Предмет и задачи курса отечественной истории. Методы и источники изучения истории.
История – это массив нравственного и культурного запаса, который передается из поколения в поколение. Объект изучения истории – прошлое человеческого общества. История – наука, о прошлом и о корнях современности. История – наука, позволяющая, благодаря изучению, систематизации, обобщению массива разнообразного материала, свести отдельные разрозненные факты и события в систему знаний, выявить причинно-следственные связи между ними, показать процессы, определяющие ход общественного развития. Задача курса заключается в том чтобы знать свою историю, уметь ориентироваться в сложных процессах общественной, политической, социально-экономической и культурной жизнью страны. Курс выполняет ряд ролей: воспитательный, политический, мировоззренческий, познавательный.
Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний. Общими методами для всех гуманитарных наук служат: 1) логический; 2) исторический. Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии из развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития. Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности.
Эти методы дополняют друг друга, так как если исчерпаны все познавательные возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода.
Для изучения и исследования истории России обычно используют такие методы:
1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - состоит в изложении явлений в строго хронологическом порядке;
2. ХРОНОЛОГИЧЕСКО-ПРОБЛЕМНЫЙ - заключается в изучении и исследовании истории по периодам (эпохам), внутри периодов - по проблемам;
3. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - исследует какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в её постепенном развитии;
4. СИНХРОНИЧЕСКИЙ - применяется реже; с его помощью можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за её пределами.
Выделяют также и другие методы для изучения и исследования истории страны:
· метод периодизации;
· сравнительно-исторический;
· ретроспективный;
· системно-структурный;
· статистический;
· метод социологических исследований, который взят из социологии и используется для изучения и исследования современных проблем.
История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ - это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни. Классификация исторических источников - это одна из основ вспомогательной исторической дисциплины - источниковедения. В настоящее время выделяют 7 основных групп исторических источников: 1) письменные, 2) вещественные, 3) устные, 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фотокинодокументы, 7) фонодокументы.
Самыми важными источниками служат и служили летописи. Самая ранняя из дошедших до нас – Повесть Временных Лет (Нестор, Киев, 12 век).
Место России в цивилизационном процессе. Основные факторы российской истории.
В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, а затем и России. Закономерно встает вопрос: к какому типу цивилизации ее можно отнести? Решение этого вопроса имеет большое значение для методологии исследования истории России.
Западники или «европеисты» (В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и др.) предложили рассматривать Россию как составную часть Европы и, следовательно, в качестве неотъемлемого составного элемента западной цивилизации. Они полагают, что Россия, хотя и с некоторым отставанием, развивалась в русле западной цивилизации. В пользу такой точки зрения говорят многие характеристики российской истории. Абсолютное большинство населения России исповедует христианство и, следовательно, привержено тем ценностям и социально-психологическим установкам, которые лежат в основе западной цивилизации.
Существует иная крайняя позиция, приверженцы которой пытаются отнести Россию к странам с восточным типом цивилизации. Россия всегда была разновидностью восточной деспотии. Одним из важнейших аргументов в пользу такой позиции является цикличность истории России. Сторонники данной позиции также указывают на коллективистский характер менталитета российского народа, отсутствие в российской истории демократических традиций, уважения к свободе, достоинству личности, вертикальный характер общественно-политических отношений, их преимущественно подданическую окраску и т. д.
Сторонниками идеи самобытности России являются славянофилы, евразийцы и многие другие представители так называемой «патриотической» идеологии. Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ф.Ф. Самарин, И.И. Киреевский и их последователи) идею самобытности российской истории связывали с исключительно своеобразным путем развития России, и, следовательно, с исключительным своеобразием русской культуры.
Другим важнейшим направлением, отстаивающим идею самобытности России, является евразийство (П.А. Карсавин, И.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский и др.). Евразийцы, в отличие от славянофилов, настаивали на исключительности России и русского этноса. Россия представляет собой особый тип цивилизации, который отличается как от Запада, так и Востока. Этот особый тип цивилизации они называли евразийским.
Следует отметить, что каждая из концепций, определяющих место России в мировой цивилизации, базируется на определенных исторических факторах. Выделяют несколько основных факторов российской истории: природно-климатический, религиозный и геополитический.
Влияние природно-климатического фактора на специфику русской истории отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического процесса. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции, необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи. Вместе с тем вечный дефицит времени не выработали в нем ярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т.п.
Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для становления и развития русской цивилизации. Русской цивилизации присущи высокая духовность, базирующаяся на аскетическом мировоззрении, и коллективистское, общинное устройство социальной жизни. С точки зрения славянофилов, именно православие породило специфическую, социальную организацию — сельскую общину, «мир», который имеет в себе хозяйственное и нравственное значение. Запад, и Россия суть страны христианские, однако христианство попало сюда через разных посредников: на Запад – через Рим, в Россию – через Византию.
В евразийской концепции цивилизационного процесса особое место отводилось географическому фактору (природной среде) — «месторазвитию» народа. Россия занимает срединное пространство Азии и Европы, приблизительно очерчиваемое тремя великими равнинами: Восточно-Европейской, Западно-сибирской и Туркестанской. Эти громадные равнинные пространства, лишенные естественных резких географических рубежей, наложили отпечаток на историю России, способствовали созданию своеобразного культурного мира.