1) связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. Например: «...он приблизился к замужней женщине» или «...он приблизился к жрице своего бога; в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить»;
2) зависящие от явлений природы и образа жизни людей (употребление нездоровой пищи, купание в загрязненной реке, соприкосновение с грязью и нечистотами);
3) определяемые религиозными верованиями («рука бога», «дуновение злого духа», «объятия Ламашту» и т.п.).
Жители Месопотамии считали, что здоровье, благополучие и могущество являются результатом присутствия поблизости сверхъестественных сил — великих богов и «добрых духов», которые охраняют человека. И наоборот, несчастья, неудачи и болезни появляются, когда духи-хранители перестают защищать человека от врагов (людей или демонов). Для «защиты женщины носили на шее маленькие фигурки демонов или клали их под порог своего дома, чтобы отпугивать демонов их же изображением, а заклинатели читали магические тексты, которые имелись в таком множестве, что для их целенаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам «Избавить от чар...», «Головная боль», «Болезни горла», «Избавить от злых духов с помощью мучной воды...» и т.п.
Врачеватель—асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель—ашипу, напротив, — прежде всего со сверхъестественными силами. Наряду с этим, ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например, в результате лихорадки или «удара» в голову (описание которого напоминает инсульт).
Определив болезнь и ее причину, врачеватель до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и т.п. Благоприятный прогноз встречается реже: «он будет жить», «он вылечится», «его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить». Если прогноз был безнадежен, ашипу (в отличие от асу) удалялся, не начиная врачевания. У ашипу даже были предостережения от лечения: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему». Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.
Прогнозы асу, как правило, более оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить». Прогноз «он умрет» в текстах асу встречается редко.
Пример неблагоприятного прогноза: «Если человек так страдает от желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз... этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрет».
Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений (симптомов) болезни. Цели его лечения были вполне реальными: «остановить лихорадку и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие сосуды рук и ног» и т. п.
Асу использовали лечебные травы (горчицу, тмин), коренья, семена (около 50 видов зерен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), листья и плоды деревьев (финики), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, серу, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупу мидий, кожу козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т.д.
Варили лекарственные средства на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. Готовые средства для перевязок наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.
В ритуале заклинателя — ашипу, в отличие от асу, преобладали предсказания и чтение заклинаний. Они тщательно записывались на глиняных табличках, сопоставлялись, анализировались и оформлялись как прогностические предсказания.
Искусство врачевания ашипу лежало в сфере того, что сегодня называется «психотерапией», однако за этим искусством скрывалась другая, главная сторона его деятельности — лекарственное лечение. Так, в одной из табличек говорится: «Если припадки вызваны рукой призрака, привяжи пять лекарств... к полоске из кожи ягненка и оберни ее вокруг шеи больного, и он будет чувствовать себя лучше».
Таким образом, месопотамская медицина по сути своей была народной, — практическое лечение асу было основано на использовании природных средств; а магические врачеватели ашипу широко использовали весь арсенал асу.
В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь о применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которыми заполняли дупло больного зуба.
Неудачный исход врачевания ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: «Такова воля богов» или «Болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарств» и т. п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.
Репутация эмпирика — осу была более уязвима: его неудачи относились на счет не столько богов, сколько самого врачевателя. В результате асу постепенно утрачивали позиции.
Однако в целом лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу.
Строение тела человека в Древней Месопотамии не изучали. Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке.
Родовспоможением занимались женщины. После смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т.е. кесаревым сечением) спасти живого младенца. На живых роженицах кесарево сечение в то время не проводили.
Оперативное врачевание касалось только лечения ран и травм; трепанации черепа. Нет упоминаний и об удалении катаракты. За успешное лечение травм или удачно выполненный им «надрез бронзовым ножом» в области лба или глазницы врач получал вознаграждение.
Правовые аспекты деятельности врачевателей изложены шумерами в законах Хаммурапи — шестого царя I Вавилонской династии, правившего в 1792—1750 гг. до н.э. Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке. Некоторые параграфы законов, касающиеся умышленных и неумышленных телесных повреждений, связаны с правовыми аспектами деятельности врачевателей.
По законам Хаммурапи, в случае успешного лечения врачеватель получал весьма высокое вознаграждение:
«221. Если лекарь срастил сломанную кость (у человека) или же вылечил больной сустав, (то) больной должен заплатить лекарю пять сиклей (1 сикль составлял около 8,4 г серебра).
223. Если (это) раб человека, (то) хозяин раба должен заплатить лекарю два сикля серебра»2.
При общей суровости законов Хаммурапи столь высокая плата врачевателю за лечение была связана с большим риском его профессии из-за обычая «талиона» (от лат. talio — возмездие) — воздаяния равным за равное. Так, в случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию:
«218. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и (тем) умертвил этого человека, либо сделал надрез в области брови или виска этому человеку бронзовым ножом и (тем) погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку».
При благоприятном исходе того же оперативного вмешательства лекарь получал самое высокое вознаграждение:
«215. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и спас человека или сделал надрез в области брови или виска этому человеку бронзовым ножом и спас глаз человека, то он должен получить десять сиклей серебра».
«217. Если больной — чей-нибудь раб, то господин раба платит врачевателю два сикля серебра».
Разная плата врачевателю за одно и то же лечение свидетельствует о социальном неравенстве и расслоении общества и, как следствие, — о классовом подходе к врачебной деятельности и ее организации.
Законы Хаммурапи были широко известны и в значительной степени предопределили законодательства других восточных государств более позднего времени.
Гигиенические традиции в Месопотамии прежде всего касались жрецов и царя. Сохраняя традиции шумеров, жрецы тщательно следили за чистотой своего тела, носили тонкие белые льняные одежды. Жрецы тщательно следили за персоной царя: если они замечали, что царь соприкоснулся с нечистым человеком, то немедленно производилось мытье всего дворца и прилежащей части города, после чего приносились многочисленные жертвы. Обряды жертвоприношений были для основной массы населения практически единственной возможностью есть мясо. Пища в Месопотамии была по преимуществу растительной: бобы, чечевица, ячмень, пшено; ели овощи, орехи, финики, инжир, а также молочные продукты, мед, рыбу и птицу.
В Месопотамии издавна существовал обычай: не пить сырой воды из каналов и рек, ибо природные и искусственные водоемы служили источником заболеваний, — пили вареное пиво из хлебных злаков и другие разнообразные напитки, которые готовились в большом ассортименте и широко употреблялись как взрослыми, так и детьми.
Жилой дом в Вавилоне не имел окон, выходящих на улицу. В некоторых дворах сооружали колодцы, в других случаях воду носили из реки или уличного колодца. Домашний очаг не имел дымохода.
Сточные системы в городах Месопотамии долгое время не сооружались. Все нечистоты выбрасывались на улицу.
Позднее в домах стали сооружать системы труб и дренажные колодцы для отвода дождевых и сточных вод. В роскошных домах имелись ванны, наполовину врытые в землю и обмазанные асфальтом. Позднее начали сооружать системы для подачи воды - «канаты» (от местного слова «копать». Питают «канаты» подземные грунтовые воды, поэтому источник их практически неисчерпаем. Вода оставалась прохладной и не подвергалась загрязнению.
Отсюда понятно, что акведуки не являются изобретением римлян — идея сооружения поземных водопроводов и наземных арочных мостов пришла на Запад с Востока.
В Древней Месопотамии были известны массовые заразные болезни. Это отражено в мифологии (Эрра — бог чумы, Нергал управлял заразными болезнями) и народном творчестве («Эпос об Эрре»).
Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных. К середине 2-го тысячелетия широкое распространение получило индивидуальное обучение у известных грамотеев. О медицинских школах в текстах Древней Месопотамии не упоминается.
Свободно практикующих врачевателей в Древней Месопотамии было немного. Их положение в обществе было разным в зависимости от исторического периода и с течением времени имело тенденцию к ухудшению в связи с падением престижа эмпириков — асу. Положение врачевателей при дворе было весьма почетным: они следили за здоровьем царя, его семьи и гарема (в гарем допускались только женщины и евнухи).
Клинописные таблички свидетельствуют также и о некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских текстах имеется единичное упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI—VI вв. до н.э.) говорится о врачевателе, который лечил болезни глаз. В ветеринарной практике часто кастрировали волов. Они же делали эту операцию людям (число евнухов, обслуживавших дворцы царей в Древней Месопотамии, было достаточно большим). Впоследствии операцию кастрации стали выполнять специально обученные для этого люди (не врачи).
Таким образом, к середине 1-го тысячелетия до н.э. медицина Древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии и во многом служила эталоном для всего древнего Ближнего Востока, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.