Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек и время: восточная и западная концепции




В современной восточной и запад­ной культурах существуют разные концепции человека, каждая из которых связана с тем или иным образом времени, что определяет свой подход к пониманию природы человека, раскрывает некоторые грани человече­ской экзистенции. Суть восточной концепции человека состоит в следую­щем: человек является духовным существом, которое представляет собой результат эманации бога (108). Духовная концепция человека четко сформулирована в философии Веданты (Индия) и суфизме (арабский Восток).

Для восточной философии характерно пантеистическое воззрение на человека. В различных школах индийской философии все рассматри­вается как проявление сущности бога, однако человек в отличие от всего и представляет собой высшее выражение божественной сути. Или, как сказано в «Бхагавадгите»:

«Ты — цель познания, Ты — вечность бессмертья,

Ты — высочайшая мира обитель!

Ты — вечной Дхармы хранитель нетленный!

Ты — вечносущий Пуруша! — так и знай»

(Бхагавадгита, 11.18). (…)

Западная концепция человека в ее различных вариантах господствующая на протяжении последних веков, исходит из того, что чело­век - поступательно развивающееся животное, которое рассматривает жизнь в обществе как конкурентную борьбу за выживание и верит в неограниченный материальный прогресс на основе экономического и технологического роста. Данное понимание природы человека (как био­социального существа) имеет свои ecтественнонаучные и социaльныe основания, связанные с концепцией линейного времени. Уже в глубокой древности идея происхождения человека от животных была бессознатель­но зафиксирована в тотемистических верованиях, в мифах, легендах и сказках. Данная связь просматривается в многообразии определений человека типа следующих афористических выражений: «человек — поэтическое животное» (Аристотель), «человек — смеющееся животное» (Рабле), «человек — лживое животное» (Кардан), «человек — трагиче­ское животное» (Шопенгауэр), «человек—символическое животное» (Кассирер), «человек — это животное, которое производит орудия» (Франклин), «человек — это индивидуальное животное, чьи способности ограничены, а желания безграничны» (Хезлит), и многие другие афо­ризмы. Знаменитый мыслитель Ф. Бэкон в своей книге «Новый Органон» прежде всего подчеркивал подобие между человеком и обезьяной, между человеком и другими видами животных, даже — между человеком и деревом. Положение «человек есть животное» (хотя и особого рода, но все-таки — животное!) в истории науки, начиная с эпохи Возрождения и кончая второй половиной XIX в., использовалось в борьбе с домини­рующими тогда религиозно-догматическими, схоластическими и антиэволюционистскими представлениями.

И только Ч. Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков путем последовательных изменений в резуль­тате отбора. В работе Ч. Дарвина подчеркиваются в основном биологи­ческие факторы, социальные же факторы раскрыты в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.). Понятно, что многочисленные факты происхождения человека от живот­ных, приведенные в теории Ч. Дарвина, дополнены фактами и гипоте­зами современных ученых (…)

Представление о времени как линии, идущей из бесконечного прошлого и направленной в бесконечное будущее, окончательно выкри­сталлизовалось в научной литературе XIX в. Дарвиновская теория эволюции считается тем моментом, когда можно, говорить об окончатель­ном формировании концепции линейного времени (175). Это невозможно без социальных предпосылок, состоящих в дифференциации общества. Исследования, например, П. Сорокина и Р. Мертона показывают суще­ствование у разных социальных групп своего времени. Ведь, в каждой группе происходили события такого значения, что они становились системой отсчета для всех ее членов. Следовательно, каждая группа имела свое собственное время, а его измерение зависело от организации и функционирования этой группы. Вместе с возникновением дифференци­рованного общества и необходимостью синхронизации деятельности раз­личных социальных групп появилась потребность в общей системе отсчета времени. В итоге возникла искусственная конструкция — абст­рактное математическое время, основанное на астрономических явлениях. Теперь понятно, почему линейная концепция времени считается характерной для западной цивилизации и механизированных обществ. Данная концепция времени настолько глубоко вошла в обыденное сознание Запада, что кажется нам наиболее естественной и возникшей спонтанно.

Следует отметить, что доминирование представления о линейном времени в сознании человека, как члена индустриального общества Запада, не исключает использования иных концепций времени.(…)

Ныне характерна тенденция к интеграции мудрости древневосточной философии и психологии с новыми концепциями западной науки. (…)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 506 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2264 - | 2205 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.