В.О. Ключевский о влиянии геополитического положения, природы на формирование социума.
Русская природа, по характеристике Ключевского, "при видимой простоте и однообразии отличается недостатком устойчивости: ее сравнительно легко вывести из равновесия". Русский же человек, сохраняя "бродячее" отношение к своему местожительству и к окружающей природе, проявлял явную "непредусмотрительность" в отношении окружающей среды, - в результате явления, бывшие "вполне или отчасти продуктами культуры", становились "как бы географическими особенностями нашей страны, постоянными физическими ее бедствиями: это овраги и летучие пески" [1]. Подобное же - небрежное или беспечное - отношение к природе (к лесу и полезным ископаемым, к экологии среды и радиации) стало характерной особенностью национального природопользования в России (вплоть до XX в.) и запечатлелось не только в менталитете русской культуры, противоречивом и драматичном, но и в типе российской цивилизации. Таким образом, культ природы (природный календарь с его ярко выраженной цикличностью, круговоротом; устойчивая значимость аграрных праздников и соответствующих обрядовых форм; почитание Земли как всеобщей Матери и т.п.) играл важную роль для становления и развития русской культуры.
1.3. Духовные и социально-политические факторы
Социально-политические факторы.
Последние исследования говорят об оригинальности религиозных взглядов славян-руссов до принятия христианства [3]. Вместе с тем, христианство византийского образца - православие - составило ценностно-смысловое "ядро" всей древнерусской и последующей культуры. Принятие этой развитой для своего времени религии стало решающим фактором: при иной религии, ином выборе культура страны стала бы совсем другой. Именно под воздействием православия сформировались нравственные ценности, весь духовный облик русского человека, ведущие черты его архетипа.
Теоцентризм православия распространился впоследствии на институт самодержавия, которое было для русских не столько социально-политическим учреждением, сколько феноменом культуры, идеалом сакрализованной власти, одной из ценностей народа
Билет №42
Ереси XVI века: причины появления, их идеи и судьба.
Ереси в России, возникли с принятием христианства как протест народных масс против насильственной христианизации и процесса феодализации. Первой Е., возникшей в русских городах, было движение стригольников (середина 14 - 1-я половина 15 вв.) в Новгороде и Пскове. Активными участниками движения стригольников были посадские люди и низшее духовенство. Они отвергали всю церковную иерархию и монашество, весь «чин священнический», который поставлялся за деньги, «по мзде», таинство «священства». Обличая продажность попов, их пороки и невежество, они требовали права религиозной проповеди для мирян. Церковь жестоко расправилась с руководителями стригольников.
Новый подъём еретического движения в России наблюдался в конце 15 в. Его центром был по-прежнему Новгород. Основной контингент новгородских еретиков составляли горожане, возглавляемые низшим духовенством. Как и стригольники, новгородские еретики отрицали церковную иерархию и обряды.
В конце 15 - начале 16 вв. еретическое движение распространилось на Москву. Здесь около середины 80-х гг. 15 в. сложился кружок во главе с Федором Курицыным. Московская Е. носила более светский характер, чем новгородская. Были казнены вожди новгородских стригольников. По соборным приговорам сжигались и уничтожались книги еретиков.
Наибольшего развития Е. в России получили в середине 16 в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Северной Двине. Подъём движения в середине 16 в. был вызван глубокими сдвигами в социально-экономической и политической жизни страны. Подъём середины 16 в. был бурным, но кратковременным. Воинствующие церковники при поддержке государственной власти подвергли вольнодумцев жестоким преследованиям. Е. дали толчок мощному культурному движению, в котором проходило самоопределение русской гуманистической мысли.
Билет №43