При осуществлении правосудия по гражданским делам суд вступает в определенные отношения по применению норм материального и процессуального права с участниками гражданского процесса. Указанные отношения, складывающиеся между судом и участниками процесса при совершении процессуальных действий и урегулированные нормами гражданского процессуального права, называются гражданскими процессуальными правоотношениями.
Поэтому само гражданское судопроизводство представляет собой систему гражданских процессуальных отношений и действий, возникающих в связи с рассмотрением конкретного гражданского дела.
Гражданские процессуальные правоотношения являются достаточно сложным по содержанию юридическим понятием. Они давно известны в юридической науке, но впервые наиболее полная характеристика гражданского процесса как правоотношения была проведена немецким ученым-процессуалистом XIX в. Оскаром Бюловым*(35). Обоснованная им идея была воспринята в процессуальной теории, и у нее появилось множество последователей. В связи с этим представляет интерес по структуре и по содержанию неоднократно издававшийся учебник русского гражданского судопроизводства А.Х. Гольмстена, который, по словам автора, направлен на "последовательное проведение... той идеи, что процесс есть юридическое отношение, развивающееся по тем же ступеням, как и всякое другое правоотношение"*(36). Вопросы о понятии, структуре гражданских процессуальных правоотношений, судя как по русской юридической литературе XIX в., так и по работам юристов XX в., всегда вызывали споры, неоднозначное толкование многих важных вопросов понятийного характера. Поэтому выделим наиболее характерные признаки, присущие процессуальным отношениям.
Во-первых, гражданские процессуальные правоотношения имеют только правовой характер и существуют по общему правилу только в правовой форме. Этим они существенным образом отличаются от материально-правовых отношений. Например, семейные отношения возникают и существуют до и независимо от правового регулирования. В законодательстве лишь выделяются наиболее важные группы общественных отношений и действий, нуждающиеся в правовом воздействии, в связи с чем им придается правовая форма. Процессуальные же отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной функции правосудия по гражданским делам, не могут существовать вне правовой формы.
Однако не следует понимать данное положение слишком буквально. В гражданском процессуальном законодательстве существуют определенные пробелы, когда допускается применение процессуальных норм по аналогии (ч. 4 ст. 1 ГПК). В таком случае гражданские процессуальные правоотношения возникают как фактические, а затем регулируются нормами гражданского процессуального права.
Во-вторых, гражданские процессуальные правоотношения носят властный характер, так как здесь проявляется такое начало гражданского процессуального метода регулирования, как императивность. Суд выступает в качестве органа власти, применяя в рамках процессуальных отношений нормы права. Указания суда являются безусловно обязательными для всех участников гражданского процесса. Последние вправе обжаловать судебные акты, но игнорировать их, вести себя независимо от требований суда они не вправе. Поэтому гражданские процессуальные правоотношения носят публично-правовой характер, отражая взаимосвязи государства в лице суда и лиц, обратившихся за судебной защитой.
В-третьих, гражданские процессуальные правоотношения носят правоприменительный характер, поскольку их основным содержанием является деятельность по применению норм как материального, так и процессуального права. При этом следует иметь в виду, что применение норм гражданского процессуального права имеет определенную специфику, отражающую особенности данной отрасли права.
В-четвертых, из предыдущих признаков процессуальных правоотношений вытекает и такая их черта, как участие в них в качестве обязательного субъекта суда - первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанции. Вне судебной деятельности процессуальные отношения не возникают и существовать не могут. Любые правовые отношения участников процесса, возникающие в ходе рассмотрения дела, так или иначе опосредуются рамками гражданского процесса и судебной деятельностью.
В-пятых, гражданским процессуальным правоотношениям присуща многосубъектность. Наряду с судом в них взаимодействуют все иные субъекты процесса, число которых может быть различно. Например, в делах искового производства наряду с судом участвуют истец и ответчик, причем на каждой стороне из них может участвовать несколько лиц, а также их представители. В дело вправе вступить третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, прокурор, представители государственных органов, дающие заключение по делу на основании ст. 47 ГПК. Кроме того, в процесс привлекаются иные участники, выполняющие вспомогательные функции либо служащие источником доказательственной информации.
В-шестых, гражданские процессуальные отношения отличает динамизм, постоянное развитие по мере перехода от одного процессуального действия к другому, от стадии к стадии гражданского процесса. При этом последовательность совершения процессуальных действий как юридических фактов, вызывающих развитие процессуальных правоотношений, безусловна. Поэтому невозможен переход процессуального отношения от этапа к этапу, минуя совершение определенных действий. Например, нельзя сразу после принятия заявления передать дело для судебного разбирательства. Закон требует вначале обязательного проведения процессуальных действий по подготовке дела.
Только в некоторых случаях возможно развитие процессуального отношения без соблюдения последовательности, закрепленной гражданским процессуальным законодательством. Например, после производства в суде первой инстанции дело может, минуя стадии по пересмотру решений по гражданским делам, перейти сразу в стадию исполнительного производства, если никто из участников данного дела не предпринял действий по обжалованию судебного решения.
При характеристике процессуальных правоотношений всегда встает вполне определенный вопрос, который никак не может быть обойден: сколько процессуальных правоотношений возникает по конкретному делу? Думается, что верным является подход, согласно которому по каждому гражданскому делу возникает единое сложное процессуальное правоотношение, в рамках которого возникают, изменяются и прекращаются отдельные процессуальные правоотношения, связанные с осуществлением отдельных процессуальных действий. При этом осуществление прав и обязанностей субъектами гражданского процесса представляет собой правовую основу совершения процессуальных действий, которые и следует рассматривать в качестве содержания процессуальных отношений. Противопоставление процессуальных действий правам и обязанностям субъектов гражданского процессуального права вряд ли верно. Указанные две категории находятся в тесной диалектической взаимосвязи. Посредством процессуальных действий участники судопроизводства осуществляют свои права и обязанности. Реализация прав и обязанностей вне процессуальных действий невозможна. В то же время совершение определенных действий в силу стадийности гражданского процесса создает возможности для дальнейшей реализации других прав и обязанностей участников процесса.
Под объектом гражданских процессуальных правоотношений следует рассматривать то, на что они направлены. Гражданские процессуальные правоотношения возникают по поводу совершения различных процессуальных действий. Поэтому процессуальные действия выступают не только в качестве содержания процессуальных отношений, но и одновременно являются их объектом, по поводу которых они возникают.
Все конкретные процессуальные действия объединяет в единое целое общий объект гражданского процессуального правоотношения - спорное материально-правовое отношение, по поводу которого возникает гражданский процесс по конкретному делу.
Основания возникновения гражданского процессуального правоотношения. Традиционно к основаниям возникновения любого правоотношения относят три юридических условия: норма права, правосубъектность, юридические факты.
Наличие гражданского процессуального законодательства выступает в качестве необходимого условия возникновения урегулированных данной отраслью права гражданских процессуальных отношений.
Правосубъектность представляет собой требование к наличию определенного правового статуса у субъектов гражданского процессуального права. Правосубъектность как категория содержит в себе два элемента: правоспособность и дееспособность.
Юридические факты выступают в качестве оснований возникновения, изменения, прекращения и иной динамики гражданских процессуальных правоотношений. Процессуальные юридические факты имеют определенную специфику*(37). Преимущественно таковыми являются процессуальные действия суда и лиц, участвующих в деле. Например, возбуждается исковое производство такими процессуальными юридическими фактами, как подача искового заявления истцом и вынесение судьей определения о возбуждении дела. Прекращается производство по делу вынесением судебного решения либо пресекательного определения.
Основным субъектом гражданского процесса является суд. Поэтому процессуальные действия суда выполняют роль основных юридических фактов, определяющих динамику гражданских процессуальных правоотношений. Вместе с тем по мере перехода к более состязательной модели гражданского процесса, в частности в связи с освобождением суда от обязанности по сбору доказательств, возрастает роль процессуальных действий сторон и других лиц, участвующих в деле, в развитии гражданского процесса.
Подавляющее большинство процессуальных юридических фактов носит вторичный, производный характер, поскольку их возникновение определяется, в свою очередь, наличием других фактов. Например, определение суда о приостановлении производства по делу может быть вынесено судом только при установлении одного из обстоятельств, указанных в ст. 215, 216 ГПК. Такой же порядок установлен и для вынесения судом определения об отказе в возбуждении дела, о прекращении производства по делу, оставлении заявления без рассмотрения и в других случаях. Таким образом, для развития гражданских процессуальных правоотношений необходимо наличие не одного юридического факта, а определенного фактического состава, т.е. системы юридических фактов, которые в своей совокупности позволяют осуществить конкретное процессуальное действие.
К числу процессуальных юридических фактов относятся как действия, так и события, в их качестве выступают судебные ошибки, презюмируемые факты, сроки, факты-состояния, гражданско-правовые и административные акты и т.д.
Многие процессуальные юридические факты носят предположительный, вероятностный характер в силу особой специфики их установления и последующего вынесения на их основе правоприменительных актов. Например, для принятия мер обеспечения иска достаточна доказанность предположения о том, что вследствие действий ответчика станет невозможным исполнение будущего решения суда.