1. (1)17 февраля 1872 года император Александр II «изволил утвердить» устройство в Москве «музея имени Наследника Цесаревича Александра Александровича». (2)Созданный по инициативе научной общественности и при непосредственном участии Российского императорского дома, Исторический музей стал главным хранилищем исторической памяти России, символом ее государственности.
2. (3)Создание нового музея во многом способствовало активизации художественной жизни России и развитию различных жанров и направлений в искусстве.
3. (4)Для будущего музея по решению Городской думы было отведено место на Красной площади, поэтому определение стиля архитектуры музейного здания имело огромное значение. (5)Выбор был сделан в пользу русского стиля, что знаменовало возврат на исконную почву и поиск перспектив самобытной национальной культуры.
4. (6)В ноябре 1874 года был объявлен конкурс на лучший проект музейного здания. (7)Программа конкурса обязывала проектировщиков ориентироваться на памятники, подчеркивающие самобытность национальной архитектуры XVI-XVII веков, когда эта самобытность проявилась наиболее полно. (8)Эталоном служил, прежде всего, Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади – всеобъемлющий древнерусский архитектурный образ, воплотивший русское мировоззрение и свободную народную фантазию.
5. (9)Лучшим был признан проект академика портретной живописи В.О. Шервуда, разработавшего облик фасадов[1] и стен здания, и инженера А.А. Семенова. (10)В.О. Шервуд верил в то, что именно музей, вслед за храмом, может воздействовать на общественное сознание, пробудить духовность народа и выразить его стремление к возрождению русского искусства.
6. (11)Определяя архитектурную композицию будущего музея, В.О. Шервуд, безусловно, учитывал близость Кремля, в котором «каждый камень свидетельствует о духовной и государственной жизни народа». (12)Основным мотивом облика здания стала система разновеликих островерхих башен, поэтому, несмотря на обилие декоративных деталей, здание музея находится в гармоничном соответствии с Покровским собором и с башнями Кремля.
7. (13)В сложной планировке помещений музея использовали традиции деревянного зодчества. (14)Планировка 25 залов на первом этаже и 22 залов на втором подчинялась хронологии важнейших этапов исторического развития России. (15)В соответствии с программой художественной отделки, разработанной учеными, за каждым залом закреплялся определенный исторический период.
8. (16)Внутреннее убранство каждого зала должно было соответствовать архитектурно-художественным особенностям представляемой эпохи. (17)Источниками для архитекторов служили хорошо известные исторические памятники и новейшие открытия в археологии. (18)Например, орнамент, покрывающий стены Парадных сеней, повторял «травы», изображенные на царском месте в Софийском соборе Новгорода, во Владимирском зале источниками архитектурного и живописного убранства явились белокаменная резьба Дмитровского собора и орнаменты фресок[2] Успенского собора во Владимире и т.д.
9. (19)Таким образом, музей стал экспериментальной площадкой для первого в России грандиозного проекта музейного оформления с применением исторической и художественной реконструкции[3]. (20)Оформление помещений явилось «достоверным слепком» эпохи и фоном для демонстрации подлинных исторических экспонатов.
(По Н. Каргаполовой)
Наталия Каргаполова – ведущий сотрудник Государственного Исторического музея.
А11 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему одним из ориентиров для создания здания Исторического музея стал Покровский собор на Красной площади?»
1) (20)Оформление помещений явилось «достоверным слепком» эпохи и фоном для демонстрации подлинных исторических экспонатов.
2) (8)Эталоном служил, прежде всего, Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади – всеобъемлющий древнерусский архитектурный образ, воплотивший русское мировоззрение и свободную народную фантазию.
3) (16)Внутреннее убранство каждого зала должно было соответствовать архитектурно-художественным особенностям представляемой эпохи.
4) (10)В.О. Шервуд верил в то, что именно музей, вслед за храмом, может воздействовать на общественное сознание, пробудить духовность народа и выразить его стремление к возрождению русского искусства.