Важнейшим принципом и необходимым условием формирования и функционирования правового государства является принцип разделения государственной власти.
Теоретически оформившаяся в период начавшейся борьбы с абсолютизмом и направленная, прежде всего, против произвола королевской власти, абсолютистского государства, концепция разделения властей стала в XVII-XIX вв. лозунгом либеральной политико-правовой мысли. Разделение единой государственной власти между несколькими специальными властями имело своей целью установить иерархию властей, т.е. не только выполнить чисто техническую задачу оптимального разделения труда, разделения различных государственных функций между властями, но и облечь каждую власть определенной степенью политической независимости, контрольной мощи и государственного авторитета. Эту проблему в достаточной степени решил выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Именно в его работах теория разделения властей приобретает свою классическую формулировку. Монтескье подчеркивал необходимость полного равноправия, независимости и даже обособления законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. По его мнению, ни одна власть не должна была вторгаться в компетенцию другой, вместе с тем, каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, должна контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая злоупотребление предоставленными полномочиями.
Свое юридическое закрепление принцип разделения властей впервые получил в Конституции США 1787 г., в которой устанавливалась система органов государства с разделением властных полномочий (президент, конгресс, суды). При этом, каждая из ветвей власти осуществляла самостоятельную деятельность в пределах предоставленной компетенции (конгресс - в законодательной сфере, президент - в исполнительной, суды - в области правосудия). Для того же, чтобы избежать абсолютизации власти в одних руках, предусматривалась система сдержек и противовесов, основной задачей которой было обеспечить равновесие «элементов власти» в рамках единого государственного механизма.
В Российской Федерации принцип разделения властей получил свое закрепление в ст.10,11 Конституции РФ (1993г.). При этом, следует обратить внимание на интересную особенность формулировки данного принципа в российской редакции. Ст.10 Конституции устанавливает, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Приведенный тезис содержит классическую триаду властей в государстве. Вместе с тем ст.11 отмечает, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Таким образом, свое конституционно-правовое закрепление получает дополнительный институт власти - Президент РФ, который, являясь «гарантом» конституции, выступает в роли «верховного координатора» в компетенцию которого входят проблемы, связанные с формированием, управлением и контролем за деятельностью органов государственной власти. Вместе с тем, механизм сдержек и противовесов действует и в отношении президентской власти. Изданные им нормативно-правовые акты, а также предпринятые действия могут быть рассмотрены на предмет их соответствия действующей российской Конституции и, в случае, если Конституционный Суд РФ примет решение о неконституционности того или иного акта (действия) Президента, то это означает лишение их юридической силы с момента принятия, т.е. юридическую ничтожность (ст.125). Президентское вето, касающееся закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, может быть преодолено, если «при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации». В этом случае, Президент обязан подписать данный закон в течение семи дней. Предусмотрена Конституцией РФ и такая крайняя мера как отрешение Президента от должности (в случае совершения последним измены Родине, либо совершения иного тяжкого преступления) (ст.102).