Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вклад элеатов в развитие философии. Роль философии в развитии частных наук

Вопрос.

Роль философии в развитии частных наук.

Определение предмета частной науки (со времени Аристотеля все науки, кроме философии, называют частными). Предмет частной науки – система специфических преимущественного для нее объекта познания. Древние мыслители полагали, что философия изучает мир в целом, а другие науки изучают только части этого мира. Такая характеристика философии сопровождалась разъяснением, будто философия – наука наук, а другие – ее рабыни. Такой взгляд на философию, несмотря на преувеличение ее роли, продержался в течение десятилетий, служа могучим ускорителем всей науки. Вопрос о различии понятий «объект научного познания» и «объект науки»встает снова, так как в настоящее время один и тот же объект познания изучают многие науки, но каждая – исследует этот объект в плане своего предмета. По мере развития нашего знания, уточняются наши представления и об объекте познания, и о предмете науки. Но в литературе пока не пришли к четкому пониманию сказанного. Обычно путают объект познания с предметом науки, а предмет науки – с багажом наших знаний о нем.

В целом, существует множество форм взаимосвязи философии с другими науками. Однако, основной формой взаимодействия с другими науками является взаимосвязь с помощью каждого конкретного объекта. Сущность объекта – неразрывное единство двух сторон – всеобщей и специфической. Лишь неразрывное единство этих сторон позволяет понять взаимосвязь с другими науками. На протяжении всей истории познания наблюдаются две противоположные тенденции в понимании взаимосвязи философии с другими науками. Согласно одной из них, философия неразрывно связана с другими науками. Эта связь была преувеличена в сторону философии, которая была объявлена наукой наук. Согласно другой – философия оторвана от других наук и занимается проблемами, которые не имеют значения для жизни людей.

 

Вопрос.

Зарождение европейской философии в Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, пифагорейский союз).

Миле́тская школа — философская школа, основанная Фалесом в Милете (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни).

Философисты милетской школы:

• выступали с материалистических позиций;

• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

• искали первоначало - субстанцию, из кот. возник окружающий мир.

 

Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.). Он принадлежал к царскому роду. Гордый, сумрачный, нелюдимый. Первоначалом всего сущего считал огонь;

• Вывел закон единства и борьбы противоположностей. Считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды)"

 

Пифагорейский союз (около 532г.).

Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

• считали единицу мельчайшей частицей всего;

 

Вопрос.

Атомизм Демокрита.

Демокрит родился около 470-469 г. до н.э

Основу философских размышлений Демокрита составляет идея атомизма, которая в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре и которая, как полагают историки, была воспринята Демокритом от его учителя Левкиппа.

Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другое гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота — между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо свойства неделимости атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно. Они различаются друг от друга по четырем признакам: 1) по форме, 2) по величине, 3) по порядку и 4) по положению.

Атомизм Левкиппа-Демокрита не получил надлежащей оценки, между тем как он составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества. В отличие от всех выдвигавшихся до сих пор идей первоначала, идея атома содержит в себе, кроме всего прочего, принцип предела делимости материи: атом мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный вещественный элемент сущего.

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

• весь материальный мир состоит из атомов;

• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

Вопрос.

Вклад элеатов в развитие философии.

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид. Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое;

• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

Основателем элейской школы был Парменид из Элеи (ок.540-470 гг. до нашей эры).

Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. По Пармениду, не-сущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться.

Одним из наиболее ярких учеников Парменида был Зенон (род. ок. 460 г. до нашей эры).

В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер.

Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.

 

К числу видных мыслителей элейской школы принадлежит и Мелисс с острова Самос (род. ок. 440 г. до нашей эры).

Мелисс полагал, что мир “не был сотворен” и не имеет конца. Бытие, согласно его представлениям, является не только единым и неограниченным во времени и пространстве, но и метафизически неизменным.

В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Места проведения измерений | Трасант - це особа, яка... 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1712 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2402 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.