Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Школа человеческих отношений

 

Становление социологии управления нельзя рассматривать в отрыве от эмпирической социологии, появившейся в 1920-х гг. Это – область социологии, ориентированная на получение фактуальной, конкретной информации в результате проведения специальных эмпирических исследований. Эмпирические исследования проводились и раньше, но они были единичны, часто носили узкий утилитарный характер. Родиной эмпирической социологии считается США, и это не случайно. Именно в этой стране в начале ХХ в. имели место бурная индустриализация, мощная концентрация капитала, массовая миграция, стремительная урбанизация, увеличивающаяся дифференциация населения и т.п., что повлекло за собой появление большого количества проблем, требующих управленческих решений на самых разных уровнях. Это был своеобразный «питательный бульон» для эмпирической социологии и одновременно для социологии управления.

Видную роль в изучении многих конкретных проблем в развитии эмпирических исследований сыграли представители Чикагской социологической школы под руководством Р. Парка и Э. Берджесса. Их волновали вопросы урбанизации, социального неравенства различных слоев населения, усиливающихся контрастов между богатством и бедностью, различных форм девиантного и делинквентного поведения и др.

В рамках исследовательская программы «Город как социальная лаборатория» они провели научные изыскания в Чикаго, создав серию социальных карт Чикаго – досуговых мест (танцплощадок, кинотеатров, театров и др.), мест наиболее активной подростковой преступности, мест расположения тех или иных этнических общин (итальянцев, немцев, негров, мулатов, китайцев и т.д.). Чикаго был поделен на 75 районов, изучение каждого шло по двум основным направлениям:

1) определение пространственного образа района, размещения общин (в Чикаго проживали многочисленные выходцы из Ирландии, Италии, Германии, Китая, Японии, Мексики, скандинавских государств, а также евреи, негры, мулаты, метисы из африканских и латиноамериканских стран и др.), инфраструктуры, мест отдыха и т.д.;

2) изучение обычаев, стереотипов, образа жизни, культурного облика общин.

Исследовательская программа «Город как социальная лаборатория», позволила определить и представить в научном, систематизированном виде оптимальную модель функционирования Чикаго. Она стала теоретической и эмпирической основой для многих важных управленческих решений, принимавшихся ответственными городскими чиновниками, т.е. для эффективного управления социальной жизнью города.

Социологи-эмпирики изучали самые различные сферы социальной жизни: коллективное поведение, социальные и межличностные отношения в городах, на промышленных предприятиях. Анализу подвергались образование, культура, досуг. Для таких исследований использовались методы изучения документов, различные виды опроса. Едва ли не впервые был применен метод кейс-стади, направленный на всестороннее описание и объяснение отдельного социального факта (случая). Иногда этот метод называют монографическим.

Значение Чикагской школы состоит в том, что она ориентировала науку, а через нее – общество в целом на социально-политические реформы, эффективность которых опиралась на разработанные учеными социальные технологии. Исследования социологов были направлены не на создание общей, систематической теории, а на выявление и анализ того круга проблем, которыми жили люди, которые их волновали и которые нужно было решать регулярно. Этим самым был обеспечен поворот социологии к конкретным проблемам социального управления и реализован интерес управленческих структур в сотрудничестве с социологами, поставлявшими им очень важную социальную информацию.

Это был первый опыт использования социологического знания в управлении иных социальных структур, кроме промышленных предприятий. Развитие социологии управления в 1930-1940-х гг. продолжалось в русле исследований социальных процессов и отношений на производстве. Тем не менее, именно тогда был получен важный результат об изменении характера управленческой деятельности: она все больше и больше требовала не просто исполнительности и дисциплинированности, а полного использования знаний и способностей человека. Ученые все чаще объясняют поведение работника важностью не только «рациональных», т.е. материальных, потребностей, но и потребностей «иррациональных», т.е. стремлений к признанию, коллективизму и т.п. Они приходят к пониманию, что через стандартные правила и процедуры невозможно обеспечить стандартное поведение работников. Менеджмент имеет дело не просто с квалификацией, опытом или способностями человека, а с личностью.

Эти идеи вскоре получили новый стимул в результате нашумевших Хоторнских экспериментов, из которых и возникла школа «человеческих отношений». Одно из ее важнейших положений – концепция «партисипативной системы» управления (менеджмента участия), которая приходит на смену классическому направлению «авторитарной системы» контроля и руководства.

Родоначальником направления считается известный американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880-1949). Суть его концепции в том, что сама работа, производственный процесс имеют для рабочего меньшее значение, чем его социальное положение в организации. Сравнивая организацию с социальной системой, в рамках которой взаимодействуют отдельные личности, формальные и неформальные группы, он считал удовлетворения социальных потребностей человека ее важнейшей функцией. Отсюда он делает вывод о том, что все проблемы производства и управления должны рассматриваться с позиций человеческих отношений. Эти выводы были сформулированы на основе обобщенных материалов, полученных в результате социального эксперимента на одном из предприятий электротехнической компании «Вестерн Электрик» (близ Чикаго) в период с 1927 по1932 г.

Именно выявление особой роли неформальных (человеческих) отношений на производстве стало одним из главных выводов, сделанных на основании эксперимента, и дало название научной школе. Социологи доказали, что основным условием, влияющим на эффективность производственного процесса и рост производительности труда является фактор человеческих отношений, основанных на стремлении членов производственного коллектива понимать друг друга, ощущать себя включенными в него и при этом чувствовать себя свободными. Это желание человека быть включенным в определенную социальную общность Мэйо назвал чувством социабельности и сделал отсюда еще один вывод: в управлении формальными группами (бригадами) необходимо стремиться к созданию «социабильных» образований, т.е. неформальных отношений, благодаря которым работники будут чувствовать свою причастность к важным решениям, ощущать собственную необходимость.

Тем самым, Хоторнский эксперимент показал большие практические возможности социологии влиять на эффективность многих управленческих решений и способствовал активному внедрению социологии в деятельность промышленных компаний.

В русле развития доктрины «человеческих отношений» было разработано несколько разных концепций и концепция М. Фоллет – одна из них. О Мэри Паркер Фоллетт(1868-1933) известно очень немного и не только в нашей стране. Многие американские исследователи справедливо считают ее незаслуженно забытой, а ее вклад в науку упрощенным.

Фоллетт развила ряд идей и принципов относительно групповых основ демократии и образованию социальных связей, составивших основу ее концепция «интеграции». Особое внимание она уделяет проблеме «власти» и «авторитета», не пытаясь разграничить эти понятия. Фоллетт выдвигает идею совместной власти вместо доминирующей власти, подчеркивая, что не разделение и делегирование власти, а интегрирование деятельности всех звеньев организации обеспечивает максимальную эффективность. Она рассматривает власть как функцию управления, и с этой точки зрения делегирование власти противоречит самому понятию управления. Поэтому распределение ответственности и подчинения возможно лишь путем интегрирования власти всех подразделений организации в единую, непрерывно и гармонично функционирующую систему. В рамках концепции Фоллетт существует взаимосвязанное поведение – «власть вместе с кем-либо» вместо «власти против кого-либо». Реализация власти для достижения поставленной цели должна осуществляться совместно всем персоналом данной организации и быть кооперативной, а не принудительной по своему характеру. Идея «власти с кем-либо» может быть воплощена в форме взаимосвязанного поведения – процесса, в котором один менеджер может оказывать влияние на других менеджеров, тогда как они, в свою очередь, определенным образом воздействуют на него. Фоллетт также утверждает, что для эффективной деятельности организации недостаточно простого повиновения со стороны подчиненных, равно как и согласия управляющих, а необходимо «участие на всех уровнях», «интеграция», а также чтобы люди работали «друг с другом», а не находились «один под другим».

Одной из первых в западной теории организации Фоллетт выдвигает идею «участия рабочих в управлении». Фоллетт убеждена, что рабочие неизбежно принимают участие в управлении, когда они по собственному желанию решают, как выполнять приказы.

Исследования в русле развития доктрины «человеческих отношений» продолжались и в 1940-60-е гг. были созданы теории мотивации. Это концепция мотивации А. Маслоу, смысл которой в том, что в процессе управленческого воздействия необходимо учитывать потребности человека, и концепция человеческих ресурсов или теории Х и У Д. Мак-Грегора, как условия, влияющие на эффективность труда человека. Вы их хорошо знаете, они являются частью курса «Управление организацией».

Но Хоторнский эксперимент дал начало ряду и других направлений, одним из которых стало направление, представленное трудами Ф. Ротлисбергера, заложившими основы учения о коммуникациях. Оно основывалось на открытом в Хоторне социологическом подходе к поведению рабочих, т.е. учете социальной структуры предприятия, социальных процессов в производственных коллективах. Его основополагающим тезисом стало представление о предприятии как о социальной, а не только технико-организационной системе, успех которой зависит от согласованных функций ее формальной и неформальной структур. Проводя эксперимент, Ротлисбергер выявил факторы, влияющие на характер установок поведения рабочего на производстве. Среди них психологическое влияние неформальной группы и фигура «просвещенного менеджера», который должен облегчать адаптацию рабочего к производственной обстановке.

Важным условием адаптации Ротлисбергер считал совершенствование системы внутризаводских коммуникаций. Сама же коммуникация выступала необходимым условием взаимопонимания и сотрудничества между рабочими и администрацией предприятия. Она должна обеспечивать беспрепятственное сообщение между потоками информации в формальной и неформальной структурах предприятия, ориентируя рабочих на достижение общих целей и облегчая их «приспособление к изменениям, осуществляемым не по их инициативе». Своевременная конкретная информация о настроениях рабочих позволяла «умному» менеджменту так строить повседневные отношения с персоналом, чтобы в них учитывалось стремление рабочего к признанию своей ценности как личности, чтобы можно было предупреждать конфликты, многие из которых, по убеждению Ротлисбергера, проистекали из близорукости или инертности руководителей.

Ротлисбергер отмечал: Рабочий, которому хочется послать своего начальника к черту, мне представляется серьезно и несправедливо обиженным. У него нарушили чувство его социальной целостности. Поэтому все формы понимания: манера обращения, вежливость, приветливость, участие, справедливость, терпение и т.д. - в повседневном руководстве, при распределении работы, продвижении, урегулировании жалоб должны наполниться «глубоким социальным смыслом». Задача «умного» руководителя, в постоянном сбалансировании того, что ждет рабочий от своей работы (в соответствии со своим опытом, возрастом, стажем, моралью), с тем, чего требует от него работа (т. е. компания).

Центральное место в разработке приемов получения неформальной информации занимает у Ротлисбергера интервьюирование рабочих. После хоторнского эксперимента эта форма работы психолога внутри производственного предприятия пропагандировалась как новая и «революционная» идея, как найденное адекватное средство для изучения человеческих проблем.

Эксперимент Ротлисбергер подтвердил, что тип формальной коммуникации в производственном процессе влияет на характер сплоченности группы, так как элементы такой коммуникации (территориальная близость, зависимость от результатов работы других членов группы, необходимость контактов в труде) используются для неформального общения. Наблюдаемые группы возникали, как правило, изнутри системы производственного общения, на его основе. И наоборот, их сплоченность затруднялась при неблагоприятных технико-организационных условиях (территориальная разобщенность, шумы и другие помехи контактирования, разъединение в производственных заданиях).

Эксперимент позволил Ротлисбергеру сделать еще один важный вывод о необходимости учета культурного фактора социальной среды: традиций, привычек, норм и т.п., которые обладают большей стойкостью и изменяются медленнее, чем материально-технические и социальные стороны общественной жизни. Ротлисбергер отмечал, что общество должно освободить человека от эгоцентризма и научить его социальному поведению, без этого оно не может существовать. Общий кодекс обычаев, традиций делает социальное поведение и сотрудничество «предсказуемым» и «контролируемым». Взгляды Ротлисбергера того периода (1940-е годы) отражают его понимание взаимосвязи управленческой деятельности и социальных ценностей, которое он изложил в своей книге «Менеджмент и мораль».

В целом, исследователи человеческих отношений внесли много поправок в прежние концепции менеджмента. Среди них внимание к социальным, групповым потребностям человека; призыв к «менеджменту участия» и признание неформальной стороны организации, роли умонастроений рабочих и неформальных отношений.

При сопоставлении концепции тэйлоризма и «человеческих отношений» становится очевидным, что каждая из них делает упор на различные аспекты процесса управления людьми: организационно-технический и социально-экономический. Оба эти аспекта присутствуют в любом акте управленческой деятельности. То обстоятельство, что Тэйлор делал больший упор на организационно-технические отношения управления, а Мэйо – на гармонизацию отношений между рабочими и капиталистами, не означает, что «человеческие отношения» являются отрицанием основополагающих принципов научного менеджмента.

Как и Тейлор, сторонники школы человеческих отношений стремились рационализовать процесс управления с целью повышения эффективности работников. Однако смысл их подходов был разный. Тейлор придерживался мнения о том, что общество состоит из толпы неорганизованных индивидов, и каждый индивид в меру своих способностей стремится к достижению своих целей, поэтому лучший способ заставить работников работать – предложить им больше денег.

Сторонники школы человеческих отношений не признавали главенствующей роли денег, а вместо этого подчеркивали значение социального статуса рабочего.

Другими словами, «экономический человек» Тейлора уступил дорогу «социальному человеку», хотя конечная цель - рационализация функций управления осталась прежней.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вклад в развитие социологии управления М. Вебера | Вклад Т. Парсонса в развитие социологии управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 290 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2210 - | 2135 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.