Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Возникновение научных основ управления

Говоря о непосредственных предпосылках появления социологических идей и теорий социального управления, следует упомянуть социально-экономические факторы, повлиявшие на их возникновение. Одним из таких факторов стало развитие капитализма в первой трети 19 в., которое акцентировало внимание не только на проблемах взаимодействия общества и человека, но и на проблемах управления этим процессом.

В странах капитализма, прежде всего в Англии и Франции, с одной стороны, наблюдался значительный социально-экономический и политический прогресс (появление машинного производства), с другой – усугублялась эксплуатация, характерным было тяжелое положение рабочих, крайне неблагоприятные условия на производстве, стали появляться кризисы. В ответ появились новые формы классового противоборства. Как реакция на данные процессы, в социальной мысли возникают новые теории.

Идея социального управления рассматривалась не только на теоретическом, но и эмпирическом уровне. Первые эмпирические исследования появились в 17-18 вв. для получения информации о населении и материальных ресурсах для более эффективного социального управления. Проводились переписи населения (самая первая во Франции в 1697 г.), собирались данные о рождаемости, смертности, росте народонаселения, его благосостоянии, богатстве и бедности и т.д.

Большую роль в развитии идей социального управления сыграло появление социальной статистики (А. Кетле) и моральной статистики. Социальная статистика на основесобранных данных выявляла закономерности, проявляющиеся в соотношениях показателей определенных групп общественных явлений. Моральная статистика обобщала данные о моральном и интеллектуальном состоянии различных слоев населения, а также условиях их жизни и труда. Обе имели значение для выявления предмета управления социальными процессами.

В 19 в. благодаря идеям европейских философов и политиков эпохи Возрождения и эпохи Просвещения в теории социального управления оформились либеральная, консервативная и социалистическая идеологии.

Либерализм возник в Англии. Его сторонники признавали необходимость совершенствования общественной жизни, ее обновления в соответствии с требованиями времени. Но они отвергали революцию, считая, что решение общественных проблем можно успешнее осуществлять путем умелого управления общественной жизнью. Основной смысл управления заключается в том, чтобы государство обеспечивало гражданам как можно более полную свободу, ограничивая ее посредством законов лишь теми пределами, за которыми действия одного будут приводить к нарушению свободы других людей. Прежде всего, такая свобода должна быть предоставлена в экономической сфере. Государство не должно вмешиваться в экономику, предоставив все частной инициативе. При создании таких условий граждане, действуя в соответствии со своими интересами, найдут правильную линию поведения, которая может обеспечить им жизненное благополучие. А на основе роста благополучия индивидов будет расти и благополучие всего общества.

Обновление общественной жизни в соответствии с требованиями времени и свободы личности как задачи социального управления – несомненная заслуга либеральной идеологии. Но есть и недостатки:

- переоценка возможностей индивида в решении жизненных проблем;

- недооценка значимости социального управления в обеспечении общественного благополучия, особенно аспектов социальной защиты и поддержки нуждающихся в том членов общества;

- недооценка значимости традиционных ценностей народа.

Консерватизм стал оппонирующим либерализму идейным течением. Его суть в том, что он отстаивал неизменность сложившихся общественных порядков, сохранение традиций и ценностей и т.п. Эти положения верны для нормального функционирования общества. Применительно к социальному управлению это означает ориентацию на поддержание стабильности общественных систем, учет в управленческой деятельности особенностей национальной психологии, национальных традиций и т.д. Но если они абсолютизированы, то порождают негативные следствия. В частности, они

- препятствуют любым переменам, в том числе используя для этой цели социльно-управленческие воздействия;

- сохраняют все отжившее, мешающее нормальному функционированию и развитию общественных систем;

- игнорируют позитивный опыт, достигнутый в области социального управления в других странах и др.

Все это ограничивает возможности использования идей консерватизма в выработке эффективной теории и практики социального управления.

Широкое развитие в 19 в. получила социалистическая идеология. Утописты А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, конструируя социализм и коммунизм как идеальные общества будущего, в основу их управления положили принципы справедливости, равенства, реализации разумных потребностей всех групп населения. Именно они впервые сформулировали идеи общественного самоуправления как наиболее рационального типа социального управления в условиях нового общественного строя.

В середине 19 века сильное влияние приобрели радикальные варианты социализма, связывающие реализацию своих идеалов с осуществлением насильственной революции. Самым влиятельным течением стал марксизм.

Его основоположники К. Маркс и Ф. Энгельс обосновывали необходимость управления для нормального функционирования общества на любом уровне его организации. Но реальную организацию управления – как оно осуществлялось в истории и в современной им жизни, они оценили негативно. Они рассматривали управление частнокапиталистическим производством как один из аспектов системы эксплуатации труда капиталом. Потому обосновывали не подходы к совершенствованию этого управления, а ликвидацию всей системы и построение новой экономики, основанной на общественной собственности и управлении по единому плану, что должно обеспечить успешное, бескризисное развитие общественного производства. Государство рассматривалось Марксом и Энгельсом лишь как орудие господствующего класса для подавления угнетенных.

Несмотря на то, что история доказала несостоятельность некоторых положений марксизма, в его работах, прежде всего в «Капитале», содержались универсальные идеи управления. Они обращены к проблеме связи управления и труда. Маркс исходит из того, что всякий труд, осуществляемый в крупном масштабе, нуждается в управлении. Он рассматривал социальное управление как особый вид деятельности людей, вне которой регулирование социальных процессов становится невозможным. Отсюда следует: социальное управление требует специальной группы работников – управляющих, которые существуют вследствие объективной необходимости выполнения соответствующего (управленческого) труда.

Для развития теории и практики социального управления особое значение имели две идеи, которые разрабатывались основоположниками социологии. Первая идея о социальной солидарности. Ее смысл заключается в том, что, хотя в обществе, особенно развитом, существует социальная дифференциация, различия в положении и интересах образующих его социальных групп, все они выполняют необходимые для общества функции, находятся в состоянии взаимозависимости и потому должны устанавливать между собой отношения солидарного взаимодействия.

Эта идея показана в формуле основоположника социологии О. Конта «порядок и прогресс». Она содержала его видение управления обществом в условиях капитализма. Целью социального управления является «согласование порядка и прогресса». Прогрессивное развитие общества можно и нужно обеспечивать не через «великие потрясения», революции, а в рамках сохранения утвердившегося социального порядка при его совершенствовании. Для этого требуется умелое, эффективное управление общественными процессами, которое должно учитывать интересы разных социальных групп и способствовать их гармонизации, что ведет к укреплению социальной солидарности и общественного порядка.

Вторая идея была о соблюдение моральных принципов, на основе которых должно осуществляться социальное управление. Так как преобразование общества должно осуществляться путем нравственного и духовного обновления каждого его члена, государству следует стремиться к реализации именно данной задачи. Особое внимание в этой связи уделялось делу образования и воспитания пролетариата, которое государство просто обязано взять на себя.

Классики мировой социологии послеконтовского периода Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм и др. уделяли немало внимания проблематике социального управления. Наследие данных и других мыслителей прошлого, которые обосновывали социалистические, либеральные и другие концепции управлении общественными процессами, послужили теоретико-методологической основой научных подходов к социальному управлению как в масштабах общества в целом, так и на уровне регионов, муниципальных образований и отдельных организаций.

 

Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала ХХ вв.

  1. Научный менеджмент Ф. Тейлора
  2. Вклад Ф. Гилберта и Г. Эмерсона в развитие социологии управления
  3. Теория администрирования А. Файоля
  4. Вклад М. Вебера в развитие социологии управления
  5. Школа человеческих отношений

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Досоциологический этап развития управления | Научный менеджмент Ф. Тейлора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 229 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2280 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.