Поэзия. «В тумане утреннем...», «Иммануэль», «Панмонголизм», «Милый друг, иль ты не видишь...», «Если желанья бегут...», «У царицы моей...», «Бедный друг, истомил тебя путь...», «Под чуждой властью знойной вьюги...», «Сказочным чем-то повеяло снова...», «Свет с Востока» и др.
Поэма «Три свидания».
Охарактеризуйте основные лирические темы стихов В. Соловьева. Подготовьте анализы отдельных стихотворений. (Примерный план: Что составляет основу лирического сюжета? Какие сферы реальности осваивает лирическое сознание? Каковы структура, композиция, эмоциональный тон стихотворения и характер образности?) Как стихотворения связаны с мироощущением и философией автора?
Проза. «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории...»
1. Диалогичная форма произведения, ее смысл и значение. Роль рассказов и вставных новелл в произведении.
2. Охарактеризуйте участников диалогов, их позиции.
3. Раскройте основное содержание разговоров, их полемический аспект. Как проявляется в произведении антитолстовский пафос? Чьи аргументы убедительнее?
4. Как связана с проблематикой разговоров «Краткая повесть об Антихристе...»? В чем сходство и различие «Краткой повести...» и «Легенды о Великом Инквизиторе»?
Список литературы
Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974; любые другие издания, а также подборки стихов В. Соловьева в сборниках, например: Русская поэзия ХIХ - начала XX в. М., 1987.
Он же. Смысл любви. Избр. произв. М., 1991.
Лосев А. Ф. Вл. Соловьев. М., 1983.
Тема 25. Концепция любви в творчестве русских поэтов 1880–1890-х годов. Поэтика лирических стихотворений
Самостоятельная работа со стихотворениями С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина, Вл. С. Соловьева, К. Р. (Константина Романова), Мирры Лохвицкой.
Задание 1
Определить доминанту в концепции любви каждого из названных поэтов.
Задание 2
Определить особенности художественной системы каждого поэта в отдельности:
– специфика жанров, структурно-композиционные особенности произведений;
– отношение автора и лирического героя;
– психологический анализ, его формы и место в стихотворении;
– контрасты, гиперболы, гротеск;
– тропы и их функции;
– звукопись, цветопись, музыкальность («романсность») и живописность стиха;
– культурные традиции и «аура»; связь с мифологией, фольклором; религиозной культурой;
– символика и символы;
– «смеховые» символы и приемы (4 типа смеха: юмор, сатира, ирония, сарказм).
Показать, как все эти средства служат выражению концепции любви.
Список литературы
Поэты 1880–1890-х годов / Вступ. ст. Г. А. Бялого. М.; Л., 1964. С. 161–221; 359–397; 539–570 (Сер. «Б-ка поэта»).
Русский сонет. Первая четверть XX века. Петрозаводск, 1991. С. 24–28.
«Мне нужен свет любви твоей...»: Любовная лирика 80-90 годов ХIХ века / Сост., автор вступ. ст. и примеч. Н. В. Пращерук. Екатеринбург, 1992. С. 5–82; 221-262; 313-355.
Апухтин А. Н. Стихотворения / Вступ. ст. Ц. Коварского; Подгот. текста и примеч. Р. А. Шацевой. Л., 1961 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).
Он же. Сочинения: Стихотворения. Проза / Сост. и подг. текста А. Ф. Захаркина; Вступ. ст. М. В. Отрадина; Примеч. Р. А. Щацевой. М., 1995.
Он же. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. М. В. Отрадина. Л., 1991 (Б-ка поэта. Большая серия. 3-е изд.).
Надсон С. Я. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. Т. Я. Бялого; Подг. текста и примеч. Ф. И. Шушковского. М.; Л., 1962 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).
Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы / Вступ. ст., сост. и примеч. 3. Г. Минц. Л., 1974 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).
Щенникова Л. П. История русской поэзии 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен. Екатеринбург, 2002.
Тема 26. «Университетский человек» в осмыслении А. П. Чехова
(по повести «Скучная история»)
1.Суждения А. П. Чехова об «университетских людях».
2.Типология ученых в повести «Скучная история».
3.Художественные способы авторской оценки ученого человека
(отношение к науке и к искусству, духовные интересы и развлечения, отношение к молодежи, к проблеме «отцов и детей»).
4.Ученый как личность в творческом труде и семейном быте. Переживание кризиса общественного и личного.
5.Духовно-нравственные искания ученого, их значение в его жизни («общая идея», «личная свобода» и др.).
6.Поэтика повести:
– особенности формы повествования и ее функции. Монолог, диалог;
– авторская позиция и формы ее выражения (композиция, художественная деталь);
– портрет, пейзаж, символика, ассоциации, «метафизические сравнения». Мир вещей и предметов, жест, движение.
Ответы на все вопросы даются со ссылками на текст, с анализом текста.
Ответ на последний (шестой) вопрос студенты готовят по отдельным фрагментам, анализ которых задан на дом (возможны любые отрывки из текста в объеме 1,5–2 стр.; фрагменты могут быть выбраны и самими студентами).
Список литературы
Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1970.
Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.
Кубасов А.В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. С. 210–238.
Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.
Семанова М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.
Тюпа В. Художественность прозы А. П. Чехова. Новосибирск, 1989.
Тема 27. Повести А. П. Чехова «Огни», «Скучная история» и «Черный монах»: философия и поэтика.
1. Повесть «Огни» в контексте развития русской литературы в 1880-е годы. Пароблема определения характера мировоззрения Чехова, его общественной и литературной позиции.
2. Оценка философии пессимизма в повести «Огни». Полемика Ананьева и студента фон Штенберга. Смысл сюжетной новеллы о Кисочке.
3. Символика пейзажа, роль детали в повести. Как раскрываются позиции рассказчика и автора?
4. Проблема поиска «общей идеи», цельного мировозррения в произведениях Чехова об интеллигенции. Смысл кризиса, испытываемого профессором в «Скучной истории». Как соотносится с его жизнью история жизни Кати? В чем вы видите причины несчастности всех героев повести?
5. Проблема «иерархического мышления» (И. Сухих) в повести «Черный монах». В чем состоит «загадка» произведения?
6. Вера и безверие в произведениях Чехова. Какого рода «диагноз» можно поставить магистру Коврину? В чем состоит его «счастье»? Интерпретация образа черного монаха и смысл авторской позиции.