Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Роль финансов б накоплении и движении капитала




 

Финансы сыграли значительную роль в первоначальном накоплении капитала. Мы отмечали, что откупная система налогообложения позволила сосредоточить значительные денежные ресурсы в руках откупщиков. Они становились первыми собственниками заводов, фабрик и банков, первы­ми представителями буржуазии. Различные налоговые льго­ты и преференции, оградительные таможенные пошлины и налоговый иммунитет позволяли накапливать капитал в ча­стных руках. Этот капитал с развитием производительных сил устремился в нарождавшуюся промышленность, способ­ствуя развитию капиталистических отношений. И, наконец, правительство, ведя бесконечные феодальные войны, высту­пало крупнейшим заказчиком вооружения, фортификаци­онных сооружений и флота, позволяя за счет перераспреде­ления национального дохода через налоговую систему нака­пливать капитал в промышленности. Накоплению капитала способствовали и колониальные завоевания, стимулируя развитие отечественной промышленности, т.е. создавая ус­ловия для укрепления буржуазии.

Развитие городов и промышленности требовало притока рабочей силы. Увеличение доли рабочих в общей численно­сти населения сокращало сферу натуральных отношений в обществе. Все это в совокупности способствовало развитию капиталистических отношений.

Завоевание власти буржуазией означало в конечном ито­ге падение монархии либо лишение ее властных полномочий. С приходом к власти буржуазия стремится не к ослаблению налогового гнета, а к ликвидации привилегий феодалов и к переложению налогов на трудящихся. Общее налоговое бре­мя в государстве не облегчается. Под влиянием разно дейст­вующих факторов буржуазия обеспечила себе возможность дальнейшего накопления капитала и приращения своих при­былей.

С ликвидацией национальных границ движения капита­ла, а основными инструментами такой ситуации становятся банки, биржи и колониальные войны, буржуазия стала яро­стным защитником рабочих своей страны, перенеся тяжесть эксплуатации на рабочих завоеванных колоний. Встречная борьба рабочего класса за свои доходы приводит к возник­новению новых финансовых институтов, способствующих дальнейшей концентрации капитала в руках буржуазии. Речь идет о системе медицинского и социального страхова­ния, страхования имущества и жизни. Во всех странах бур­жуазия через государство концентрирует в своих руках зна­чительную часть налогов через заказы на вооружение, транс­портное строительство, строительство жилья и т.п.

С развитием капитализма как системы, основанной на ча­стнопредпринимательских принципах, наблюдается усиле­ние процесса международного разделения труда и концен­трации на этой основе капитала в наиболее развитых стра­нах. Государство всегда играет решающую роль в усилении позиций национальной буржуазии, используя для этого не только налоговые льготы и правительственные заказы, но и таможенное обложение, систему льготных кредитов, выкуп нерентабельных предприятий и целых отраслей, финанси­рование непроизводственной инфраструктуры и т.д.

В периоды экономических кризисов и стагнации экономи­ки государство активизирует свою роль регулятора, мани­пулируя налогами, кредитами и заказами. Классическим примером может служить политика американского прави­тельства во время кризиса 1929 года.

3. Генезис дефиниции „финансы*

Сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход тер­мин „финансы". Авторство этого термина можно оставить за французским ученым Ж. Боденом, который в 1577 году из­дает работу „Шесть книг о республике". Из французского языка термин „финансы" перешел во все языки мира. Встречаетя в литературе и недоказанная точка зрения о ла­тинском происхождении этого термина. Однако первым ав­тором работы, посвященной финансам, был Ксенофонт (430— 355 гг. до н.э.). Его работа называется „О доходах Афинской республики".

Не вдаваясь в подробный анализ содержания работ отдель­ных авторов (любознательных отсылаю в библиотеки), назо­вем список древнейших авторов сочинений в области финан­сов.

У Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) основные воззрения в области финансов изложены в работе „Афинское государ­ственное устройство".

Индийский ученый Вашнагупта (321—297 гг. до н.э.) в ра­боте „Наука о политике" много внимания уделяет налогам и государственному хозяйству.

Науке известно имя арабского ученого Кодама, который в 948 году н.э. написал сочинение о налогах.

Длинный список европейских ученых, занимавшихся про­блемами финансов, возглавляет Фома Аквинский (1225— 1274). Он впервые сделал попытку обосновать право короля на сбор налогов с подданных.

Вклад ученых в развитие науки о финансах различен. Это связано с эпохой, в которую они жили: страны Европы по-разному развивались, различна хронология развития эконо­мики в отдельных европейских странах. Первыми авторами работ по финансам были итальянцы Ф. Петрарка, Д. Караф, Бернарда, Ф. Гвиччардини, Дж. Ботеро, Н. Макиавелли и др.

В XVII веке наиболее значительный вклад в теорию фи­нансов внесли английские ученые. Среди них такие авторы, как Т. Мен, Дж. Локк, Т. Гоббс, Гаутон.

В XVII—XVIII веках обогатили финансовую науку немец­кие ученые Л. фон Секендорф, С. Пуфендорф, И. Юсти и И. Зонненфельс, которых в литературе относят к предста­вителям немецкой школы камералистики.

Иоганн Юсти в работе „Система сущности финансов", из­данной в 1746 году, обобщил высказывания представителей школы камералистики о финансах. В этой работе впервые разграничиваются финансовая наука и финансовая поли­тика.

К XVII веку европейская наука обогатилась за счет нала­женного обмена информацией.

Предшественники физиократов изучают экономику. В их трудах затрагиваются различные аспекты финансов. Среди авторов Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, В. Петти, Г. Баугильбер, С. Вобан, Дж. Стюарт.

Именно Вильям Петти (1623—1687) с его сочинением „Трактат о налогах и сборах" считается родоначальником буржуазной политэкономии.

К XVIII веку относится зарождение и развитие классиче­ской политэкономии. Представители этой школы не выде­ляли финансы из политэкономии, не считая ее самостоятель­ной наукой. При всем разнообразии уровня, объема и стиля работ авторов этой школы (французы А. Тюрго, Ф. Кенэ, В. Мирабо, англичане А. Смит и Д. Рикардо), учение о фи­нансах представителей классической школы можно свести к следующим четырем основным положениям.

1. Государство необходимо, поскольку оно охраняет „ес­тественный порядок" от зависти и покушений.

2. Содержание правительства должно быть дешевым, так как расходы на управление государством являются непро­изводительными.

3. Государство не должно нарушать „естественный поря­док", т.е. право собственности и конкуренции, путем установ­ления ограничительных таможенных пошлин и монополий и не должно вмешиваться в хозяйственную жизнь страны.

4. Государством должны соблюдаться основные принци­пы налогообложения:

налоги должны платить все в соответствии со своими до­ходами (это положение направлено против налогового имму­нитета духовенства и дворян);

налог должен быть не произвольным, а точно определен заранее;

налог должен взиматься в удобное для плательщика вре­мя;

взимание налогов должно быть дешевым.

Победа капиталистической системы над феодальной по­родила выдвижение экономических школ и воззрений, в той или иной мере защищавших новые производственные отно­шения. В советской историографии эти представители эко­номической науки были объединены в группу вульгарных экономистов, поскольку они излагали преимущественно во­просы формирования доходов государства, правильно счи­тая, что анализ расходов мог создать негативное представ­ление о буржуазных правительствах.

Наиболее видный представитель этой школы — Джон Стюарт Милль, издавший в 1848 году свой труд „Основы по­литической экономии".

Из ученых-финансистов конца XIX века следует упомя­нуть француза Поля Леруа-Болье, издавшего в 1877 году курс финансовой науки, и англичанина К.Ф. Бастбла с кни­гой „Публичные финансы", изданной в 1892 году.

Из ученых XIX века наибольший вклад в развитие теории финансов внес Карл Генрих Рау, издавший в 1826—1832 го­дах курс политэкономии, третья часть которого была полно­стью посвящена финансам (на русском языке работа Рау „Ос­новные начала финансовой науки" была издана в 1867 году). Благодаря переводу, эта работа была широко известна в Рос­сии и оказала существенное влияние на развитие финансо­вой науки России.

Не получили особой известности сочинения немецких уче-ньйс о финансах, изданные в первой трети XIX века, — Со-дена (1811), Якоба (1821), Мальхуса (1830), Шена (1832). Однако эти работы значительно повлияли на мировоззрение Лоренца фон Штейна, впервые включившего в финансы местные финансы, а также классика немецкой финансовой науки А. Вагнера (основная работа А. Вагнера „Наука о фи­нансах" была издана в 1880 году).

Из видных ученых-финансистов конца XIX века следует назвать австрийца Э. Сакса, итальянского ученого-финан­систа Ф. Нитти, американца Э. Селигманна и, наконец, италь­янского ученого Л. Касса, работа которого „Основы финан­совой науки" была издана в 1896 году (на русском языке — в1900 г.).

Воззрения финансистов XX века достаточно подробно из­ложены в специальной литературе. Считаем более важным рассмотреть генезис дефиниции „финансы" в отечественной

литературе.

Источники по отечественной финансовой науке стали биб­лиографической редкостью. В советское время финансовой науке России не уделяли должного внимания. Первым рус­ским автором сочинения в области финансов был Иван Се­менович Пересветов, живший при Иване Грозном. Он выступал за увеличение доходов казны с целью усиления военной мощи государства, за централизацию ресурсов государства и сокращение расходов на систему наместничества, за от­мену института матырей.

С XVII века до нас дошли работы Юрия Крижанича и Гри­гория Котошихина.

Юрий Крижанич свои взгляды на совершенствование фи­нансовой системы России изложил в ряде работ, главной из которых является „Разговоры об владетельству" (бол*ее из­вестное название этой работы „Политика")*. Крижанич в своей работе широко пользуется рассуждениями и выска­зываниями европейских авторов по экономическим и финан­совым вопросам и привязывает их к потребностям России. Основное внимание он обращает на различные способы обо­гащения государства,которые делит на две группы — пра­вильные и неправильные способы обогащения. При этом он подчеркивает, что все эти способы давно известны в мире и новых придумать нельзя.

Уже в самом этом делении просматривается прогрессив­ность взглядов Крижанича—к нечестным, несправедливым способам обогащения государства он относит доходы от ка­баков, от порчи монеты, от репрессии при взимании недоимок („выдирание нещадно"), от государственных монополий. Он разъясняет вред каждой из перечисленных мер, крити­кует основы доходной системы современной ему России. Крижанич предлагает для обогащения государства разви­вать земледелие, ремесла, государственное хозяйство. Если народ будет беден, государство не может быть богатым. Уве­личение доходов казны за счет обеднения населения приво­дит, по Крижаничу, в конечном итоге к обеднению государ­ства. Прогрессивны и идеи Крижанича о необходимости со­кращения числа государственных служащих (при одновре­менном увеличении им зарплаты).

Сочинение Григория Котошихина (он же Иван Карпович Кошихин) „О России в царствование Алексея Михайлови­ча", написанное в 1664 году, стало известно почти двести лет спустя. В нем содержится большой фактический материал о России середины XVII века. Практически это единственная работа такого рода, многократно использованная более позд­ними авторами.

Наиболее крупным теоретиком финансов начала XVIII века был Иван Тихонович Посошков. Основная его работа „Книга о скудости и богатстве" написана им в 72-летнем возрасте. В ней обобщены идеи, высказанные в более ранних сочинени­ях. Девятая глава работы называется „О царском интересе" — посвящена она финансовым проблемам. В предисловии к „Книге..." Посошков пишет, что „верный его величества раб" должен печься не только о собранных богатствах казны, но и о несобранных, „и о всенародном обогащении подобает пе-щися без уятия усердия, дабы и они даром и напрасно ниче­го не тратили"*. Посошков считает, что если „великий наш монарх Петр Алексеевич... вся нижеписанная моего мнения предложения в бытие произвести велят, то, я чаю, и без при­бавочных поборов преизлишне царская сокровища напол­нится" при одновременном сокращений „со крестьян побо­ров"**.

Предложения Посошкова в области финансов сводятся к следующему.

1. При взимании недоимок надо не разорять неплатель­щика (главным образом речь идет о купечестве), а взять с него письменное обязательство о сроках платежа. Если при этом недоимщик попросит отсрочку, то надо ее дать, взимая с него дополнительный процент.

2. Расходы по содержанию судебных органов надо исклю­чить из расходов казны.

Идея Посошкова заключается в установлении твердых тарифов за ведение дел и в запрещении всяких других побо­ров и принятия гостинцев. Он предусматривает штраф с того, кто берет сверх тарифа, и с того, кто дает. Штрафы эти долж­ны поступать в казну государства.

3. Установить льготные взимания пошлин для русских купцов и, наоборот, высокие пошлины и низкие цены на при­возные товары, чтобы поощрять развитие промышленности и производство товаров на Руси. Посошков приводит пере­чень товаров, которые надо запретить покупать населению (парча, шелк и т.д.). Для поддержания купечества надо раз­вивать взаимный кредит, а при нехватке средств „из цар­ские бы зборные казны из ратуши давали им по ис проценту на промысл, смотря по промыслу ево, дабы никто промыш­ленный человек во убожество великое от какова своего упад­ку не входил"*.

4. Царские поборы с крестьян подлежит брать с количе­ства обрабатываемой земли в удобное для крестьян время **. „По здравому разсуждению надлежит крестьянскому двору положить разсмотрение не по воротам, не по ды­мам избным, но по владению земли и по засеву на том ево владенье"***. 5. Крестьяне должны платить налоги по единому тарифу. Объектом обложения должна быть десятина, в которой 80 са­жен в длину и 40 — в поперечнике. С такой десятины пахот­ной земли налог должен взиматься в размере 8 копеек в год, с сенокосов — 6, с леса — 4, с болот — 2 копейки *. Это даст казне тысяч по сто с каждой губернии.

6. Своя система тарифов предложена и для городской местности (кроме церковных дворов) — полушка (четверть копейки) или полполушки с каждой сажени дворовых земель и копейка с десятины сажен огородов и садов.

Общая сумма „земляного сбора", по подсчетам Посошко­ва, даст казне „миллионный" сбор**.

Посошков указывает, что сбор средств в казну не должен разорять царства, никто не должен быть обижен. Собранное надо хранить от порчи и хищения. Это касается и хлеба, со­бираемого для армии, и корабельного леса, который гибнет и в Петербурге, и на Ладоге, и в других местах.

На сокращение государственных расходов направлено предложение об установлении заданий на работу, т.е. пла­тить не просто жалованье, а требовать за него выполнение определенного объема работ. Этот порядок надо установить „не только во одних черных работах..., но и в художных де­лах, как в русских, так и в иноземных".

Вместо сложных и многочисленных внутренних таможен­ных сборов Посошков предлагает „установить един самый царственный праведный сбор, иже до Христова воплощения установленный, то есть десятинный, еже имать по гривне с рубля, а не по пятиалтыне"***. Пошлина должна взиматься с каждого товара лишь один раз. Новый порядок если не втрое, то вдвое увеличит поступление от пошлины в казну, ибо значительная часть пошлин расхищается многочислен­ными сборщиками.

Посошков предлагает заменить соляную монополию уста­новлением пошлины в местах добычи соли в размере грив­ны с пуда, считая, что это снизит цену на соль и она станет доступной бедным слоям, а доход казны от этого не умень­шится, поскольку сократятся расходы на сбор соляного до­хода.

Вывозные пошлины для иноземных купцов должны быть установлены по каждому товару —10 рублей с дерева, 3 руб­ля с берковца пеньки и льна, 4 рубля с берковца смолы и сала И т.д.

Для увеличения питейных сборов Посошков предлагает поручать их не случайным людям, а проворным и исправ­ным, за которых поручится население. Цена на питье долж­на быть одна повсеместно, и питье должно быть одного каче­ства. Кроме годового оклада сборщикам должна быть уста­новлена премия за дополнительные доходы (гривна с руб­ля). Запрещение помещикам произвол ить и продавать вина принесет казне около 400 тысяч рублей в год.

Государству принесет большую прибыль, говорит Посош­ков, организация краткосрочного кредита („А буде кто по-хочет на перехватку для покупки товара на месяц иль два или на три") из расчета 1 рубль со 100 рублей в месяц (т.е. около 12% годовых). Прибыль от таких операций должна на­правляться на расширение краткосрочного кредита*.

Посошков обосновывает возможность отклонения цены денег от стоимости металла, из которого они изготовлены (правда, исходным моментом у него является авторитет Пет­ра I, позволяющий верить начертанному на монете курсу). По расчетам Посошкова, пуд меди, пущенной на чеканку монет, даст казне доход от 140 до 370 рублей (в зависимости от достоинства монеты), а с 10 тысяч пудов меди, пущенной на чеканку монет, доход составит 1840 тысяч рублей. Пере­плавка всех старых монет в новые даст казне „миллиона три-четыре или больше"**.

О практическом внедрении тех или иных идей Посошкова нет подтвержденных данных, однако много мероприятий Петра I и его помощников буквально соответствует идеям Посошкова. Так, Посошков обосновывает необходимость ог­раничить численность армии 60 тысячами, исчисляя стои­мость ее содержания в 3 миллиона рублей с лишним. Эти расчеты Посошкова приведены в сочинении „О ратном под­виге" в 1700 году, а в 1704 году численность действующей армии достигла 60 тысяч, военные расходы — 2,7 миллиона рублей.

Интересны и другие совпадения. В „Доношении о Книге о скудости и богатстве" Посошков обещал, что внедрение его предложений обеспечит казне 3 миллиона рублей в год, ко-, гда эти предложения устоятся, то 6, а позднее и 9 миллио­нов рублей. Действительно, доходы казны соответственно со­ставили: 1680 — 1,5 миллиона рублей; 1701 — 4,4; 1720 — 6,9; 1724 — 9,3 миллиона рублей.

По данным Лаппо-Данилевского*, при Петре I широко практиковалась и предложенная Посошковым выдача ссуд на промысел и денежных сумм в рост из расчета 12% годо­вых.

И, наконец, в „Регламенте государственной Камер-колле­гии"** прямо использована мысль Посошкова о взаимной за­висимости налогов и хозяйственного состояния всей страны.

Не занимаясь специально финансовыми исследованиями, интересные сведения сообщает в своих трудах Василий Ни­китич Татищев. В его „Краткой российской географии" гла­ва XI посвящена государственным доходам. Учитывая не­большой размер главы, приводим её полностью: „Ко всегдаш­нему содержанию той великой армии и столь многих гарни­зонов и флота и на другие государственные расходы какая великая сумма потребна, Оное, яко легко понятное дело описывать непотребно. Доходы же государственные суть: 1) По­душные с купечества, с цеховых и ремесленных людей, а большею частью с крестьянства — с каждой мужской души по рублю по десяти копеек, також и по 70 коп. Собираемы; и сии все на содержание армии положены. 2) Ясашные сборы, подобно подушному, токмо меньше и не з душ, но з дворово­го числа собираются. 3) Кабацкие, которые положены к со­держанию флота и на адмиралтейства. 4) Пошлина порто­вая и внутренняя. 5) Соляные, которые принадлежат во дво­рец. 6) Канцелярские, т.е. печатные, с судных дел пошлины, крепостные, штрафные и тому подобные, кои по Штатской конторы надлежат и употребляются на штатские расходы. 8) За гербовую бумагу. 9) Неокладные суть многие и разных званий, кои яко мелочные, описывать оставляю"*.

Интересные сведения сообщает В.Н. Татищев и в другой работе, посвященной финансовым проблемам, — „Рассуж­дения о ревизии поголовной и касающемся до оной"**. В этой работе впервые в отечественной науке дается классифика­ция окладных и неокладных сборов, предлагается установить между прямыми и косвенными налогами равновесие, ибо увеличение одних приводит к уменьшению доходов от дру­гих форм налогов. Татищев указывает на необходимость со­измерения государственных доходов и расходов, требует единообразия в размерах налогов.

Ко второй половине XVIII века относится появление ряда работ в области теории финансов. Наиболее яркой работой, носящей выраженный антикрепостнический характер, было премированное Вольным экономическим обществом в 1766 году сочинение А.Я. Поленова „О крепостном состоянии крестьян в России".

В этой работе впервые в России применяется термин „на­лог", доказывается необходимость имущественного страхо­вания, дается критический анализ действующей в России налоговой системы. Бедственное, рабское состояние кресть­ян приводит не только к их обнищанию, но наносит ущерб государству, ибо они не в состоянии платить налоги. По мыс­ли Поленова, крестьян надо наделить землей в таком разме­ре, чтобы они в достатке содержали свои семьи и размножа­лись. Это принесет большую пользу и городам, ибо они бу­дут продавать лен, пеньку, шерсть, кожи и проч., „которые, будучи переделаны на фабриках, служат к истреблению в народе праздной жизни и к прокормлению многих тысяч"*. Увеличение численности населения городов полезными об­ществу жителями приведет к несравненному росту государ­ственных доходов.

А.Я. Поленов считал, что если крестьяне получат землю в достаточном количестве, то в ответ они должны охотно и рев­ностно платить установленные налоги и сборы. Он предла­гает перейти от личных к более прогрессивным реальным налогам: „В рассуждении налогов с великим благоразумени-ем поступать надлежит. Наибольшая состоит в сем труд-ность; что их не можно точно определить, так чтобы они рав­ны были, глядя на различное положение стран и происходя­щее от того неравное в имении содержание, чего ради самое наилучшее, по моему мнению, в учреждении податей сред­ство нахожу я в установлении десятой или какой другой час­ти со всех от земледелия происходящих плодов. В рассуж­дении денежного сбора вообще можно сказать, что, чем силь­нее богатеет народ, тем больше можно сбирать подати, и если мы сыщем настоящее содержание между налогом и народ­ным богатством, тогда праведны, и никто не может жаловать­ся"**.

Не употребляя термин „страхование", Поленов тем не ме­нее указывает, что в случае наводнения, падежа скота, не­дорода хлеба и других бедствий крестьянские хозяйства ну­ждаются в экономической поддержке — либо деньгами, либо временной отменой налогов — с последующим возмещени­ем со стороны крестьян.

В отечественной финансовой науке не ставился вопрос об авторстве основных терминов. Однако этот вопрос немало­важный.

По нашему мнению, термин „налог" впервые ввел Поле­нов, Однако если учесть, что работа Поленова была опубли­кована лишь через 100 лет после ее написания, то авторство надо закрепить за Алексеем Васильевичем Нарышкиным. В большой статье „Экономия", вышедшей в 1767 году, Нарыш­кин выдвигает ряд интересных соображений о налогах. (С достоверностью утверждать его авторство невозможно, ибо эта статья представляет собой часть переводов из француз­ской энциклопедии. Мы склонны считать высказывания На­рышкина о налогах оригинальным сочинением, поскольку они отражают налоговую практику России того времени.)

Прежде всего следует отметить, что Нарышкин усматри­вает связь налогов с государством: „Ежели бы народ пра­вился сам собою и не было бы никакого посредия между прав­лением и гражданами, им бы оставалось в случае обложить каждому самому себя по мере нужд общих и по возможно­сти сил”*.

Мы не можем согласиться с определением налога у На­рышкина, но оно, несомненно, представляет интерес как пер­вое в отечественной науке: „Платежи народные суть двоя­кие, или с вещей, или с душ; те и другие называются налога­ми или податьми; когда народ постановляет сам число, кото­рое он платить хочет, называется подать; когда же он согла­шается на все положенное на него, называется налог; в кни­ге, называемой разум законов, написано, разкладка по ду­шам больше свойственна рабству, а разкладка по оценке ве­щей пристойнее свободе"**. Какое надо проявить мужество, чтобы действующую налоговую систему России приравнять к признаку рабства!

Прогрессивно его рассуждение о том, что тот, кто имеет только нужное, платить совсем ничего не должен, „накладка же на того, кто имеет лишнее, может ити до отнятия у него всего того, что превосходит его нужное"*.

К XVIII веку относится появление термина „финансы". В русском языке этот термин, позаимствованный из француз­ского языка, полтора века соседствовал с термином „казна". Впервые в российской печатной литературе финансы как научное понятие было использовано в предисловии к издан­ной в 1767 году Московским университетом книге „Перево­ды из энциклопедии". Финансы здесь трактуются как „дела, принадлежащие к государственным „доходам". Другими сло­вами, впервые термин „финансы" употреблен в идентичном понятию „казна" смысле.

В научный обиход термин „финансы" ввел первый рус­ский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницкий. В его работе „О Узаконении финан-ском" (полное название работы „Представление о учрежде­нии законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи") дается первое в отечественной нау­ке определение финансов: „Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление го­сударству надельных и довольных по его надобностям дохо­дов" **. Речь идет не только о доходах. Десницкий это четко оговаривает, деля финансы на две части: „1) на издержки государства, 2) на доходы оного".

Свой анализ финансовой системы Десницкий начинает с государственных расходов, подчеркивая, что без расходов государство вообще не может существовать. Он делит их на четыре группы:

1. Расходы на содержание органов управления, под кото­рыми Десницкий понимает расходы на содержание двора. При этом "государь должен чинить награждения, одобрения и милости", чтобы подданные более усердно служили пре­столу. Тем самым Десницкий оправдывает огромные непро­изводительные затраты двора, в том числе и на разнообраз­ные подачки феодальной верхушке.

2. Расходы на поддержание внутреннего порядка — полиция, суд и т.п.

3. Расходы на общественные нужды — строительство го­родов, дорог, каналов, на нужды просвещения и „призрения", на науку и художественные промыслы (в XVIII веке под ху­дожественными промыслами понимали всевозможные ре­месла).

4. Расходы на охрану государства от внешних нападений. Десницкий подчеркивает, что это основной расход Русского государства. Сюда включаются затраты на содержание ар­мии, строительство оборонительных сооружений, создание запасов.

Десницкий считал, что сумма расходов является опреде­ляющей и сообразно исчисленной сумме расходов должны быть изысканы необходимые источники (доходы). Такой под­ход характерен и для современной западной науки и прак­тики и приводит, как известно* к росту бюджетных дефици­тов и соответственно росту государственных долгов.

Позиция Десницкого вытекала из существовавших пред­ставлений о государстве как органе, возникшем в результа­те естественного развития человеческого общества и осуще­ствляющем полезные функции: охрану границ и установле­ние „благопристойного" общественного порядка. Поэтому Десницкий считал, что каждый гражданин исправно должен платить налоги (подати): „...подати суть дань, которую каж­дый гражданин платит для сохранения не только своего бла­госостояния и спокойствия, но своей жизни и имений"*.

При анализе отдельных налогов и принципов их взимания, Десницкий стоит на прогрессивных позициях. Он за отмену налогов на предметы первой необходимости. Так, он считал, что хлеб должен быть свободен от обложения „аки необхо­димое произрастание для жизни человеческой"*. В то же время Десницкий подчеркивал необходимость обложения предметов роскоши — предпочтение надо отдавать тем на­логам, которые касаются „всех государственных жителей и которые вяще простираются на предметы роскоши"**. Он вы­ступал за отмену откупов: „Глас народа во всех странах во­пиет, что откупы для него отяготительны, и их легко рассу­дить можно. Государь получает известную сумму от откуп­щика; но оный за всеми издержками при сборах обыкновен­но получает великую прибыль, которые бы суммы остава­лись из народа, когда бы правительство без посредника сби­рало свои доходы"***.

Десницкий требовал, чтобы налог учитывал имуществен­ное положение плательщика и взимался по прогрессивным ставкам. Взимание налогов должно производиться с наимень­шими издержками.

Большой гражданской смелостью было выступление Дес­ницкого против такой важной статьи бюджета, как винные доходы: „Ныне опыт показует, что винные доходы, которые столь важны для правления, весьма неверны. Сие зло, как и прочие такого же рода для благоденствия общего, должно всеконечно прекратить"****.

Десницкий впервые предлагает установить специальный орган управления финансами — „комиссию о финансах или о доходах государственных".

С образованием в 1802 году министерства финансов тер­мин „финансы" прочно входит в научный оборот. Однако до 1835 года, когда в русских университетах стал читаться курс финансового права, финансы рассматривались только как составная часть политэкономии, и как самостоятельная нау­ка финансы не выделялись*. В практике чаще использовал­ся термин „казна". В лучшем случае через один из этих тер­минов пояснялся другой. Так, в изданном Академией наук толковом словаре указывается: „Финансы, фр. Государст­венная казни, собираемая с подданных для содержания Го­сударства и всех частей оного, как то: Государева дома, ар­мии, флота, государственных Министерств и других стат­ских чинов и пр. пр."**. Мало чем отличается определение финансов в Толковом словаре В. Даля, хотя эти словари от­деляет почти целый век. Финансы — это „все что относится до прихода и расхода государства".

В разных вариациях толкование финансов как совокупности доходов и расходов государства превалирует в специаль­ной науке, не говоря о прочих публикациях дореволюцион­ной России.

XVIII век завершается работами крупнейшего ученого, первого идеолога и теоретика народной революции в России Александра Николаевича Радищева. К наиболее интересным экономическим работам Радищева относятся „Письмо о.Ки­тайском торге", „Описание моего владения", „Записка о по­датях Петербургской губернии" и неоконченная рукопись „Торговля", одна часть которой — „Записка о податях..."— полностью посвящена налоговой политике государства. Пер­воначально это были две самостоятельные работы — „О по­душном сборе" и „О податях". К работам в области финансов можно отнести и работы Радищева в области тарифов.

Радищев впервые в русской науке исследовал сущность налогов, их природу, описал все виды налогов, отделив пря­мые от косвенных. При этом Радищев исследует отдельно налоги с городского и сельского населения. „Записка о податях..." представляет собой первое иссле­дование в области финансов, носящее исторический харак­тер. Радищев делает попытку выяснить негативные послед­ствия отдельных налогов на экономику страны. Анализируя сословный состав населения, Радищев показывает всю тя­жесть налогового бремени, ложащегося на крестьян и ремес­ленников.

Радищев выступает против всех форм личных налогов и повинностей, считая, что налоговое обложение должно осу­ществляться по подоходно-поимущественному принципу,

Радищев правильно понимает, что уравнительность лич­ных податей — это только видимость, поскольку они не учи­тывают имущественного положения: „всякая подать, по чис­лу душ расположенная, по существу своему есть неуравни­тельна"*. Это он доказывает следующими рассуждениями: „Ибо, если кто сравнить только захочет двух земледельцев, из которых один живет близ большого города, а другой за сто от онаго верст, тот скоро познает, сколь способы их для дос­тавления денег не равны..

Если же и нива их не ровный дает плод; если один сеет на черноземе, а другой на глине, то жатва их будет весьма не­ровная. Но неравенство их может состоять и в другом: один продаст четверть ржи по 5 руб., другой 2 руб., но у одного родилось 20, а у другого 4"**.

Такой подход позволил Радищеву сделать общий вывод о неравенстве обложения в России — у одних землевладель­цев подушная подать забирает пятнадцатую часть их дохо­да, у других — десятую. А у некоторых — половину.

Завершая свою концепцию налоговой политики, Радищев предлагает устанавливать величину налога исходя из реаль­ных экономических условий отдельных регионов страны. В налогах важным принципом является определенность—пла­тельщикам необходимо знать, сколько кто платить должен с тем, чтобы защищаться от незаконных налогов и поборов.

Медленное развитие финансовой науки в России можно объяснить застойным характером экономики, неизменно­стью производственных отношений. Не случайно с развити­ем экономики России последней четверти XIX — начала XX века совпадает и бурное развитие финансовой науки, со­провождаемое огромным количеством публикаций по раз­личным аспектам финансовой науки. Зависимость между практикой и теорией была подмечена еще в первой русской монографии о финансах, написанной в 1810—1811 годах де­кабристом Н. Тургеневым (мы не упоминаем монографию Ф.Г. Вирста „Рассуждения о некоторых предметах законо­дательства и управления финансами и коммерциею Россий­ской империи", вышедшую в переводе с немецкого в 1807 году, по двум причинам: 1) это работа о деньгах, кредите, торго­вом балансе и т.п., но не о финансах; 2) работа написана на немецком языке, немцем, хотя и имевшем русский чин стат­ского советника): „...теория финансов... основана на наблюде­ниях, замечаниях, сделанных на опыте в течение несколь­ких веков,...теория состоит не из чего более, как из сих на­блюдений, соображенных между собою в причинах и дейст­виях, и изложенных в логическом порядке;...из расположен­ных таким образом наблюдений выводятся правила. Аксио­мы, как одне только могут служить верным путеводителем в суждении и заключении о вещах. Не отвлеченные идеи, но опыт веков сотворил науку финансов"*.

Николай Иванович Тургенев был видным экономистом, работал совместно с адмиралом Мордвиновым в Государст­венном Совете, а позднее в министерстве финансов. Он был организатором первых тайных обществ декабристов, за что заочно был приговорен чк смертной казни.

В предисловии к работе Тургенев так объяснил свою за­дачу: „Я почту мой труд вознаграждейным, если он приве­дет кого-либо из моих читателей к сей прекрасной науке"**.

Однако автор ставил перед собой и другую, более сложную ^адачу, о которой он говорит в работе, написанной в 1842 году: я „старался доказать, что как экономическая и финансовая, так и политическая теории, истинны лишь постольку, по­скольку они основаны на принципе свободы". Работа была использована для критики крепостного права. „Эти добавле­ния имели в моих глазах гораздо большее значение, чем ос­новной предмет моей работы"*.

И, наконец, Тургенев понимал ценность своего труда для отечественной науки: „Это было первое сочинение по теории финансов, написанное русским на своем родном языке"**. Из этой правильной оценки Тургеневым своего труда нельзя де­лать выводы, что до этой работы финансовая мысль России не была представлена в" более ранних работах. В работах Пересветова, Кошихина, Крижанича, Татищева, Поленова, Десницкого и многих других нашли отражение различные аспек­ты финансов. Однако эти авторы не оставили специальных исследований по теории финансов. Даже у Десницкого, пер­вого русского профессора, читавшего в своем курсе теорию налогов, бюджета, кредита, нет по этим вопросам монографи­ческого исследования. И только с 1833 года регулярно стали выходить в свет работы по теории финансов (Гагемайстер, Горлов, Кури, Толстой, Кранихфельд, Кестнер и др.).

В первом разделе работы "Опыт теории налогов", назван­ном „Происхождение налогов", Тургенев правильно увязы­вает появление налогов с государством, считая их необходи­мым условием существования любого государства: „Требо­вать ныне уничтожения налогов значило бы требовать унич­тожения самого общества"***. Однако он не поднимается до понимания классовой природы государства, объясняя воз­никновение последнего естественным ходом развития само­го общества. Отсюда и оправдание самих налогов: „...налоги суть средства к достижению цели общества или государст­ва, т.е. той цели, которую люди себе.предполагают при со­единении своем в общество. Или при составлении государ­ства... Люди, соединившись в общество и вручив Правитель­ству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налоги".

Предположение, что государство возникает как следствие потребностей общества, а не как следствие классовой борь­бы и важнейшее орудие принуждения в руках эксплуата­торских классов, приводит Тургенева к наивному выводу, что правительство в своей налоговой политике должно учиты­вать экономические возможности населения: „Правительст­во должно брать столько, сколько нужно для удовлетворе­ния истинных потребностей государственных". Однако если нужды государства превосходят возможности населения, оно „может прибегать к другим средствам, как то к займам... Во всяком случае, Правительство должно стараться не сделать расходов, превышающих его дохода"*.

Дело здесь не в наивности Тургенева. Он выдавал желае­мое за действительное. А еще вернее, он показал, какой должна быть налоговая политика государства. Об этом сви­детельствуют два места из работы. Во-первых, Тургенев предваряет свою работу следующими словами: „Сочинитель, принимая на себя все издержки печатания сей книги, пре­доставляет деньги, которые будут выручаться за продажу оной, в пользу содержащихся в тюрьме крестьян за недоим­ки в платеже налогов". Значит, Тургенев знал, что русское правительство взимает налоги в размерах, превышающих возможности населения. Во-вторых, Тургенев знал о нерав­ном обложении отдельных классов: „От неравного разделе­ния податей между гражданами рождается ненависть одно­го класса народа к другому, отчего происходит ненависть к самому Правительству"**. Первый раздел работы заканчивается интереснейшим за­мечанием о связи науки и практики, которое и сегодня акту­ально; „...теория финансов... основана на наблюдениях, заме­чаниях, сделанных на опыте в течение нескольких веков;...теория состоит не из чего более, как из сих наблюдений, соотраженнных между собою в причинах и действиях, и из­ложенных в логическом порядке; «.из расположенных таким образом наблюдений выводятся правила. Аксиомы, кои однё только могут служить верным путеводителем в суждении и заключении о вещах. Не отвлеченные идеи, но опыт веков сотворил науку финансов"*.

Кроме главного вывода о связи науки с практикой, для нас представляет огромный интерес факт, что Тургенев ставит вопрос о наличии финансовой науки. Если же принять во вни­мание его замечания в предисловии к этой книге, что учение о налогах — часть политической экономии, то отрадно отме­тить; что уже в первой научной работе по теории финансов указывается на неразрывную связь политэкономии и финан­сов.

Тургенев выдвигает не просто правильные, но именно ре­волюционные идеи в области налогообложения (учитывая то засилье в налоговой системе, которое существовало в эту пору).

1. Государство должно заботиться не о том, чтобы полу­чить как можно больше доходов, а о том, чтобы этот доход был менее обременительным для народа.

2. Налоги должны распределяться между гражданами со­размерно их доходам.

3. Все граждане пользуются выгодами общества, следо­вательно, все должны платить налоги. Тем более неверно, когда освобождаются от налогов целые классы и именно те, кто обязан больше всех „участвовать в повинностях общест­венных, пользуясь важнейшими богатствами в государстве»**

4. Несмотря на принцип равенства, государство должно облегчать налоговое бремя простого народа. Тургенев при­водит в пример Англию, где главная тяжесть налогов падает на тех, кто в состоянии платить больше.

5. „Количество налога, время и образ платежа должны быть определенны, известны платящему и независимы от власти собирателей"*. При совпадении сроков платежа на­логов и времени поступления доходов налогоплательщик не терпит дополнительных убытков. Это особенно важно для России с ее зависимостью от сроков вызревания урожая.

6. Сбор налогов должен обходиться как можно дешевле, точнее, платежи населения и доходы государства должны бить как можно ближе.

7. „Налог должен всегда быть взимаем с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники до­ходов государственных не истощались"**. Исключения до­пускаются при переходе имущества из рук в руки и при чрез­вычайных обстоятельствах, когда всякий член общества обя­зан жертвовать ради общего блага.

8. Общая сумма налогов не должна превышать потребно­стей государства. Если потребность государства превышает возможности населения, государство должно покрывать раз­ницу другими способами, например, займами. Худший спо­соб покрытия — выпуск чрезмерного количества бумажных денег.

Другая важная заслуга Тургенева — он впервые в русской финансовой науке дает теоретическое обоснование деления налогов на прямые и косвенные. Не применяя известную нам терминологию при делении прямых налогов на реальные и личные, он точно так же выделяет налоги „налагаемые на лица" и „на недвижный капитал".

Непрямыми (косвенными, по современной терминологии) налогами Тургенев называет те, которые налагаются „на товары, в цене коих заключается вместе и налог, так что тот, кто покупает товар, платит вместе с ценою и подать. Сии на­логи называются также налогами с потребления"*.

Приоритет Тургенева в делении налогов на прямые и кос­венные легко доказать путем анализа экономической лите­ратуры XVIII века.

В учении физиократов, господствовавшем в это время, на­логи делятся на прямые и опосредствованные. Но под пря­мыми они подразумевали все налоги, падавшие на землевла­дельцев. Они считали, что и все остальные налоги б конеч­ном итоге падают на землевладельцев и крестьян, занятых обработкой земли. То есть и у физиократов, и у Тургенева налоги делятся на прямые и непрямые. Но содержание этих классификационных групп совершенно разное. У Тургенева оно совпадает с сегодняшней концепцией.

Эта классификация налогов может быть названа класси­фикацией по объектам обложения. К прямым налогам в этом случае относятся подушная (поголовная) подать, подати с патентов, с капиталов, поземельная подать; подать с домов, с дверей, окрн, подать со слуг, с экипажей и т.д. Однако для дальнейшего анализа налогов Тургенев вводит другой клас­сификационный признак — источник налога. Он выделяет три источника доходов (доходы от земли, к. капиталов и до­ходы от работы), которым соответствуют пять групп нало­гов:

1) налоги с доходов от земли;

2) налоги с доходов от капиталов;

3) налоги с самих капиталов;

4) налоги с доходов от работной платы;

5) налоги, падающие на все три вышеупомянутых источ­ника доходов без различия **.

Далее Тургенев переходит к анализу каждой группы на­логов. И хотя перечень налогов и порядок их исчисления и взимания в разных странах, приводимые в работе Тургенева, являются непреходящей ценностью отечественной фи­нансовой науки, наибольший интерес представляют методо­логический подход Тургенева к анализу налогов и его теоре­тические выводы.

Прежде чем перейти к анализу отдельных видов налогов, данному Тургеневым, необходимо сделать еще одно суще­ственное замечание: мало того, что в работе акцентируется внимание на недостатках тех налогов, которые применялись в России, Тургенев показывает преимущества налогов, ко­торые он считает наиболее прогрессивными. При этом он не ограничивается доказательствами из современной ему жиз­ни, но привлекает данные Рима, Греции, показывая влия­ние налога на весь хозяйственный механизм общества.

Налоги с доходов от земли Тургенев делит на две группы — взимаемые с чистого дохода и с валового дохода (по его терминологии — со всего прихода).

До Тургенева в отечественной литературе никто не при­менял термина „чистый доход", которому дается следующее определение: „Под названием чистого дохода от земли ра­зумеется та часть прихода, которую получает владелец зем­ли, за вычетом всех издержек, нужных для обрабатывания оной и для собирания производимых растений или плодов"*. По существу это определение ничем, кроме простоты, не от­личается от современного определения чистого дохода.

Указав, что налог может взиматься либо в постоянном раз­мере, либо в виде „переменяющейся подати", Тургенев вер­но отмечает, что первая система (система твердых ставок, по современной терминологии) „не препятствует употребле­нию новых капиталов" для совершенствования земледелия, т.е. Тургенев вырабатывает у своего читателя более прогрес­сивные взгляды на систему налогов.

В своем анализе Тургенев не даёт определения ренты, но предлагает учитывать рентные доходы при обложени^ на­логами: „При введении сей подати надлежит сообразоваться не только с пространством, но и с плодородием земли; так-же надлежит принимать в рассуждение и местоположение: выгодно ли оно для торговли или нет; должно различать свой­ство растений, смотря по тому, более или менее времени, труда и издержек требует произведения оных, и т.д."*.

Следует заметить еще одну особенность работы Тургене­ва: впервые в отечественной литературе мы встречаем кри­тику экономических воззрений физиократов. Бели мы у бо­лее ранних авторов и встречаем негативное отношение к опы­ту и теории других стран, то это анонимная критика, т.е. кри­тикуется применительно к России тот или иной налог или пошлина. У Тургенева же критика адресная, критика целого направления в экономической теории. Объяснив позицию физиократов, которые считали, „что все налоги падают на­конец на землевладельца, потому что он один доставляет обществу новые произведения"**, Тургенев доказывает не­правильность такой позиции:

1). подать землевладельца возрастет чрезмерно;

2) оставшейся части продукции ему едва ли хватит на воспроизводство и нечего будет продавать, т.е. не землевла­дельцам нечем будет жить;

3) влияние импорта не даст возвысить цены, чтобы вер­нуть с небольшой части товарной продукции повышенных налогов.

Возможно, доказательства могли быть более строгими и достоверными, с привлечением цифрового материала, но у Тургенева задача — не критика физиократов. Мы выделили эту сторону работы с целью показать глубину подхода пер­вого русского теоретика финансов к теоретическим пробле­мам.

В своей работе Тургенев неоднократно цитирует выска­зывания Адама Смита, комментирует их, стараясь донести до русского читателя мысли родоначальника классической политэкономии. Это также первый в России опыт ознаком­ления читателей с достижениями политэкономии.

Анализу налогов с доходов от капиталов предшествует следующее определение капитала: „Все богатства народные проистекают из двух главных источников, кои суть: силы Природы и сила человеческая. Но для извлечения богатств из сих источников нужны средства. Сии средства состоят в разных орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений, денег называется капиталом. Таким образом, капитал состоит из произведенных искусством че­ловека вещей и ценностей. Землю нельзя называть капита­лом ибо она дана человеку Природою, и количество оной не может быть увеличиваемо посредством накоплений, как то бывает с капиталами"*. В этом определении не хватает лишь заключительного вывода о роли трудовых затрат в опреде­лении стоимости. В то же время мы находим различие меж­ду натурально-вещественной стороной фондов и денежным выражением их стоимости. Следует отметить, что он пра­вильно считал труд основным богатством общества: „...капи­тал состоит из произведенных искусством человека вещей и ценностей!" Он утверждал, что деньги не суть богатства об­щества, „что деньги составляют весьма малую часть капи­тала общественного"**.

Тургенев правильно объясняет сущность конкуренции среди ремесленников и ее влияние на цену товара, а следо­вательно, и на их доходы. Его вывод о необходимости мини­мального обложения труда ремесленников можно расценить как попытку обосновать необходимость развития в России несельскохозяйственного приложения труда, что было про­грессивно в тех условиях. Это сообразуется.л с позицией Тургенева в вопросе об освобождении крестьян — он был за предоставление им личной свободы без ущемления интере­сов помещиков, т.е. без земли. В этих условиях развитие ре­месел могло быть сферой приложения высвободившихся рабочих рук.

Весьма прогрессивна позиция Тургенева и в вопросе о на­логах с заработной платы (работной платы, по его терминологии): „Весьма желательно, чтобы Правительства никогда не налагали податей на доход от работной платы"*. К числу этих податей он относит не только денежные налоги, но и всякого рода повинности — постой солдат, дорожные рабо­ты, обязанность ловить беглецов и т.д. (Для большего контра­ста с Россией он тут же сообщает, что личные повинности отменены в Англии в 1660, а во Франции — в 1776 году). Лич­ные повинности оправданны только в случае войны. Но в этом случае правительство должно выдавать письменные обяза­тельства о их зачете в счет будущих налоговых платежей либо такие, которые будут иметь хождение наряду с деньга­ми.

В последнем случае Тургенев предлагает новую форму кредитных отношений государства с населением страны. Примерно по: такому принципу в России после революции были организованы расчеты по трудовой и гужевой повин­ности и, отчасти, по продразверстке.

Анализ косвенных налогов Тургенев начинает с разделе­ния предметов потребления на предметы роскоши и пред­меты первой необходимости. Он правильно отмечает, что даже самые „большие налоги с предметов роскоши не при­несут правительству такого дохода, как умеренный налог с "предметов, необходимых для жизни, потому что первые слу­жат для потребления более ограниченного числа людей"**.

В этом замечании уже содержится суть косвенных нало­гов, которую до сих пор „не видят" буржуазные теоретики финансов: косвенные налоги ложатся на плечи широких сло­ев трудящихся масс и тем самым выступают как отношения дополнительной эксплуатации (вместе с тем они способст­вуют воспроизводству капиталистических отношений экс­плуатации).

И опять-таки первым в отечественную экономическую литературу, по нашим данным, Тургенев вводит термин ак­циз для обозначения пошлины с предметов внутреннего потребления (соль, мясо, мука, хлеб, горячительные напитки и т.д.)- Сегодня мы, правда, не относим пошлины к акцизам, но так называемые „пошлины с предметов внутреннего потреб­ления" и не представляют собой пошлины. Это именно акци­зы (в данном случае на готовую продукцию).

К косвенным налогам Тургенев относит и государственные монополии. У него приводится пример полных и неполных монополий. Таким образом, можно с полным основанием ут­верждать, что основы действующей ныне классификации косвенных налогов ввел в русскую финансовую науку Нико­лай Тургенев.

У Тургенева дается четкое разграничение внутренних и внешних пошлин. Он выступает категорически против внут­ренних пошлин, поскольку они приводят к ограничению тор­говли, а следовательно, и производства. Он считает, что в целом пошлины порождены политикой меркантилизма и что они должны быть отменены, поскольку правительство не должно вмешиваться в дела частных людей, позволяя „ка­ждому искать своих выгод и употреблять свои капиталы как ему заблагорассудится"*.

При установлении таможенных пошлин Тургенев счита­ет необходимым руководствоваться следующими правила­ми..

1. Подлежат обложению товары, ввозимые купцами той страны, которая установила ввозные пошлины на аналогич­ные товары. Встречный тариф должен побудить первую от­казаться от пошлины. Но если этого не произойдет, то нано­сится вред не иностранному купцу, а своим покупателям.

2. Запрещение ввоза или вывоза каких-то товаров может быть оправдано только в том случае, если эти меры вызваны безопасностью граждан или государства.

3. На примере Америки, отказавшейся от ввозных пошлин, Тургенев утверждает, что пошлины (и ввозные, и вывозные) мешают развитию промышленности. Лучшая политика для развития промышленности — государственные вложения в строительство фабрик и мануфактур. Он считает, что отсут­ствие свободной конкуренции приводит к ухудшению каче­ства своих товаров.

4. При одинаковом уровне развития государств пошлина должна ограничивать вывоз сырья и полуфабрикатов („гру­бых произведений").

5. С соответствующих „грубых произведений" иностран­ных государств пошлина не должна быть высокой.

6. Пошлина может быть повышена, если купцы данного государства пользуются монополией на чужом рынке. Одна­ко не на столько, чтобы ограничить потребление этих това­ров или стимулировать эти страны к производству аналогич­ных товаров.

Почти все эти принципы соотносимы с сегодняшним уче­нием о пошлинах. Очень тонко подмечено влияние между­народной конкуренции на качество торговли.

Выделяя и третий вид пошлин — пошлины транзитные, Тургенев правильно считает, что в большинстве случаев они вредят развитию торговли и ухудшают снабжение страны.

Тургенев точно подмечает и основное достоинство косвен­ных налогов — „оне платятся неприметным образом вместе с ценою товаров: тот, кто покупает товар, платит вместе с ценою и наложенную подать на оный"*.

Интересные наблюдения и выводы содержат главы „Со­бирание налогов", „Уравнение налогов", „Общее действие налогов". Тургенев приводит убедительные примеры отри­цательного воздействия на народное богатство откупной сис­темы взимания налогов. Очень точны и современны его оп­ределения носителя и плательщика налога.

Тургенев анализирует влияние налога на уровень потреб­ления (если покупатель платит повышенную цену за товар, который обложен налогом, то он сокращает потребление и других товаров, поскольку уменьшает общая его покупа­тельная способность) и на реальную зарплату.

И, наконец, он делает вывод о непроизводительном харак* тере части государственных расходов, что приводит к умень­шению народного богатства.

Завершается работа главой, в которой бумажные деньги трактуются как налог. Логика Тургенева безупречна — если количество денег в обращении (речь идет только о бумаж­ных деньгах) превышает потребности обращения, то это при­водит к снижению цены денег (мы говорим в таких случаях об инфляции). Убыток, причиняемый в этом случае народу, „есть не что иное как налог, и притом налог, весьма неравно разделенный между гражданами"*.

Таковы в общих чертах воззрения Тургенева на денежные налоги.

В работе есть неточности, объясняемые уровнем экономи­ческой науки. Кое-какие положения не верны. Так, Турге­нев преувеличивает роль финансов в общественной жизни. Он, например, считает, что поголовный налог, введенный императором Константином, ускорил падение Римской им­перии**, неправильная налоговая политика во Франции по­служила причиной революции***. Нельзя согласиться с оцен­кой Тургеневым крестовых походов как побудителей разви­тия в Европе ремесел, торговли, отмены рабства. Тургенев приписывает внешним побудителям те глубинные процес­сы, которые вызывались антагонистическими противоречия­ми между производительными силами и производственны­ми отношениями.

К достоинствам книги необходимо отнести и богатый ил­люстративный материал по развитию отдельных сторон финансов. Так, он приводит (на с. 37) данные о потерях общества при откупной системе взимания налогов: во Франции при министре финансов Сюлли налог на соль собирался от­купщиками в сумме 150 миллионов ливров, а в казну посту­пало лишь 30 миллионов.

На с. 318 приводится оригинальный пример чрезвычайных налогов — на тех, кто не принимал личного участия в кре­стовых походах устанавливалась „Саладинская подать" в размере 1/10 стоимости имения (речь идет о рыцарском со­словии).

На с. 317-^318 приводятся данные о том, что первые бу­мажные деньги возникли в Китае в XIII веке. Первый банк в Европе возник в Генуе в 1407 году (этот банк впервые ввел в Европе бумажные деньги), в 1582 году открывается банк в Венеции, в 1609 — в Амстердаме, в 1619 — в Гамбурге, в 1694 — в Англии.

Удивительный пример государственного мошенничества в области финансов приведен на с. 163—164. В Папской об­ласти право выпекать хлеб имели только официальные пе­кари. Правительство скупало весь хлеб у землевладельцев — они не имели права продавать его кому бы то ни было, кро­ме правительства. При этом закупка производилась по це­нам в два раза ниже тех, по которым правительство прода­вало этот хлеб пекарям. Каждому пекарю был установлен лимит закупки. Отмеряло правительство хлеб по меркам, уменьшенным на 1/5 против официально действующих ме­рок. По окончании года правительство выкупало у пекарей остатки зерна по тем же ценам, что и у землевладельцев, т.е. пониженным в два раза. На новый год пекари опять платили по полной цене за зерно в пределах лимита.

Таково содержание первой в России книги по теории фи­нансов.

В последующие полвека русская научная мысль не поро­дила равного Тургеневу теоретика в области финансов, хотя в этот период и издаются первый русский учебник по теории финансов Ивана Горлова, первые исследования по истории развития финансов Ю.А. Гагемайстера, В. Кури, Д.П. Толсто­го, первая работа о государственном кредите М.Ф. Орлова.

Гагемайстер и Толстой в своих работах не ставят проблем совершенствования налоговой системы. Эти работы, как и работы более поздних авторов по истории финансов России, ценны лишь своей фактической стороной.

Одним из крупнейших экономистов начала XIX века был Н.С. Мордвинов, известный государственный деятель. Оце­нивая вклад Мордвинова в развитие отечественной эконо­мической науки, Ф.М. Морозов пишет: „Экономическая про­грамма Мордвинова в основном совпадала с национальными интересами страны, с интересами развития народного хозяй­ства России.

Мордвинов поднялся выше всех тех дворян прошлого, ко­торые во имя своего сегодняшнего дня пренебрегали судьба­ми науЪси"*.

Работы Мордвинова получили довольно высокую оценку в советской экономической науке, они широко известны спе­циалистам. По этой причине мы ограничимся лишь разбором некоторых его положений в области финансов.

Работа Мордвинова „Рассуждения о пользах, могущих последовать от учреждения частных по губерниям банков", в которой много внимания уделено и налогам, написана в 1813 году, т.е. одновременно с работой Тургенева. Однако если Тургенев в своей работе критикует русскую налоговую сис­тему, то Мордвинов ставит перед собой иную задачу — обес­печить устойчивость государственных доходов. Мордвинов объясняет причину сравнительного богатства Англии (отно­сительно Франции) двумя причинами:

1) налоги взимаются не с капитала, а с доходов от капитала;

2) переход от натуральных к денежным налогам и соот­ветствие размера налога уровню дохода („уравненные по всем состояниям оклады").

Мордвинов понимал необходимость сокращения государ­ственных расходов: „...первейший и изобильнейший доход приобретается от бережливости и умерения расходов"*.

Он констатирует неуравнительность и обременительность налогов для некоторых групп населения, неизбежные "при обыкновенных способах взимания государственных дохо­дов"**. Чтобы избежать недостатков, которые присущи на­логам, Мордвинов предлагает вообще отказаться от нало­гов. Для этого надо создать необходимый капитал (опять-таки путем дополнительных налогов), который при помещении в банк (при 10% годовых, обычных в то время) и даст необхо­димую государству сумму. Утопичность этого плана в том, что Мордвинов предлагает облагать дополнительным нало­гом доходы свыше 1000 рублей, т.е. трудящиеся массы не уча­ствуют, по его плану, в создании капитала, и вся тяжесть ло­жится на дворянство и купечество. Мордвинов исходил из платежеспособности отдельных классов общества, но не учи­тывал, что государственная власть всегда исходит из инте­ресов эксплуататорских классов, что фактическим носите­лем налогов в феодальном государстве всегда являются кре­стьяне и ремесленники.

Для покрытия чрезвычайных расходов государства он предлагал создать военный капитал за счет надбавки к на­логам в размере 1%, распространяемой на всех плательщи­ков налогов.

Работа „О мерах улучшения государственных доходов", написанная в 1825 году, в основном посвящена налогам, но в ней есть интересные идеи и в отношении бюджета. Наибо­лее ценное предложение Мордвинова в отношении налогов с крестьян и поселян — переход от подушного обложения к поземельному. Резюмируя свои предложения, Мордвинов советует царю „распорядиться, чтобы из налогов одни совер­шенно отклонены, а другие образованы были для блага народного и государственного, и чтобы поборы по всей возмож­ности уравнены были с прибытками каждого платящего, не ущербляя отнюдь чистого благосостояния, но направляя ток­мо народную деятельность на собственную свою пользу и усиление земледельческого, рукодельного и заводского про­изводств"*.

Из факта ежегодных огромных недоимок по налогам Морд­винов делает правильный вывод об их чрезмерности. Для решения проблемы он предлагает, правда, не снижение на­логового бремени, а изменение финансовой политики с це­лью создания накоплений, благодаря которым можно будет впоследствии вообще отменить налоги.

Мордвинов предлагает следующее решение проблемы: „...должно обратить самое попечительное внимание на рос­пись государственных доходов и расходов. Правильное ус­тановление сей росписи есть первая и надежная стезя к рас­крытию, с одной стороны, внутренних богатств государства и к соделанию, с другой, ежегодных остатков по государст­венному казначейству...

Все искусство правительства по исправлению финансов наших на первый случай состоять должно, в доведении себя до излишества в приходе. За покрытием годовых расходов, или, что то же, до выигрыша ежегодных значительных ос­татков, из которых бы министерству финансов можно было запастись капиталом, достаточных на уничтожение всех су­ществующих ныне препон по возрастанию народного богат­ства, а вместе с тем и доходов государственных"**.

Идеи Мордвинова в области финансов были прогрессивны для своего времени, поскольку он в конечном итоге был за внедрение буржуазных принципов налогообложения.

Нарышкин, Десницкий, Тургенев учитывали в своих ра­ботах достижения европейской науки, однако их сочинения носят оригинальный характер и их выводы не совпадают с выводами западных ученых. Эти авторы учитывали разли­чия экономических условий России и европейских стран, большинство из которых уже вступили в стадию капитализ­ма.

Из работ в области финансов, опубликованных в первой половине XIX века, определение финансов дано лишь в трех: '

Шлецер Х.А.:„Политика финансов рассуждает о средст­вах приобретения и умножения доходов, в которых Пра­вительство имеет необходимую нужду для удовлетворе­нии своих издержек, и равномерно о управлении казен­ных имуществ"*;

Горлов И.: „Наука, рассуждающая... о получении и упот­реблении средств для удовлетворения государственных потребностей, есть теория финансов"**;

Бутовский А.: „Из доходов с имуществ, состоящих в рас­поряжении правительства, из налогов и, в крайнем случае, из займов, образуется казна, или финансы государствен­ные"***.

Наиболее оригинальной теоретической работой в области финансов второй половины XIX века является монография И. Шиля, вышедшая в 1860 году, В работе практически не дается определения финансов, поскольку, по мнению Шиля, науки о финансах вообще нет: „Рациональная финансовая система невозможна без помощи и, в особенности, без суще­ствования финансовой науки, в строго логическом значении этого выражения; а науки финансов в таком зна





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 541 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2465 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.