Еще в глубокой древности мыслители исходили из таких представлений о мире, как противоположности, противоположности покоящегося и изменяющегося. В своей простой форме диалектика, как учение о развитии природы, зародилась еще в древности. Гераклит заслуженно считается первым диалектиком, указал на взаимодействие противоположностей и всеобщую смену явлений, которыми он объяснял все изменения в природе. Гераклит утвердил принцип всеобщности и неотвратимости изменения всего, это пояснял известным примером о том, что в одну и ту же воду реки нельзя войти дважды. Взаимодействие противоположностей Гераклит называл всеобщим логосом (законом). Но поскольку космос мыслился как завершенный и единый, то противоположности мыслились воплощающимися друг в друге (огонь в воздухе, воздух в воде, вода в земле, и обратно; хотя и эти преобразования были известны до Гераклита), движение мыслилось по кругу, без порождения чего-либо нового..
Первое гносеологическое понимание диалектики сводилось к методу философствования Сократа
Первая диалектика – это диалектика Платона.
Платон определил исключительную, нерациональную форму мышления, в которой самодвижение мысли организуется тождественными и взаимно определенными идеями. Главное в таком мышлении – это движение вслед за истиной.
Диалектику Платон представлял как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. Платон определяет диалектику как искусство сочетания родов и как очищенную от образов мысль.
В диалектике Платона различаются положительный и отрицательный моменты. А так как Платон понимает диалектику как положительную, то его метод становится двухстадийным: сначала происходит восхождение от низших понятий к высшим, а потом осуществляется нисхождение к низшим понятиям, определение видов, что Платон связывает с проверкой гипотез. Диалектический метод, согласно Платону, возводит предположения к самому началу для того, чтобы потом утвердить их.
Заслугой Платона было установление того, что общие определения имеют своим предметом не постоянно изменяющиеся чувственные вещи, а нечто другое – идеи, в приобщении к которым существует все множество вещей.
И хотя диалектикой Платона была обоснована необходимость и достаточность категорий для построения общей картины мира, но эти категории надо (было) еще раскрыть, выстроить в систему, позволяющую не только увидеть картину мира, но и понять его. Аристотель рассматривал понятия в их взаимосвязи, характеризовал категории как переходящие друг в друга, что позволило ему формализовать отношения категорий и заложить основы формальной логики. Аристотель впервые поставил проблему изменения, как проблему развития, т.е. диалектика Аристотеля была существенна в изучении причин порождения вещей. По Аристотелю, развитие есть такое изменение, в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему, но при этом утверждалось, что развитие порождается активностью присущей вещам формы.
Вопрос о зачинании диалектического познания поставил И. Кант. Кант отвел диалектике более высокое место; Кант он освободил диалектику от видимости произвола (в частности, понимания как диалога). В философии Канта диалектика относится уже не объектам и к предметам, а к познанию.
Развернутую систему диалектики создал Гегель.
С философии Гегеля начинается диалектическая философия.
Однако особое значение для диалектического познания имела фил. марксизма.
Теперь диалектическая философия со всей неизбежностью актуализируется сызнова: 1) но уже на новом, более высоком уровне – на уровне феноменологий идеи, 2) как всегда, в исторических перипетиях и, главное, 3) в борьбе за право людей быть в духе и получить возможность понять, что есть спасение: сегодня актуализируется современная диалектическая философия.