Цель семинара – выяснить в чем состоит сущность и смысл познания.
Учебная литература.
1. Лавриненко
2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. М., 2006. Стр. 256-286.
3.
Ключевые понятия: гносеология, познание, эмпирический уровень, рациональный уровень познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм, классическая концепция истины, истина, абсолютная истина, относительная истина, наука, теория, гипотеза, научная проблема, эксперимент, наблюдение.
Проблема познания является одной из важнейших философских проблем, наряду с такими проблемами, как сущность бытия, человека и общества.
Гносеология (теория познания, эпистемология – теория научного знания) — это раздел философии (и отрасль философского знания), в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности.
Теория познания изучает:
• возможность и структуру познания (формы, ступени, уровни), объективно детерминированную структурой познаваемой реальности;
• структуру соотношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение);
• характер мысленных отражений с точки зрения их детерминации, проверяемости и ценностной определенности.
Цель познания — знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание - средство преобразования действительности и это система. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.
Уровни познавательной деятельности: чувственный и рациональный. Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что любое познание есть единство двух противоположных моментов, сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.
Характеристику процесса познания следует начать с чувственной ступени, потому что она:
• исторически начальная ступень;
• начальная в том смысле, что без чувственности первоначального контакта с миром не возникает.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств.
Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира.
В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: гносеологический оптимизм,скептицизм и агностицизм.
· Если оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний омире,
· то представители агностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Мир принципиально не познаваем – такова установка агностицизма. Явления не совпадают с сущностью.
· Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об это мире носят достоверный характер.