Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 5. Русская философия. Герцен А.И. (1812-1870) – русский философ – материалист, писатель и публицист




Герцен А.И. (1812-1870) – русский философ – материалист, писатель и публицист. Основная тема философских исканий – доказательство единства бытия и мышления, практики и теории, общества и личности. «Письма об изучении природы».

Философия, не опертая на частных науках, на эмпирии, - призрак, метафизика, идеализм. Эмпирия, довлеющая себя вне философии, - сборник, лексикон, инвентарий – или, если это не так, она не верна себе. Мы сейчас увидим это.

Факт, бросающийся с первого взгляда в физических науках, состоит в том, что естествоиспытатели только го­ворят, что они не выходят из эмпирии, а в сущности они почти никогда не остаются в ней; они выходят из преде­лов опытного ведения, не давая себе отчета, что делают; бессознательно идти в деле наук невозможно, не сбив­шись с дороги; для того, чтоб действительно перейти пределы какого-либо логического момента, надобно, по крайней мере, понять, в чем именно ограниченность исчерпаннойформы: ничто в свете не путает так понятий, как бессознательный выход из одного момента в другой. Пока естествоведение в самом деле остается в пределах эмпирии, оно превосходно дагерротипирует природу, оно переводит сущее, частное, феноменальное на всеобщий язык; это подробный и необходимый кадастр недвижи­мого имения науки, это материал, способный на дальней­шее развитие, которое, однако, может очень долго не быть; оставаться в пределах такой эмпирии в самом деле трудно, почти невозможно; на это надобно бездну воз­держности, бездну самоотвержения, гениальность Кювье или тупость какого-нибудь недальнего специалиста. Ес­тествоиспытателям, так громко и беспрерывно превозно­сящим опыт, в сущности, описательная часть скоро на­доедает. Им явным образом не хочется оставаться при одном добросовестном перечне; они чувствуют, что это не наука, стремятся замешать мышление в дело опыта, осветить мыслию то, что в нем темно, и тут обыкновен­но они запутываются и теряются в худо понятых катего­риях, идут зря, не дают отчета в своих действиях, боят­ся выпустить из рук предмет, данный чувственной досто­верностью, не замечая, что он давно уже изменился; бо­ятся довериться мышлению и, невольно увлекаемые в по­ток диалектического движения, разлагают предмет на его противоположные определения, утрачивая возмож­ность соединить разъединенные начала. Стремление выйти из эмпирии совершенно естественно,— исключи­тельность противна духу человеческому. Чисто эмпири­ческое отношение к природе имеет животное, но зато жи­вотное относится только практически к окружающему миру; оно не довольствуется страдательным рассматри­ванием естественных произведений и ест их или идет прочь. Человек чувствует непреодолимую потребность восходить от опыта к совершенному усвоению данного знанием; иначе это данное его теснит, его надобно пере­носить (subir), что несовместно со свободой духа. Отто­го-то закоснелейшие враги логики и философии не мог­ли уберечь себя от теоретических мечтаний, иногда не уступающих в нелепости самому трансцендентальному идеализму. Разве химики не имели своей «quinta essentia», своего «всемирного газа», своих теорий проис­хождения, своей теории металлов, своей теории флогистона и пр.? Дело в том, что человек больше у себя в ми­ре теоретических мечтаний, нежели в многоразличии фактов. Собрание материалов, разбор, изучение их чрез­вычайно важны; но масса сведений, не пережитых мыслию, не удовлетворяет разуму. Факты и сведения пред­ставляют необходимые документы производимого след­ствия,— но суд и приговор впереди; он оснуется на до­кументах, но произнесет свое. Факты — это только ско­пление однородного материала, а не живой рост, как бы сумма частей ни была полна. Эмпирики, понимая это инстинктуально, переходят к рассудочным отвлечениям, ду­мая ими уловить целое по частям; таким образом, они те­ряют предмет, сущий на самом деле, заменяя его отвле­чениями, сущими только в уме. Если б они откровенно доверялись мышлению, оно их вывело бы из односторон­ности той же диалектической необходимостью, которая заставила их от непосредственного бытия перейти к рас­судочным посредствам; оно привело бы их к сознанию конечности такого знания, к сознанию нелепости — оста­новиться в безвыходном круговороте причин и действий, в котором каждая причина — действие и каждое дейст­вие — причина, в странном разъединении формы и со­держания, силы и проявления, сущности и бытия. Но они не доверяются мышлению; еще более: видя неудач­ные попытки добраться до истины путем рассудочного движения, они сильнее предубеждаются против всякого мышления; они раскаиваются в том, что потеряли время вне эмпирической сферы. Но зачем же они употребляют логические действия, не давая себе отчета в их смысле?

Они воображают, что если они переходят из эмпирии к объяснениям, то весь предмет у них цел и сохранен, в то время, как отвлеченные категории не имеют силы за­черпнуть его так, как он есть; рассудок, как гальваниче­ский снаряд, или вовсе не действует или действует, раз­лагая на две противоположности — который бы резуль­тат его ни взяли, он односторонен, он — составная часть. В эту туманную среду рассудочного движения поднимаются эмпирики и не идут дальше,— между тем эта среда истинна только как переход, как путь, цель которого — быть пройденным; если б поняли смысл рассудочной науки, тогда призрачная преграда между опытом и умозрением уничтожилась бы сама собою; теперь же эмпирия на философию и философия на эмпирию смотрят именно сквозь эту среду и видят друг друга с искаженными чертами: эмпирия, встречая усеченную, недействительную рассудочную истину, думает, что это вина самого мышления; философия ее же принимает за результат опытного ведения. Остановиться на рефлек­сии— хуже, нежели остановиться на эмпирии: все неле­пое, все смешное, что вы встретите в физических науках, происходит именно от внешних размышлений и объяс­нительных теорий.

Натуралисты, дошедшие до рассудочного движения, воображают, что анализ, аналогия и, наконец, наведе­ние, как дальнейшее развитие обоих,— единственные средства узнать предмет, оставляя его неприкосновенным, как он был; а этого-то именно и не нужно и невоз­можно. Во-первых, анализ не оставляет камня на камне в данном предмете и кончит всякий раз тем, что сведет данное эмпирией на отвлеченные всеобщности; он прав: он делает свое дело; не правы употребляющие его без от­чета о его действии и останавливающиеся на нем. Во-вто­рых, желание оставить предмет, как он есть, и понять его, не разрешая в мысль, не только иллогизм, но просто нелепость: частный предмет, явление, остается неприкос­новенным, если человек, не думая о нем, смотрит на него, когда он к нему равнодушен; если он его назовет, то уже он не оставил его в сфере частностей, а поднял во всеоб­щее. Как же понять смысл явления, не вовлекая его в ло­гический процесс (не прибавляя ничего от себя, как обы­кновенно выражаются)? Логический процесс есть един­ственное всеобщее средство человеческого понимания; природа не заключает в себе всего смысла своего — в этом ее отличительный характер; именно мышление и до­полняет, развивает его; природа — только существова­ние и отделяется, так сказать, от себя в сознании чело­веческом для того, чтоб понять свое бытие; мышление делает не чуждую добавку, а продолжает необходимое развитие, без которого вселенная не полна,— то самое развитие, которое начинается со стихийной борьбы, с химического сродства и оканчивается самопознающим мозгом человеческой головы. Хотят ум сделать страда­тельным приемником, особого рода зеркалом, которое отражало бы данное, не изменяя его, т. е. во всей его слу­чайности, не усваивая, тупо, бессмысленно; а данное, сущее во времени и пространстве, хотят сделать деятель­ным началом,— это прямо противоположно естественно­му порядку. Оттого оно, в самом деле, никогда и не удается: воображая ходить на голове, ходят на ногах. Объяснять внешним образом предмет — значит созна­ваться, что нельзя его понять; объяснять предмет подо­бием — средство иногда полезное, но большей частию бедное: никто не прибегает к аналогии, если может ясно и просто высказать свою мысль. Недаром французы го­ворят: comparaison n'est pas raison («сравнение – не доказательство»). В самом деле, строго логически ни предмету, ни его понятию дела нет, похо­жи ли они на что-нибудь или нет: из того, что две вещи похожидруг на друга известными сторонами, нет еще достаточного права заключать о сходстве неизвестных сторон. В какие грубые ошибки, например, впадала гео­логия, желая обобщать факты, выведенные изучением Альпийских гор, к другим полосам! Когда известен общий закон, то вы ищете его в частном случае не по одной аналогии с другими явлениями, но по логической необ­ходимости. Часто аналогия вытесняет одно эмпирическое представление другим; это попросту называется отво­дить глаза. Вы ждете, например, объяснения, каким об­разом общее чувствилище передает нерву, нерв мышцам движение вашей души, а вам, вместо понятия, подсовы­вают образ музыканта, натянутых струн, передающих фантазию художника; простой вопрос усложняется; это подобное можно опять свести на что-нибудь подобное, и первоначальный предмет совершенно затеряется в сход­стве: это та самая метода, по которой человеческий пор­трет рядом подобных копий сводится на изображение фрукта. Сюда же принадлежат насильно втесняемые представления, будто бы для вящей понятности: «Если мы представим себе, что луч света состоит из бесконечно малых шариков эфира, касающихся друг друга...» Зачем же я стану себе представлять, что свет солнца падает на меня так, как дети яйца катают, когда я уверен, что это не так? В физических науках принято за обыкновение допускать подобного рода гипотезы, т. е. условную ложь для объяснения; но ложь не остается вне объяснения (иначе она была бы вовсе не нужна), а проникает в него, и вместо истины получается странная смесь из эмпириче­ской правды с логической ложью; эта ложь рано или поздно обличается и, по справедливости, заставляет сомневаться в истине, спаянной с нею.

Математика говорит, что линия - бесконечное количество точек, в известном порядке расположен­ных; она принимает возможность бесконечной делимости пространства; но она понимает то, что говорит, она пони­мает не действительность, а отвлеченную возможность делимости; еще более, она вместе с тем понимает и непре­менное протяжение и то, что действительная форма есть форма стереометрическая; она с мыслию берет точку, ли­нию, площадь и в сознанных ею пределах. Оттого ни один математик не ждет аэролита, у которого точки бы­ли бы заметны или у которого бы поверхность отвалива­лась от тела. Оттого математик никогда не станет делать опытов бесконечного деления, не станет ни драть слюды, ни капать чернил в бочку воды и после пугать детей рас­четом, какая доля чернил в одной этой капле воды. Онзнает: если б бесконечная делимость была фактически возможною, то она не была бы бесконечною. Без всяко­го сомнения, математика ушла несравненно дальше в мы­шлении против физики; одна теория бесконечно малых доказывает это; она не могла стереть с себя близость с логикой, несмотря на все старания; впрочем, не надобно забывать (так, как это делают математики), что она, от Пифагора начиная, была преимущественно развиваема философами.

 

Вопросы и задания

1. Что такое эмпирия (опытное познание) в естественных науках? Какую задачу решает наука на эмпирическом уровне?

2. Почему попытка ученых перейти от эмпирического к теоретическому приводит к нелепым идеям?

3. Что такое рассудочное мышление как попытка уловить целое по частям?

4. В чем состоит односторонность такого типа мышления?

5. Почему недостаточны такие способы познания как анализ, наведение (индукция)?

6. Что такое логический процесс как необходимое развитие, а не зеркало?

7. В чем недостаточность метода аналогии в процессе познания?

8. Какими должны быть теоретические понятия в науке (на примере математики)?

Герцен А.И. Собрание сочинений. В 8-ми томах. – Том. - 2. М., 1975.- С. 97-104.

Примерные вопросы экзамена по философии

1. Структура и сущность мировоззрения. Типы и формы мировоззрения. Различие технократизма и гуманизма.

2. Космоцентризм и его проявления в учении о природе и обществе.

3. Мифология и манипуляция человеком.

4. Проблема человека в философии софистов и Сократа.

5. Проблема человека в философии стоиков и учении Эпикура.

6. Основные идеи и проблемы философии эпохи Средневековья.

7. Антропоцентризм и учение о мире в философии Возрождения.

8. Простановка проблемы человека в философии 17-19 вв.

9. Проблемы теории познания в философии 17-19 вв. Индуктивный и дедуктивный пути познания.

10. Сущность антропологического подхода в объяснении человека.

11. Проблема свободы в философии. Свобода и необходимость.

12. Тема судьбы в произведениях Софокла «Царь Эдип» и Шекспира «Макбет».

13. Сущность марксистского подхода в объяснении человека.

14. Научная картина мира.

15. Западники и славянофилы о своеобразии и судьбе России.

16. Основные идеи философии и публицистики В.С. Соловьева.

17. Основные идеи философии и публицистики Н.А. Бердяева.

18. Философия русского космизма.

19. Смысл жизни. Проблема жизни, смерти, бессмертия в духовном опыте человека.

20. В.С. Соловьев, З. Фрейд, В. Франкл о смысле жизни.

21. В.С. Соловьев. Смысл любви.

22. Проблема свободы в «Легенде о Великом инквизиторе» (Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы»).

23. Н.А. Бердяев, О. Шпенглер о различии цивилизации и культуры.

24. Общество как система.

25. Основные идеи и проблемы философии истории.

26. Основы материалистического учения об обществе.

27. Способ производства как основа существования и развития общества.

28. Сущность формационного подхода в объяснении общества, истории.

29. Сущность и основные черты цивилизационного подхода в объяснении общества. Доводы против европоцентризма.

30. Концепции технологического детерминизма.

31. А. Швейцер, А. Печчеи о роли культуры в преодолении кризиса цивилизации.

32. Глобальные проблемы современности и социальный прогресс.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.