Шейх
Абдуль-КЪАДИР аль-Арнаут
Первое издание
Подготовлено редакцией сайта
С именем АЛЛАhа Милостивого, Милосердного
Об авторе [1]
Хвала АЛЛАhу, которого мы восхваляем и к которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у АЛЛАhа от зла наших душ и дурных дел. Кого АЛЛАh ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставляет, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного АЛЛАhа, у которого нет сотоварищей, и свидетельствуем, что Му х аммад раб и посланник Его.
А затем:
Автором данной работы, в которой вкратце изложены вероубеждения праведных предшественников (ас-саляфу-ссали х), является современный ученый-му х адди с шейх ‘Абдуль-КЪАДИР аль-Арнаут, да смилуется над ним АЛЛАh.
Шейх ‘Абдуль-КЪАДИР был ученым-му х адди с ом, известным своей праведностью и приверженностью к манhаджу (методологии и пути)[2] саляфов. Все свое время он посвятил отделению достоверных х ади с ов от недостоверных, изучению их смысла, распространению и обучению им.
В Ислямском мире он стал известен как ‘Абдуль-КЪАДИР аль-Арнаут. На самом же деле шейха звали Кадри, а что касается имени аль-Арнаут, то так его стали именовать из-за его албанского происхождения, ибо арабы называли выходцев из Албании арнаутами.
Родился шейх в 1928 г. в селе Врела в области Косово, в то время относившейся к Югославии. ‘Абдуль-КЪАДИР рос и воспитывался в благородной семье с добрыми нравами. В 1932 г., когда ему было три года, его отец, по причине гонений на мусульман–албанцев со стороны сербов совершил переселение (hиджру) в Дамаск вместе со своей семьей. Вскоре после переезда скончалась мать шейха.
Будущий шейх рос в Дамаске. После двух лет обучения в школе «аль-Адаб аль-ислями», он поступил в школу “аль-Ис’аф аль-хайрий”, где окончил пять классов. После чего он был вынужден оставить школу и начать работать. Он устроился в часовую мастерскую, но работа не послужила ему препятствием на пути к знаниям. Работал он днем, а по вечерам посещал занятия по Къур`ану и фикъhу. Мастерская, в которой он работал, принадлежала Са’иду аль-Ахмару, выпускнику университета аль-Азхар, который был знающим человеком, обучавшим религиозным наукам и арабскому языку. Заметив в мальчике способность к заучиванию Къур`ана и х ади с ов пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа), он решил направить ‘Абдуль-КЪАДИРа на путь требования знаний. Однажды, взяв его за руку, он сказал: «О, мальчик мой, ты пригоден только для требования знаний». Дав ему денег и отведя в мечеть «аль-масджид аль-амуи», он передал мальчика шейху ‘Абдур-РАЗЗАКЪу аль-Халяби. Таким образом, ‘Абдуль-КЪАДИР присоединился к требующим знания и стал изучать религиозные науки и арабский язык.
Шейх ‘Абдуль-КЪАДИР аль-Арнаут не обучался в каком-либо официальном учебном заведении. Он приобретал знания непосредственно у ученых своего времени. Начальные знания он приобрел у шейха Субхи аль-‘Аттара и Сулеймана Гъауиджи аль-Альбани. Также он обучался у некоторых албанских шейхов, таких как Хамди аль-Арнаут и Нух Наджати аль-Альбани, отца шейха Насыруддина аль-Альбани. Около десяти лет ‘Абдуль-КЪАДИР обучался у шейха Му х аммада сали х а аль-Фарфура, в течение которых он сдал ему экзамены по таким известным и авторитетным трудам, как: «‘Акъида ат-Та х ауия», «Нуруль-идах», «Маракъ аль-фалях», «Хашия» Ибн ‘Абидина и др. Также он сдал экзамены по арабскому языку и толкованию Къур`ана (тафсир).
Шейх ‘Абдуль-КЪАДИР аль-Арнаут извлек большую пользу, получая знания у известных ученых своего времени, среди которых Му х аммад Амин аль-Мисри, Ибн Нафи’, ар-Рафи’и, ‘Абдур-РО Х МАН аль-Альбани, Му х аммад ибн Лютфи и др.
Что касается учеников самого шейха ‘Абдуль-КЪАДИРа, то он считал их своими братьями, с которыми он вместе изучает шариатские науки.
Он был веселым, остроумным человеком, любившим пошутить. Самым наилучшим из его качеств являлось отсутствие высокомерия и то, что он не видел в себе никаких преимуществ перед кем-либо. Скромность уже была присуща ему как врожденное качество, знания же добавляли ему ее еще больше. Он всегда подписывался словами «Раб, нуждающийся во Всевышнем, Всемогущем АЛЛАhе, ‘Абдуль-КЪАДИР аль-Арнаут, служащий науке о х ади с ах в Дамаске», а иногда подписывался тем, что он студент, изучающий науку о х ади с ах. Но вместе с тем, он был настойчивым и отважным в донесении и разъяснении истины. Он не боялся порицания порицающего, ревностно относясь к Сунне, и будучи суровым по отношению к нововведениям и тем, кто его совершал.
Шейх ‘Абдуль-КЪАДИР аль-Арнаут был щедрым, отвечал на приглашения людей и посещал их собрания. Он не упускал ни одной возможности для того, чтобы сделать наставление. Его невозможно было увидеть сидящим где-либо, чтобы он не говорил: «Передал такой-то и такой-то от Абу Хурайры, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал …», затем он рассказывал х ади с, уместный в данной ситуации, уверенно, не запинаясь, цитируя х ади с дословно, а не просто предавая его смысл.
Основной причиной, его разногласий с учеными его времени, явилось то, что он не придерживался определенного ма з hаба и не следовал слепо за кем-либо из имамов. В каком-либо вопросе он отдавал предпочтение тому ма з hабу, который имел наиболее сильный и аргументированный довод. Относительно следования определенному ма з hабу, он говорил: «Этот вопрос нуждается в разъяснении, поскольку если речь идет о простом, неграмотном мусульманине, то его ма з hабом будет ма з hаб его имама, и то, что он следует за этим имамом, является естественным, ибо ничего другого ему не остается. Что же касается того, кто находится в начале своего пути требования знания и не может отличать сильные мнения от слабых, то он поступает в соответствии с тем, что слышит от своего шейха. Если же это укрепившийся студент, требующий знания, который изучил фикъh, узнал доказательства всех имамов, то в этом случае он уже может отличать сильное мнение от слабого. И мое мнение состоит в том, что такому человеку недозволенно слепое следование за ма з hабом».
Отсюда становится ясно, что шейх не следовал определенному ма з hабу, а следовал Къур`ану и Сунне в понимании праведных предшественников (ас-саляфу ас-сали х).
Любовь к х ади с ам пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа) проложила путь шейха к саляфии.[3] Благодаря науке уточнения достоверности х ади с ов (та х къикъ), слава о нем распространилась во всех уголках Ислямского мира. Возможно, после шейха аль-Альбани никто в наши дни не послужил науке о х ади с ах так, как шейх ‘Абдуль-КЪАДИР аль-Арнаут.
Шейх ‘Абдуль-КЪАДИР, да смилуется над ним АЛЛАh, был ученым-воспитателем, который, воспитывая и обучая людей, начинал с малого переходя к большему.[4] Поэтому жители Дамаска и других городов тянулись к нему.
‘Абдуль-КЪАДИР часто отзывался с похвалой о шейхе аль-Альбани за его познания в области х ади с ов. Однажды его спросили о его взаимоотношениях с шейхом аль-Альбани, насколько прочными они являются? Шейх ответил, что у них хорошие отношения, что он навещает шейха аль-Альбани, когда ездит в Иорданию, и что сам аль-Альбани даже прислал ему свои новые труды, как “Са х и х аль-Адаб аль-муфрад” и “Да’иф аль-Адаб аль-муфрад”. Более того, в присутствии студентов ‘Абдуль-КЪАДИР безо всякого стеснения обращался к таким трудам шейха аль-Альбани как: “ас-Сильсиля ас-са х и х а”, “ас-Сильсиля ад-да’ифа”, “Ируа аль-гъалиль”. Он не стеснялся преподавать по книгам шейха аль-Альбани, несмотря на то, что и сам был специалистом в области х ади с оведения.
О хороших взаимоотношениях ‘Абдуль-КЪАДИРа и с другим имамом нашего времени - шейхом Ибн Базом может свидетельствовать и тот факт, что шейх Ибн Баз отправлял ‘Абдуль-КЪАДИРа в Албанию для призыва людей к Исляму. Шейх часто ездил туда для распространения религии и обучения людей, так как очень хорошо знал албанский язык.
Однажды на уроке ‘Абдуль-КЪАДИРа, когда шейх затрагивал тот или иной вопрос, некоторые люди с дурным нравом, преследуя свои корыстные цели, упомянули о том, что шейх аль-Альбани придерживается иного мнения по этим вопросам,[5] словно пытаясь вызвать гнев шейха в адрес шейха аль-Альбани. Когда же шейх ‘Абдуль-КЪАДИР понял, чего они добиваются, он строго им сказал: «Шейх Насыруддин аль-Альбани – наш близкий друг, и между мной и ним ничего нет. Разногласия у него с Шу’айбом аль-Арнаутом».
Многие люди путают Шу’айба аль-Арнаута с ‘Абдуль-КЪАДИРом аль-Аранутом и думают, что между ними существует родственная связь.[6] На самом же деле Шу’айб аль-Арнаут не является родственником шейху ‘Абдуль-КЪАДИРу. Шейх ‘Абдуль-КЪАДИР аль-Арнаут – саляфит и вероубеждением и манhаджем, что же касается Шу’айба аль-Арнаута, то он – строгий последователь ма з hаба Абу Х анифы как в делах, так и в словах.
Шейх ‘Абдуль-КЪАДИР давал свои уроки по единобожию (тау х ид), вероубеждению (‘акъида), и х ади с ам, используя такие авторитетные труды по этим наукам как: “аль-Ба’ис аль-Хасис” Ибн Ка с ира; “Иршаду туляб аль- х акъаикъ ли ма’рифати Сунан хайр аль-халяикъ” имама ан-Науауи; “Къауа’иду-ттахдис фи шар х и фунуни мусталихиль- х ади с ” Джамалюддина аль-Къасими; “Фат х уль-Мугъис фи шар х и альфия аль- х ади с ” х афи з а ас-Сахауи; “Тадриб ар-рауи шар х такъриб ан-Науауи” ас-Суюти; “Задуль-ма’ад” Ибн аль-Къайима; “Мухтасар са х и х аль-Бухари” аз-Зубайди, вместе с комментариями Сиддыкъ Х асан Хана «‘Аунуль-Бари»; “Кифаятуль-ахйар” аль-Хусни; “са х и х аль-Адаб аль-муфрад” аль-Альбани; “Мухтасар тафсир аль-Хазин” ‘Абдуль-ГЪАНИ аль-Къадар и множество других книг.
Сам же шейх ‘Абдуль-КЪАДИР не писал книг, так как считал, что уточнение достоверности х ади с ов является более важным делом. Он говорил: “Книг написано много, но уточнение достоверности преданий важнее, ибо требующий знания должен иметь отредактированную и исправленную книгу, чтобы извлечь из нее максимальную пользу”.
Шейх ‘Абдуль-КЪАДИР отредактировал и проверил на достоверность множество известных трудов, написанных имамами нашей общины. Наиболее известные из этих работ следующие: «Задуль-Масир фи ‘ильми-ттафсир» Ибн аль-Джаузи, в 9 томах; «аль-Мубди’у фи шар х иль-Мукъни’» Ибн аль-Муфлих, в 8 томах; «Раудату-тталибин» ан-Науауи, в 12 томах; «аль-Кафи» Ибн Къудама аль-Макъдиси; «Раф’уль-манам ‘ан аиматиль-а’лям» Ибн Таймия; «Мухтасар Минhаджуль-къасидин» аль-Макъдиси; «Задуль-ма’ад» Ибн аль-Къайим, в 5 томах; «аль-Масаилюль-маридиния» Ибн Таймия.
Также среди книг, которые прошли редакцию шейха: «аль-А з кар» ан-Науауи; «Мухтасар шу’абуль-иман» аль-Байhакъи; «аль-Хикам аль-джадира биль-иза’а» Ибн Раджаб; «Люм’атуль-и’тикъад» Ибн Къудама; «Китабу-ттауабин» Ибн Къудама; «ат-Тибйан фи адаби хамалятиль-Къур`ан» ан-Науауи; «аль-Иза’а лима кана уа якуну байна ядай ас-са’а» Сиддыкъ Хасан Хан; «шар х у салясилят муснад аль-имам Ахмад» ас-Саффарини, в 2 томах; «Кифаяту аль-Ахйар» аль-Хусни; «Къа’ида джалия фи ат-тауассуль уа аль-уасиля» Ибн Таймия; «аль-Фуркъан байна аулияи ар-РО Х МАН уа аулияи аш-шайтан» Ибн Таймия; «аль-Фурусия» Ибн аль-Къайим.
Также существует немало других трудов, которые были проверены шейхом ‘Абдуль-Къади-ром на достоверность, но пока не изданных.
Наиболее значимым его трудом является редакция книги “Джами’уль-усуль мин а х ади с ар-расуль” Ибн аль-Асира, на которую ушло 5 лет кропотливой работы. Данная книга содержит в себе оба достоверных сборника (аль-Бухари и Муслима), также “Сунаны” ан-Насаи, Абу Дауда, ат-Тирми з и и “Мууатта” имама Малика.
Нет сомнения, что студенты, требующие знания, с дозволения АЛЛАhа Всевышнего, извлекут из этих известных трудов с редакцией шейха ‘Абдуль-КЪАДИРа, еще большую пользу.
В последнее время шейх занимал должность имама-хатыба (читал проповеди) в мечети “аль-Му х аммади”. После каждой пятничной проповеди люди подходили к шейху и задавали ему вопросы, а он отвечал на них. Народ любил и уважал его за его знания и скромность. Скорее всего, это и побудило некоторых завистливых людей оклеветать его и распускать о нем всевозможные слухи, среди которых и обвинение шейха в «вахабизме». На вопрос: «Кто такой «ваххабит?», он всегда отвечал, что такого ма з hаба как «вахабизм» не существует, и разъяснял, что данный термин был впервые применен врагами и противниками шейха Му х аммада ибн ‘Абдуль- УАhhАБа, жившего в 18 веке, который боролся с многобожием и нововведениями, призывая людей вернуться к Къур`ану и Сунне, тогда как ма з hаб этого шейха был подобен ма з hабу имама А х мада.
После этого люди стали называть шейха «саляфитом», подразумевая под этим нечто плохое. Он же объяснял, что этот термин мало того, что не несет в себе ничего плохого, напротив является верным и правильным, поскольку “ас-саляфу ас-сали х ” – это первые три поколения мусульман, которые следовали по прямому пути. И шейх, да помилует его АЛЛАh, и в самом деле являлся саляфитом. Однако люди все равно не переставали распускать различные слухи о шейхе.
Однажды когда мусульмане приняли участие в христианском празднике наступления Нового года, распивая спиртные напитки, он провел проповедь, в которой призвал мусульман соблюдать свою религию должным образом, не употреблять спиртное и не принимать участия в праздниках неверных. После этой проповеди власти запретили ему проводить пятничные проповеди обвинив его в разжигании межрелигиозной розни. Но это не помешало шейху продолжить свои уроки в «ма’хад аль-умайния».
Шейх скончался в Дамаске, утром в пятницу 26 ноября 2004 г. (13 шаууаля 1425 г. по хиджре).Му х аммад, сын ‘Абдуль-КЪАДИРа аль-Арнаута рассказывал: «Шейх наш лег спать в полном здравии, а когда моя мать подошла чтобы разбудить его, он не ответил ей. Затем она пошевельнула его и нашла его мертвым, а лоб его был покрыт потом.[7] «Поистине, мы принадлежим АЛЛАhу и к Нему наше возвращение» (аль-Бакъара 2: 156).
Молитва джаназа по шейху ‘Абдуль-КЪАДИРу была проведена сразу после пятничной молитвы. Несмотря на холод, соборная мечеть заполнилась еще с самого утра, а также было заполнено всё прилегающее к мечети пространство, в том числе тротуар и проезжая часть улицы. Провел погребальную молитву сын шейха Ма х муд аль-Арнаут.[8] Уже давно Дамаск не видел такого большого количества людей на чьей-либо погребальной молитве.[9]
Саляфы говорили: “Смерть ученого – это горе, и смерть целого народа менее значима, чем смерть одного ученого”. См. “Мифта х у дари-сса’ада” 1/68.
Пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поистине, АЛЛАh не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая ученых из этого мира, когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных предводителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фатуа, не обладая знанием, в результате чего, сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» аль-Бухари 100, Муслим 3/737.
Когда умер Зайд, пришел Ибн ‘Аббас, поскольку умер человек из числа обладателей знания. И когда Ибн ‘Аббас нес носилки, с его головы спала чалма, на которую он не отвлекся чтобы поправить ее, пока его не похоронили. После того как Зайда засыпали землей, Ибн ‘Аббас встал над его могилой, желая что-то сказать, но начал запинаться. Затем он заплакал, и сказал: “Кто желает увидеть, как АЛЛАh забирает знание, пусть смотрит, вот так АЛЛАh забирает знание – со смертью ученых!” ат-Табарани 5/109.
Мы просим АЛЛАhа простить грехи шейха ‘Абдуль-КЪАДИРа и обрадовать его Раем!
Вступление шейха ‘ Абдуль-КЪАДИРа
Хвала АЛЛАhу! Его мы восхваляем, к Нему обращаемся за помощью, у Него просим прощения и к Нему прибегаем от зла наших душ и зла наших дел. Кого АЛЛАh направляет на прямой путь, того никто не сможет ввести в заблуждение, а того, кого Он оставляет, того никто не поведет прямым путем. Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного АЛЛАhа, у которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Му х аммад раб и посланник Его.
Написать эту статью, в которой разъясняется манhадж праведных предшественников (ас-саляфу-ссали х), меня побудило множество вопросов на эту тему, со стороны некоторых людей в связи с различиями их программ и методов. Многим людям трудно понять сущность праведного мусульманского вероубеждения, ибо они находятся под влиянием тех, кто много говорит на данную тему, однако не раскрывает ее в истинном свете. Сами же люди не считают себя обязанными обращаться к трудам ученых аhлю-Сунна уаль-джама’а,[10] которые подробно и всесторонне разъяснили этот вопрос, не оставив возможности для каких-либо добавлений. Поэтому каждый, кто обсуждает вопросы, касающиеся вероубеждения, обязан обращаться к известным трудам, написанным на эту тему имамами аhлю-Сунна уаль-джама’а. Он должен тщательно изучить их, будучи беспристрастным.
Я обратился к Всевышнему АЛЛАhу с просьбой указать мне верный путь в подготовке этой небольшой статьи. В ней я опирался на труды некоторых ученых, написавших о вероубеждении наших праведных предшественников (ас-саляфу-ссали х). Эти труды были признаны как ранними, так и поздними учеными. И я не добавил от себя ничего, кроме того, что счел необходимым для разъяснения некоторых вопросов, вытекающих из приведенных мною цитат.
Я прошу у АЛЛАhа сделать эту статью полезной для всех мусульман, и обращаю свой труд к Его Лику.
‘Абдуль-КЪАДИР аль-Арнаут
Дамаск, 1411 г.h./ 1990 г.