Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Осуществляющие профессиональную инициацию и социализацию автора




Литературный гид

Дмитрий Кузьмин

Краткий катехизис русского литературного Интернета

Версия для печати (9796)

«‹ – ›»

Дмитрий Кузьмин

Краткий катехизис русского литературного Интернета

1. Какая литература шире всего представлена в Интернете?

Самодеятельная: сочинения авторов-дилетантов, загружаемые ими самими или их

друзьями на персональные (“домашние”) страницы. Средний уровень такой

Литературы тот же, что и у книжек, изданных за счет авторов, а количество —

Больше, поскольку на книжку нужно еще денег набрать, а тут — практически

Даром. Что, впрочем, не исключает целого ряда новых интересных имен,

блеснувших в Сети и теперь постепенно выходящих в мир “бумажной” литературы.

Второе место уверенно держат фантастика и сопредельные жанры (причем

представлены не только новомодные имена, но и классика 50—70-х: Азимов,

Брэдбери, Саймак, — что косвенно свидетельствует о том, что на загрузку

Текстов в Интернет, обыкновенно посредством сканирования, бескорыстно тратят

Время и силы не только зеленая молодежь, но и люди среднего поколения);

Наиболее полная коллекция собрана в электронной библиотеке Максима Мошкова

(http://lib.ru/~moshkow/). Русская классика представлена весьма выборочно,

Главным образом благодаря Евгению Пескину

(http://www.online.ru/sp/eel/russian/), с 1992 года выкладывающему в Сеть

Произведения Достоевского, Булгакова, Грина, Есенина и многих других, причем

Не как-нибудь, а выверив по академическим источникам (то есть ими

Действительно можно пользоваться для научной работы — не читать же люди

будут с монитора “Преступление и наказание”!). С зарубежной классикой

несколько хуже: систематически с ней не работает никто, и объемное

Представительство в Сети имеют авторы, у которых нашлись более или менее

Фанатичные поклонники (в той же библиотеке Мошкова много Стейнбека, Джека

Лондона, рассказов Чапека — набор достаточно случайный). Текущая русская

литература сосредоточена на двух-трех крупных сайтах и тяготеет к двум

полюсам: сетевые версии “толстых журналов” (/magazine/) и собрания более

Радикальной в эстетическом отношении, хотя и весьма разнообразной, прозы и

Преимущественно поэзии (из коих самое представительное — свыше 70 авторов —

на сервере “Вавилон”: http://www.vavilon.ru/).

2. Правда ли, что Интернет — это современный самиздат?

Обычно такая параллель подразумевает, что в Интернете, как и в самиздате,

Всякий желающий может сам себя опубликовать без какого-либо цензурного,

Редакторского и тому подобного вмешательства. Все это довольно далеко от

истины. Во-первых, и в Интернете случается цензура: так, роман Баяна

Ширянова “Низший пилотаж”, весьма откровенно описывающий жизнь наркоманов,

Несколько раз снимался из Сети по требованию провайдеров (то есть фирм,

Предоставляющих услуги по подключению к Интернету); правда, этот текст тут

же возникал в каком-то другом месте. Гораздо существеннее другое:

Литературное пространство, лишенное какой-либо структуры (в том числе и

Иерархической — то есть, элементарно говоря, отбора по качеству), — это

утопия, и утопия вредная. Классический самиздат никогда таким не был:

Особенно в период своего расцвета, в Ленинграде 80-х, самиздат — в отличие

от придуманного Николаем Глазковым “самсебяиздата” — сложная и разветвленная

Система, со своими журналами (в том числе специализированными — поэтическим,

Переводческим, женским), премиями, студиями и т. п., со своими жесткими (при

Всем их различии в разных журналах) критериями профессионализма. Постепенно

такая же система формируется и в Интернете: ведь всякий автор со временем

Понимает, что мало выложить десяток стихотворений на своей домашней

Страничке — надо еще, чтобы на эту страничку хоть кто-то заглянул. А значит

— необходимы какие-то институты экспертной оценки и рекомендации,

осуществляющие профессиональную инициацию и социализацию автора.

3. Как соприкасаются в Интернете профессионалы и любители?

Наихудший способ, понемногу уходящий в прошлое: на домашних страничках





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 276 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2272 - | 2124 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.