Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 4. Социальная философия




 

 

В работе Франка С.Л. рассматривается нигилизм революционной интеллигенции России начала ХХ века как одно из проявлений состояния общественного сознания. ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950), российский философ. В 1922 выслан за пределы Советской России. От «легального марксизма» перешел к религиозной философии, разрабатывал учение «о всеединстве» в традиции апофатической теологии и христианского платонизма. Выступал против социализма как крайней степени общественного рационализма. Основные труды: «Предмет знаний» (1915), «Смысл жизни» (1926), «Духовные основы общества» (1930), «Непостижимое» (1939), «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (издан 1956).

 

 

Два факта величайшей важности должны сосредото­чить на себе внимание тех, кто хочет и может обсудить свободно и правдиво современное положение нашего об­щества и пути к его возрождению. Это — крушение многообещавшего общественного движения, руководимого интеллигентским сознанием, и последовавший за этим событием быстрый развал наиболее крепких нравствен­ных традиций и понятий в среде русской интеллигенции. Оба свидетельствуют, в сущности, об одном, оба обна­жают скрытую дотоле картину бессилия, непроизводи­тельности и несостоятельности традиционного морально­го и культурно-философского мировоззрения русской ин­теллигенции. Что касается первого факта — неудачи русской революции, то банальное «объяснение» его зло­козненностью «реакции» и «бюрократии» неспособно удовлетворить никого, кто стремится к серьезному, доб­росовестному и, главное, плодотворному обсуждению вопроса. Оно не столько фактически неверно, сколько ошибочно методологически. Это вообще есть не теорети­ческое объяснение, а лишь весьма одностороннее и практически вредное моральное вменение факта. Конечно, бесспорно, что партия, защищавшая «старый порядок» против освободительного движения, сделала все от нее зависящее, чтобы затормозить это движение и отнять от него его плоды. Ее можно обвинять в эгоиз­ме, государственной близорукости, в пренебрежении к ин­тересам народа, но возлагать на нее ответственность за неудачу борьбы, которая велась прямо против нее и все время была направлена на ее уничтожение,— значит рассуждать или просто недобросовестно, или ребячески-бессмысленно; это приблизительно равносильно обвине­нию японцев в печальном исходе русско-японской войны. В этом распространенном стремлении успокаиваться во всех случаях на дешевой мысли, что «виновато началь­ство», сказывается оскорбительная рабья психология, чуждая сознания личной ответственности и привыкшая свое благо и зло приписывать всегда милости или гне­ву посторонней, внешней силы. Напротив, к настоящему положению вещей безусловно и всецело применимо ут­верждение, что «всякий народ имеет то правительство, которого он заслуживает». Если в дореволюционную эпоху фактическая сила старого порядка еще не давала права признавать его внутреннюю историческую неиз­бежность, то теперь, когда борьба, на некоторое время захватившая все общество и сделавшая его голос поли­тически решающим, закончилась неудачей защитников новых идей, общество не вправе снимать с себя ответ­ственность за уклад жизни, выросший из этого броже­ния. Бессилие общества, обнаружившееся в этой поли­тической схватке, есть не случайность и не простое не­счастие; с исторической и моральной точки зрения это есть его грех. И так как, в конечном счете, все движе­ние как по своим целям, так и по своей тактике было руководимо и определяемо духовными силами интел­лигенции — ее верованиями, ее жизненным опытом, ее оценками и вкусами, ее умственным и нравственным ук­ладом,— то проблема политическая само собою стано­вится проблемой культурно-философской и моральной, вопрос о неудаче интеллигентского дел а наталкивает на более общий и важный вопрос о ценности интелли­гентской веры.

К той же проблеме подводит и другой отмеченный на­ми факт. Как могло случиться, что столь, казалось, устойчивые и крепкие нравственные основы интеллиген­ции так быстро и радикально расшатались? Как объяс­нить, что чистая и честная русская интеллигенция, вос­питанная на проповеди лучших людей, способна была хоть на мгновение опуститься до грабежей и животной разнузданности? Отчего политические преступления так незаметно слились с уголовными и отчего «сатанинство» и вульгаризованная «проблема пола» как-то идейно спле­лись с революционностью? Ограничиться моральным осуждением таких явлений было бы не только малопроиз­водительно, но и привело бы к затемнению их наиболее ха­рактерной черты; ибо поразительность их в том и состо­ит, что это— не простые нарушения нравственности, воз­можные всегда и повсюду, а бесчинства, претендующие на идейное значение и проповедуемые как новые идеа­лы. И вопрос состоит в том, отчего такая проповедь могла иметь успех и каким образом в интеллигентском обществе не нашлось достаточно сильных и устойчивых моральных традиций, которые могли бы энергично вос­препятствовать ей. Прочувствовать этот вопрос — зна­чит непосредственно понять, что в интеллигентском ми­росозерцании, по меньшей мере, не все обстоит благо­получно. Кризис политический и кризис нравственный одинаково настойчиво требуют вдумчивого и бесприст­растного пересмотра духовной жизни русской интелли­генции.(…)

Нравственность, нравственные оценки и нравствен­ные мотивы занимают в душе русского интеллигента со­вершенно исключительное место. Если можно было бы одним словом охарактеризовать умонастроение нашей интеллигенции, нужно было бы назвать его мора­лизмом. Русский интеллигент не знает никаких абсо­лютных ценностей, никаких критериев, никакой ориенти­ровки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. У нас нужны особые, настойчивые указания, иск­лючительно громкие призывы, которые для большинст­ва звучат всегда несколько неестественно и аффекти­рованно, чтобы вообще дать почувствовать, что в жизни существуют или, по крайней мере, мыслимы еще иные ценности и мерила, кроме нравственных,— что наряду с добром душе доступны еще идеалы истины, красоты, Божества, которые также могут волновать сердца и ве­сти их на подвиги. Ценности теоретические, эстетиче­ские, религиозные не имеют власти над сердцем русско­го интеллигента, ощущаются им смутно и неинтенсивно и, во всяком случае, всегда приносятся в жертву мо­ральным ценностям. Теоретическая, научная истина, строгое и чистое знание ради знания, бескорыстное стремление к адекватному интеллектуальному отобра­жению мира и овладению им никогда не могли укоре­ниться в интеллигентском сознании. Вся история нашего умственного развития окрашена в яркий морально-ути­литарный цвет. Начиная с восторженного поклонения естествознанию в 60-х годах и кончая самоновейшими научными увлечениями вроде эмпириокритицизма, наша интеллигенция искала в мыслителях и их системах не истины научной, а пользы для жизни, оправдания или освящения какой-либо общественно-моральной тенден­ции.(…)

Морализм русской интеллигенции есть лишь вы­ражение и отражение ее нигилизма. Правда, рас­суждая строго логически, из нигилизма можно и должно вывести и в области морали только нигилизм же, т. е. аморализм, и Штирнеру не стоило большого труда разъ­яснить этот логический вывод Фейербаху и его ученикам. Если бытие лишено всякого внутреннего смысла, если субъективные человеческие желания суть единственный разумный критерий для практической ориентировки че­ловека в мире, то с какой стати должен я признавать какие-либо обязанности и не будет ли моим законным правом простое эгоистическое наслаждение жизнью, бес­хитростное и естественное «carpe diem»? Наш Базаров также, конечно, был неопровержимо логичен, когда от­казывался служить интересам мужика и высказывал полнейшее равнодушие к тому человеческому благополу­чию, которое должно наступить, когда из него, Базаро­ва, «будет лопух расти».(…)

Под нигилизмом я разумею отрицание или непризна­ние абсолютных (объективных) ценностей. Человече­ская деятельность руководится, вообще говоря, или стремлением к каким-либо объективным ценностям (каковыми могут служить, например, теоретическая научная истина, или художественная красота, или объ­ект религиозной веры, или государственное могущество, или национальное достоинство и т. п.), или же мотива­ми субъективного порядка, т. е. влечением удовлетво­рить личные потребности, свои и чужие. (…)

Где человек должен подчинить непосредственные по­буждения своего «я» не абсолютной ценности или цели, а по существу равноценным с ними (или равно ничтож­ным) субъективным интересам «ты» — хотя бы и кол­лективного, — там обязанности самоотречения, бескоры­стия, аскетического самоограничения и самопожертво­вания необходимо принимают характер абсолютных, самодовлеющих велений, ибо в противном случае они ни­кого не обязывали бы и никем бы не выполнялись. Здесь абсолютной ценностью признается не цель или идеал, а само служение им; и если штирнеровский вопрос: «почему «я» менее ценно, чем «ты», и должно прино­ситься ему в жертву?» остается без ответа, то, в пре­дупреждение подобных дерзких недоумений, нравствен­ная практика именно и окружает себя тем более мистическим и непреложным авторитетом. Это умона­строение, в котором мораль не только занимает главное место, но и обладает безграничной и самодержавной властью над сознанием, лишенным веры в абсолютные ценности, можно назвать морализмом, и именно та­кой нигилистический морализм и образует существо ми­ровоззрения русского интеллигента. (…)

Нигилистический морализм есть основная и глубочайшая черта духовной физиономии русского ин­теллигента: из отрицания объективных ценностей выте­кает обожествление субъективных интересов ближнего («народа»), отсюда следует признание, что высшая и единственная задача человека есть служение народу, а отсюда, в свою очередь, следует аскетическая нена­висть ко всему, что препятствует или даже только не со­действует осуществлению этой задачи. Жизнь не имеет никакого объективного, внутреннего смысла; единствен­ное благо в ней есть материальная обеспеченность, удов­летворение субъективных потребностей; поэтому человек обязан посвятить все свои силы улучшению участи боль­шинства, и все, что отвлекает его от этого, есть зло и должно быть беспощадно истреблено — такова стран­ная, логически плохо обоснованная, но психологически крепко спаянная цепь суждений, руководящая всем по­ведением и всеми оценками русского интеллигента. Ни­гилизм и морализм, безверие и фанатическая суровость нравственных требований, беспринципность в метафи­зическом смысле — ибо нигилизм и есть отрицание принципиальных оценок, объективного различия между добром и злом — и жесточайшая добросовестность в со­блюдении эмпирических принципов, т. е. по существу условных и непринципиальных требований,— это свое­образное, рационально непостижимое и вместе с тем жизненно-крепкое слияние антагонистических мотивов в могучую психическую силу и есть то умонастроение, ко­торое мы называем нигилистическим морализмом. (…).

Нигилистический морализм или утилитаризм русской интеллигенции есть не только этическое учение или мо­ральное настроение, он состоит не в одном лишь уста­новлении нравственной обязанности слу­жения народному благу, психологически он сливается также с мечтой или верой, что цель нравственных уси­лий — счастье народа — может быть осуществлена, и притом в абсолютной и вечной форме. Эта вера пси­хологически действительно аналогична религиозной вере и в сознании атеистической интеллигенции заменяет под­линную религию. Здесь именно и обнаруживается, что интеллигенция, отвергая всякую религию и метафизику, фактически всецело находится во власти некоторой со­циальной метафизики, которая притом еще более проти­воречит ее философскому нигилизму, чем исповедуемое ею моральное мировоззрение. Если мир есть хаос и оп­ределяется только слепыми материальными силами, то как возможно надеяться, что историческое развитие не­избежно приведет к царству разума и устроению земно­го рая? Как мыслимо это «государство в государстве», эта покоряющая сила разума среди стихии слепоты и безмыслия, этот безмятежный рай человеческого бла­гополучия среди всемогущего хаотического столкновения космических сил, которым нет дела до человека, его стремлений, его бедствий и радостей? Но жажда обще­человеческого счастья, потребность в метафизическом обосновании морального идеала так велика, что эта трудность просто не замечается и атеистический мате­риализм спокойно сочетается с крепчайшей верой в ми­ровую гармонию будущего; в так называемом «научном социализме», исповедуемом огромным большинством русской интеллигенции, этот метафизический оптимизм мнит себя даже «научно доказанным». Фактически, корни этой «теории прогресса» восходят к Руссо и к рацио­налистическому оптимизму XVIII века. Современный социальный оптимизм, подобно Руссо, убежден, что все бедствия и несовершенства человеческой жизни происте­кают из ошибок или злобы отдельных людей или клас­сов. Природные условия для человеческого счастья, в сущности, всегда налицо; нужно устранить только не­справедливость насильников или непонятную глупость насилуемого большинства, чтобы основать царство зем­ного рая. Таким образом, социальный оптимизм опи­рается на механико-рационалистическую теорию счастья. Проблема человеческого счастья есть, с этой точки зрения, проблема внешнего устроения общества; а так как счастье обеспечивается материаль­ными благами, то это есть проблема распределе­ния. Стоит отнять эти блага у несправедливо владею­щего ими меньшинства и навсегда лишить его возмож­ности овладевать ими, чтобы обеспечить человеческое благополучие. Таков несложный, но могущественный ход мысли, который соединяет нигилистический мора­лизм с религией социализма. Кто раз был соблазнен этой оптимистической верой, того уже не мо­жет удовлетворить непосредственное альтруистическое служение, изо дня в день, ближайшим нуждам народа; он упоен идеалом радикального и универсального осу­ществления народного счастья,— идеалом, по сравне­нию с которым простая личная помощь человека чело­веку, простое облегчение горестей и волнений текущего дня не только бледнеет и теряет моральную привлека­тельность, но кажется даже вредной растратой сил и времени на мелкие и бесполезные заботы, изменой, ради немногих ближайших людей, всему человечеству и его вечному спасению. И действительно, воинствующее социалистическое народничество не только вытеснило, но и морально очернило народничество альтруистиче­ское, признав его плоской и дешевой «благотворитель­ностью». Имея простой и верный ключ к универсальному спасению человечества, социалистическое народничест­во не может смотреть иначе чем с пренебрежением и осуждением на будничную и не знающую завершения деятельность, руководимую непосредственным альтруис­тическим чувством. Это отношение столь распростране­но и интенсивно в русской интеллигенции, что и сами «культурные работники» по большей части уже стыдят­ся открыто признать простой, реальный смысл своей деятельности и оправдываются ссылкой на ее пользу для общего дела всемирного устроения человечества.

Теоретически в основе социалистической веры лежит тот же утилитаристический альтруизм — стремление к благу ближнего; но отвлеченный идеал абсолютного счастья в отдаленном будущем убивает конкретное нрав­ственное отношение человека к человеку, живое чувство любви к ближним, к современникам и их текущим нуж­дам. Социалист — не альтруист; правда, он также стре­мится к человеческому счастью, но он любит уже не живых людей, а лишь свою идею — именно идею все­человеческого счастья. Жертвуя ради этой идеи самим собой, он не колеблется приносить ей в жертву и других людей. В своих современниках он видит лишь, с одной стороны, жертвы мирового зла, искоренить которое он мечтает, и с другой стороны — виновников этого зла. Первых он жалеет, но помочь им непосредственно не может, так как его.деятельность должна принести поль­зу лишь их отдаленным потомкам; поэтому в его отно­шении к ним нет никакого действенного аффекта; последних он ненавидит и в борьбе с ними видит бли­жайшую задачу своей деятельности и основное средство к осуществлению своего идеала. Это чувство ненависти к врагам народа и образует конкретную и действенную психологическую основу его жизни. Так из великой люб­ви к грядущему человечеству рождается великая нена­висть к людям, страсть к устроению земного рая стано­вится страстью к разрушению, и верующий народник-социалист становится революционером.

Тут необходимо сделать оговорку. Говоря о рево­люционности как типичной черте умонастроения русской интеллигенции, мы разумеем не участие ее в политической революции и вообще не думаем о ее партийно-политической физиономии, а имеем в виду исключительно ее м о р а л ь н о –о б щ е с т в е н н о е м и р о в о з з р е н и е. Можно участвовать в революции, не будучи революционером по мировоззрению, и, наобо­рот, можно быть принципиально революционером и, по соображениям тактики и целесообразности, отвергать необходимость или своевременность революционных дей­ствий. Революция и фактическая деятельность, пресле­дующая революционные в отношении существующего строя цели, суть явления политического порядка и в ка­честве таковых лежат всецело за пределами нашей темы, здесь же мы говорим о революционности лишь в смысле п р и н ц и п и а л ь н о г о р е в о л ю ц и о н и з м а, ра­зумея под последним убеждение, что основным и внут­ренне необходимым средством к осуществлению мораль­но-общественного идеала служит социальная борьба и насильственное разрушение существующих обществен­ных форм. Это убеждение входит, как существенная сто­рона, в мировоззрение социалистического народничества и имеет в нем силу религиозного догмата. Нельзя по­нять моральной жизни русской интеллигенции, не учтя этого догмата и не поняв его связи с другими сторона­ми интеллигентской «profession de foi».

В основе революционизма лежит тот же мотив, кото­рый образует и движущую силу социалистической веры: социальный оптимизм и опирающаяся на него м е х а н и к о - р ационалистическая теория сча­стья. Согласно этой теории, как мы только что заме­тили, внутренние условия для человеческого счастья всегда налицо и причины, препятствующие устроению земного рая, лежат не внутри, а вне человека — в его социальной обстановке, в несовершенствах обществен­ного механизма. И так как причины эти внешние, то они и могут быть устранены внешним, механическим приемом. Таким образом, работа над устроением челове­ческого счастья, с этой точки зрения, есть по самому своему существу не творческое или созидательное, в соб­ственном смысле, дело, а сводится к расчистке, устране­нию помех, т. е. к разрушению. Эта теория — которая, кстати сказать, обыкновенно не формулируется отчетли­во, а живет в умах как бессознательная, самоочевидная и молчаливо подразумеваемая истина,— предполагает, что гармоническое устройство жизни есть как бы естест­венное состояние, которое неизбежно и само собой дол­жно установиться, раз будут отметены условия, пре­граждающие путь к нему; и прогресс не требует, собст­венно, никакого творчества или положительного построе­ния, а лишь ломки, разрушения противодействующих внешних преград. «Die Lust der Zerstorung ist auch cine schaffende Lust»,— говорил Бакунин; но из это­го афоризма давно уже исчезло ограничительное «auch»,— и разрушение признано не только одним из приемов творчества, а вообще отождествлено с твор­чеством или, вернее, целиком заняло его место. Здесь перед нами отголосок того руссоизма, который вселял в Робеспьера уверенность, что одним лишь беспощадным устранением врагов отечества можно установить царство разума. Революционный социализм исполнен той же веры. Чтобы установить идеальный порядок, нужно «экспроприировать экспроприирующих», а для этого добиться «диктатуры пролетариата», а для этого унич­тожить те или другие политические и вообще внешние преграды. Таким образом, революционизм есть лишь от­ражение метафизической абсолютизации ценности раз­рушения. Весь политический и социальный радикализм русской интеллигенции, ее склонность видеть в полити­ческой борьбе, и притом в наиболее резких ее приемах— заговоре, восстании, терроре и т. п.,— ближайший и важнейший путь к народному благу всецело исходит из веры, что борьба, уничтожение врага, насильственное и механическое разрушение старых социальных форм сами собой обеспечивают осуществление общественного идеала. И это совершенно естественно и логично с точ­ки зрения механико-рационалистической теории сча­стья. Механика не знает творчества нового в собствен­ном смысле. Единственное, что человек способен делать в отношении природных веществ и сил, это—давать им иное, выгодное ему распределение и разрушать вредные для него комбинации материи и энергии. Если смотреть на проблему человеческой культуры как на проблему механическую, то и здесь нам останутся только две задачи — разрушение старых вредных форм и перерас­пределение элементов, установление новых, полезных комбинаций из них. И необходимо совершенно иное по­нимание человеческой жизни, чтобы сознать несостоя­тельность одних этих механических приемов в области культуры и обратиться к новому началу — началу твор­ческого созидания.(…).

Если из двух форм человеческой деятельности — раз­рушения и созидания, или борьбы и производительного труда — интеллигенция всецело отдается только первой, то из двух основных средств социального приобретения благ (материальных и духовных) — именно распре­деления и производства — она также признает исключительно первое. Подобно борьбе или разрушению, распределение, в качестве механического перемещения уже готовых элементов, также противостоит производст­ву, в смысле творческого созидания нового. Социализм и есть мировоззрение, в котором идея производства вы­теснена идеей распределения. Правда, в качестве со­циально-политической программы социализм предпола­гает реорганизацию всех сторон хозяйственной жизни; он протестует против мнения, что его желания сводятся лишь к тому, чтобы отнять богатство у имущих и отдать его неимущим. Такое мнение действительно содержит искажающее упрощение социализма как социологиче­ской или экономической теории; тем не менее, оно совер­шенно точно передает морально-общественный дух социализма. Теория хозяйственной организации есть лишь техника социализма; душа социализма есть идеал распределения, и его конечное стремление действитель­но сводится к тому, чтобы отнять блага у одних и от­дать их другим. Моральный пафос социализма сосредо­точен на идее распределительной справедливости и ис­черпывается ею; и эта мораль тоже имеет свои корни в механико-рационалистической теории счастья, в убеж­дении, что условий счастья не нужно вообще сози­дать, а можно просто взять или отобрать их у тех, кто незаконно завладел ими в свою пользу. Социалисти­ческая вера — не источник этого одностороннего обоготворения начала распределения; наоборот, она са­ма опирается на него и есть как бы социологический плод, выросший на метафизическом древе механистиче­ской этики. Превознесение распределения насчет произ­водства вообще не ограничивается областью материаль­ных благ; оно лишь ярче всего сказывается и имеет наиболее существенное значение в этой области, так как вообще утилитаристическая этика видит в материальном обеспечении основную проблему человеческого устрое­ния. Но важно отметить, что та же тенденция господ­ствует над всем миропониманием русской интеллиген­ции. Производство благ во всех областях жизни ценится ниже, чем их распределение; интеллигенция почти так же мало, как о производстве материальном, заботится о производстве духовном, о накоплении идеальных цен­ностей; развитие науки, литературы, искусства и вооб­ще культуры ей гораздо менее дорого, чем распределе­ние уже готовых, созданных духовных благ среди мас­сы. Так называемая; «культурная деятельность» сводится именно к распределению культурных благ, а не к их созиданию, а почетное имя культурного дея­теля заслуживает у нас не тот, кто творит культуру — ученый, художник, изобретатель, философ,— а тот, кто раздает массе по кусочкам плоды чужого творчества, кто учит, популяризирует, пропагандирует.

В оценке этого направления приходится повторить, в иных словах, то, что мы говорили только что об отно­шении между борьбой и производительным трудом. Рас­пределение, бесспорно, есть необходимая функция соци­альной жизни, и справедливое распределение благ и тя­гот жизни есть законный и обязательный моральный принцип. Но абсолютизация распределения и забвение из-за него производства или творчества есть философское заблуждение и моральный грех. Для того чтобы было что распределять, надо прежде всего иметь что-нибудь, а чтобы иметь — надо созидать, производить. Без правильного обмена веществ организм не может существовать, но ведь, в конце концов, он существует не самим обменом, а потребляемыми питательными вещест­вами, которые должны откуда-нибудь притекать к нему. То же применимо к социальному организму в его мате­риальных и духовных нуждах. Дух социалистического народничества, во имя распределения пренебрегающий производством,— доводя это пренебрежение не только до полного игнорирования, но даже до прямой враж­ды,— в конце концов, подтачивает силы народа и уве­ковечивает его материальную и духовную нищету. Со­циалистическая интеллигенция, растрачивая огромные сосредоточенные в ней силы на непроизводительную деятельность политической борьбы, руководимой идеей распределения, и не участвуя в созидании народно­го достояния, остается в метафизическом смысле бес­плодной и, вопреки своим заветным и ценнейшим стрем­лениям, ведет паразитическое существование на народ­ном теле. Пора, наконец, понять, что наша жизнь не только несправедлива, но, прежде всего, бедна и убога; что нищие не могут разбогатеть, если посвящают все свои помыслы одному лишь равномерному распределе­нию тех грошей, которыми они владеют; что преслову­тое различие между «национальным богатством» и «на­родным благосостоянием» — различие между накопле­нием благ и доставлением их народу — есть все же лишь относительное различие и имеет реальное и суще­ственное значение лишь для действительно богатых на­ций, так что если иногда уместно напоминать, что..на­циональное богатство само по себе еще не обеспечивает народного благосостояния, то для нас бесконечно важ­нее помнить более простую и очевидную истину, что вне национального богатства вообще немыслимо народное благосостояние. Пора, во всей экономии национальной культуры, сократить число посредников, транспортеров, сторожей, администраторов и распределителей всякого рода и увеличить число подлинных производителей. Сло­вом, от распределения и борьбы за него пора перейти к культурному творчеству, к созиданию богатства. (…).

Естественно, что такое скопление противоречий, та­кое расхождение принципиально антагонистических мо­тивов, слитых в традиционном интеллигентском умона­строении, должно было рано или поздно сказаться и сво­ей взаимно-отталкивающей силой, так сказать, взорвать и раздробить это умонастроение. Это и произошло, как только интеллигенции дано было испытать свою веру на живой действительности. Глубочайший культурно-фило­софский смысл судьбы общественного движения послед­них лет именно в том и состоит, что она обнаружила не­состоятельность мировоззрения и всего духовного скла­да русской интеллигенции. Вся слепота и противоречивость интеллигентской веры была выявлена, когда ма­ленькая подпольная секта вышла на свет Божий, приоб­рела множество последователей и на время стала идей­но влиятельной и даже реально могущественной. Тогда обнаружилось, прежде всего, что монашеский аскетизм и фанатизм, монашеская нелюдимость и ненависть к ми­ру несовместимы среальным общественным творчест­вом. Это — одна сторона дела, которая до некоторой сте­пени уже сознана и учтена общественным мнением. Дру­гая, по существу более важная, сторона еще доселе не оценена в должной мере. Это — противоречие между мо­рализмом и нигилизмом, между общеобязательным, ре­лигиозно-абсолютным характером интеллигентской веры и нигилистически-беспринципным ее с о д е р ж а­ н и е м. Ибо это противоречие имеет отнюдь не одно лишь теоретическое или отвлеченное значение, а приносит ре­альные и жизненно-гибельные плоды. Непризнание абсо­лютных и действительно общеобязательных ценностей, культ материальной пользы большинства обосновывают примат силы над правом, догмат о верховенстве классо­вой борьбы и «классового интереса пролетариата», что на практике тождественно с идолопоклонническим обо­готворением интересов партии; отсюда — та беспринцип­ная, «готтентотская» мораль, которая оценивает дела и мысли не объективно и по существу, а с точки зрения их Партийной пользы или партийного вреда; отсюда — чу­довищная, морально недопустимая непоследовательность в отношении к террору правому и левому, к погромам черным и красным и вообще не только отсутствие, но и принципиальное отрицание справедливого, объективно­го отношения к противнику. Но этого мало. Как только ряды партии расстроились, частью неудачами, частью притоком многочисленных, менее дисциплинированных и более первобытно мыслящих членов, та же бесприн­ципность привела к тому, что нигилизм классовый и пар­тийный сменился нигилизмом личным или, попросту, ху­лиганским насильничеством. Самый трагический и с вне­шней стороны неожиданный факт культурной истории последних лет — то обстоятельство, что субъективно чи­стые, бескорыстные и самоотверженные служители со­циальной веры оказались не только в партийном сосед­стве, но и в духовном родстве с грабителями, корыстны­ми убийцами, хулиганами и разнузданными любителями полового разврата,— этот факт все же с логической по­следовательностью обусловлен самым содержанием ин­теллигентской веры, именно ее нигилизмом; и это необ­ходимо признать открыто, без злорадства, но с глубо­чайшей скорбью. Самое ужасное в этом факте именно в том и состоит, что нигилизм интеллигентской веры как бы сам невольно санкционирует преступность и хулиган­ство и дает им возможность рядиться в мантию идейно­сти и прогрессивности.

Такие факты, как, с одной стороны, полное беспло­дие и бессилие интеллигентского сознания в его сопри­косновении с реальными силами жизни и, с другой — практически обнаружившаяся нравственная гнилость не­которых его корней, не могут пройти бесследно. И дей­ствительно, мы присутствуем при развале и разложении традиционного интеллигентского духа; законченный и целостный, несмотря на все свои противоречия, мораль­ный тип русского интеллигента, как мы старались изоб­разить его выше, начинает исчезать на наших глазах и существует скорее лишь идеально, как славное воспоми­нание прошлого; фактически, он уже утерял прежнюю неограниченную полноту своей власти над умами и лишь редко воплощается в чистом виде среди подрастающего ныне поколения. В настоящее время все перепуталось; социал-демократы разговаривают о Боге, занимаются эстетикой, братаются с «мистическими анархистами», те­ряют веру в материализм и примиряют Маркса с Махом и Ницше; в лице синдикализма начинает приобретать популярность своеобразный мистический социализм; «классовые интересы» каким-то образом сочетаются с «проблемой пола» и декадентской поэзией, и лишь не­многие старые представители классического народниче­ства 70-х годов уныло и бесплодно бродят среди этого нестройно-пестрого смешения языков и вер как послед­ние экземпляры некогда могучего, но уже непроизводи­тельного и вымирающего культурного типа. Этому кри­зису старого интеллигентского сознания нечего удив­ляться, и еще менее есть основание скорбеть о нем; на­против, надо удивляться тому, что он протекает как-то слишком медленно и бессознательно, скорее в форме не­произвольной органической болезни, чем в виде созна­тельной культурно-философской перестройки; и есть причины жалеть, что, несмотря на успехи в разложении старой веры, новые идеи и идеалы намечаются слишком слабо и смутно, так что кризису пока не предвидится конца.

Для ускорения этого мучительного переходного со­стояния необходимо одно: сознательное уяснение тех мо­ральных и религиозно-философских основ, на которых зиждутся господствующие идеи. Чтобы понять ошибоч­ность или односторонность какой-либо идеи и найти поправку к ней, по большей части достаточно вполне от­четливо осознать ее последние посылки, как бы прикос­нуться к ее глубочайшим корням. В этом смысле недо­статочный интерес к моральным и метафизическим про­блемам, сосредоточение внимания исключительно на тех­нических вопросах о средствах, а не на принципиальных вопросах о конечной цели и первой причине, есть источ­ник живучести идейного хаоса и сумятицы. Быть может, самая замечательная особенность новейшего русского общественного движения, определившая в значительной мере и его судьбу, есть его философская непро­думанность и недоговоренность. В отличие, например, от таких исторических движений, как великая английская или великая французская револю­ции, которые пытались осуществить новые, самостоя­тельно продуманные и сотворенные философские идеи и ценности, двинуть народную жизнь по еще не проторен­ным путям, открытым в глубоких и смелых исканиях творческой политической мысли,— наше общественное движение руководилось старыми мотивами, заимство­ванными на веру, и притом не из первоисточников, а из вторых и третьих рук. Отсутствие самостоятельного идейного творчества в нашем общественном движении, его глубоко консервативный в философском смысле ха­рактер есть факт настолько всеобщий и несомненный, что он даже почти не обращает на себя ничьего внима­ния и считается естественным и нормальным. Социалистическая идея, владеющая умами интеллигенции, цели­ком, без критики и проверки заимствована ею в том ви­де, в каком она выкристаллизовалась на Западе в ре­зультате столетнего брожения идей. Корни ее восходят, с одной стороны, к индивидуалистическому рационализ­му XVIII в. и, с другой — к философии реакционной ро­мантики, возникшей в результате идейного разочарова­ния исходом великой французской революции. Веруя в Лассаля и Маркса, мы, в сущности, веруем в ценности и идеи, выработанные Руссо и де Местром, Гольбахом и Гегелем, Берком и Бентамом, питаемся объедками с фи­лософского стола XVIII и начала XIX века. И, воспри­нимая эти почтенные идеи, из которых большинство уже перешагнуло за столетний возраст, мы совсем не оста­навливаемся сознательно на этих корнях нашего миросо­зерцания, а пользуемся их плодами, не задаваясь даже вопросом, с какого дерева сорваны последние и на чем основана их слепо исповедуемая нами ценность. Для этого философского безмыслия весьма характерно, что из всех формулировок социализма подавляющее господ­ство над умами приобрело учение Маркса — система, ко­торая, несмотря на всю широту своего научного построе­ния, не только лишена какого бы то ни было философ­ского и этического обоснования, но даже принципиально от него отрекается (что не мешает ей, конечно, факти­чески опираться на грубые и непроверенные предпосыл­ки материалистической и сенсуалистической веры). И поскольку в наше время еще существует стремление к новым ценностям, идейный почин, жажда устроить жизнь сообразно собственным, самостоятельно проду­манным понятиям и убеждениям этот живой духов­ный трепет инстинктивно сторонится от большой дороги жизни и замыкается в обособленной личности; или же— что еще хуже,— если ему иногда удается прорваться сквозь толщу господствующих идей и обратить на себя внимание,— воспринимается поверхностно, чисто лите­ратурно, становится ни к чему не обязывающей модной новинкой и уродливо сплетается с старыми идейными традициями и привычками мысли.

Но здесь, как и всюду, надлежит помнить проникно­венные слова Ницше: «не вокруг творцов нового шума — вокруг творцов новых ценностей вращается мир!» Рус­ская интеллигенция, при всех недочетах и противоречи­ях ее традиционного умонастроения, обладала доселе одним драгоценным формальным свойством: она всегда искала веры и стремилась подчинить вере свою жизнь. Так и теперь она стоит перед величайшей и важнейшей задачей пересмотра старых ценностей и творческого ов­ладения новыми. Правда, этот поворот может оказаться столь решительным, что, совершив его, она вообще пе­рестанет быть «интеллигенцией» в старом, русском, при­вычном смысле слова. Но это — к добру! На смену ста­рой интеллигенции, быть может, грядет «интеллигенция» новая, которая очистит это имя от накопившихся на нем исторических грехов, сохранив неприкосновенным бла­городный оттенок его значения. Порвав с традицией ближайшего прошлого, она может поддержать и укрепить традицию более длительную и глубокую и через семиде­сятые годы подать руку тридцатым и сороковым годам, возродив в новой форме, что было вечного и абсолютно-ценного в исканиях духовных пионеров той эпохи. И ес­ли позволительно афористически наметить, в чем дол­жен состоять этот поворот, то мы закончим наши крити­ческие размышления одним положительным указанием. От непроизводительного, противокультурного н и г и л и ­стического м о р а л и з м а мы должны перейти к творческому, созидающему культуру религиозно­м у г у м а н и з м у.

 

Франк С.Л. «Этика нигилизма». //ВЕХИ. Сборник статей о русской интеллигенции. М. Издательство «ПРАВДА». 1991.С.167-199.

Вопросы задания.

1.В чем причины распада нравственных традиций?

2.Особенности морального состояния русской интеллигенции.

3.Цель и субьективные интересы нигилистического морализма.

4. Почему стало неизбежным морализирование революционной интеллигенции?

5.В чем проявляется революционность умонастроения русской интеллигенции?

6.Каковы основы механико-рационалистической теории счастья.

7. Симптомы проявления кризиса «интеллигентского «сознания».

8. Что общее можно найти в самосознании революционной интеллигенции России начала ХХ века и либерально-реформаторской элиты начала ХХ1 века?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 349 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.