Считаю, что без трех-четырех преданных помощников, которым безоговорочно можно доверить управление людьми, деньги, документацию, любой топ-менеджер в России обречен либо вслепую подписывать, рискуя, всевозможные «мутные» документы, либо все свое время тратить на бессмысленный контроль практически на всех уровнях управления. К счастью для БХПП, уже к августу 2000 года сложилась группа управленцев, которые сдружились между собой.
В известном смысле они были обречены на эту дружбу, так как пришли на предприятие либо незадолго до назначения нового директора либо он сам их пригласил, и оказались в непривычном для себя окружении людей, говоривших им: «Господи, куда вы устроились? На БХПП нет, не было и не будет порядка. Это уж нам, пенсионерам, доживать здесь, а вы люди молодые, бегите отсюда!» Поскольку бежать особенно было некуда, а новый директор обещал и машину, и квартиру (правда, в будущем) и вроде разговаривал без высокомерия, они остались и начали работать на совесть.
Характерный пример. Как-то в разгар заготовки на предприятие начал поступать подсолнечник с влажностью, превышающей все мыслимые пределы. Даже опытные рабочие, испугавшись связанных с этим технических трудностей, неохотно приступили к его сушке, фактически бойкотируя приказы. Совершенно добровольно, исключительно подзадориваемые директором, главный инженер Юдаков, механик Тучин и два помощника по-стахановски, за ночь просушили первую партию семян. На следующий день рядовым сушильщикам деваться было уже некуда. А сколько муки в свое время перетаскали на своих плечах управленцы, пока рабочие привыкали к введенной директором сдельной оплате за погрузку-выгрузку продукции! Постепенно другие работники, видимо, начали стесняться этих ребят, их, казалось бы, обреченной самоотверженности и начали просто подстраиваться под тот ритм работы, который задавал вечно орущий директор и его неутомимые помощники.
Менеджерам была предоставлена достаточно большая свобода для творческой и самостоятельной работы. Костяк команды составили начальник коммерческого отдела Петухов, уже упомянутые Юдаков и Тучин, менеджер коммерческого отдела Кукарин. Все они были молоды (возраст в июне 2000 года – 26, 26, 22, 22 года соответственно, а директору было 33), впервые работали на руководящих должностях. Они были полны амбиций и стремления занять достойное место в обществе. Вообще ставка была сделана именно на молодость, ее энергию и амбиции. Постепенно стерлось требование директора к управленцам об обращении по имени-отчеству, но, читатель, вспомни себя в 22 года и согласись, что «Борисыч» – это почти «товарищ полковник», и тогда станет понятно, как формировались доверие и уважение друг к другу и команда.
Важно, что сплочение команды было искренним и со стороны директора – в противном случае молодежь сразу бы раскусила притворное заигрывание с ней. Директору элементарно не хватало общения, ведь на предприятии и в поселке у него не было знакомых, и даже просто поговорить вне работы было бы не с кем, если бы не юные друзья. И выпивали вместе, да и давали отпор загулявшей компании.
Вместе стали играть в футбол. Идея эта возникла у директора по аналогии с опытом работы на других предприятиях и, поскольку азарта и спортивной злости у окружающих его молодых управленцев было не занимать, в ближнем окружении была воспринята на ура.
Постепенно формировалась футбольная команда БХПП, которая впервые приняла участие в зимнем районном первенстве по мини-футболу в 2000 году, выглядела большим посмешищем и заняла последнее место. Играли мы плохо, проигрывали крупно. К концу сезона 2001 года забили свой первый мяч, а пропустили не один десяток. Но в сезоне 2002 года команда БХПП заняла уже четвертое место в районном первенстве, вышла в финал Кубка главы администрации района, заняла второе место в соревнованиях по мини-футболу.
Кстати, надо было видеть удивленные лица московских партнеров, узнававших о наших спортивных достижениях и знавших в то же время о наших трудностях. Это действовало лучше любой рекламы.