Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Литературный процесс двадцатых годов

1. Две тенденции в развитии литературы 20-х годов.

2. Литературные группировки идеологической направленности

3. Литературные группировки эстетической направленности

1.Две тенденции в развитии литературы 20-х годов.

Новая экономическая политика (1921) способствовала оживлению художественной жизни. Один за другим открывались новые издательства, журналы («Красная новь» – 1921, «Печать и революция» - 1921, «Молодая гвардия» - 1922, «На посту» - 1923, «Новый мир» - 1925 и др.). Повсеместно возникали литературные общества, группировки, объединения. В 1924 г. в издательстве «Новая Москва» вышла книга «От символизма до «Октября»», составленная Н.Бродским и Н.Сидоровым. В нее вошли литературные манифесты, декларации, программы объединений и групп. Среди них были «Серапионовы братья«, «Кузница», ЛЕФ, имажинисты, конструктивисты и др.

К середине 20-х годов завершился процесс политического и эстетического размежевания писателей. О дни сразу пошли на компромисс с властью, руководствуясь либо чувством самосохранения, либо искренним желанием понять и принять перемены в стране (А.Серафимович, В.Маяковский, В.Брюсов и др.), другие навсегда покинули пределы отечества, не приняв новой России (Д.Мережковский, З.Гиппиус, И.Бунин, А.Аверченко, Б.Зайцев и др.). Оказавшись в вынужденном изгнании, наши соотечественники, часто в стесненных материальных условиях, в чужой языковой и культурной среде, создали литературу русской эмиграции.

Были и сомневающиеся, которые надеялись в конечном счете обрести возможность творчества в новых условиях. Так, Е.Замятин пытался понять, что происходит в стране, но в конце концов в 1931 г. ему пришлось эмигрировать. Напротив, А.Толстой, в 1919г. уехавший из России, через несколько лет вернулся и сумел «приспособить» свой талант к требованиям советской власти.

С середины 20-х годов стали смолкать голоса А.Ахматовой, Б.Пастернака, О.Мандельштама. Их стихи объявили несозвучными эпохе, обвинили в абстрактном гуманизме и практически перестали публиковать. Такая же судьба постигла и крестьянских поэтов – Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, впоследствии погибших в ГУЛАГе.

Культура (cultura) означает в переводе с латинского «возделывание». Культурная нива «возделывается» человечеством на протяжении многих столетий, и золотой фонд ее нетленен и вечен.

К сожалению, в каждом новом поколении есть ниспровергатели, разрушители, стремящиеся «место расчистить» во имя «прекрасного мифического завтра»; но есть и те, кто несет в себе Свет вечных истин, Свет общечеловеческих ценностей: Любви, Добра, Справедливости, Милосердия.

В переломные исторические эпохи противоборство «ниспровергателей» и хранителей настоящей культуры становится наиболее очевидным, часто драматическим. Такая ситуация сложилась в нашей стране в 1917 году.

Понятие «культура» является более широким, чем понятие «идеология». Но в условиях складывавшегося в двадцатые годы тоталитарного режима идеология начала проникать во все сферы жизни общества, в том числе и в литературу.

Литературная жизнь тех лет в полной мере воплотила в себе все противоречия времени.

Первое десятилетие после Октябрьского переворота отмечено борьбой двух противоположных тенденций.

С одной стороны, это тенденция многовариантного литературного развития, основанного на общечеловеческих ценностях. В двадцатые годы существовало множество различных по своим эстетическим концепциям группировок и литературных объединений. До 1917 года, как известно, литература была представлена многообразием литературных программ. На первых порах эстетический плюрализм сохранялся и после революции

С другой стороны, это идеологическая тенденция, выражавшаяся в стремлении новой власти привести литературу к мировоззренческой монолитности и художественному единообразию.

«Однопартийный» режим в политической и социальной жизни общества неизбежно влечет за собой уничтожение инакомыслия и в сфере искусства.

 

2.Литературные группировки идеологической направленности

Сторонники новой власти в стране рассуждали приблизительно так: революция в России произошла пролетарская, следовательно, и культура тоже должна стать пролетарской. Все, что было создано в культуре до Октября, «ревнителями от культуры» объявлялось буржуазным хламом.

Идеологическая тенденция проявилась, в первую очередь, в деятельности Пролеткультов самых массовых литературно – художественных и просветительских организаций начала двадцатых годов, объединявших представителей рабочего класса. Пролеткульты насчитывали в своих рядах около 400 тысяч членов, их силами издавалось 20 журналов.

Пролеткульты возникли в сентябре 1917 года, пика в деятельности достигли в 1919 году, номинально прекратили существование в 1932 году. Они собственно и явились предшественниками классовой ортодоксии, утвердившейся через некоторое время в литературе.

Во главе пролеткультовского движения стоял Александр Александрович Богданов (Малиновский - 1873 -1928 ). Талантливый человек, социолог, философ, писатель, он в юности увлекся революционными идеями, был членом народовольческого союза северных землячеств, учился в Московском университете на естественном отделении. За революционную деятельность его исключили из университета и выслали в Тулу. Здесь А.А.Богданов сблизился с социал-демократами. В 1899 году он был выслан в Вологду, где познакомился с радикально настроенными революционерами. В дальнейшем Богданов разойдется во взглядах с большевиками.

Концепция пролетарской культуры принадлежала этому яркому, неординарному мыслителю.

Как и всякая теория, концепция пролетарской культуры содержала в себе положительные и отрицательные моменты.

К негативным факторам следует отнести:

ü во-первых, провозглашение необходимости создания особой «пролетарской культуры»;

ü во-вторых, отрицание возможности культурного союза между рабочими и крестьянами;

ü в-третьих, недооценку роли интеллигенции в культурном строительстве после Октября.

Многие деятели пролетарской культуры как раз и стояли на этих радикальных позициях. Сам А.Богданов выступал против лозунга поэта Кириллова: «Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы…», отстаивал принцип художественности в творчестве (в журнале «Пролетарская культура» он писал, что «граждански - агитационное служение поэзии неблагоприятно сказывается на самой ее художественности»), требовал автономии пролеткультов от партии. К сожалению, в дальнейшем в литературной жизни возобладали как раз крайние позиции.

Группы пролеткультовской направленности возникали повсеместно (часто вокруг журналов), и именно они претендовали на роль лидеров в литературе. В 1920 году была создана Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП), а в 1923 – Московская ассоциация (МАПП). Летом того же года начал выходить журнал «На посту», основанный МАПП. Сформировалось особое литературно – критическое направление – «напостовство». С 1926 года журнал стал называться «На литературном посту».Смысл названия очевиден: напостовцы считали себя единственными представителями в литературе, которых партия уполномочила следить за «чистотой пролетарской линии» в искусстве. Они полагали, что имеют приоритетное право определять литературную политику. Особенно доставалось от наппостовцев писателям - попутчикам (термин «попутчики» принадлежит Л.Троцкому - так он называл литераторов не пролетарского, а иного происхождения).

Партия большевиков видела в литературе прежде всего средство агитации и пропаганды ее идей. В 1925 г. ЦК РКП (б) принял постановление «О политике партии в области художественной литературы». Из этого постановления становилось очевидным то, что партия претендовала на роль законодателя и арбитра в литературных спорах. Она стремилась превратить литературу в часть механизма тоталитарного государства. И, надо отметить, в конце концов удалось.

Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) оформилась в январе 1925 г. и вскоре заняла ключевые позиции в литературе.

Первый съезд пролетарских писателей состоялся в апреле 1928г. На нем было решено изменить структуру пролетарской литературы. Так, ВАПП преобразовалась в ВОАПП (Всероссийское объединение ассоциаций пролетарских писателей). Рапповцы стремились «управлять» литературным процессом с присущим им энтузиазмом.

Наиболее активными в РАППе были литературные критики С.Родов, Г.Лелевич, Л.Авербах, а из известных писателей в ассоциацию входили А.Фадеев, Д.Фурманов, Ю.Либединский, А.Веселый и некоторые другие.

РАПП ориентировалась главным образом на творчество писателей, вышедших из рабочих. Именно поэтому она быстро стала массовой организацией. Борьба за власть в литературе отнимала у «рапповцев» много сил и времени. Меньше внимания они обращали на решение творческих задач, полагая, что «социальное происхождение» – гарантия их писательского успеха. Но успех достался более талантливым представителям эпохи: писателям – «попутчикам» и представителям групп не пролетарского толка, которые, по мнению, рапповцев «не владели пролетарской идеологией».

 

3.Литературные группировки эстетической направленности

Группа «Перевал»

В среде литераторов, много сделавших для утверждения большевистской власти, не все отличались партийной прямолинейностью и чрезмерной идеологизированностью, свойственной писателям - пролеткультовцам. Наиболее решительно противостояла РАППу по многим вопросам группа «Перевал».

Ее вдохновителем и организатором был Александр Константинович Воронский. Он родился в 1884 году в селе Добринка Тамбовской губернии в семье священника, учился в Тамбовской духовной семинарии и был исключен из нее за политическую неблагонадежность. В 1904 году вступил в партию большевиков. После революции работал в Иваново-Вознесенске, редактировал газету «Рабочий край».

В 1921 году возглавил журнал «Красная новь», издательство «Круг», а затем в 1923 г.- журнал «Прожектор».

Группа возникла в 1924 году вокруг журнала «Красная новь».

В основу ее эстетической платформы были положены взгляды А.К.Воронского. Члены группы пытались защитить художника и его творчество от регламентации и диктата.

Главное в искусстве, с их точки зрения, его эстетическая природа.

Социальный заказ, подчеркивалось в программе «Перевала», художник вправе выполнять в соответствии со своей «художественной индивидуальностью”. Или не выполнять, если не считает нужным. А.К.Воронский и его последователи хорошо понимали, что социальный заказ (т.е. следование злобе дня) исключает эстетическое право художника на собственный выбор, а нечестных литераторов поощряет на конформизм.

Группа отстаивала интересы подлинного искусства, боролась против грубой критики и бестактного отношения к писателям любой направленности.

Самым воинственным оппонентом группы был журнал «На посту». Между двумя журналами началась бурная полемика по двум актуальным в то время проблемам:

1)о роли писателей-попутчиков в литературном процессе;

2)о роли классического литературного наследия в деле воспитания и становления профессиональных писателей.

В 1927 году А.К.Воронского отстранили от занимаемых должностей, исключили из партии за связь с троцкизмом. Когда Воронский вынужден был уйти из группы, выдвинулись его ученики: А.Лежнев, Д.Горбов, В.Правдухин и др. Впоследствии А.К.Воронский и его многие его сторонники были репрессированы.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебные пособия и монографии по теории личности | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1070 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2397 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.