Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Презентационные (ритуалы приветствия, приглашения, признательности, мелкой услуги и пр.)




Цель: вызывают уважение и признательность одного человека к другому; предусматривают способы включения партнера в игру - во взаимодействие путём выявления знаков уважения.

 

История развития концепций “ритуала”.

Исторически первые концепции ритуала были созданы исследователями традиционных культур и культур древности. При этом неявно предполагалось, что для традиционного человека столь же, или даже гораздо более, чем для современного европейца, актуальна оппозиция «сакральное» - «мирское» и столь же допустима процедура рефлексии по ее поводу (это предположение с очевидностью вытекает из анализа семантической структуры слова «ритуал»).

 

*Американский социолог Э. Гоффман (осн. р-ты - 60-е – 70-е гг. ХХ века) обращается к повседневной жизни современного ему общества и называет ритуалами этикетные нормы социального поведения, такие как приветствия, знаки уважения, запреты. Важнейшей категорией социологии Гоффмана является понятие лица – социального образа человека, выражающего систему его позиционирований по отношению к другим лицам. Сохранение традиций, поддерживание стабильного социального порядка осуществляется за счет исполняемых лицами в непосредственном общении «ритуалов-презентаций» (presentational rituals), которыми член социума подчеркивает принятие им сложившейся социальной иерархии, системы социальных связей и норм, и «ритуалов избегания» (avoidance rituals), дополняющих первые путем обозначения непринятых, нежелательных действий.

Весьма продуктивны в дальнейшем подходы к описанию ритуала, которые были предложены А. ван Геннепом в работе, посвященной rites of passage (1908). Его интересует не столько социальный контекст, сколько непосредственный механизм ритуального действия: он одним из первых описывает внутреннюю структуру ритуала и выделяет в ней некоторые инварианты. В качестве основных "атомов", которых выстраивается ритуал, ван Геннеп выделяет "ритуалы перехода" (rites of passage), которые разделяет на три части: ритуалы отделения, ритуалы перемещения и ритуалы объединения Такие ритуалы и являются для него ритуалами перехода. Основным "полем деятельности" для rites of passage, по ван Геннепу, являются обряды, связанные с изменением социального статуса человека (рождение, брак, инициация, смерть).

Наряду с работами социологов и антропологов, понятие ритуала в последние десятилетия активно используется в работах философов, культурологов, лингвистов. В.Топоров называет единственным подлинным ритуалом процесс творения Космоса из Хаоса. «Исходное положение – мир распался в Хаосе, все прежние связи нарушены и уничтожены. Задача – интегрировать Космос из его составных частей, зная правила отождествления этих частей и частей жертвы, в частности человеческой. Способ – ритуальное действие, во время которого жрец произносит над жертвой, находящейся на алтаре, соответствующем центру мира, текст, содержащий указанные только что отождествления, и жертва принимается, в чем следует видеть действие, восстановление всего того, что возникло в акте первотворения». Основная характеристика так описываемого ритуала – синкретизм действия, в котором разрушаются жесткие границы между пространством и временем, прагматическим и сакральным аспектами, осуществляется всеобщий синтез форм и способов выразительности.

Важное место отводится у Топорова обсуждению вопроса о соотношении ритуала и мифа. Он рассматривает их как две дополняющие друг друга формы взаимодействия человека с миром, различающиеся по таким параметрам как большая «наглядность» и «практичность» ритуала, большая «теоретичность» мифа, дискретность мифа и непрерывность ритуала и др.

 

М. Элиаде понимает ритуал как повторение архетипического действия, выполнявшегося в начале времен богом, героем или предком: человеческое бракосочетание воспроизводит священный брак (иерогамию); битвы, конфликты, войны также восходят к сакральному прообразу; даже локальные формы архаической культуры имеют ритуальный характер, восходя к соответствующим действиям богов или героев. За счет такого повторения архаический человек сохраняет связь с основаниями бытия и преодолевает энтропию линейного времени.

 

Концепция «ритуала» Уильяма Робертсона -Смита (“Лекции по религии семитов”,1895).Работу Смита многие считают начальной точкой в постановке проблемы “ритуала”.

Опыт исследования древнееврейской культуры привел его к убеждению, что любая религия, древняя или современная, состоит из верований или догматов (beliefs) и определенной ритуальной практики и правил поведения (rites), причем если в современной религии стержневым элементом является догмат, а ритуальная практика производна от него, то в древних религиях действие предшествует догмату. Если спросить древнего грека, почему учрежден тот ли иной ритуал, он либо разведет руками, либо сошлется на указание или личное участие какого-нибудь бога. Поэтому ритуал в древних религиях связан не с догматом, а с мифом. Однако из того, что миф объясняет ритуал, еще не следует, что он его порождает. Наоборот, первичная ритуальная практика определяет содержание мифа. Мифы, объясняющие ее, меняются от эпохи к эпохе в соответствии с идеологическими установками, а она сама остается неизменной. Для раскрытия тайны ритуала нужно обращаться не к мифам, не к верованиям, а исследовать реальную жизнь общества.

 

Архетипы.

Архетип - базисный элемент культуры, универсальный прообраз, «первосмысл». Термин ввёл швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961). Он считал, что архетипы древнее, чем культура, и передаются скорее не через традицию, а реализуются в неосознанных действиях. В «аналитической психологии» К. Юнга архетипы - первобытная форма постижения внешнего мира, вневременные схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя всё богатство мифологических тем.

 

Пример: «порог»- архетип, выражающий идею перехода из «своего» (известного пространства) в «чужое» (неизвестное). Оказаться по одну сторону порога - духовно объединиться (через порог ничего не передают - будет ссора).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 306 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2224 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.