Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» определяет прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях исполнения своих функций прокурору предоставлено право участия в гражданском процессе. Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. № 8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» указывает, что полномочия по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются в трех формах:
а) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, – как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;
б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;
в) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Конечно, обусловленность участия прокурора по делам о защите прав конкретных граждан невозможностью по ряду причин самостоятельного предъявления ими иска обоснованно с точки зрения процессуальной экономии сил и средств. Дееспособный гражданин может обратиться в суд самостоятельно или при участии представителя (адвоката или иного представителя по доверенности). В идеале ГПК РФ закрепляет равенство прав любых истцов и ответчиков. Однако ни для кого не секрет, что при выступлении в качестве одной из сторон в процессе налоговой инспекции, администраций районов или городов, некоторых других государственных и муниципальных органов и организаций, суды делают значительные отступления от принципа равенства в пользу указанных организаций. Для примера достаточно привести решения судов по искам жертв терракта на Дубровке. Безусловно, прокурор имеет право опротестования судебных решений, но, участвуя в рассмотрении дела уже в суде первой инстанции, прокурор мог бы обеспечить законность и обоснованность его решения. Поэтому заслуживает дополнительного рассмотрения вопрос о возможности предоставлении прокурору права обращаться в суд по жалобам любых граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 141 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. № 8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» указывает на необходимость участия прокурора по следующим категориям дел: возникающим из публичных правоотношений (подраздел III ГПК РФ), в порядке особого производства (об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным; об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; заявление об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством), по делам о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении в родительских правах. Федеральным законом «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» предусмотрена принудительная госпитализация на основании решений суда с обязательным участием прокурора больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В законе нет прямого указания, однако, исходя из процессуального положения и цели участия прокурора в процессе, ему не может быть предъявлен встречный иск. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
То есть, поскольку прокурор действует в процессе в целях защиты прав, свобод и законных интересов лица или лиц, чьи права были нарушены, решающими для движения дела являются решения этих лиц. Отказ прокурора от иска не лишает лицо права рассмотрения дела по существу. И с другой стороны, если гражданин, в интересах которого подан иск, решает отказаться от иска, прокурор не может продолжать отстаивать его интересы и если это не противоречит закону и не нарушает прав иных лиц, дело подлежит прекращению.
Принятие решения о вступлении в начатый по инициативе истца процесс с целью дачи заключения закон оставил на рассмотрение прокурора. Выступая в процессе с дачей заключения, прокурор высказывает свое мнение как представителя государственного органа призванного осуществлять надзор за соблюдением законности и правопорядка. Заключение должно быть законным, основанном на подробном и внимательном изучении материалов дела, содержать оценку всех исследованных в суде доказательств, а также анализ материально-правовых оснований иска. ГПК РФ ограничивает право на вступление прокурора в процесс только отдельными категориями дел. Сюда относятся дела о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также иные случаи, предусмотренные ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на прокурора полномочий.
Если прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делу в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, председательствующий после исследования всех доказательств предоставляет ему слово наряду с представителем государственного органа или органа местного самоуправления, дающим заключение по делу.
В судебных прениях прокурор по делам указанной категории выступает первым (ст. 190 ГПК РФ).
Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Последней формой участия прокурора в гражданском процессе является его участие в обжаловании судебных постановлений. В соответствии со ст. 320, 336 ГПК РФ правом принесения апелляционных и кассационных представлений имеют только прокуроры, участвующие в рассмотрении дела в суде первой инстанции. При чем как указывается в Информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. № 8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу ст. 45 ГПК РФ, он в соответствии со ст. 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебные постановления по этим делам путем внесения апелляционных и кассационных представлений.
Рассмотрение апелляционных и кассационных представлений происходит по общим правилам производства в суде второй инстанции предусмотренным гл. 39, 40 ГПК РФ.
Надзорное представление о пересмотре вступивших в силу судебных решений, апелляционных или кассационных определений при условии участия прокурора в рассмотрении дела могут принести только отдельные должностные лица органов прокуратуры. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в Российской Федерации вправе обращаться:
1) генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители – в любой суд надзорной инстанции;
2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) – соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.
Требования к надзорной жалобе граждан и надзорному представлению прокурора идентичны и будут изложены в соответствующей главе.
В вышеназванном Информационном письме указывается также, что у прокуроров субъектов Российской Федерации, их заместителей и приравненных к ним прокуроров военных и других, специализированных прокуратур, Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей отсутствует право истребования дела из суда, в связи с чем, участвующим в деле прокурорам необходимо принимать меры к формированию наблюдательных производств, в которых помимо подробных заключений должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов (исковое заявление, отзыв, копии правоустанавливающих документов, копии либо заверенные выписки протокола судебного заседания, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, представления прокурора и отзывы на них и т.д.). Именно эти материалы могут являться в дальнейшем основанием для принятия решения соответствующим прокурором о направлении представления в порядке надзора в соответствующую судебную инстанцию.
Участие государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц.
Кроме указанных субъектов, участвующих в деле в гражданском процессе выделяется также значительная группа субъектов защищающих «чужие» интересы. В качестве таковых ГПК РФ выделяет органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждан. В литературе отмечалось, что возможность инициировать возбуждение дела в защиту «чужих» интересов прокурором, государственными органами и иными субъектами ст. 42 ГПК РСФСР, без соответствующего полномочия, без согласия материально заинтересованного лица ограничивает свободу граждан и противоречит тенденции развития законодательства, первооснову которого составляют права и свободы человека и гражданина[25]. Поэтому ГПК РФ ограничивает право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц только случаями, предусмотренными законом и при наличии их просьбы, а также для защиты прав и свобод неограниченного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Именно на этих основаниях участвуют в процессе органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, комитеты по защите прав потребителей. Субъект ст. 46 при возбуждении гражданского дела связан волей материально заинтересованного лица. Указанные органы следует признавать в процессе заявителями иска, лиц же, чьи интересы защищаются – истцами.
Закон предоставляет рассматриваемым субъектам значительный объем прав. Органам государственной власти, местного самоуправления, организациям и гражданам, обращающимся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц предоставлены практические все процессуальные права и обязанности стороны за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по оплате судебных расходов. То есть закон разрешает данным субъектам без согласования с лицами, чьи права и свободы защищаются, изменять основания и предмет иска, объем исковых требований, отказываться от иска, обжаловать судебное решение. У стороны при несогласии с действиями субъектов, защищающих ее интересы, остается один процессуальный «рычаг» – отказ от иска, однако данное действие пресекает повторную подачу иска. По мнению ученых процессуалистов – если материально заинтересованное лицо свободно в принятии решения – прибегать к процессу для защиты своего права или нет, то оно должно быть также свободно и в осуществлении процессуальных прав после возбуждения гражданского дела[26].
Аналогично нормам, регламентирующим участие прокурора в гражданском процессе, отказ от иска субъектов, защищающих в процессе права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц не влечет прекращения дела, если эти лица сами продолжают поддерживать исковые требования. И наоборот, отказ истца от иска обязателен для субъектов, защищающих его интересы.
Вторая форма участия в процессе государственных органов и органов местного самоуправления – дача заключения по делу. Привлечение указанных органов в процесс может быть обязательным или факультативным. Так в обязательном порядке при рассмотрении споров связанных с воспитанием детей (ст. 78 СК РФ), с усыновлением (ст. 125 СК РФ, ст. 271 ГПК РФ), с признанием гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным (ст. 284 ГПК РФ), с эмансипацией (ст. 288 ГПК РФ), а также иных споров, затрагивающих интересы несовершеннолетних, требуется заключение органа опеки и попечительства. Заключение органов государственной власти и местного самоуправления может потребоваться также и в иных случаях.
Инициатором привлечения в процесс указанных субъектов могут выступить они сами, лица участвующие в деле или суд. Вступление их в процесс возможно на любой стадии судебного разбирательства до принятия решения судом первой инстанции.
Целью вступления в процесс государственных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления является дача заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В письменном заключении органы государственной власти и местного самоуправления формулируют свое мнение по делу. Окончательное заключение формулируется в судебных прениях. Заключение органа государственной власти, местного самоуправления для суда не является обязательным. Если же суд не согласился с заключением, он привести обоснование такого несогласия.