Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жанрово-тематический состав публицистики военных лет




ПРАГА.

Здесь проживало около 30 тысяч россиян; в разное время до Второй мировой войны издавалось 20 журналов и 18 русских газет, наиболее известный из которых – еженедельник «Воля России».

г. «Воля России» (1920-1932) – г., с 1922 – еженед., ссент. 1922 – ежемес. ж. «политики и культуры», основ. эсерами => левоэсеровск. изд. М.Слоним – лит. отдел: полемика с парижск. авторами, интерес к сов. литературе. Редакция, где наиболее важную роль играл литературный критик публицист и историк Марк Львович Слоним (1894–1976), сумела создать такой тип периодического издания, которое вписалось в систему журналистики русского зарубежья и нашло в ней свое особое место. «Воля России» имела самостоятельное политическое направление. Оно было противоречивым и сложным, но в своем роде уникальным. Редакция дистанцировалась от сугубо правых, монархистов, тех, кто воспринимал большевиков как «исчадие ада». Она резко полемизировала не только с республиканско-демократическими изданиями, например с «Последними новостями», но и с правыми социалистами. Редакция декларировала несогласие и с тактикой «Современных записок», считая неприемлемым союз с религиозным социализмом (Ф.А. Степун, Н.А. Бердяев и др.). Общим с остальной эмигрантской периодикой был антибольшевизм «Воли России».

В целом в программе журнала учитывалась сложившаяся реальная ситуация, отсутствовали иллюзии по поводу возможностей белого движения, свержения советской власти: «Мы последовательно и неуклонно защищаем демократический социализм против большевистской диктатуры и коммунистических искажений, – подчеркивала редакция. – Но мы не хотим заниматься одной лишь критикой большевистского режима и стараемся стать “лицом к России”, т.е. изучать процессы, протекающие за фасадом большевистской системы». Марк Слоним замечал: «К счастью, эмигрантская литература лишь ветвь на общем стволе. Она жива постольку, поскольку жив ствол. Она питается его соками. Она расцветает, если обмен этот жив и полон, и засыхает, едва он прекращается» «Воля России» собрала вокруг себя основную литературную молодежь русского зарубежья, которая чаще всего не могла найти себе места в других изданиях. Редакция поддерживала связь с литературными кружками «Далиборка» и «Скит поэтов» (Прага). В 1925 г. она представила аудитории содружество «Скит поэтов» и поместила в журнале подборку его стихов.

Харбин.

город основан в 1898 г. в связи с постройкой Китайско-Восточной ж.д. (КВЖД). Беженцы – с 1918 г., осн. поток – после занятия 22.X.1922 Владивостока. => русские суд, почта, полиия, городск. самоуправление,

1920 – 18 период. изд.; 1921 – 14 изд.; 1922 – 22 изд.

г. «Заря» (1920-1943, 5270 №№) – ежедн. г. Гл. ред. и владелец Мечислав Лембич (с 1925 – Г.Н.Шипков) + изд. «Заря» («Наша заря» в Тяньцзине, «Шанхайская заря») => ежедн. новости, хроника событий, уголовн. хроника + перепечатки из европ. и америк. изд. + своя сеть корреспондентов (Пекин, Берлин, Париж)

г. «Русское слово» (1926-1935, №№ 2894) – ред.-изд. А.И.Коробов, с 1932 – А.М.Дмитриев, «Новости жизни» (Харбин, 1920-1927), «Сибирская жизнь: ежедневная экономическая, общественная, литературная, политическая газета» (1920); «Маньчурия: ежедневная внепартийная демократическая газета» (1920); ж. «Рубеж» (1927-1945 – еженед. лит.-худ. иллюстр. ж.)

группа «Чураевка» (А-й Ачаир, Н.Щеголев, Л.Андерсен, В.Перелешин, Л.Хаиндрова, и др.) => г. «Молодая Чураевка: газета для юношества» (1932 – лит. прилож. к г. “ Harbin daily news ”) => «Чураевка: Литературная газета кружка искусств, науки и литературы» (1932-1934)

 

США.

газ. «Русский голос» (Нью-Йорк; И.К.Окунцов, затем его место занял Д.З.Крынкин) – «самая большая в Соединенных Штатах и Канаде русская ежедневная газета». Газета не только подробнейшим образом информировала чита­телей о происходящем на их исторической родине, но и зачастую давала перепечатки из советских изданий; среди авторов публикаций - имена А.Луначарского, Н.Крупской, Н.Бухарина и т.п. Авторы издания нередко вступали в полемику с противниками большевизма, а мнения своих оппо­нентов обязательно сопровождали критическим комментарием. => Еще в начале 30х гг. газета не запрещалась для распространения в СССР; редакция даже презентовала своих эмигрант­ских читателей, оформлявших подписку на газету их родственникам, живу­щим в России.

 

Профессиональные объединения:

«Союз русских журналистов и литераторов в Германии» (Берлин) – орг. 9.09.1920 под предс. И.В.Гессена (в разн. время возглавляли А.А.Яблоновский, Ю.Айхенвальд, В.М.Зензинов, С.п.Мельгунов, В.Е.Татаринов, А.А.Боголепов и др.). Осн. цели: «а) объединение работников русской печати; б) охрана их професс. интересов; в) мат. помощь нуждающимся членам Союза».

+ ходатайство перед герм. прав-вом о въезде в страну эмигрантам, напр. А.Ремизову.

В Германии – не было закона об охране авт. прав => меры по защите авт. прав русск. литераторов

+ платн. благотворит. вечера + вечера воспоминаний (с 1926 г.)

+ лекционная деятельность

+ укрепл. связей с Сов. Россией

+ балы прессы с участием писателей-сатириков (С.Черный, Лоло, Тэффи, Дон-Аминадо и др.), продажей подписанных авторами книг

+ благотвор. «Литературные субботники» в пользу СРЖиЛ (9.08.24 – «Живая газета» с участ. А.А.Яблоновского, Н.М.Волковыского, Жака Нуара и др.

+ литературные суды: 13.07.26 – суд над героем «Крейцеровой сонаты» Позднышевым (в роли Позднышева – В.Набоков).

Внеполитический характер! => не всегда удавалось => осужд. Р.Гуля, Б.Россова, А.Вольского, А.Н.Толстого, сотрудн. с «Накануне».

Действовал предполож. до 1933 года.

«Союз русских писателей и журналистов в Париже» (1920-1940) – с дек. 1922 – «Союз русских литераторов и журналистов». Первый предс. – И.А.Бунин, с 1921 – П.Н.Милюков (в правлении – И.Бунин, А.Толстой, А.Яблоновский, К.Бальмонт, А.Куприн, М.Слоним, С.Эфрон, Б.Зайцев, И.Шмелев, М.Алданов, Дон-Аминадо, Тэффи, С.Черный и др). => пр. вс. благотворит. деятельность: платн. лит.-музык. концерты.

С 24.III.1923 – Клуб СРПиЖ «Очаг друзей русской культуры» (дир. П.Н.Миронов) => балы прессы, костюмированные, весенние, новогодние, в честь Нобел. премии И.А.Бунину и др.; театр. постановки силами членов Союза, проведение Пушкинских праздников; вечера памяти; встречи с сов. писателями и артистами.

9.V.1922 – постановление Правления Союза: «Принимая во внимание, что основным началом Союза как проф. организации деятелей печати является начало свободы печати и что членами Союза не м.б. лица, участвующие в органах печати, защищающих власть, отрицающую свободу печати, считает гр. А.Н.Толстого, А.Ветлугина и И.М.Василевского выбывшими из числа членов Союза».

«Союз русских писателей и журналистов в Польше» (Варшава, 1930-1939) – предс. ген. П.Н.Симанский, затем А.М.Хирьяков. Общая численность – не > 30-40 чел. => лит. вечера и конкурсы, «устные газеты», юбилейные и памятные собрания, благотворит. спектакли.

«Союз русских писателей и журналистов в Чехословакии» (Прага, 1922-1941) – «первый» Союз – с апр. 1921: предс. З.Г.Ашкинази (в «первый» Союз не вошли журналисты «Воли России»), затем С.Маковский => с 1922 – объедияются «левая» и «правая» фракции – единый Союз с 2 фракциями и «дикими» (нейтральными) членами. Предс. П.Сорокин (1922-1923), С.Завадский (1923-1924), затем В.Булгаков (1925-27), Н.И.Могилянский и др.

Членские взносы + платн. вечера + прибыль от изданий, пожертвований и % от капитала. Всего через Союз прошло ок. 300 чел., в средн. – 160-170 членов одноврем.

Деятельность: 1) работа по сохранению и пропаганде русск. кульутрного и лит. наследияи изуч. соврем. литературы; 2) участие в соврем. лит. процессе; 3) международн. сотрудничество с др. аналогичн. орг-ми.

«Союз русских писателей и журналистов в Югославии» (Белград, 1925-1937) – обр. 1.X.1925 в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (С 1929 – Югославия). Предс. – А.И.Ксюнин (бывш. сотр. г. «Новое время») => проводит вечера, лит. конкурсы, изд. книги писателей-эмигрантов => стал инициатором проведения Первого съезда русск. заруб. писателей и журналистов. Печ. орган – ж. «Призыв» (Белград, 1926, № 1-5)

Первый заруб. съезд русских писателей и журналистов – открылся 25.IX. – 1.X.1928 в Белграде при поддержке короля Александра и городск. самоуправления Белграда в актовом зале университета: участники – члены 5 проф. союзов, всего – ок. 600 делегатов; парижская делегация – самая крупная. Президиум во главе с В.И.Немировичем-Данченко. Открыл А.А.Яблоновский: «Мы все знаем, все чувствуем, что за нашей спиной стоит тень великой России и что мы д. отвечать перед ней не т. за наше слово, но и за наше молчание. <…> Россия распалась на две половины. Одна половина молчит, а другая еще говорит. Это нам, русским эмигрантам, выпала страшная задача – говорить за Россию и требовать прав для нашей обездоленной Родины. Это нам судьба указала сохранить в чистоте великие традиции русской литературы и честные заветы свободного русского слова».

Центр. вопрос – создание Объединения все существующих заруб. организаций русских писателей и журналистов, кот. бы входило в международную федерацию журналистов, + созд. Зарубежного литературного фонда.

С.П.Мельгунов «О газетной этике» - о недопустимости оскорбит. полемич. приемов => предложил создать суды чести и третейские суды как органы защиты журнальной этики => резолюция Съезда: «Признать. что защита профессиональной чести и добрых нравов входит в задачу проф. организаций. Предложить центральным органам Союза изыскать способы охраны профессиональной чести».

С.И.Варшавский «О состоянии печати в советской России» => резолюция: «Учитывая подцензурное положение печати в советской России, Съезд считает долгом русской заруб. печати систематическое осведомление заграничной печати об истинном положении вещей в России и противодействие распространению ложных о ней сведений. Съезд признает насущную необходимость проникновения свободного печатного слова в пределы России»

=> создание Зарубежного Союза русских писателей и журналистов, сост. из местн. Союзов. Предс. – А.А.Яблоновский.


Журналистика русского зарубежья в 30-е гг.

С 20-х гг. продолжают выход:

«Последние новости» (П.Милюков, Париж): 1929 г. – 70-летие П.Милюкова. Печ. рассказы и очерки И.Бунина, А.Толстого, Н.А.Тэффи

«Руль» (И.В.Гессен, Берлин) – особ. внимание репрессиям: сент.-окт. 1931 г. – записки бывш. чекиста И.Киселева. Рубрика «Лагеря смерти»: мат-л: «Общие сведения», «Путь и первый день в СЛОНе», «Общие условия жизни», «В Соловках», «Соловки в чекистском изображении». 13.X1931 – очерк о поездке на Соловки А.М.Горького

«Революционная Россия» (В.М.Чернов, Берлин, Прага)

ж. «Путь» (Н.Бердяев) – в 1935 г. – 10 лет: печат. С.Н.Булгаков, В.Н.Ильин, Н.О.Лосский, Г.П.Федотов, С.Л.Франк – журнал философов, теологов, политологов, социологов, филологов.

«Новый град» - религ.-филос. ж. (Г.П.Федотов, И.И.Бунаков-Фондаминский, Ф.А.Степун)

«Православная мысль» (Париж, изд. Богословского института св. Сергия)

«Вестник РСХД» - (Париж, Русское студенческое христианское движение)

«Рубеж» (М.Рокотов, Харбин, Шанхай)

Новые издания:

газ. «Новая заря» (П.П.Васильев, Г.т.Сухов, Сан-Франциско)

«Наша газета» (И.Л.Солоневич, Берлин)

«Шанхайская заря» (А.Б.Суворин)

ж. «Воля России» 1925. № 9/10 – В.А. «Что читает эмиграция»: Л.Толстой (2771); Дост. (2698); Горький (1520); А.Толстой (1292), Д.Лондон (1150); П.Краснов (1137); Д.Мережк. (1051), Р.Роллан (950); Чехов (934); Амфитеатров (897); И.Эренбург, Куприн, Золя, Тургенев, Мопассан, Келлерман, Уэллс, А.Белый, Ремизов, Гамсун.

«Бюллетень оппозиции(большевиков-ленинцев)» (Л.Б.Троцкий, Константинополь, Париж, Берлин, Париж, Нью-Йорк) с февраль 1929 по август 1941 - 87 номеров (последние 4 номера – после смерти Троцкого в 1939 – изд. троцкистск. организаций: Троцкистск. группы – более чем в 40 странах), тир. 1000 экз., нередко единств. автор – сам Троцкий. Борьба за ленинское наследие, созд. IV Интернационала, борьба со Сталиным («Сталин как теоретик», «Сталин и Коминтерн», «Сталин снова свидетельствует против Сталина», «Заявления и откровения Сталина», «Гитлер и Сталин», «Сталинские репрессии в СССР» и др. – фрагменты незаверш. книги «Сталин»). Рубрика «Революц. новости из СССР». Недаром И.В. Сталин был постоянным и внимательным читателем этого издания, а порой, поскольку в редакции был сталинский соглядатай, знакомился с будущими публикациями раньше всех

газ. «Молва» (5 апр.1932 - 31янв.1934гг., Варшава, ежедневная политическая и ли­тературная газета). 5 апреля 1932 года прекратившая свое издание газета "За Свободу!" была преобразована в ежедневную иллюстрированную газету "Молва", крес­ло главного редактора в которой занял один из членов ее редакции, быв­ший "мирискуссник", а после революции - соратник Б.Савинкова по конт­рреволюционной борьбе, руководитель Варшавского отделения нелегального "Народного союза защиты родины и свободы" (1921-1924гг.) Д.В.Филосо­фов. В одном из своих очерков Д.Философов и выступил со ставшим широко известным предложением об учреждении по образцу Французской "Литературной Академии Русского Зарубежья", вызвав­шее широкий резонанс в кругах русской эмиграции. Поводом для разговора на эту тему послужил выход специального номера польского журнала "Wia­domosci Literackich" ("Вядомости Литерацке", 1933.- 29 окт), целиком посвященного советской литературе, а точнее - опубликованной в нем по­мимо прочих статье Карла Радека "Культура нарождающегося социализма", в которой тот заявил об отсутствии литературы русской эмиграции как явления культуры. Эта статья вызвала целый поток опровержений (Л.Гомо­лицкий "Русский писатель в СССР и в изгнании" - 10нояб; Д.Философов "Иван Бунин и Карл Радек" - 12нояб; С.Барт "Об основном" - 19нояб. и др.); ей было посвящено специальное заседание Литературного Содружест­ва 4 ноября; 5 ноября редакция опубликовала "стартовый" список писате­лей русского зарубежья, состоящий из 49 фамилий, с просьбой к читате­лям его дополнить: в результате уже через две недели этот список нас­читывал 124 человека. По инициативе редакции ряд известных и только приобретающих популярность авторов прислали в газету краткие справ­ки-отчеты о своей литературной деятельности, опубликованные под рубри­кой "Эмигрантские писатели о себе". Хотя, говоря словами Г.Струве, "из этого довольно странного проекта Академии, составленной по весьма произвольному возрастному признаку, ничего не вышло" ("Русская литература в изгнании", New York.1956, с.199), его возникновение, как и его неудача весьма показательны для характеристики той сложной эпохи.

ж. Часовой» (В.В.Орехов, Париж, Брюссель)

«Современные записки» в 1932 г. – выходит 50 номер. Публикует внутренние обозрения. М.Вишняк – обозрения «На Родине». М.Алданов «О положении эмигрантской литературы» (1936, № 61), М.Цетлин «О современной эмигрантской поэзии» (1935, № 35). Произведения «Митина любовь» и «Жизнь Арсеньева» И.Бунина, «Хождение по мукам» А.Толстого, «Сивцев вражек» М.Осоргина, произв. М.Алданова, Б.Зайцева, А.Куприна, А.Ремизова, В.Сирина, стих-я К.Бальмонта, З.Гиппиус, Г.Иванова, Ф.Сологуба, В.Ходасевича, М.Цветаевой и др.

ж. «Русские записки» (Париж-Шанхай; 1937-1939; № 1 – 20/21; та же редакция, что и у СЗ, но на средства Шанхайской эмиграции). Цель - включить «литературную провинцию" в литературный процесс, и, не оспаривая роль Парижа как духовного центра русской эмиграции, тем не менее полемически расширить привычный для парижской литературной среды круг тем и авторов, в основном, за счет произведений писателей эмигрантского Дальнего Востока». Но с 4 номера (П.Милюков, М.Вишняк) – журнал стремится «к типу, приближающемуся к обычным иностранным Revues с подбором статей преимущественно актуального и информационного характера».

 


Вопрос № 23. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.

 

План-схема ответа.

 

1. Социокультурный контекст. Великая отечественная война. Исключительная роль публицистики в военный период. Публицистический жанр наиболее востребован в военный период – как наиболее быстро реагирующий на обстановку и за счет его пропагандистского потенциала. (Ведущую роль в системе прозаических жанров военного периода играют жанры документально-публицистические, призванные максимально оперативно фиксировать события и информировать читателя обо всех подробностях происходящего: репортажи с места событий, очерки, хроники, дневники. Главной литературной фигурой становится фигура очевидца, корреспондента, делящегося с читателем своими наблюдениями, ощущениями, надеждами. Среди «фронтовой корреспонденции» можно назвать очерки, статьи, памфлеты И. Эренбурга (недаром заслужившего прозвище «литературный пулемет» – так метки и выразительны были его военные выступления), А. Толстого, М. Шолохова, А. Фадеева, К. Федина, Вс. Вишневского, Ф. Гладкова, К. Паустовского и др.)

 

Жанрово-тематический состав публицистики военных лет.

- военные очерки (описание войны и состояния человека на войне) (Шолохов, «Наука ненависти» «Люди Красной армии», Соболев «Морская душа»); эпистолярные очерки Б. Горбатова (в форме писем с фронта, цикл Родина)

- пропагандистские очерки (очерки Эренбурга, А. Толстого);

- героические очерки (портреты бойцов, Б. Горбатов «Алексей Куликов, боец» и др. из сборника «Рассказы о солдатской душе»)

- путевые очерки (Славин, Полевой, Павленко) – о продвижении армии по Европе;

- «бытовые» очерки (Шагинян, Тэсс) – о трудовом подвиге народа;

- радиопублицистика (выступления Р. Кармена, Л. Кассиля, К. Паустовского и др.)

- фотопублицистика (фотокорры Правды, Известий, Красной звезды, Комсомольской правды).

Тематика:

- создание образа «врага» (Эренбург, Леонов);

- воспевание национальных традиций (Толстой, Леонов);

- героика (Горбатов);

- «бытовой героизм» (Симонов);

- миссия Красной Армии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 267 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.