Вступление. Отзыв как олимпиадный жанр.
Сочинение на литературном материале.
Школьная практика – школьное сочинение («река без берегов»).
Чистый отзыв – развернутое личностное высказывание о художественном произведении, цель которого передать впечатление о художественном произведении; задача – заинтересовать, привлечь внимание, обратить в свою веру.
Рецензия – развернутая характеристика – оценка художественного произведения на основе его детального разбора, полновесного квалификационного анализа; задача – дать аргументированное истолкование и оценку произведения.
Отзыв – рецензия – это особый жанр, совмещающий навыки филологического анализа текста и способность раскрыться как интересная личность.
При этом необходимо избегать крайностей: 1) не стоит нарочито демонстрировать свои познания в области филологии; использование терминов не должно стать самоцелью (это приведет к формализму); 2) не следует превращать поэтический текст в трамплин для самовыражения, когда главным становится внутренний мир автора отзыва, а не художественный мир стихотворения.
Любовь к поэзии.
«Любое произведение искусства представляет собой диалог с каждым стоящим перед ним человеком», - говорил Гегель. Нет и не может быть общего для всех рецепта, по какой схеме работать над отзывом.
«КЛЮЧ к каждому стихотворению заключен в нем самом. Задача исследователя состоит в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой ключ, который раскроет это – и только это – стихотворение, поможет проникнуть в его тайну. Ибо удивительный парадокс поэзии заключается в том, что она доступна всем достаточно культурным читателям – и в то же время содержит не сразу и не до конца постигаемую глубину мыслей и чувств. И чем образованнее читатель, чем лучше подготовлен он опытом жизни и чтения стихов, чем чаще перелистывает знакомые страницы – тем чаще ловит себя на мысли: «Как я мог не заметить этого раньше?..»
Необходимой предпосылкой анализа становится «вхождение», погружение в текст и принятие читателем художественного мира произведения в свой собственный мир. При этом наш душевный мир и сознание становятся инструментом анализа. Наши чувства и мысли и есть те измерительные приборы, которыми определяются накал пафоса и напряжение конфликта, на которых взвешиваются идеи и художественные достоинства произведения.
Композиция отзыва.
I. Вступление.
Грамотное и творческое «вхождение» в тему.
II. Основная часть.
Филологический анализ стихотворения:
Художественное произведение: (литературоведческий анализ) 1. Смысл названия стихотворения. 2. Тематика, проблематика, смысловые мотивы. 3. Художественное время и пространство. 4. Идея, пафос, авторский идеал. 5. Сюжетно-композиционные особенности. 6. Образ лирического героя. 7. Основные образы стихотворения и приемы их создания. | Художественный текст: (лингвистический анализ) 1. Жанровое своеобразие. 2. Своеобразие поэтической формы (строфика, ритмика, размер, рифма). 3. Приемы и средства выразительной и образной речи: а) особенности поэтического языка (лексика); б) особенности синтаксиса; 4. Звуковая инструментовка. |
+ Творческий характер работы:
1). Целостный анализ текста (соразмерность частей, уместность отступлений).
2). Авторский подход (личностное отношение, убедительность аргументации, эрудиция, оригинальность).
3). Орфографическая и пунктуационная грамотность.
III. Заключение.
Личное впечатление, суждение, вывод, рожденные стихотворением.
4. Работа над вступлением.
Два варианта: 1) автор известен; 2) автор неизвестен;
2.3. Вступление – грамотное и творческое вхождение в тему.
Внешний контекст: историко-культурный, историко-биографический, философский.
Вписать (по возможности) произведение в контекст исторического времени, литературного процесса, судьбы поэта.
Памятка:
1. Фактам биографии автора следует уделить внимание при условии, если они просматриваются в тексте произведения, (есть посвящение, имена, географические названия, даты). Чем более отвлеченно содержание стихотворения, тем менее уместно обращение к биографии автора. (Есенин «Собаке Качалова» или «Песнь о собаке»).
2. Творческая история произведения нужна, если этот материал углубляет, расширяет восприятие произведения и органично вводится в сочинение (Лермонтов «Тучи» или «Утес»).
3. О мировоззрении писателя, его гражданской позиции следует говорить в той мере, в которой это необходимо для понимания произведения (Вознесенский «Есть русская интеллигенция» или «Ты меня на рассвете разбудишь»).
Философский контекст: тема и проблема приобретают общезначимый, общечеловеческий характер (А. Дементьев «Не смейте забывать учителей»).
Примеры из книги «Учимся писать отзыв» (вступление: М. Цветаева «Попытка ревности» стр. 185-186; Ахматова «Творчество» стр. 214;
Практикум: написать вступление к стихотворению Риммы Казаковой «Пока ребенку нужен твой совет».
2.4. Смысл названия.
Назвать стихотворение означает дать имя ребенку.
Примеры: Цветаева «Попытка ревности», Бунин «Вечер», Пастернак «Единственные дни».
Тематика, проблематика, смысловые мотивы.
Раскрыть авторский замысел. Н. М. Шанский: «Без верного, однозначного, адекватно-непротиворечивого понимания литературного текста не может быть никакой речи ни о его анализе, ни о его филологической оценке как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием».
Художественный мир– это территория непрерывного смысла (зона неслучайности любой детали).
И все-таки одним расчетом не обойтись: не менее важны при написании отзыва интуиция. Образное мышление, память. Богатое воображение.
Начать с задания: Определить тему, проблему стихотворения Алексея Кольцова «Ответ на вопрос о моей жизни»
Рекомендации:
1. Следует избегать прямолинейной трактовки художественной идеи (главной поэтической мысли), а рассматривать её движение через построение стихотворения, художественные образы, детали и другие элементы формы.
2. Не следует пересказывать стихотворение, воспроизводя его содержание.
3. Один из приемов анализа текста – выстраивание ассоциативных рядов, связанных с образами и мотивами стихотворения.
Лирические темы и мотивы. У эмоционального настроения или размышления есть какой-то повод или источник, обозначенный явно или таящийся в сознании поэта. Все эти факты и мысли принято называть лирическими мотивами. Лирическое содержание – это сплав мотивов с порожденным ими эмоциональным раздумьем, размышлением, настроением:
Факт, воспоминание, мысль > | Лирическая тема, или мотив > | Раздумье, размышление, настроение > | Изобразительно-выразительное средство > |
Образ – потенциально каждое существительное; мотив – потенциально каждый глагол:
Конь сломал ногу – Христос исцелил коня.
Конь – образ; сломал ногу – мотив; Христос исцелил – сюжет.
Практикум. Стихотворение И. Анненского «Весенний романс».