Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3. Бытие, природа, познание. Наука представляет собой по сути анархистское предприятие: теоретический анархизм более гума­нен и прогрессивен




Наука представляет собой по сути анархистское предприятие: теоретический анархизм более гума­нен и прогрессивен, чем его альтернативы, опираю­щиеся на закон и порядок

Данное сочинение написано в убеждении, что, хотя анархизм, быть может, и не самая привлекательная по­литическая философия, он, безусловно, необходим как эпистемологии, так и философии науки.

Основания этому найти нетрудно. «История вообще, история революций в частности, всегда богаче содержанием, разнообразнее, разносторон­нее, живее, «хитрее»», чем могут вообразить себе даже самые лучшие историки и методологи. История полна «случайностей и неожиданностей», демонстрируя нам «сложность социальных изменений и непредсказуемость отдаленных последствий любого действия или решения человека». Можем ли мы на самом деле верить в то, что наивные и шаткие правила, которыми руководствуются методологи, способны охватить эту «паутину взаимодействий»? И не очевидно ли, что успешное со­участие в процессе такого рода возможно лишь для крайнего оппортуниста, который не связан никакой: частной философией и пользуется любым подходящим к случаю методом?

Именно к такому выводу должен прийти знающий и вдумчивый наблюдатель. «Отсюда, — продолжает В. И. Ленин,- вытекают два очень важных практиче­ских вывода: первый, что революционный класс для осуществления своей задачи должен уметь овладеть всеми, без малейшего изъятия, формами или сторонам» общественной деятельности... второй, что революцион­ный класс должен быть готов к самой быстрой и не­ожиданной смене одной формы другою». «Внешние условия, — пишет Эйнштейн, — которые [для ученого — Я. Ф.] установлены фактами опыта, не позволяют ему при построении концептуального мира чрезмерно строго придерживаться какой-то одной эпистемологической си­стемы. Поэтому последовательному эпистемологу ученый должен казаться чем-то вроде недобросовестного оп­портуниста...» Сложная обстановка, складывающаяся в результате неожиданных и непредсказуемых измене­ний, требует разнообразных действий и отвергает анализ, опирающийся на правила, которые установлены заранее без учета постоянно меняющихся условий исто­рии.

Конечно, можно упростить обстановку, в которой ра­ботает ученый, посредством упрощения главных дей­ствующих лиц. В конце концов, история науки вовсе не складывается только из фактов и; выведенных за­ключений. Она включает в себя также идеи, интерпре­тации фактов, проблемы, создаваемые соперничающими интерпретациями, ошибки и т. п. При более тщатель­ном анализе мы обнаружим, что наука вообще не знает «голых фактов», а те «факты», которые включены а наше познание, уже рассмотрены определенным обра­зом и, следовательно, существенно концептуализирова­ны. Если это так, то история науки должна быть столь, же сложной, хаотичной, полной ошибок и разнообра­зия, как и те идеи, которые она содержит. В свою очередь эти идеи должны быть столь же сложными, хао­тичными, полными ошибок и разнообразия, как и мыш­ление тех, кто их выдумал. Напротив, небольшая «про­мывка мозгов» может заставить нас сделать историю» науки беднее, проще, однообразнее, изобразить ее бо­лее «объективной» и более доступной для осмысления: на базе строгих и неизменных правил.

Известное нам сегодня научное образование пресле­дует именно эту цель. Оно упрощает «науку», упрощая ее составные элементы. Сначала определяется область, исследования. Она отделяется от остальной истории (физика, например, отделяется от метафизики и теоло­гии), и задается ее собственная «логика». Полное овла­дение такой «логикой» оказывается необходимым усло­вием для работы в данной области: она делает действия исследователей более единообразными и вместе с тем стандартизирует большие отрезки исторического процес­са. Возникают устойчивые «факты», которые сохраняют­ся, несмотря на все изменения истории. Существенная часть умения создавать такие факты состоит, по-види­мому, в подавлении интуиции, которая может привести; к размыванию установленных границ. Например, рели­гия человека, его метафизика или его чувство юмора (естественное чувство юмора, а не вымученная и чаще всего желчная профессиональная ироничность) не долж­ны иметь никакой связи с его научной деятельностью.. Его воображение ограниченно, и даже язык не является: его собственным. Это в свою очередь находит отражение в природе научных «фактов», которые восприни­маются как независимые от мнений, веры и основ куль­туры.

Таким образом, ложно создать традицию, которая будет поддерживаться с помощью строгих правил и до некоторой степени станет успешной. Но желательно ли поддерживать такую традицию и исключать все осталь­ное? Должны ли мы передать ей все права в области познания, так что любой результат, полученный каким-либо другим методом, следует сразу же отбросить? Именно этот вопрос я намерен обсудить в настоящей работе. Моим ответом на него будет твердое и реши­тельное «нет!».

Для такого ответа есть два основания. Первое заключается в том, что мир, который мы хотим исследо­вать, представляет собой в значительной степени неиз­вестную сущность. Поэтому мы должны держать свои глаза открытыми и не ограничивать себя заранее. Одни эпистемологические предписания могут показаться блестящими в сравнении с другими эпистемологическими предписаниями иди принципами, однако; кто может га­рантировать, что они указывают наилучший путь к от­крытию подлинно глубоких секретов природы, а не не­скольких изолированных «фактов»? Второе основание «состоит в том, что описанное выше научное образование (как оно осуществляется в наших школах) несовмести­мо с позицией гуманизма, Оно вступает в противоречие «с «бережным отношением к индивидуальности, которое только и может создать всесторонне развитого челове­ка». Оно «калечит, как китаянки калечат свои ноги, зажимая в тиски каждую часть человеческой природы, которая хоть сколько-нибудь выделяется», и форми­рует человека исходя из того, идеала рациональности, который случайно оказался модным в науке или в фи­лософии науки. Стремление увеличить свободу, жить полной, настоящей, жизнью и соответствующее стрем­ление раскрыть секреты природы и человеческого, бытия приводят, следовательно, к отрицанию всяких универ­сальных стандартов и косных традиций. (Естественно, что это приводит и к отрицанию значительной части со­временной науки.)

Просто удивительно, насколько профессиональные анархисты не замечают нелепого эффекта «законов раз­ума», или законов научной практики. Выступая против ограничений любого рода и за свободное развитие ин­дивида, не стесненное какими-либо: законами, обязан­ностями или обязательствами, они, тем не менее, безро­потно принимают все те строгие рамки, которые ученые и логики накладывают на научное исследование и лю­бой вид познавательной деятельности. Законы научного метода или же то, что отдельные авторы считают за­конами научного метода, иногда проникают даже в сам анархизм. «Анархизм есть мир понятий, опирающийся: на механистическое объяснение всех феноменов, — писал Кропоткин. — Его метод исследования есть метод точ­ного естествознания... метод индукции и дедукции». «Отнюдь не очевидно, — пишет современный «радикаль­ный» профессор из Колумбии, — что научное исследова­ние требует абсолютной свободы слова и дискуссий. Практика скорее показывает, что определенного рода, несвобода не препятствует развитию науки...».

Разумеется, есть люди, которым это «не очевидно». Поэтому мы начнем с рассмотрения основ анархистской методологии и соответствующей анархистской науки. Не следует опасаться, ч-га уменьшение интереса к зако­ну и порядку в науке и обществе, характерное для анар­хизма этого рода, приведет к хаосу. Нервная система людей для этого слишком хорошо организована. Ко­нечно, может прийти час, когда разуму будет необходи­мо предоставить временное преобладание и когда он - будет мудро защищать свои правила, отставив в сторону все остальное. Однако, на мой взгляд, пока этот час еще не настал.

Это доказывается и анализом конкретных исторических событий, и абстрактным анализом отношения между идеей и действием. Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип допустимо все (anything goes)

Идея метода, содержащего жесткие, неизменные я абсолютно обязательные принципы научной деятель­ности, сталкивается со значительными трудностями» сопоставлении с результатами исторического исследова­ния. При этом выясняется, что не существует правила — сколь бы правдоподобным и эпистемологически обоснованным оно ни казалось»—'Которое в то или иное время не было бы нарушено. Становится очевидным что такие нарушения не случайны и не являются результатом недостаточного знания или невнимательности, которых можно было бы избежать. Напротив, мы видим, что они необходимы для прогресса науки. Действи­тельно, одним из наиболее замечательных достижений1 недавних дискуссий в области истории и философию науки является осознание того факта, что такие собы­тия и достижения, как изобретение атомизма в античности, коперниканская революция, развитие современ­ного атомизма (кинетическая теория, теория дисперсии, стереохимия, квантовая теория), постепенное построе­ние волновой теории света, оказались возможными лишь потому, что некоторые мыслители либо сознательна решили разорвать путы «очевидных» методологических правил, либо непроизвольно нарушали их.

Еще раз повторяю: такая либеральная практика есть не просто факт истории науки — она и разумна, абсолютно необходима для развития знания. Для любого данного правила, сколь бы «фундаментальным» и «необходимым» для науки оно ни было, всегда найдутся обстоятельства, при которых целесообразно не толы игнорировать это правило, но даже действовать вопреки ему. Например, существуют обстоятельства, при которых вполне допустимо вводить, разрабатывать и защищать гипотезы ad hoc, гипотезы, противоречащие хорошо обоснованным и общепризнанным экспериментальным результатам, или же такие гипотезы, содержание которых меньше, чем содержание уже существующих и эмпирически адекватных альтернатив, или просто противоречивые гипотезы и т. л.

Существуют даже обстоятельства — и встречают! они довольно часто, — при которых аргументация лишается предсказательной силы и становится препятствием на пути прогресса. Никто не станет утверждать, что обучение маленьких детей сводится исключительно к рассуждениям (argument) (хотя рассуждение должны входить в процесс обучения, и даже в большей степени чем это обычно имеет место), и сейчас почти каждый согласен с тем, что те факторы, которые представляются результатом рассудочной работы---овладение языком, наличие богатого перцептивного мира, логические способности, — частично обусловлены обучение а частично — процессом роста, который осуществляет с силой естественного закона. В тех же случаях, рассуждения представляются эффективными, их эффек­тивность чаще всего обусловлена физическим повторе­нием, а не семантическим, содержанием.

Согласившись с этим, мы должны допустить воз­можность нерассудочного развития и у взрослых, а так­же в теоретических построениях таких социальных ин­ститутов, как наука, религия, проституция и т. п. Весьма сомнительно, чтобы то, что возможно для маленького* ребенка — овладение новыми моделями поведения при малейшем побуждении, их смена без заметного уси­лия, - было недоступно его родителям. Напротив, ка­тастрофические изменения нашего физического окруже­ния, такие, как войны, разрушения систем моральных ценностей, политические революции, изменяют схемы реакций также и взрослых людей, включая важнейшие схемы рассуждений. Такие изменения опять-таки могут быть совершенно естественными, и единственная функ­ция рационального рассуждения в этих случаях может заключаться лишь в том, что оно повышает то умствен­ное напряжение, которое предшествует изменению пове­дения и, вызывает его.

Если же существуют факторы—не только рассуж­дения, — заставляющие нас принимать новые стандарты, включая новые и более сложные формы рассуждения, то не должны ли в таком случае сторонники status quo представить противоположные причины, а не просто контраргументы? («Добродетель без террора бессиль­на»,— говорил Робеспьер.) И если старые формы рас­суждения оказываются слишком слабой причиной, то» не обязаны ли их сторонники уступить либо прибегнуть к более сильным и более «иррациональным» средствам? (Весьма трудно, если не невозможно, преодолеть с по­мощью рассуждения тактику «промывания мозгов».), В этом случае даже наиболее рафинированный рациона­лист будет вынужден отказаться от рассуждений и ис­пользовать пропаганду и принуждение и не вследствие того, что его доводы потеряли значение, а просто пото­му, что исчезли психологические условия, которые де­лали их эффективными и способными оказывать влия­ние на других. А какой смысл использовать аргументы,, оставляющие людей равнодушными?

Разумеется, проблема никогда не стоит именно в такой форме. Обучение стандартам и их защита никог­да не сводятся лишь к тому, чтобы сформулировать их перед обучаемым и сделать по мере возможности яс­ными. По предположению, стандарты должны обладать максимальной каузальной силой, что весьма затрудняет установление различия между логической силой и мате­риальным воздействием некоторого аргумента. Точно так же> как хорошо воспитанный ученик будет повино­ваться своему воспитателю независимо от того, насколь­ко велико при этом его смятение и насколько необхо­димо усвоение новых образцов поведения, так и хорошо воспитанный рационалист будет повиноваться мысли­тельным схемам своего учителя, подчиняться стандартам рассуждения, которым его обучили, придерживаться их независимо от того, насколько велика путаница, в ко­торую он погружается. При этом он совершенно не спо­собен понять, что то, что ему представляется «голосом разума», на самом деле есть лишь каузальное следствие полученного им воспитания и что апелляция к разуму, с которой он так легко соглашается, есть не что иное, как политический маневр.

Тот факт, что заинтересованность, насилие, пропаганда и тактика «промывания мозгов» играют в развитии нашего знания и науки гораздо большую роль, чем принято считать, явствует также из анализа отношений между идеей и действием. Предполагается, что ясное и отчетливое понимание новых идей предшествует и должно предшествовать их формулировке и социальному выражению. («Исследование начинается с проблем»,— говорит Поппер.) Сначала у нас есть идея или пробле­ма, а затем мы действуем, т, е. говорим, созидаем или разрушаем. Однако маленькие дети, которые пользуют­ся словами, комбинируют их, играют с ними, прежде чем усвоят их значение, первоначально выходящее за пределы их понимания, действуют совершенно иначе. Первоначальная игровая активность является суще­ственной предпосылкой заключительного акта понима­ния. Причин, препятствующих функционированию этого механизма, у взрослых людей нет. Можно предполо­жить, например, что идея свободы становится ясной только благодаря тем действиям, которые направлены на ее достижение. Создание некоторой вещи и полное понимание правильной идеи этой вещи являются, как правило, частями единого процесса и не могут быть отделены одна от другой без остановки этого процесса. Сам же процесс не направляется и не может направляться четко заданной программой, так как содержит) в себе условия реализации всех возможных программ, Скорее этот процесс направляется некоторым неопре­деленным побуждением, некоторой «страстью» (Кьеркегор). Эта страсть дает начало специфическому поведению, которое в свою очередь создает обстоятельства и идеи, необходимые для анализа и объяснения самого процесса, представления его в качестве «рациональ­ного».

Прекрасный пример той ситуации, которую я имею в виду, дает развитие теории Коперника от Галилея до XX столетия. Мы начали с твердого убеждения, проти­воречащего разуму и опыту своего времени. Эта вера росла и находила поддержку в других убеждениях, в равной степени неразумных, если не сказать больше (закон инерции, телескоп). Далее исследование приоб­рело новые направления, создавались новые виды ин­струментов, «свидетельства» стали по-новому соотно­ситься с теориями, и наконец появилась идеология, до­статочно богатая для того, чтобы сформулировать неза­висимые аргументы для любой своей части, и достаточ­но подвижная для того, чтобы найти такие аргументы, «ели они требуются. Сегодня мы можем сказать, что Галилей стоял на правильном пути, так как его настой­чивая разработка на первый взгляд чрезвычайно неле­пой космологии постепенно создала необходимый мате­риал для защиты этой космологии от нападок со сто­роны тех, кто признает некоторую концепцию лишь в том случае, если она сформулирована совершенно опре­деленным образом и содержит определенные магические фразы, называемые «протоколами наблюдения». И это не исключение, это норма: теории становятся Ясными и «разумными» только после того, как их отдель­ные несвязанные части использовались длительное вре­мя. Таким образом, столь неразумная, нелепая, антиме­тодологическая предварительная игра оказывается не­избежной. предпосылкой ясности и эмпирического успеха.

Когда же мы пытаемся понять и дать общее описание процессов развития такого рода, мы вынуждены, разумеется, обращаться к существующим формам речи, которые не принимают во внимание этих процессов и поэтому должны быть разрушены, перекроены и транс­формированы в новые способы выражения, пригодные для непредвиденных ситуаций (без постоянного насилия над языком невозможны ни открытие, ни.прогресс). «Кроме того, поскольку традиционные категории пред­ставляют собой евангелие повседневного мышления (включая обычное научное мышление) и повседневной практики, постольку попытка такого понимания будет создавать, в сущности, правила и формы ложного мыш­ления и действия — ложного, конечно, с точки зрения (научного) здравого смысла». Это показывает, что «диалектика составляет природу самого мышления, что в качестве рассудка оно должно впадать в отрицание самого себя, в противоречие» всем канонам формальной логики.

(Между прочим, частое использование таких слов» как «прогресс», «успех», «улучшение» и т. л.» не озна­чает, что я претендую на обладание специальным зна­нием о том, что в науке хорошо, а что—плохо, и хочу внушить это знание читателю, Эти термины каждый мо­жет понимать по-своему и в соответствии с той тради­цией, которой он придерживается. Так, для эмпириста «прогресс» означает переход к теории; предполагающей прямую эмпирическую проверку большинства базисных положений. Некоторые считают квантовую механику примером теории именно такого рода. Для других «прогресс» означает унификацию и гармонию, достигаемые даже за счет эмпирической адекватности. Именно так Эйнштейн относился к общей теории относительности. Мой же тезис состоит в том, что анархизм помогает Достигнуть прогресса в любом смысле. Даже та нау­ка, которая опирается на закон и порядок, будет успешно развиваться лишь в том случае, если в ней хотя бы иногда будут происходить анархистские движения.)

В этом случае становится очевидным, что идея же­сткого метода или жесткой теории рациональности по­коится на слишком наивном представления о человеке и его социальном окружении. Если иметь в виду об­ширный исторический материал и не стремиться «очис­тить» его в угоду своим низшим инстинктам или в силу стремления к интеллектуальной безопасности до степени ясности, точности, «объективности», «истинности», то выясняется, что существует лишь один принцип, который можно защищать при всех обстоятельствах и на всех этапах человеческого развития, — допустимо все.

Теперь этот абстрактный принцип следует проанали­зировать и объяснить более подробно.

 

Вопросы:

1. Как П. Фейерабенд объясняет необходимость методологического анархизма в развитии теории научного познания и философии науки?

2. Какие факты науки свидетельствуют о продуктивности, в некоторых случаях, отрицания (отбрасывания) существующих «очевидных» методологических правил?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 403 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.