Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Концепция свободы и «пограничной ситуации» в экзистенциализме




Суть: жизнь бессмысленна, абсурдна, от существования человек испытывает отвращение и страх, и поэтому стремится к небытию, смерти как высшей свободе. Только бытие, свободное для смерти, дает существованию цель и приводит экзистенцию к ее завершению.

А.Камю считает, что «имеется только один действительно серьезный вопрос – это вопрос о самоубийстве. Суть в том, что жизнь стоит или не стоит того, чтобы жить, - это значит отвечать на основной вопрос философии…Все остальное – это шутки, так как прежде всего надо отвечать на основной вопрос».

Апология смерти, понимание свободы как самоубийства встречаются в некоторых произведениях Достоевского («Бесы»).

На пути к смерти человек попадает в пограничную ситуацию – понятие, которому экзистенциалисты также придают немалое значение. Это ситуация, в которой человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное.

К.Ясперс: «…Существуют пограничные ситуации, которые всегда остаются тем, что они есть; я должен умереть, я должен страдать, я должен бороться, я подвержен случаю, я неизбежно становлюсь виновным. Пограничные ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающими восстановление нашего самобытия (самосознания)».

Вступление в пограничную ситуацию неизбежно. Вступив в нее, человек приобретает высшую свободу и умирает, что одно и то же.

Проблемы экзистенциалистов:

- уникальность человеческой личности, глубина ее чуств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом.

- Противоречие между человеческим внутренним миром и окружеющей жизнью.

- Проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чуждыми, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»).

- Проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным).

- Проблема бессмысленности жизни

- Проблема внутреннего выбора

- Проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

Философы-экзистенциалисты: Сьорен Кьеркегор (Дания, 1813 – 1855), Карл Ясперс (Германия, 1883 – 1969), Жан-Поль Сартр (1905 – 1980), Альбер Камю (1913 – 1960), Мартин Хайдеггер (1889 – 1976).

Карл Ясперс был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в 20 в. в книге «Психология мировоззрений» (1919).

Согласно Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако, в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с высшим бытием (трансцендентальностью).

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансценденции – полному раскрепощению энергии и пониманию некоего высшего абсолюта.

Человек приближается к абсолюту (трансценденции), высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцендентального: эротику, секс, единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой), свободу, смерть – конечность бытия.

Жан-Поль Сартр не делал различия между бытием человека и его свободой. Главная проблема – проблема выбора. Сартр исследует бытие человека, застигнутого "здесь и теперь". Это чувственно-интуитивное постижение мира и человека.

Центральным понятием в философии Сартра является «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».

Важнейшим условием жизни человека, ее «стержнем», основанием активности является свобода. Ж.-П. Сартр не делал различия между бытием человека и его свободой. Для Сартра свобода - это абсолютная ценность.

"Быть свободным значит быть проклятым для бытия-свободы".

"Мы приговорены к свободе".

"Свобода не может быть понята и описана как обособленная способность человеческой души".

"…Свобода не может быть отнесена к числу свойств, характеризующих сущность бытия человека. …Свобода человека предшествует его сущности, она есть условие, благодаря которому последняя становится возможной, сущность бытия человека подвешена в его свободе"[3].

По Сартру, человек находится в определенной ситуации, в рамках которой он должен сделать свой выбор. Всякого рода принуждение извне не отменит свободу человека, ибо он всегда имеет поле возможностей для своего выбора.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, а второстепенном (н., какую одежду сегодня одеть), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы).

Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав его, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узами» - экзистенциальными решениями. (Например, выбор профессии, супруга, места работы, принять участие в войне и т.д.).

По Сартру, свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть.

Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством.

Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности.

Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»),

Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциальном (судьбоносном) выборе.

"Человек есть бытие, благодаря которому возникает ничто".

"Человеческой реальности дано лишь видоизменять свое отношение с этим бытием. Для нее выключить из обращения то или иное существующее - значит выключить саму себя из обращения по отношению к этому существующему"[4].

В пьесе Сартра «Запреты» трое преступников после смерти попадают в ад. Но не в традиционный ад, а в комнату в дешевой гостинице, которая имеет три особенности: 1) в ней все время горит яркий свет и трудно уснуть, 2) нет зеркала, 3) невозможно остаться одному. Нет нужды в жаровне, ад – это другие, заявляет один из грешников.

Альбер Камю

Главная проблема – проблема смысла жизни.

Главная идея Камю: жизнь человека в сущности бессмысленная.

Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, движутся вперед, но рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил стремятся) – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие.

Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

- соприкосноваение со смертью. При соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека (увлечения, карьера, богатство) теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия.

- соприкосновение с окружающим миром, природой. Человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.

(«Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой».

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Мартин Хайдеггер разрабатывал основы экзистенциалистского понимания предмета и задач философии.

Экзастенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Хайдеггер использует понятия «бытие в мире», «бытие с другими», «бытие самого себя», "бытие-к-смерти".

Хайдеггер считал, что подлинное бытие - это осознание человеком своей историчности, свободы и конечности и достижимо оно перед лицом смерти.

«Бытие с другими» засасывает человека, оно направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого как все».

Человек, желая оставаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.

Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире – главная проблема и забота человека.

М. Хайдеггер считал, что суть бытия человека проявляется в мыслительной деятельности по раскрытию смыслов явлений и объектов действительности. Человек существует, поскольку он понимает смысл и значение знаний. Вне такого понимания человека нет.

П. Рикёр сформулировал основной вопрос философии М. Хайдеггера так: "Что это за существо, бытие которого заключается в понимании?"[5].

Бытие, согласно М. Хайдеггеру, обнаруживается в непосредственной открытости его сознанию, или, как он сам говорит, непотаенности. Те смыслы, которые открываются в простом присутствии, и есть голос бытия. Поэтому событие понимания всегда подразумевает эту пару: бытие - присутствие.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2898 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.