Конфликт является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти.
Однако, конфликты в обществе можно регулировать и управлять. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.
· Дарендорф Р. Гражданская ответственность интеллектуалов: против нового страха перед просвещением // Полис (Политические исследования). — 1997. — № 6.
· Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. — М., 2002.
· Дарендорф Р. Тропы из утопии. — М., 2003.
· Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта
Сорокин Питирим Александрович(23 января 1889[1], село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния[2], Российская империя — 10 февраля 1968, Винчестер, Массачусетс, США)
Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
· В 1906 году Питирим вступает в партию социалистов-революционеров.В тюрьме Сорокин знакомится с работами Михайловского, Лаврова, Маркса, Энгельса, Бакунина, Кропоткина, Толстого, Плеханова, Чернова, Ленина, Дарвина, Спенсера
· с профессором Жаковым. В 1908 году они вместе участвуют в экспедиции по изучению Печорского края.
· 26 сентября 1922 г. выслан за границу из Петрограда на «Философском пароходе»
· В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 г. В 1931-1959 гг. — профессор Гарвардского университета. В 1965 г. — президент Американской социологической ассоциации
·. В 1919 г. становится одним из организаторов кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессором социологии Сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства. В 1920 г. совместно с И.П. Павловым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. В 1921 г. работал в Институте мозга, в Историческом и Социологическом институтах. В 1922 г. выслан из Советской России. В 1923 г. работал в Русском университете в Праге. В 1924 г. переезжает в США. В 1924-1930 профессор университета Миннесоты, с 1930 до конца жизни — профессор Гарвардского университета, где в 1930 г. организовал кафедру социологии, а в 1931 г. — социологический факультет.
сновные труды П.А. Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в старину: (многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Символы в общественной жизни», «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Социальная аналитика и социальная механика» (1919), «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм — моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963), «Главные тенденции нашего времени» (1964), «Социология вчера, сегодня и завтра» (1968).
Научные интересы П.А. Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества и культуры. Вот лишь некоторые из них:
- предмет и метод социологии;
- социальная стратификация и социальная мобильность;
- социокультурная динамика;
- доктрина интегрализма;
- доктрина конвергенции;
- социология семьи и брака;
- социология альтруизма и любви;
- социология преступности и наказаний;
- социология права;
- социология религии и морали;
- поведение людей в экстремальных условиях (голод, разруха);
- социология революции;
- история социологии и социальной философии.
Пётр Што́мпка (род. 1944 г.) — известный польский социолог
Пётр Штомпка родился в Варшаве (Польша) в 1944 году. Однако начиная со студенческих лет его творческая жизнь неизменно связана с Краковом — Ягеллонским университетом, в котором он начиная с 1975 года возглавляет отдел теоретической социологии. Выдающийся вклад П. Штомпки в развитие международной социологии был подтвержден на XV Всемирном социологическом конгрессе в Брисбейне (Австралия) в 2002 году, избравшем польского социолога президентом Международной социологической ассоциации.
Книга П. Штомпки «Социология социальных изменений» представляет собой критическое осмысление всего исторического наследия теоретической социологии и сегодняшних дискуссий по фундаментальным проблемам социальной теории. Вызывает восхищение способность автора филигранно вычерчивать парадигмы различных теоретических подходов и таким образом как бы подталкивать читателя к поиску ответов на вопрос: как можно согласовать эти парадигмы (исходные положения теории, концептуальный аппарат, логику доказательств), или каким путем следует идти в рассуждениях далее, чтобы, не утрачивая объяснительную способность одного подхода, обогатить теоретическую парадигму социальных изменений включением других категорий. Что есть движущая сила социальных изменений? - рассуждает автор и прослеживает, как изменялись теоретические представления о субъекте социального процесса.
Ро́берт Ки́нг Ме́ртон (англ. Robert King Merton; урожденный Meyer R. Schkolnick; 4 июля 1910, Филадельфия — 23 февраля 2003, Нью-Йорк) — один из самых известных американских социологов двадцатого века. Большую часть своей карьеры преподавал в Колумбийском университете, где достиг звания профессора университета
В 1957 году Мертона избрали президентом Американской социологической ассоциации
Мертон формирует основы социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами»[2]
Цель (основная задача) науки, с точки зрения Мертона, заключается в постоянном росте массива удостоверенного научного знания. Для достижения этой цели необходимо следовать четырём основным императивам научного этоса: универсализм (внеличностный характер научного знания), коллективизм (сообщения об открытиях другим учёным свободно и без предпочтений), бескорыстие (выстраивание научной деятельности так, как будто кроме постижения истины нет никаких интересов) и организованный скептицизм (исключение некритического приятия результатов исследования).[3]
По мнению Мертона функциональный смысл указанных императивов ставит каждого учёного перед следующим набором альтернатив:
- как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но не торопиться с публикациями
- быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде
- стремиться добывать знание, которое получит высокую оценку коллег, но работать, не обращая внимания на оценку результатов своих исследований
- защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения
- прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество
- быть тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом
- всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено
- воспитывать новое поколение учёных, но не отдавать преподаванию слишком много времени
- учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него
Роберт Мертон считается одним из классиков структурного функционализма. С помощью этой парадигмы он обосновал конкретные теории — социальной структуры и аномии, науки, бюрократии. Эта парадигма ориентирована на теорию среднего уровня.
Основными понятиями теории структурного функционализма Мертона являются «функция» и «дисфункция». Функции — по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению её к среде. Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или её приспособление к среде.
Три постулата, которые Р.Мертон считал "спорными и ненужными для функциональной теории":
- функциональное единство;
- функциональная универсальность;
- функциональная обязательность (принудительность).
Роберт Мертон выступил продолжателем Э. Дюркгейма, значительно дополнив его концепцию социальной аномии.
Большое влияние на взгляды Р. Мертона оказали Питирим Сорокин, который пытался наполнить социологическое теоретизирование материалами эмпирических и статистических исследований, и Пауль Феликс Лазарсфельд, разрабатывавший проблематику методологии применения социальных и эмпирических наук в социологических исследованиях.
Шюц, Альфред
Родился в Вене, где учил законоведение. Изучал юриспруденцию и экономику, вместе с Хайеком и Фон Мизесом, среди прочих. Служил юрисконсультом в банковских фирмах, одновременно посвящая себя научным занятиям. В 1939 г. в связи с «аншлюсом» Австрии Шюц эмигрировал в Соединенные Штаты, где смог вступить в нью-йоркскую Новую Школу Социального Исследования. Его вдохновляли Анри Бергсон, венская экономическая школа и мышление Эдмунда Гуссерля, его прямого наставника. Здесь он долгое время преподавал и работал над своими книгами, не имея полноправной научной должности (он получил такую должность лишь в 1952 г.)
С 1952 Альфред Шюц стал профессором социологии нью-йоркской Новой школы социальных исследований.
Свой первый труд «Смысловое строение социального мира»(«Der Sinnhafte Aufbau der sozialen Welt») опубликовал в 1932, ещё будучи в Вене. Работа была высоко оценена основоположником феноменологии Эдмундом Гуссерлем. В ней заложены основные идеи, предпринята попытка философского обоснования социальных наук на основе гуссерлевской описатательной феноменологии. Тем самым Шюц стремился выполнить поставленную Гуссерлем задачу восстановления связи абстрактных научных категорий с «жизненным миром», понимаемым как мир непосредственной человеческой жизнедеятельности, мир культуры. Щюц постарался подвести философскую основу под методологическую перспективу и основные категории Макса Вебера. Его мышление нашло новые возможности в умственном диалоге с предшествующими авторами прагматической ориентации, такими как Джордж Герберт Мид и Джон Дьюи. Работа Шюца, мало известная, повлияла на современную социологическую теорию через труды Бергера и Лукмана, а также через этнометодологический подход Гарфинкеля и Сикурела.
Опираясь на свою теорию, Шюц исследовал структуры мотивов социального действия, формы и методы обыденного сознания, структуру человеческого общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы методологии и процедуры социального познания. Результаты этих исследований изложенные в большом количестве изданий его работ в 1970—1980, широко распространялись среди профессиональных социологов.
Мид, Джордж Герберт
Родился в штате Массачусетс, США. Учился в Гарвардском университете, а также в Лейпциге и Берлине, где испытал сильное влияние В. Вундта. Хотя он никогда не имел ученой степени, преподавал социальную психологию в университете Чикаго с 1892 г. до конца жизни. Здесь, в Чикагском университете, через Р. Парка, бывшего студента Зиммеля, познакомился со взглядами Зиммеля, что оказало сильное влияние на его теоретические воззрения. Не имея формального статуса, Мид не опубликовал ни одной своей книги. Несмотря на это он имел большое влияние, и его лекции были собраны и опубликованы уже после его смерти.
Работы
§ «Разум, Я и Общество» (Mind, Self, and Society) (1934) (отрывки из книги [1])
§ «Философия действий» (The Philosophy of the Act) (1938)
Хоманс (Homans) Джордж Каспар (р. 11.8.1910, Бостон), американский социолог и социальный психолог-необихевиорист. Профессор Гарвардского (с 1953) и Кембриджского (1955—56) университетов, президент Американской социологической ассоциации (1963—64), член Национальной АН США (1972).
Х. — один из создателей теории малой группы, опирающейся на идеи структурно-функционального анализа («Человеческая группа», 1950; см. Группы социальные). С начала 60-х гг. отошёл от функционализма и стал определять свою позицию как «предельный психологический редукционизм». Возникновение социологии, согласно Х., «было естественным следствием психологии», а поэтому «конечные принципы объяснения в антропологии, социологии и даже в истории...— психологические» («Sentiments and activities», N. Y., 1962, p. 48, 61). Исходной единицей анализа он считает «элементарное социальное поведение», т. е. непосредственные контакты между индивидами, и на этой основе стремится осмыслить функционирование социальных систем различного уровня. Социальное поведение Х. исследует на основе теорий, заимствованных из психологии поведения (Б. Скиннер, Э. Торндайк) и экономических концепций обмена. Описывая социальное поведение как универсальный обмен и формулируя правила «справедливого обмена», Х. фактически предполагает существование единого вне исторического набора ценностей и условий свободной конкуренции, описанных в классической буржуазной политической экономии.
Гоффман, Эрвинг
Эрвинг Гоффман, иногда Ирвин Гофман (англ. Erving Goffman, 11 июня 1922, Мэнвилл, Альберта - 19 ноября 1982,Филадельфия) — американский социолог[1] канадского происхождения, представитель «второго поколения» Чикагской школы в социологии. 73-й президент Американской социологической ассоциации. Наиболее значительным вкладом Гоффмана в социологию является его исследование о символическом взаимодействии в игровой форме, которое он начал в 1959 году, когда вышла его книга «Представление себя другим в повседневной жизни»[2], и не прекращал на протяжении всей жизни, расширяя сферу исследования.
Биография
Гоффман родился 11 июня 1922 года в Мэннвилле в провинции Альберта, в семье Макса и Анны Гоффман. Когда он был ребенком, семья Гоффмана вернулась в провинцию Манитоба. Сестра Фрэнсис Бэй говорила, что в детстве Эрвинг был большим шутником и они никогда не думали, что он достигнет каких-либо успехов.[3] Начав свой путь в среднетехническом училище св. Джона в Дофине в провинции Манитоба, он избрал своей специальностью химию в Университете Манитобы в 1939 году. В 1945 году в Университете Торонто (где он встречался с одной из основательниц сетевого анализа в социологии Элизабет Ботт[4]) получил степень бакалавра гуманитарных наук, а в Университете Чикаго в 1949 и 1953 году — степень магистра гуманитарных наук и доктора философии. В 1952 году провёл год на Шетлендских островах, собирая материал о жизни локального сообщества для диссертации, которую защитил в 1953 году.
В 1952 году женился на Анжелике Чоат, от которой у него родился один сын, Том. Анжелика Чоат, по профессии психолог, часто испытывая эмоциональные проблемы и потребность в психиатрической помощи, покончила с собой в 1964 году. Вероятно, интерес Гоффмана к психиатрическим клиникам был связан с опытом пребывания его жены в них. С 1954 года жил в Вашингтоне, проводил много времени в психиатрических клиниках, наблюдая за пациентами этих «узилищ» (так называлась его книга, вышедшая в 1961).
В 1981 году женился на канадке Джиллиан Санкофф, которая занималась лингвистикой и от которой у него родилась дочь, Элис. Его сестра Фрэнсис Бэй успешно сделала карьеру актрисы и вела напряженную жизнь, играя роли второго плана в многочисленных телевизионных шоу и кинофильмах с 1970-х по 1990-е годы. Наибольшую известность ей принесла роль «мраморно-ржаной» леди в комедийном телесериале Сейнфелда. 20 ноября 1982 года Гоффман скончался от рака желудка.