Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Межрелигиозные отношения в современной России




 

Религиозное пространство современной России представляет собой достаточно пеструю и структурно сложную картину, что является результатом ее многовекового исторического развития как многонационального государства, одного из важнейших центров цивилизационного взаимодействия Запада и Востока. Количество религиозных направлений в стране сегодня достигает нескольких десятков с числом последователей от миллионов, сотен или десятков тысяч до нескольких сот человек. Участниками межрелигиозных отношений выступают: на низовом уровне – рядовые верующие; на среднем – духовенство (религиозные служители), а также религиозный актив из мирян; на высшем – духовно-административные органы управления религиозных организаций и их ответственные представители.

Очевидно, что с точки зрения интересов общества, его политической стабильности наиболее существенным является то, насколько конструктивно решаются вопросы взаимодействия, сотрудничества религиозных объединений во внерелигиозной, социальной сфере, а также их отношений с государством.

На характер реально складывающихся сегодня межрелигиозных (межконфесиональных) отношений влияют: историческая память, т.е. прошлый опыт их отношений; гармоничность, конкуренция или конфликт их интересов; вероисповедная политика государства; стремление политических партий разыграть «религиозную карту» для достижения своих целей.

Ведущую роль в межрелигиозных отношениях играет Русская Православная Церковь: ее иерархия и духовенство задают основные векторы этих отношений и от них, главным образом, исходят «силовые линии» к остальным участникам.

В настоящее время межрелигиозные отношения в России имеют значительный потенциал для корректного, бесконфликтного развития. Для этого существует ряд объективных предпосылок. Во-первых, у православных, мусульман, иудаистов и буддистов отсутствует почва для доктринальных разногласий, поскольку каждая из этих религий восходит к собственному источнику вероучения. Во-вторых, каждая из этих религий имеет традиционную национально-культурную среду бытования, поэтому их адептам не свойственны установки на привлечение в свои ряды последователей других религий. В-третьих, присущая им общность основных этических ценностей благоприятствует взаимопониманию их приверженцев, обеспечивает предпосылки к взаимодействию и сотрудничеству в социально-гуманитарной сфере. В-четвертых, их сближают общие интересы и озабоченность общими проблемами. Среди них – содействие сохранению межнационального мира и согласия в многонациональной стране; противостояние угрозам национально-культурной самобытности народов, нивелирующим последствия процессов глобализации, экспансии массовой культуры; защита своих приверженцев от экспансии чуждых им религиозных движений.

Поскольку в России самой массовой религией является христианство, то, естественно, отношения между последователями его основных направлений во многом определяют общую картину религиозной жизни и оказывают существенное влияния на духовно-нравственную атмосферу в обществе. Так, при единстве источника вероучений – Библии и веры в Иисуса Христа как Сына Божия и Спасителя их разделяют в большей или меньшей степени различия в догматических постулатах, богослужебно-культовой практике, в нормах организации религиозной жизни; сказывается также влияние опыта прошлого в их отношениях.

Одним из основных факторов, осложняющих эти отношения сегодня, является конкуренция интересов в вопросах сохранения влияния и умножения паствы, т.е. проблема прозелитизма. В принципе прозелитизм отвергают представители всех основных христианских Церквей и религиозных объединений, но при этом они по-разному толкуют его содержание. Протестанты и католики под прозелитизмом понимают прямое воздействие на человека иной веры с целью склонить его в пользу своего исповедания, прибегая в том числе к различным способам морально-психологического давления, обмана и подкупа. Православные же называют прозелитизмом всякую миссионерскую деятельность представителей любого вероисповедания, которая выходит за пределы их собственных общин. В Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию говорится, что Церковь признает за инославными христианами лишь «право на свидетельство и религиозное образование среди групп населения, традиционно к ним принадлежащих».

Камнем преткновения в православно-католических отношениях является создание и развитие Ватиканом управленческих структур на «канонической территории» РПЦ, завершившееся в 2002 г. превращением их в полноценные епархии (Московский Патриархат расценил эти действия Папского престола как недружественный акт и прервал с ним официальные отношения).

Открытый конфликт, длившийся два года, был улажен специально созданной совместной рабочей группой, рассмотревшей существующие между Церквами проблемы: католическая сторона признала «отдельные случаи перегибов», которые, впрочем, были отнесены на счет некоторых «ретивых» католических священников.

Приход на Папский престол Бенедикта XVI, его сдержанно-примирительная риторика подали надежду на возможность улучшения отношений между Ватиканом и Московским Патриархатом. Предметом оживленного диалога между ними в последние годы являются актуальные для Европы и всего мира проблемы безопасности, свободы и достоинства человека, сохранения христианских ценностей в секулярном обществе и т.д.

Представители католического клира в России стремятся внести свой вклад в восстановление и развитие отношений с РПЦ. В частности, они высказывают поддержку ее стремлению расширить и усилить свое участие в различных сферах общественной жизни страны. Разумеется, в этом есть и корыстная сторона – расчет на то, что со временем и они получат возможность войти в эти сферы (например, капелланы в Российской армии).

В общей структуре конфессиональных отношений в современном российском обществе растет значение православно-протестантских отношений. Это обусловлено неуклонным увеличением количества последователей протестантизма и протестантских религиозных организаций, ростом социальной активности и амбиций протестантов, усилением скоординированного взаимодействия протестантских союзов. Последнее нашло свое выражение, в частности, в образовании в 2002 г. Консультативного совета глав протестантских церквей России. Идейной платформой такого взаимодействия служит принятый ими в 2004 г. Документ – «Социальная позиция протестантских церквей в России». В регионах страны (в Удмуртии, Красноярском и Пермском краях, в Ростовской, Свердловской областях и др.) создаются межденоминационные пасторские советы.

Лидеры протестантских церквей заявляют об открытости к диалогу и практическому взаимодействию с другими конфессиями в вопросах защиты религиозной свободы, нравственного оздоровления общества и социального служения. Естественно, что партнером в таких отношениях они хотели бы иметь прежде всего Русскую Православную Церковь, однако основной проблемой, осложняющей развитие подобных отношений, является протестантский прозелитизм на канонической территории РПЦ (для протестантов в их миссионерской деятельности не существует ни национальных, ни конфессиональных границ).

Настороженное, а порой и негативное отношение в православной среде к протестантам и католикам объясняется, кроме того, исторически укорененным отношением к Западу как источнику различных угроз, как обществу бездуховности и порока. К тому же в силу исторических обстоятельств католический клир в России на 85–90% состоит из иностранных граждан. В немалой степени усилению такого рода настроений способствовало «нашествие» в нашу страну в начале 90-х гг. XX в. сотен, если не тысяч иностранных миссионеров.

Сдерживающим фактором развития межрелигиозных отношений является также и то, что РПЦ, будучи самой массовой и пользующейся высоким доверием в обществе религиозной организацией, располагая всесторонней поддержкой государственной власти, не испытывает внутренней потребности в развитии таких отношений. Значительная часть, если не сказать – большинство, приходского духовенства, епархиальных архиереев, исходя из своих узкоконфессиональных забот и интересов, как правило, уклоняются от прямых контактов с католическим духовенством, протестантскими пасторами, служителями других религий. Что же касается руководства РПЦ, то, представляя Церковь большинства и сознавая свою ответственность за поддержание межрелигиозного мира в стране, а также не желая утратить роль лидера в среде религиозных институтов, оно в течение последних десяти – пятнадцати лет предпринимает шаги к развитию и институциональному оформлению межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Так, в 1998 г. был образован Межрелигиозный совет России (МСР).

Его учредителями стали (перечень дан в алфавитном порядке): Буддийская традиционная сангха России, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России, Русская Православная Церковь, Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ.

Как определено Положением о МСР, его целью является координация совместной деятельности традиционных религиозных организаций в деле укрепления и развития их диалога, обеспечения и поддержания межрелигиозного и межнационального мира, достижения согласия и стабильности в обществе, предотвращения возможных конфликтов на этноконфессиональной почве, утверждения в обществе традиционных духовных ценностей, диалога с государственной властью России. При этом в Положении оговаривается, что МСР не ставит своей целью сближение вероучений и доктрин, его внимание обращено исключительно на сферу социальной жизни и защиту интересов представляемых ими религиозных организаций.

В 1999 г. с аналогичными целями был создан Христианский межконфессиональный консультативный комитет (ХМКК). Его учредителями явились христианские Церкви и религиозные объединения стран СНГ и Балтии*. Однако в 2002 г. деятельность ХМКК была заморожена вследствие упомянутого выше конфликта Московского Патриархата с Папским престолом.

В течение 2004–2006 гг., когда ХМКК бездействовал, РПЦ установила непосредственные контакты с наиболее крупными протестантскими союзами в стране: состоялось несколько встреч руководства Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата с их лидерами**, на которых обсуждались вопросы, касающиеся отношенияй христианских объединений с государством, социального служения, христианского понимания патриотизма и отношения христиан к службе в армии и альтернативной гражданской службе; обсуждалась также проблема прозелитизма (после того как в начале 2007 г. было принято решение о возобновлении деятельности ХМКК, православно-протестантские встречи прекратились).

МСР и ХМКК являются форумами, где входящие в их состав религиозные организации заявляют свою совместную позицию по насущным проблемам жизни российского общества или мирового сообщества. Так, за последние годы МСР поддержал Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, подготовленный в Московском Патриархате (2004 г.), высказался за ограничение игорного бизнеса (15.03.2007), обратился к Совету Европы с заявлением, осуждающим пропаганду гомосексуализма (22.10.2007), направил в Госдуму предложения по ограничению деятельности тоталитарных сект (27.03.2007), принял заявление о культуре межрелигиозных отношений в связи с участившимися случаями оскорбления чувств верующих (03.04.2008).

Заметим: эффективность деятельности МСР и ХМКК невысока. Во-первых, МСР и ХМКК – «верхушечные» образования, не имеющие соответствующих организационных структур на региональном уровне, которые способствовали бы реализации их инициативы на местах. Характер складывающихся там межрелигиозных отношений зависит от личной позиции местных духовных лидеров. Во-вторых, возможность проведения религиозными организациями «сверху донизу» единой, согласованной точки зрения затруднена еще и тем, что в отличие от РПЦ, имеющей централизованную структуру, у мусульман, иудеев, буддистов, а также у большинства протестантов подобная централизация отсутствует. В-третьих, МСР и ХМКК не стали местом разрешения противоречий и согласования конкурирующих интересов, которые существуют между входящими в их состав религиозными организациями (например, вопросы религиозного образования в государственной школе, преподавания теологии в вузах, пастырского окормления военнослужащих и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, межконфессиональных и межрелигиозных браков и др.).

Для религиозных организаций существует обширное поле взаимодействия в различных сферах социальной и духовной жизни современного общества, однако в действительности имеют место лишь отдельные эпизоды такого сотрудничества. Так, по инициативе РПЦ в конце 2006 г. создан Благотворительный фонд помощи раненым военнослужащим, в котором совместно с православными участвуют мусульмане (ЦДУМ) и иудеи (ФЕОР). В рамках этого фонда, который формируется на средства частных спонсоров, помощь оказывается всем раненым, независимо от конфессиональной или национальной принадлежности (списки нуждающихся в такой помощи поступают от Минобороны России). Имеются отдельные деловые контакты на региональном и межобщинном уровне между православными и мусульманами, между православными, протестантами и католиками и т.д. В некоторых регионах (Татарстан, Пермский край, Курганская, Омская и Тюменская области, Санкт-Петербург и др.) действуют межконфессиональные или межрелигиозные консультативные советы, межконфессиональные диаконические советы, «круглые столы» и т.п. Инициаторами их создания выступают или представители региональных центров религиозных организаций, чаще всего протестантских, или администрации субъектов Федерации.

Вместе с тем необходимо отметить, что при всех доктринальных расхождениях, различиях национально-культурных традиций и даже национально-политических устремлений верующих и религиозных организаций России у них существуют фундаментальные предпосылки к взаимопониманию и взаимодействию – это принадлежность к общему Отечеству, единство духовно-нравственных ценностей и сознание ответственности за стабильность в стране.

См.: Журнал Московской Патриархии. 2000. № 10.

* Высший старообрядческий совет Литвы, Грузинская Православная Церковь, Евангелическо-лютеранская церковь в России, Латвийская Православная Церковь, Новонахичеванско-российская епархия Армянской Апостольской Церкви в Эчмиадзине, Римо-Католическая апостольская администратура для католиков латинского обряда европейской части России, Российский совет Древлеправославной Поморской Церкви, Российский Союз Евангельских христиан-баптистов, Русская Православная Церковь (Московский Патриархат), Русская Древлеправославная Церковь Старообрядцев (Новозыбковская архиепископия), Русская Православная Старообрядческая Церковь, Союз христиан веры евангельской Российской Федерации, Украинская Православная Церковь, Церковь христиан – адвентистов седьмого дня, Эстонская Православная Церковь

** Российского Союза церквей евангельских христиан-баптистов, Церкви христиан – адвентистов седьмого дня, Российского объединенного союза христиан веры евангельской, Союза христиан веры евангельской пятидесятников России.

По словам архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина), епархия не обязана налаживать отношения с другими религиозными организациями и не намерена поддерживать социальную инициативу протестантских церквей и иных религиозных объединений, «как бы громко ни назывались и ни звучали эти социальные проекты» (портал «Credo.Ru». 11.11.2005).

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3011 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2321 - | 2074 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.