного строя и археологически соответствует верхнему палеолиту и неолиту. Ведущую роль в экономике и обществе играли женщины. Главенство женщины было связано с ее доминирующей хозяйственной и семейной ролью. Основой хозяйства являлось собирательство, охота, рыболовство, позднее из собирательства развилось мотыжное земледелие.
Согласно последним научным данным, центром антропогенеза, «родиной» человечества, является Центральная Африка (Танзания) и Юго-Восточная Азия (Индонезия). Первые человекоподобные существа появились 3 млн. назад.
На территории современной России первые стоянки первобытного человека обнаружены на Кавказе. Таким образом, Кавказ является древнейшим очагом человеческой цивилизации, главнейшим центром расселения раннего человечества на территории России. Древние кавкасионцы относились к неандертальскому типу общин эпохи среднего палеолита.
Первой известной археологической культурой на территории Руси являлась Трипольская культура III - начала II тысячелетия до н.э. эпохи неолита. Трипольская археологическая культура охватывала территорию Правобережной Украины. Земледельческо-скотоводческие племена Трипольской культуры жили матриархальным строем, т.е. при женском правлении. Трипольская культура сыграла большую роль в историческом развитии восточнославянских племен.
Первыми известными источникам племенами Восточной Европы были киммерийцы. В начале I тысячелетия до н.э. они населяли территорию Северного Причерноморья. По видимому, и в названии Крым (у украинцев Крим) прослеживается история Киммерии.
В VII в. до н.э. киммерийцев вытеснили скифы – ирано-язычные кочевые скотоводческие племена, пришлые с востока из-за Волги. Часть киммерийцев переселилась в южное черноморье (северо- восток современной Турции), часть, оставшаяся в горном Крыму явилась предками тавров. По имени этого древнего племени южнобережье Крыма получила греческое название Таврия, а горный массив Крыма и сейчас называется Таврическими горами.
10 веков задержались в Северном Причерноморье скифы (VII в. до н.э. – III в. н.э.). Скифы завоевали Кавказ, Сирию, Палестину, господствовали в Передней Азии. Страшной «карой человечеству» называет скифов Библия. В IV в. до н.э. в южном Поднепровье и в Крыму образовалось скифское государство - Скифия, просуществовавшая до второй половины III в. н.э. Скифы создали яркую и своеобразную культуру, хорошо известную нам как скифское искусство. Скифское золотое искусство является уникальным историческим памятником древности.
В VI-V вв. до н.э. началась «великая греческая колонизация» Северного Причерноморья. Возникли греческие города Ольвия, Феодосия, Пантикапей (современная Керчь), Херсонес, Танаис – в устье Дона (греки Дон называли Танаис), на Тамани – Фанагория (близ Темрюка Краснодарского края). Греческие города Северного Черноморья стали рабовладельческими полисами – государствами, центрами своеобразного варианта античности, в котором переплетались греческие и местные культуры.
В V в. до н.э. (около 480 г. до н.э.) на Керченском и Таманском полуостровах образовалась Боспория – первое государство на территории современной России. Боспория возникла в результате политического объединения греческих античных городов-колоний Феодосий, Фанагорий, Киммерий, Ахилий. Столицей государства являлся г. Пантикапей (Керчь). Наивысший расцвет Боспория достигла при династий Спартокидов в 4 в. до н.э., когда она охватывала полностью Керченский и Таманский п-ова, Восточное Приазовье, низовья Дона и Кубани. Главной отраслью экономики являлась торговля с греческой метрополией. Боспорское царство было главным экспортером хлеба и соленой рыбы в Афины. Самый известный период в истории Боспории – это скифское восстание Савмака в 107 г. до н.э. – первого восстания на постсоветском пространстве. Впервые раб стал царем Боспории. На рубеже н.э. Боспор был втянут в орбиту Римской империи.
В IV-II вв. до н.э. из поволжско-уральских степей в Причерноморье мигрируют кочевые скотоводческие племена сарматов. Сарматы завоевали земли скифов Северного Причерноморья. В I в. н.э. образовался сарматский союз племен – алан. Аланы доминировали на Северном Кавказе.
II-III вв. н.э. – период вторичного расцвета Боспорского царства, где ведущая роль в торговле принадлежала сарматам. Культура Боспории приобрела сарматский облик. В период «великого переселения народов» - тотального движения «варваров» против Римской империи наступил упадок экономики Боспории. В III-IV вв. господству сармат на юге Восточной Европы нанесли сильный удар гунны. Около 370 г. вторжение гуннов приводит к окончательной гибели Боспорского царства, и оно прекращает свое существование как античная цивилизация Крыма и Кавказа.
Это была эпоха «Великого переселения народов» (IV-VII вв.) – эпоха первого глобального мирового политического кризиса. Оно представляло собой процесс массового переселения множества германских, славянских, сарматских и гуннских племен на стареющий Рим. Перенаселение и земельная теснота, обусловившие великое переселение «варварских» (от греч.- не греки, чужие) народов, способствовало крушению Римской империи и образованию новых государств. Особой интенсивности «Великое переселение народов» достигло вследствие массового вторжения гуннов. Гунны – тюркоязычный народ, образовавшийся в III тыс. до н.э. в Джунгарии (современная китайская мусульманская провинция Синьцзян с центром Урумчи). Избыток населения заставило варваров Азии вторгаться в цивилизации Древнего мира. Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз достиг под предводительством Аттилы в V в. (434-453 гг.). При нем гуннская держава заняла огромную территорию от Волги до Рейна. После смерти Аттилы гуннская держава распалась. Впоследствии гунны исчезают как народ.
IV-V века в мировой истории отмечены рядом великих исторических событий. Римский император Константин (306-337 гг.) первым объявил христианство официальной религией империи (Миланский эдикт 313 г.). 11 мая 330 г. император торжественно объявил Византий новой столицей Римской империи. В 395 г. Рим окончательно разделился на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую) империи. В 476 г. вождь германских наёмников Рима Одоакр сверг с престола последнего западно-римского императора Ромула Августула и захватил власть в Италии. Этот год считается не только датой падения Западно-Римской империи, но и датой конца Древнего мира, датой начала Средневековья.
В VI в. впервые встречается термин «славяне», «скловены». С этого времени начинает складываться восточное славянство. Уместнее отметить, что это время образования первого, после падения Рима, крупного европейского государства - франкского королевства во главе с Хлодвигом Меровингским, завоевания северогерманскими племенами англосаксов Британии и, прежде всего, эпоха византийского императора Юстиниана (527-565 гг.), давшего миру знаменитый кодекс римского права – «Корпус юрис цивилис» и главную святыню православия – Софийский собор.
Древнейшее зафиксированное в письменных источниках наименование праславян – это венеды. Вплоть до позднего средневековья немцы называли славян венедами (Winden), а финны до сих пор именуют русских венедами (Wenaja). Наименование «скловены» встречается у крупнейшего византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского.
В IV-V вв. в днепровско-днестровском междуречье возник крупный союз племен антов. О происхождении термина «анты», можно рискнуть, сказав, что имя себе они дали от великого воина древности Аттилы. С этого времени начинается предыстория восточных славян, предыстория Древней России.
Праславяне относятся к первым векам нашей эры и связываются с именами венедов, антов и скловен, -с племенами, жившими за Карпатами европейской цивилизации.
Политическая история Руси начинается с IX века. 270 лет (862-1132гг.) существовала на карте мира крупнейшее государство Европы – Древняя Русь, первое русское государство, заложившее начало централизованной Московской Руси – Средневековой России - предыстории современной России.
Все древние цивилизации возникали в долинах рек и морских гаваней. Географический фактор стал определяющим в становлении первых цивилизации. Невозможно представить себе первую цивилизацию мира - Древний Египет без Нила, Китай без Хуанхэ и Янцзы, Индию без Инда и Ганга, Древнюю Грецию без моря, Рим был заложен на реке Тибр, Месопотамия – вторая мировая цивилизация, означала Междуречье (между Тигром и Евфратом).
Природа определила судьбу и древнерусской цивилизации. Восточно-европейская (Русская) равнина, являющаяся ядром современной России, со всех сторон объята лесами и реками. Лес согревал, одевал, обувал, давал питание, жилище, защищал. Все города и крепости России, в том числе Кремль, начинались с дерева. «Деревянная» Русь была лесо-речной страной. Речной массив России - самый крупный в мире. Восточнославянские племена раскинулись по берегам рек. Реки служили естественными границами между племенами, путями сообщения «дорогами» между городами. Возле рек строились города, создавались первые русские княжества. Реки защищали славян: все крупные полевые сражения в истории Руси происходили возле рек. Они заменяли им горы: без рек славяне, что горцы без гор. Реки соединяли Новгородский Север с Киевским Югом. По рекам проходил знаменитый торговый путь «Из Варяг в Греки» - главная водная «трасса» Руси, имевший государственное значение. Именно варяги-викинги и греки-византийцы дали Руси цивилизацию. От варяг появились князья и государственность, от греков – православие и письменность.
Однако, сама среда обитания, значительная отдаленность от античных цивилизации (римляне называли эту страну украиной (окраиной) мира, где царит холод и бедность), а также родоплеменной состав населения, межплеменная вражда, колонизация собственного населения, отсутствие славянских лидеров, соседство со степной Азией значительно задерживало развитие древнерусского общества. В то время, когда постримская Западная Европа жила в условиях феодальных государств, на Северо-Востоке континента только складывалось восточное славянство.
Основным источником изучения истории Древнерусского государства является знаменитая летопись «Повесть временных лет». В ней изложена первая концепция истории Древней Руси, автором которой считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор (XI-XII вв.). Первый русский историк задался вопросом: «Откуда есть пошла Русская земля». Нестор называет историческую прародину славян – Подунавье.
В результате «Великого переселения народов» этническое единство славян нарушается. Часть славян переселилась на восток и «сели по Днепру». Именно здесь в Поднепровье начинается восточное славянство и Киевская Русь.
Крупнейшими восточнославянскими племенами являлись поляне – жители полей, древляне – жители лесов. Они положили начало украинской нации. Далее, на территории современной Белоруссии жили дреговичи – болотные люди, полочане – часть кривичей, жившие по реке Полоть. На северо-востоке, в бассейне р. Оки, в будущей Московии расселились вятичи, названные по имени своего родоначальника легендарного Вятко. Вятичи дали начало русской нации. Северные славянские племена назвались своим именем – словены, впоследствии призвавшие варяг-викингов на Русь. 13 крупных восточнославянских племен раскинулись на огромных пространствах Восточно-Европейской (Русской) равнины. При освоении новых земель существовал принцип первозаселенности территории. Здесь не было завоевания одного племени другим.
Зеркалом дохристианской культуры восточных славян являлась т.н. тризна – поминальное пиршество языческих славян. Летопись сообщает, что жены следовали в могилу за мужьями. Языческие славяне поклонялись разным богам. Как и у многих народов языческой культуры, пантеон богов возглавлял бог молнии и грома, т.е. бог войны. У древних славян это был Перун.
В VII-VIII вв. – это время в мировой истории связано с деятельностью величайшего из людей и последним пророком на Земле Мухаммедом (570-632 гг.), Да приветствует его Аллах, появлением последней религии мира – ислама, созданием Арабского Халифата (661-1258 гг.) и начало исламизации Юга России – Северного Кавказа.
История российского государства начинается с 862 года. Три племени Севера – словены, кривичи и чудь, не видя возможности выхода из родоплеменной вражды и усобиц, призывают князей из неславянского рода для установления порядка («наряда»), т.е. государственности. Именно родовой эгоизм и племенная вражда становится главным фактором призвания инославянских князей. Призванные к славянам варяги стали называться «русью» («русые»).
Варяг (от сканд. Viking – король бухты) – это древнерусское и византийское название выходцев из Северной Европы – норманнов-викингов (норвежцев, датчан, шведов). Восточнославянские племена знали воинов Скандинавии как «морских разбойников», «варяг». На Западе они известны как викинги или норманны (северные люди). IX-XI вв. – это эпоха викингов. По древнескандинавским сказаниям – «сагам», в X в. викинги достигли восточного побережья Нового Света, который позже назвали Америкой. Об этих открытиях тогда не узнали в Европе. Возможно из-за неофициальности открытия, т.к. Европа не знала о «золотой Индии».
Викинги считали себя хозяевами Европы и морей. Как самый воинственный народ, викинги заложили начало многим европейским династиям, в том числе и российской.
Древнерусская летопись сообщает, что после обращения к варяжским князьям - конунгам в 862 г. в славяно-финские земли прибыли три брата: старший Рюрик «сел» у словен на Ладоге, ставший изначальным центром древнерусского государства, Синеус – в землях веси на Белоозере, Трувор – у кривичей в Изборске. После смерти братьев всю власть Северной (Новгородской) Руси принял Рюрик – родоначальник первых правителей России – династии Рюриковичей (862-1598 гг.).
На основании «Повести временных лет» о призвании варягов российские ученые-историки немецкого происхождения (Миллер, Байер и Шлецер) в середине XVIII в., в царствовании Елизаветы Петровны, создали норманнскую теорию происхождения Российского государства. Норманнская теория приобрела характер официальной, государственной концепции происхождения России. Это была первая историческая теория, положившая начало российской исторической науке. Согласно теории, основанной на исторической летописи, у истоков российской государственности стояли норманны – варяги, а их лидер Рюрик – основатель Древнерусского государства.
Эпоху Киевской Руси можно разделить на 5 этапов:
1) 862 – 882 гг. Начальный этап образования Древнерусского государства с центром в Новгороде – Северная (Новгородская) Русь;
2) 882 – 988 гг. Победа Севера над Югом с новым центром в Киеве. Начало Киевской Руси;
3) 988 – 1054 гг. Объединение русских земель. Княжение Владимира I Святого и Ярослава Мудрого – расцвет Киевской Руси;
4) 1054 – 1113 гг. Начало распада Киевской Руси;
5) 1113 – 1132 гг. Восстановление единой Киевской Руси – эпоха Владимира II Мономаха и Мстислава Мономаховича.
Вторым после Рюрика князем Руси стал норманн Олег (княжил в 879-912 гг.) – двоюродный брат и старший в роде Рюрика. Он управлял в Новгороде в малолетстве Рюрикова сына Игоря. С деятельностью Олега, прозванного «Вещим», т.е. предвидящим, связано объединение Новгорода и Киева в 882 г. в единую Киевскую Русь. Олег перенес резиденцию из Новгорода в Киев, сделав ее столицей – стольным градом Руси. Первым принял новый титул главы государства – «великого киевского князя», став основателем Киевской Руси. Олег подчинил Руси древлян, северян и радимичей. При Олеге Русь начала первую внешнюю войну. В 906 г. он совершил поход на богатейшую Византию и осадил Константинополь (который на Руси называли Царьградом). Получив от византийского императора Льва VI большой выкуп, Олег снял осаду и, по преданию, прибил свой щит на воротах столицы Византии. С нею же Олег заключил первый на Руси международный договор 911 г. «О мире и любви». В следующем году он умер от укуса змеи. Образ «вещего» Олега нашел отражение в творчестве А.С.Пушкина («Песнь о вещем Олеге»). Третьим варяжским великим князем Руси стал сын Рюрика Игорь (912-945 гг.). Он «прославился» возобновлением русско-византийских войн и насилием к древлянам.
В 945 г. во время повторного «полюдья» («ходить по людям»), т.е. сбора дани с подвластного населения Игорь был казнен возмущенными древлянами. Это было первое восстание на Руси. Великая княгиня Ольга (945-962 гг.) – жена Игоря беспощадно расправилась с древлянами: сожгла их город Коростень. Однако варяжская княгиня установила на подвластных территориях нормы уплаты дани – «уроки» и «уставы», а также места сбора дани – «погосты», что положило начало организованной системе налогообложения на Руси. В 957 г. Ольга во главе большой делегации совершает первый официальный визит в столицу Византии и возвращается на родину первой христианкой Руси.
Сын Игоря и Ольги Святослав «Дунайский» прославился своим воинством. Почти весь период десятилетнего княжения (962-972 гг.) он провел в походах со своей отборной дружиной и со своим знаменитым предупреждением «Иду на Вы». С его именем связана древняя болгарская крепость на правом берегу Дуная Доростол (современный г. Силистра), где в 971 г. происходила героическая оборона против византийцев. Оборона Доростола является первой славной страницей военной истории России. Именно тогда Святослав произнес свое легендарное «не посрамим же земли русской».
Святослав разгромил Хазарию в 965 г., покорил вятичей в 966 г. – предков современных русских, земли которых в XIV в. положили начало Великороссии. Первым начал управлять страной с помощью сыновей. Старшего сына Ярополка он оставил в Киеве, среднего Олега – у древлян, младшего Владимира, рожденного от рабыни и наложницы Малуши, отправил в Новгород. Однако главной целью Святослава являлось образование Великой славянской державы в Подунавье, а создание дунайской славянской империи невозможно было без победы над Византией. С этой целью Святослав предпринял два неудачных похода на Византию.
В 972 на пути в Киев, у Днепровских порог, во внезапной стычке с печенегами Святослав был убит. Из его черепа, хан по древнему степному обычаю сделал чащу, оковал ее золотом и пировал.
С гибелью Святослава киевский престол занял его старший сын Ярополк (972-980 гг.). При нем на Руси началась первая братоубийственная война. Все началось от древлян и все беды на Руси каким-то образом были связаны с этими «лесными» братьями славян (древляне – «жители лесов»). За нарушение границ охоты, по приказу древлянского князя Олега, сын ярополкова воеводы был убит. В результате похода Ярополка против древлян погиб и Олег. Получив известие о гибели брата, новгородский князь Владимир, собрав в Скандинавии варяжскую дружину, изгнал из своей «отчины» - Новгорода посадников Ярополка, двинулся на юг и без особого сопротивления киевлян вошел в город. Ярополк был убит в шатре Владимира. Началось княжение Владимира I Святославовича (980-1015 гг.) – первого великого деятеля Древней Руси, вошедшего в историю как «Великий», «Святой», «Креститель», «Красное Солнышко».Владимир совершил великий переворот в жизни древнерусского общества. В 988 г. Русь приняла христианство от Византии. Владимир объявил православную веру христианства государственной религией Руси.
Русь приняла крещение по причине христианизации всего славянства и больше была осведомлена о византийском православии. Для Руси Византия – богатейшее государство, богаче которой дружины рюриковичей не знали. Византия (395-1453 гг.) – государство восточной части Римской империи, оказавшее огромное культурное влияние на южных славян и Древнюю Русь. Первоначально Византий – древнегреческая колония на европейском берегу Босфора, основанная около 660 до н.э. Занятие пролива, соединяющего Черное и Средиземное моря, обеспечивало ей исключительно выгодное местоположение на границе Европы и Азии. В 330 г. Византий становится новой столицей Римской империи. В нее входили Греция, Македония, Фракия, Крым, Египет, Сирия и Малая Азия. Блестящее географическое положение Византии делало ее хозяином евроазиатской торговли. Торговля и промышленность, ставшие основой экономики Византии, обеспечивало ей, в отличие от Рима, павшей от варваров уже в 476 г., более чем тысячелетнее существование. Столица Византии - Константинополь стал центром средневековой роскоши и богатства. Крупнейшим земельным магнатом являлась церковь. Сила византийской христианской церкви выразилась не только в земельном богатстве, но и в распространении иконописи, так как иконы и реликвии привлекали в монастыри массы народа. Византийская иконопись, созданная на основе египетского погребального портрета, вызвала в стране столетнюю религиозную смуту, известную истории как иконоборчество (VIII-IX вв.). Иконы были запрещены императорской властью в VIII в. как «языческие идолы» и «изготовление дьявольского искусства». Однако борьба против культа икон и реликвии закончилась в середине IX в. торжеством православия, т.е. победою иконопочитания.
Формальным поводом, ускорившим крещение Владимира, а затем киевлян и всей Руси стала женитьба киевского князя на сестре византийского императора Василия II Болгаробойца, принцессе Анне. После крещения Владимир получил имя Василий в честь императора Византии. Следствием принятия христианства стало построение церквей (Десятинная, св. Василия) и распространение письменности. Первые митрополиты присылались из Константинополя. Самым первым митрополитом русской православной церкви (РПЦ) стал болгарин Михаил.
Княжение Владимира I – вершина расцвета Киевской Руси. Границы государства расширились от Прибалтики и Карпат до черноморских степей. Своих сыновей назначил наместниками Руси на племенные княжения. Владимир впервые начал строительство пограничной цепи городов на юге против основных врагов – кочевников-печенегов, которые у славян получили название татар. Ввел систему светового оповещения. Был организатором богатырских застав, о которых складывались легенды и былины, как о чудо-богатырях. Богатырями эпохи Владимира были Илья Муромец, Алеша Попович. Правление Владимира I оставило глубокий след в народной памяти, как время могущества единой Киевской Руси. С течением времени русская православная церковь объявила Владимира святым и равноапостольским.
Основной формой правления Древней Руси была княжеская монархия. Власть принадлежала великому киевскому князю, который был окружен дружиной – вооруженными силами Руси, живущими за счет походов и собирания дани. Князь был и правителем, и законодателем, и судьей. Управление страной осуществлялось при помощи удельных князей, бояр, посадников, тысяцких. Княжеский двор являлся административно-чиновничьим центром управления страной. Вся Русь считалась владением рода Рюриковичей. Господствовал родовой принцип престолонаследия. Старший в роде занимал «стол» в Киеве, остальные родственники по степени старшинства занимали другие города. Поэтому, частной поземельной собственности в Древней Руси не было. Родовой принцип престолонаследия часто нарушался, что приводило к братоубийственным войнам и усобицам. Междоусобная вражда происходила из-за земель, от отсутствия отчинного права в отдельных волостях, от стремления осиротелых князей-изгоев установить это право и от стремления старших князей установить свое семейное право владения землями Руси. Главная цель междоусобиц – установление права на старшинство, своего места в родовой иерархии. Именно междоусобицы привели к распаду Киевской Руси.
После смерти Владимира I началась вторая усобица на Руси. Власть наследовал приемный сын Владимира и родной сын убитого Ярополка, старший в роде Святополк (1015-1019 гг.). За убийство своих братьев и родных сыновей Владимира от византийской принцессы Анны Бориса и Глеба Святополка прозвали «Окаянным», т.е. проклятым. Борис и Глеб – первые святые русской православной церкви (XI в.). Войну убийце-грешнику вновь объявил Новгород в лице сына Владимира от Рогнеды Ярослава Мудрого. Ярослав, как и его отец, нанял варяг и после ожесточенных боев в 1019 г. занял Киев. Началось княжение выдающегося государственного деятеля Древней Руси Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). Однако Ярославу не сразу удалось восстановить единство Руси. После поражения от брата Мстислава Храброго – князя Тмутаракани (Тамань), Киевскую Русь братья разделили на две части: Левобережье Днепра отошло к Мстиславу, с резиденцией в Чернигове. Ярослав контролировал Правобережье и Новгород. В 1036 г. Мстислав Тмутараканский умер, и единство Руси было восстановлено.
Для установления порядка и законности на Руси Ярослав Мудрый ввел в действие первый свод законов Древней Руси – «Правду Роськую», более известную как «Русская Правда», т.е. «Русский Закон» (законы на Руси назывались правдами). Первая и единственная «конституция» Киевской Руси стала основой древнерусской юриспруденции до 1497 г., т.е. более 400 лет, когда на смену пришел первый общероссийский кодекс законов - «Судебник» Ивана III. «Русская Правда» большое внимание уделяет наказаниям за совершенные уголовные преступления, в основном убийства – это явление характеризовало Русь. «Правда» сохраняла принцип талиона (возмездия) в кровной мести, но это право получали лишь близкие родственники. Любое преступление носит название «обиды». Высшей мерой наказания являлся «поток и разграбление». Следующий вид наказания «вира», штраф за убийство. За убийство свободного человека назначалась одна «вира» равная 40 гривнам, свободной женщины – полувира, т.е. 20 гривен. За убийство холопа – 12 гривен. Определялся правовой статус населения Киевской Руси. Верхний социальный слой – великий князь, удельные князья, бояре, дети боярские. Основная масса населения крестьяне земледельцы – смерды и посадские – городское торгово-промышленное население. Крепостного права в Киевской Руси не было. Бесправным субъектом права являлся холоп. Его личность не защищалась законом. Наиболее распространенным источником холопства был плен.
При Ярославе Мудром получили распространение династические браки. В XI-XII вв. на европейских престолах сидели династические родственники. Французский король Генрих I был женат на дочери Ярослава Анне. Сын Анны король Франции Людовик Толстый был двоюродным братом Владимира II Мономаха. Другая дочь Ярослава вышла замуж за бывшего морского викинга, норманнского короля Харальда III. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля.
Во внешнеполитической деятельности Ярослав в 1036 г. под Киевом нанес окончательное поражение главному врагу Руси – печенегам. Нападениям печенегов он положил конец. На месте победы Ярослав заложил знаменитый Софийский Собор, являющийся главной достопримечательностью современного Киева. При Ярославе в 1043-1046 гг. произошло последнее враждебное военное столкновение с Византией. Знаком возобновления мира был брак любимого сына Ярослава князя Всеволода на дочери византийского императора Константина IX Мономаха Марии – матери третьего великого деятеля Древней Руси – Владимира II Мономаха. Ярослав Мудрый назначил митрополитом РПЦ первого русского монаха Иллариона – основателя Киево-Печерского (печера – пещера) монастыря, - место, где писалась первая русская история. Ярослав Мудрый был глубоко набожным представителем нового поколения грамотных христиан, способствовал распространению письменности и летописи. С его смертью в 1054 г.(похоронен в Софийском соборе Киева) кончилась целая эпоха варяжского княжения на Руси. В том же году, в результате острого конфликта между римским папой и византийским патриархом за лидерство, произошло окончательное разделение церквей на римскую католическую (т.е. «главную», «всемирную») и византийскую православную (т.е. «правильно славящую Бога»). С этого времени обе направления в христианстве непримиримы.
На Руси наступила эпоха Ярославичей (1054-1132 гг.) – период братоубийственных войн и усобиц внуков и правнуков Ярослава Мудрого, завершившийся распадом первого русского государства.
В тот период европейские государи смотрели на свои государства как на общесемейную собственность. Умирая, они передавали страну не столько одному наследнику, сколько делили ее между всеми. Служебные – вассальные отношения на родню не распространялись. Каждый Рюрикович, например, считал себя князем Руси. В таких условиях, типичным европейским и русским феодальным конфликтом были междоусобицы дядей и племянников. Младший брат умершего государя пытался занять трон, этому противодействовали сыновья покойного. От этих войн страдало в основном мирное население. Единственный институт, способный остановить кровопролитие была церковь. Европейскую излишнюю удаль и рыцарскую воинственность молодежи направил в нужное русло римский папа Урбан II. В 1095 г. на Клермонском соборе, он призвал христиан-католиков к общеевропейскому крестовому походу в Палестину, с целью «освобождения Гроба Господня» от мусульман. Русь поддержала католическую инициативу, но официально в крестовых походах не участвовала. Причем, в последующем сама вынуждена была защитить православие от крестовых акции в «Ледовом побоище» 1242 г.
Ярослав Мудрый оставил престол старшему сыну Изяславу (1054-1073 гг.). Изяслав Ярославич участвовал вместе с братьями Святославом Черниговским и Всеволодом Переяславским в составлении новых законов – т.н. «Правды Ярославичей». В период его правления у Руси появился новый враг – половцы (кыпчаки). В 1068 г. Изяслав, Святослав и Всеволод потерпели при первом же столкновении поражение от половцев. После их бегства, несколько месяцев в Киеве княжил Всеслав Полоцкий – внучатый племянник Ярослава Мудрого. С возвращением Изяслава с польской ратью в Киев, власть была восстановлена. Однако и он в 1073 г. пал в усобице, вторично был изгнан из Киева братьями. Началось княжение Святослава Ярославича Черниговского, который через три года в 1076 г. внезапно умер. Власть принял любимец Ярослава Мудрого Всеволод Переяславский (1076-1093 гг.). Его сын Владимир Мономах получил в княжение Чернигов. Братоубийственные усобицы при сыновьях Ярослава Мудрого ужесточились при внуках и правнуках.
После смерти последнего из сыновей Ярослава Всеволода в 1093 г. борьбу за киевский престол начали три двоюродных брата – внуки Ярослава: Святополк Изяславич (номинальный киевский князь 1093-1113 гг.), Олег Святославич и Владимир Всеволодович Мономах. В том же году половцы нанесли сокрушительный удар дружинам Святополка и Владимира. Олег Тмутараканский изменил братьям в союзе с половцами. Это было первое и последнее поражение Мономаха. Олег возвратился в свое родовое гнездо – Чернигов, вытеснив Мономаха. Владимир Всеволодович обосновался в Переяславском княжестве, которое подверглось наиболее ожесточенным набегам половцев.
Владимир Мономах первым выступил с инициативой проведения съезда князей рюриковичей для умиротворения Руси и создания антиполовецкой коалиции. В 1097 г. впервые в русской истории князья рюрикова рода, внуки и правнуки Ярослава Мудрого – праправнука Рюрика, встретились в г. Любече на Днепре для установления мира на Руси. На форуме присутствовало 6 князей. Святополк Изяславич, как старший в роде сохранил Киев и титул великого князя; Владимир Мономах – Переяславское княжество, Ростово-Суздальскую землю – будущее Владимиро-Суздальское княжество, положившее начало Московской Руси; Олег Святославич (с братом Давидом) – Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань; Давид Игоревич – Владимир-Волынский с Луцком; Василька Ростиславич – Перемышль. Двоюродные и троюродные братья, дяди и племянники дали крестоцеловальную клятву, что «каждый держит отчину свою», т.е. был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов. Каждый удел превращался в государство в государстве. Первый съезд русских князей осудил междукняжеские войны из-за уделов и обязал воевать только против «поганых», т.е. половцев. Едва князья разъехались, как в Киеве двоюродные братья (Давид Игоревич с согласия Святополка) ослепили своего двоюродного племянника Василька Ростиславича – правнука Ярослава Мудрого. Этот акт вероломства и жестокости показал, что не клятвы князей умиротворяют Русь: там, где нет сильной власти, - там не может быть и прочного мира.
В годы киевского княжения Святополка Изяславича самым популярным князем на Руси являлся его двоюродный брат Владимир Мономах, получившего имя «братолюбца». После Долобского съезда 1103 г. (возле Киева) Владимир Мономах стал вдохновителем и руководителем крестовых походов против половцев 1103,1107 и 1111 гг. Его царственное происхождение по матери – дочери византийского императора Мономаха, давало ему дополнительный имидж. В начале 1113 г. в Киеве видели солнечное затмение и в том же году Святополк умер. Началось княжение Владимира II Мономаха (1113-1125 гг.). Он восстановил и укрепил единодержавную власть киевского князя как сюзерена удельных князей-вассалов и завещал Киев своим сыновьям помимо братьев, закрепив его, таким образом, за своим родом. Как законодатель Мономах дополнил статьи «Русской Правды», введением «Устава Владимира Мономаха», в котором были заложены новые основы государственного развития, ограничившие как произвол княжеской власти, так и своеволие знати. Это гарантировало относительное бесконфликтное социальное развитие Руси. Владимир Мономах, руководивший антиполовецкими войнами до великого княжения, став во главе государства умиротворил Русь и установил социальный мир. О своей жизни и реформаторстве Мономах говорит в знаменитой исповеди «Поучение», где он выступает как миротворец Руси. Первый князь-долгожитель Руси умер на 72 году жизни. По сведениям летописи, вся Русь оплакивала его смерть. После смерти Владимира Мономаха на киевский престол вступил его старший сын Мстислав (1125-1132 гг.) – последний великий князь единодержавной Руси. В годы его княжения был сохранен социальный мир и единство Руси. В 1132 г. со смертью Мстислава Мономаховича начался окончательный распад Киевской Руси. Страна вступила в новый исторический этап – период феодальной раздробленности (1132-1462 гг.).
330 лет Русь находилась в состоянии политической раздробленности и отсутствия единого государства. Это эпоха охватывает время от кончины Мстислава 1132 г. до начала великого московского княжения Ивана III 1462 г. Все началось с усобиц в самой семье знаменитого Мономаха. Попытка нового киевского князя Ярополка – брата покойного Мстислава Мономаховича, отдать Переяславль Всеволоду Мстиславичу, встретила сопротивление другого брата Ярополка Юрия Мономаховича Ростовского, который вошел в историю России не только как основатель Москвы, но и как основной смутьян Руси середины XII в. Юрий «Долгорукий». (В 1954 г. в столице ему установлен памятник, как «основателю Москвы»). Ссорой Мономаховичей воспользовались их племянники, сыновья Олега Святославича (внука Ярослава Мудрого) – черниговские князья, претендовавшие на старший стол в Киеве. Началась борьба за власть, борьба между Мономаховичами и Ольговичами, поочередно княжившими в Киеве.
С распадом Киевской Руси в XII в. образовалось 12 самостоятельных государств – княжеств, из которых выделялись три различных геополитических центра, с тремя моделями развития страны: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынская земля и Великий Новгород. В Новгороде и Пскове господствовала вечевая форма правления феодальной республики. В Галиче доминировала власть боярской аристократии. Во Владимире – великокняжеская монархия.
Со второй четверти XII в. открывается вторая глава Русской истории. Новым политическим центром страны становится Северо-Восток Руси – Владимиро-Суздальское княжество. Первоначальное название княжества – Ростово-Суздальская земля, с центром в Ростове. Княжество занимало территории междуречья Оки и Волги, достигавшее на севере Белоозера и Великий Устюг, который позже станет родиной русского Деда Мороза. Почти весь регион был занят основными жителями края – финно-угорским племенем меря. Колонизация окско-волжского междуречья славянским племенем вятичей в VIII-IX вв. и усилившаяся в последующие века, привели к славянизации края и формированию впоследствии русского народа. Ростово-Суздальская земля не знала иноземных нашествии и считалась самым спокойным регионом Руси. Во времена Владимира I Крестителя здесь княжили его сыновья, святые Борис и Глеб. При Владимире II Мономахе, основателе будущей столицы княжества г. Владимира, Ростово-Суздальская земля стала «отчиной» Мономаховичей. Родоначальником собственной династической линии во Владимиро-Суздальском княжестве стал младший сын Мономаха Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.). Он перенес столицу княжества в Суздаль. Главным направлением его политической деятельности было стремление на юг, борьба за Киев и овладение великокняжеским престолом, за что получил прозвище «Долгая рука». Юрий Суздальский три раза княжил в Киеве. В 1147 г. состоялась встреча Юрия Долгорукого с племянником новгород-северским князем Святославом Ольговичем в поселении Москва. Это год первого упоминания в летописи о Москве считается датой ее основания. После смерти Юрия Долгорукого его завоевания на юге были ликвидированы. Сын и преемник Долгорукого Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) сделал г. Владимир новой столицей княжества. Ростово-Суздальская земля переименовалась во Владимиро-Суздальское княжество. В 10 км. от столицы была сооружена княжеская резиденция – белокаменный замок Боголюбово (отсюда и прозвище – «Боголюбский»). Владимирский князь продолжил политический курс отца на гегемонию княжества в Руси. В 1169 г. Андрей Боголюбский впервые в русской истории захватил Киев штурмом «на шит», разграбил и опустошил стареющую столицу. Он не остался княжить в Киеве, считая новым центром Руси Владимир, объявил своих родственников – удельных князей вассалами – «подручниками». Деятельность Андрея Юрьевича была сосредоточена не на завоевательной политике, а на внутреннем управлении своей землей. При нем, во Владимирском княжестве формируется новый военно-служилый слой преданных князю младших дружинников, получавших от него в условное владение земли – «дворяне», будущая элита Российской империи. Для этой социальной группы феодалов характерны следующие черты правового положения: 1) несение военной службы князю; 2) наделение их князем за службу землями и правом найма крестьян – смердов; 3) условный характер держания земли. Право дворянина на пожалованную землю терялось в случае прекращения службы. У дворян, в отличие от бояр отсутствовало право свободного перехода от одного князя к другому.
Чтобы поднять значение Владимира, Андрей Боголюбский выстроил богатые храмы, Успенский собор, привез «чудотворную» Владимирскую икону богоматери, привлекавшую народ. Создав ряд церковно-политических мифов о христианизации края и основании г. Владимира «святым» Владимиром, пытался организовать независимую от Киева владимирскую митрополию. Провал в борьбе за митрополию, недовольство местной боярской знати «самовластьем» предопределила гибель Андрея Боголюбского: он пал жертвой боярского заговора, к которому был причастен владетель московских земель боярин Кучка (некоторые ученые-историки считают именно Кучку основателем Москвы, а не Юрия Долгорукого). Следующий шаг к централизации Северо-Восточной Руси был сделан в период княжения брата Андрея Боголюбского и сына Юрия Долгорукого Всеволода II Большое гнездо (1177-1212 гг.). Его многолетнее княжение отмечено не только размножением семейства, на что указывала прозвище «Большое Гнездо» (он имел 8 сыновей и 8 внуков, не считая женского пола), но и прежде всего Владимиро-Суздальское княжество становится самым сильным и могущественным во всей Русской земле. Общерусский авторитет Всеволода II отражен в знаменитом «Слове о полку Игореве», где он представлен единственным сильным правителем, способным «поблюсти» «злат стол» Киев от половецкой угрозы. По своему государственному строю Владимирская земля представляла феодальную княжескую монархию. Князь был носителем верховной власти. Княжеская власть осуществлялась дружиной, состояла из бояр, детей боярских и княжеских слуг. Дружине принадлежало руководящее положение в гражданском и военном управлении. Законодательной основой Владимиро-Суздальского княжества была система права Древней Руси – «Русская Правда». В 1238 г. орды монголов разгромили княжество. На смену Владимирской Руси в XIV пришла Русь Московская.
Распад Руси на отдельные государства был закономерным этапом на пути к будущей централизации страны вокруг Московии. Однако этот процесс замедлился. На Русь надвинулся самый страшный и мощный враг за всю средневековую историю – монгольские орды.
Великие князья Древней Руси (862 – 1132 гг.).
1. Рюрик (годы княжения 862-879) - варяг – основатель Древнерусского государства.
2. Олег «Вещий» (879-912) - двоюродный брат Рюрика. Первый великий киевский князь.
3. Игорь «Древлянский» (912-945) - сын Рюрика. Первое восстание на Руси.
4. Ольга (в крещении – Елена) (945-962) - жена Игоря. Первая крещенная на Руси.
5. Святослав «Дунайский» (962-972) - сын Игоря и Ольги.
6. Ярополк (972-980) - старший сын Святослава. Первая усобица на Руси.
7. Владимир I Святой (980-1015) – сын Святослава. Креститель Руси.
8. Святополк «Окаянный» (1015-1019) – приемный сын Владимира I, сын Ярополка. Вторая усобица на Руси. Убийца Бориса и Глеба – первых святых русской церкви.
9. Ярослав Мудрый (1019-1054) – сын Владимира I. Первый законодатель Руси.
10. Изяслав (1054-1073) – старший сын Ярослава Мудрого. Третья усобица на Руси. Изгнан братьями из Киева.
11. Всеслав Полоцкий (1068) – внучатый племянник Ярослава Мудрого.
12. Святослав Черниговский (1073-1076) – сын Ярослава Мудрого.
13. Всеволод I Переяславский (1076-1093) – сын Ярослава Мудрого.
14. Святополк Изяславич (1093-1113) – внук Ярослава Мудрого.
15. Владимир II Мономах (1113-1125) – сын Всеволода I. Первый миротворец Руси.
16. Мстислав Мономахович (1125-1132) – сын Владимира II Мономаха.
Рекомендуемая литература по истории России.
Учебники и хрестоматии
Древняя Русь.
История СССР с древнейших времен до конца ХVIII в. Под ред. акад. Б.А.Рыбакова. М.,1983.
История России с древнейших времен до конца ХVII в. Отв. ред. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев. М., 1960.
История России с начала ХVIII до конца ХIХ в. Отв. ред. А.Н.Сахаров. М., 1996.
История России с древнейших времен до 1861 г. Отв. Ред. Н.И.Павленко. М., 1996.
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца ХV в. Под. Ред. М.Н. Тихомирова. М., 1960.
Хрестоматия по истории СССР. ХVIII век. Под ред. Л.Г.Бескровного, Б.Б.Кафенгауза. М., 1963.
Хрестоматия по истории СССР. ХVI-ХVII вв. Под ред. А.А.Зимина. М., 1962.
Раздел I. Народы и древнейшие государства
на территории нашей страны.
Источники
Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.
Иордан. О происхождении и деяниях готов. М., 1960.
Материалы по истории СССР. Для семинарских и практических занятий. Вып. I, II.
Древнейшие народы и государства на территории СССР. Сост. А.Д. Горский, Н.С. Борисов. М., 1985, 1987 гг.
Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953.
Повесть временных лет: М-Л., 1950. Ч. 1-2
Памятники русского права. Вып. 1. М., 1953 г.
Прокопий из Кесари. Война с готами. М., 1950.
Литература
Алексеев Л.В. Полоцкая земля. М., 1966.
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993 г.
Введение христианства на Руси. М., 1987.
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХII-ХV вв. В 2тт. М., 1961-1962 гг.
Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1989.
Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.
Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950.
Зимин А.А. Холопы на Руси: с древнейших времен до конца ХV в. М., 1973.
История культуры Древней Руси. Т.1-2. М.-Л., 1948-1951.
Новосельцев А.П., Пашуто В.Т. Черепнин Л.В. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.
Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985 г.
Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
Очерки истории СССР. Период феодализма. IХ-ХV вв. В 2-х тт. ч 1. М., 1953.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII вв. М., 1982.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987 г.
Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1978.
Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1991 г.
Свердлов М.Я. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке. СПб., 1996.
Тихомиров М.Н. Крестьянские и городские восстания на Руси. М., 1955.
Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.
Янин В.Л. Новгородская феодальная вотчина. М., 1981.
Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962.
Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в ХII-ХIII вв. Л., 1978.
Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1977.
Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.
Шапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси Х-ХIII вв. М., 1989.
Литература
Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985.
Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985.
Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен до ХХ в. М., 1996.
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
Очерки истории культуры славян. М., 1996. Ч.1.
Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М.. 1981.
Седов В.В. Восточные славяне в VI-ХIII вв. М., 1982.