Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос № 6 Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»




Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года в городе Лионе. Всего детей в семье было пятеро. Рано лишившиеся отца (Антуану тогда было четыре года), они воспитывались, как говорил впоследствии сам писатель, «под священной защитой женщин» – матери, экономки и гувернантки.

 

Детство прошло в фамильном замке Сен-Морис де Ременс, где окна верхнего этажа вскоре пришлось забрать решётками, чтобы маленький Тонио (так его звали в семье) по ночам не вылезал на крышу, – как видим, неудержимая тяга к небу у него проявилась уже в раннем возрасте. А в двенадцать лет Тонио совершил свой первый полёт с профессиональным пилотом, заверив последнего, что «матушка разрешила».

Также рано и в весьма своеобразной форме проявились литературные дарования. Мальчишка с вьющимися золотыми волосами, каким он был в детстве, – «Король-Солнце» – мог разбудить среди ночи членов семьи, собрать их в одной комнате и заставить слушать свои только что сочинённые стихи. «Понимаете, – говорил Тонио, – когда вас так будят, ваш ум очень обостряется». Надо сказать, эта способность позвонить среди ночи кому-нибудь из друзей, чтобы поделиться только что написанными страницами, сохранилась у де Сент-Экзюпери на всю жизнь.

Первой по-настоящему любимой книгой стали сказки Андерсена, которые и во взрослом возрасте сопровождали лётчика и писателя. Затем пришло знакомство с творчеством Жюля Верна. Его роман «Чёрная Индия», действие которого происходит в тёмных подземельях, повлиял, по собственному признанию де Сент-Экзюпери, на его книгу «Ночной полёт», тоже ставшую «исследованием тьмы». Позже молодой человек открыл для себя Бальзака и Достоевского и ощутил прикосновение к чему-то великому.

Антуан получил католическое образование сначала в иезуитском колледже города Леман во Франции, а затем – в школе ордена марианцев во Фрибуре (Швейцария). Вероятно, именно классическая европейская культурная среда, в которой рос и воспитывался де Сент-Экзюпери, сформировала основу его антимещанского мировосприятия. А врождённое свободолюбие и неприятие условностей помогли ему не осесть в лагере надменных консерваторов.

В семнадцать лет Антуан потерял младшего брата Франсуа, к которому был сильно привязан. Это была первая и самая горькая в жизни потеря.

В результате Антуан был вынужден уйти из авиации, его покинула невеста, а сам он несколько следующих лет проработал конторским служащим и торговым агентом. И надо заметить, что возиться в автомастерской (а занимался де Сент-Экзюпери продажей грузовиков) ему нравилось куда больше, чем сидеть за столом в офисе. Но душа жаждала большего – и в 1926 году Антуан опубликовал короткую, исполненную ностальгии новеллу «Лётчик». Это был его литературный дебют.

В том же году, воспользовавшись знакомствами, де Сент-Экзюпери вернулся в авиацию, но не военную, а гражданскую. Он поступил в авиакомпанию «Латекоэр» (с 1927 года – «Аэропосталь») на почтовую линию, соединяющую Тулузу с Касабланкой и Дакаром.

 

"Маленький принц" был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.

Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча "Маленький принц" написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски вострым зрением.

То, что "Маленький принц" - сказка, мы определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). "Прообразом" литературной сказки "Маленький принц" можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы. Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.

Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за казалось бы простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть.

В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра - сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор - это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны - это "микрозло", то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. "Земля - планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев - итого около двух миллиардов взрослых". Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.

 

Второй аспект темы зла можно условно озаглавить "макрозлом". Баобабы - это персонифицированный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло "баобабы", грозившие разорвать планету на части. "Берегитесь баобабов!" - заклинает писатель.

Так же неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет ("странными взрослыми"). Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. "Серьезные люди" живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных (у каждого своя планета!) и считают его истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма - принцип двоемирия. Миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника (Маленький принц, автор, Лис, Роза), которому присущи нравственные качества, никогда не соприкоснуться.

Только Художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: "Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво". Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно. В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема - эфемерность прекрасного. "Красота недолговечна", - горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя - красоту души и сердца.

 

Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

Пустыня - это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1083 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.