Применительно к задачам КИМВИ диагностикой называется распознание сущности объекта как носителя определенного рода криминалистической информации через установление классификационных или групповых признаков материалов и веществ. Основой диагностики материалов служат промышленное материаловедение соответствующей отрасли и дополнительные данные, аккумулируемые в криминалистических подразделениях. Так, для взрывчатых веществ с целью диагностики источника их происхождения создана специальная информационная система, где в памяти ЭВМ находятся данные о производстве и сбыте в России промышленных взрывчатых веществ.
Идентификационные исследования в КИМВИ проводятся с целью установления тождества конкретного объекта (предмета, вещества), общеродовой (групповой) принадлежности веществ (материалов), а также общего источника происхождения. Все они различаются по конечной цели:
идентификация конкретного объекта;
установление общеродовой (групповой) принадлежности;
определение общего источника происхождения.
Задача диагностики при исследовании ПМ, ЛКМ и ЛКП направлена на установление их природы, наименования, областей применения и ряда других классификационных признаков. Здесь перед экспертами ставятся следующие вопросы:
1) имеются ли в материале (ПМ, ЛКП и ЛКМ) или на предмете вещества либо добавки определенной природы;
2) каковы тип, марка ПМ, ЛКМ и ЛКП, их назначение, область применения;
3) каков источник происхождения ПМ, ЛКП и ЛКМ;
4) каким орудием нанесено данное ЛКП или каким способом изготовлено изделие из ПМ;
5) в каких условиях эксплуатировался окрашенный предмет или предмет из ПМ;
6) какова давность нанесения ЛКП, хранения ПМ;
7) каковы причины изменения свойств ЛКП, изделия из ПМ и др.
Задачи идентификации объектов варьируются в зависимости от уровня индивидуализации. Идентификация конкретного объекта по образующему его полимерному материалу или по особенностям его ЛКП проводится в форме установления принадлежности частей единому целому. Вопросы к эксперту в таком случае формулируются следующим образом: не являются ли обнаруженные частицы и следы ЛКМ частью конкретного окрашенного объекта или объема ЛКМ; не составляли ли ранее части полимерного материала (изделия), обнаруженные на месте происшествия и у обвиняемого, единого целого.
В случае установления общей родовой (групповой) принадлежности объектов по образующим их веществам (материалам) перед специалистами ставятся следующие вопросы: не имеют ли общей родовой (групповой) принадлежности сравниваемые объекты со следами ПМ или ЛКМ; не имеют ли сравниваемые образцы ПМ, ЛКМ и ЛКП общей родовой (групповой) принадлежности, если да, то какой именно.
В процессе выявления общего источника происхождения материала выясняется: не одним ли способом (орудием) нанесено ЛКП на представленные предметы; не имеют ли исследуемые объекты с ПМ единого источника происхождения.
Задачи идентификации волокнистых материалов и изделий из них подразделяются на определенные группы. Идентификация конкретного объекта по образующему его волокнистому материалу проводится в форме установления целого по частям. Перед экспертами ставятся следующие вопросы:
1) не являются ли обнаруженные волокна частью данного объекта (изделия, комплекта предметов одежды и т.п.);
2) не составляли ли сравниваемые части изделия (ткани, ниток, веревок, проводов в нитяной оплетке, основы лент и т.п.) единого целого;
3) не составляли ли ранее сравниваемые образцы волокнистого материала (ваты, льна, ниток и т.п.) единого целого (массы).
Решается и задача установления общей родовой (групповой) принадлежности объектов по обнаруженным на них наложениям волокон. В таких случаях ставится вопрос: не происходят ли представленные изделия или волокнистые материалы из одного источника изготовления или хранения.
Криминалистическое исследование изделий из металлов и сплавов относится к числу наиболее сложных, поскольку они изготавливаются по самым различным технологиям, с использованием разнообразного оборудования и инструментов. Поэтому установление способов обработки металла и идентификация использованных при этом оборудования, инструментов требуют сочетания трасологических и материаловедческих методов в рамках комплексного исследования.
Металл изготавливается большими объемами (плавками), после переработки которого получается множество сортовых изделий (прокат, трубы и т.п.), имеющих близкий химический состав. Вследствие этого результаты анализа состава смеси сложно дифференцировать по групповым и индивидуальным признакам. Обычно индивидуализирующим признаком служит лишь состав поверхностных загрязнений, имеющих случайный характер.
Объектами исследования здесь являются изделия из металлов и сплавов, образованные ими следы металлизации, части предмета из металла; проводники электротока, в том числе со следами оплавления и короткого замыкания; деформированные, подвергавшиеся взрывному воздействию детали; предметы-носители со следами драгоценных металлов и ряд других.
Задачи диагностики в криминалистическом исследовании металлов и сплавов включают широкий круг вопросов:
1) не является ли представленный на исследование материал драгоценным металлом;
2) не изготовлен ли данный предмет из драгоценных металлов;
3) каковы марка металла (сплава), его промышленное название, области применения;
4) каким способом и по какой технологии получен данный металл (сплав);
5) каков способ обработки металла (сплава) для получения данного изделия;
6) какие приспособления и инструменты, оборудование использовались для изготовления исследуемого изделия;
7) в каких условиях (заводских или кустарных) создано изделие из металла (сплава);
8) какими профессиональными навыками владеет лицо, изготовившее данное металлическое изделие.
Задачи идентификации объектов при исследовании металлов и сплавов зависят от уровня индивидуализации. Идентификация конкретного объекта по образующему его металлу или сплаву проводится в форме установления целого по частям. Эксперту предлагается выяснить, не являются ли обнаруженные микрочастицы металла частью данного объекта (провода, заготовки и т.п.); не составляли ли ранее представленные объекты единого целого (при отсутствии на объектах общей линии разделения).
Криминалистическое исследование почвы. Для следственной практики довольно характерна ситуация, когда в качестве вещественного доказательства выступает унесенная с места происшествия почва, обнаруженная на обуви или одежде преступника. Чаще всего в рамках почвоведческой экспертизы решаются вопросы: имеются ли на представленном на исследование предмете почвенные наслоения; не однородны ли почвенное наслоение, обнаруженное на подозреваемом, и образец почвы с места происшествия. Тем самым можно установить определенный, локализованный участок местности.