По сложности запирающего механизма замки классифицируются на:
простые: пружинные, некоторые сувальдные (мебельные), цилиндровые (абонентских почтовых ящиков). Число вариантов ключа у них колеблется от единиц до сотен;
средней сложности: большинство сувальдных (дверных), некоторые цилиндровые и магнитные. Число вариантов ключа превышает сто и достигает нескольких тысяч;
сложные: специальные сувальдные, большинство цилиндровых, кодовые. Число вариантов ключа составляет десятки тысяч;
особо сложные: как правило, цилиндровые с дисковым запирающим механизмом или со штифтами в цилиндре.
Осмотр взломанных замков и преград. Чтобы проникнуть в помещение или другое хранилище, преступники чаще всего отпирают и взламывают замки либо дополнительные приспособления к ним, прибегая при этом к отпиранию замков отмычками, подобранными или поддельными ключами, вырыванию дужки из короба, перекусыванию или перепиливанию дужки навесного замка.
О применении отмычек или подобранных ключей свидетельствуют следы в виде царапин на внутренних поверхностях механизма замка, направление которых обычно не совпадает с царапинами, образованными бородками "родного" ключа. В тех случаях, когда легче взломать не сам навесной замок, а крепящие его петли, кольца и т.п., преступники разрушают эти приспособления.
Дужка навесного замка взламывается ее перепиливанием ножовкой, напильником или перекусыванием с помощью саперных ножниц, иногда путем спиливания или сруба зубилом заклепок на коробе. Если взломщики прибегли к перепиливанию, то на прилегающих предметах и на земле должны быть металлические опилки, а на двери и косяке следы напильника или ножовки.
При осмотре навесного замка нужно выяснить:
А) его местонахождение (висит на двери, лежит на полу и т.д.);
Б) вид и форму замка;
В) цвет металла, из которого он изготовлен;
Г) положение дужки;
Д) состояние поврежденных частей;
Е) наличие на замке инородных наслоений (ржавчины, краски, крови и т.д.), а также следов металлизации от орудий взлома;
Ж) размеры, форму и локализацию следов взлома на замке.
Если при осмотре на поверхности замка не обнаружено видимых следов, он, вероятно, был открыт отмычкой, подобранным или поддельным ключом. Следы от таких орудий остаются на внутренних деталях замка, поэтому вопрос о способе взлома решается в ходе трасологической экспертизы.
Если дверь хранилища запиралась на врезной или накладной замок, взломщики часто прибегают к отжиму ригеля. Такой взлом осуществляется путем введения в щель между дверью и косяком плоского металлического предмета, заостренным концом которого ригель утапливается в короб замка. Наличие на ригеле свежих царапин подтверждает его недавний отжим. От заостренного конца орудия взлома на боковой стороне двери и косяке остаются объемные следы, отражающие его форму и особенности. Тщательному осмотру подлежат также вспомогательные приспособления. Особое внимание уделяется вмятинам, царапинам и следам соскоба металла, имеющим характерный блеск.
Чтобы установить орудие, которым взломан замок, его следует изъять и направить на криминалистическую экспертизу. Нужно помнить, что нельзя производить какие-либо действия с замком, чтобы избежать нанесения дополнительных следов. Вместе с замком изымаются и ключи от него.
Совершая взлом преграды, преступники нередко пользуются слесарными или столярными инструментами, а также такими бытовыми принадлежностями, как лом, топор, лопата и др. Применяются и специально изготовленные для преступных целей орудия: фомка, "балерина" и др.
От орудий взлома на преградах остаются следы:
А) удара и нажима;
Б) разруба и разреза;
В) распила;
Г) сверления.
Следы удара и нажима отображают размеры контактной поверхности орудия взлома в трех измерениях: в длину, ширину и глубину. Осмотр следов разруба и разреза может привести к предположительному выводу, например, о ширине лезвия использованного инструмента. Если же в следах в виде трасс отобразились дефекты режущей кромки орудия, то они соответствуют взаимному расположению дефектов на лезвии ножа, стамески и т.п. Если след неглубокий (надруб), в нем передается угол заточки топора.
При распиле преграды ножовкой большая часть опилок располагается со стороны, противоположной местонахождению взломщика. Кроме того, на той стороне преграды, где находился взломщик, остаются вмятины от ограничителя рукоятки ножовки.
Чтобы попасть в помещение, преступники нередко просверливают в двери вокруг запоров несколько отверстий. Для вырезки дверной филенки в ней дрелью или буравом сначала просверливают несколько близко расположенных друг к другу отверстий, которые соединяются между собой. При сверлении преграды большинство стружек остается на том месте, с которого действовал взломщик.
Для проникновения в хранилища взломщики перепиливают оконные решетки, проламывают потолки, полы, стены, выбивают оконные стекла, разбирают кирпичные кладки стен, дымоходов. Взлом каменных преград (особенно сложенных на цементе или бетонных) требует много времени и сил, а потому осуществляется весьма редко.
Необходимо помнить, что при осмотре любой взломанной преграды, особенно когда прилагались большие физические усилия, нужно сразу же предпринять меры к обнаружению следов рук, ног, капель (мазков) крови и др. Эти следы детализируют информацию о характере манипуляций взломщика. Следы крови изымают вместе с предметом-носителем, а при невозможности делают соскобы, помещаемые в пробирку.
Если окна, двери, ниши и другие объекты защищены металлическими решетками, то взломщики перепиливают их ножовками по металлу, а чтобы уменьшить шум, место распила смазывают маслом. Перепиленные концы прутьев разводят в стороны, и в решетке образуется отверстие необходимого размера.
Фиксация следов. Обнаруженные на месте происшествия следы орудий взлома прежде всего необходимо сфотографировать по правилам масштабной съемки, а затем тщательно осмотреть, провести необходимые измерения и подробно описать в протоколе.
В протоколе осмотра места происшествия о следах орудий взлома и инструментов указывают: