Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественный и государственный строй Афинского государства




Государственный строй. Образование Афинского полиса приписывается легендарному царю Тесею, который объединил четыре племени (филы). Со временем здесь складывается рабовладельческая демократическая республика. Утверждение республиканского строя в Афинах связано с борьбой земледельческой аристократии (эвпатридов) против патриархальной царской власти. Эвпатриды ликвидируют власть базилевсов (вождей) и передают полномочия по управлению государством выборным из числа аристократии должностным лицам - архонтам. Совет старейшин был заменен ареопагом, в который входили бывший и действующие архонты. Однако вVI в. до н.э. афинское общество пережило глубочайший кризис, пошатнувший политическое господство аристократии. Великая греческая колонизация вызвала крупные социальные сдвиги в Афинах. Влиятельную социальную группу составили демиурги, разбогатевшие на ремесле и торговле. Миграция населения привела к увеличению слоя метеков - неполноправных свободных людей, которые не были связаны родовой организацией. Появилась новая категория населения - феты или шестидольники, т.е. зависимые крестьяне, попавшие в долговую кабалу и вынужденные отдавать 1\6 урожая кредиторам. Плутарх отмечал, что «весь народ был в долгу у богатых». Это привело к концентрации земли в руках аристократии. В результате в афинском обществе стали разрастаться социальные конфликты, зазвучали радикальные требования раздела земли и изменения государственного порядка.

Следующим этапом в становлении афинского полиса стали реформы Клисфена (конец VI в. до н. э.). Административная реформа разделила государство на 100 фил - территориальных образований, каждая из которых включала в себя три тритии из разных частей страны (городскую прибрежную и земледельческую).

Расцвет афинской демократии приходится на V в. до н.э., когда был усовершенствован государственный механизм. Реформа Фемистокла заменила прямые выборы архонтов жребием, что позволило случайным людям занимать эти должности. В результате из влиятельных лиц архонты превратились в исполнительный орган. В 462 г. до н.э. Эфиальт сокрушил последний оплот аристократии - ареопаг. Он лишался былой власти, и сохранял лишь религиозные функции и право суда по делам об убийствах.Народное собрание являлось центром политической жизни. Собиралось 40 раз в год. Каждый гражданин обладал правом обсуждения предлагаемых решений, правом законодательной инициативы. Поэтому для политической жизни Афин характерно существование большого количества партий, возглавляемых демагогами. Функции государственного управления сосредоточивались в Совете пятисот. Коллегия 10 стратегов в V в. до н. э. представляла собой государственный орган с административно-военными полномочиями. Стратеги обладали правом инициировать созыв Совета пятисот и народных собраний; распоряжались финансами, отпущенными на содержание армии и флота; заключали перемирие и принимали капитуляцию противника; в чрезвычайных обстоятельствах получали всю власть в государстве. В эпоху расцвета демократии должность стратега стала комбинироваться с положением демагога.

Таким образом, в основу государственного управления были положены следующие демократические принципы:

1. фактического разделения властей (каждый государственный орган обладал четко очерченными полномочиями, не допускалось совмещение должностей);

2. выборности (замещение должностей происходило по результатам открытого голосования, позднее по жребию);

3. срочности (срок полномочий должностного лица устанавливался в 1 год, запрещалось принимать одну должность 2 срока подряд);

4. коллегиальности (все решения принимались коллективно при равноправии голосов);

5. ответственности должностных лиц перед народным собранием, Советом пятисот, или гелиэей.

Общественный строй.Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основную массу населения составляла беднота. Число свободных было значительно меньше, чем рабов. Различались рабы частных лиц, и рабы государственные. Рабский труд использовался достаточно широко. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею. Полноправные афинские граждане (у которых и мать, и отец были гражданами Афин) по достижении 18 лет зачислялись в списки членов дема. Гражданское полноправие включало совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина было право на свободу и личную независимость, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства (участие в Народном собрании, выборных органах), право на почитание и защиту отеческих богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступление граждане по суду могли быть ограничены в правах, т.е. подвергнуться бесчестью. С 18 до 60 лет граждане считались военнообязанными. На богатых граждан возлагалась литургия - повинность в пользу государства. Чужеземцы не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки чужеземцев с афинскими гражданами считались незаконными. Каждый чужеземец должен был выбрать себе простата - посредника между чужеземцами и правительственными учреждениями. С них взималась особая подать, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе. К чужеземцам приравнивались вольноотпущенники. Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Народное собрание являлось главным органом. Народное собрание работало по довольно демократически правилам. Выступить мог любой его участник. Но в своей речи он должен был повторяться, оскорблять своего оппонента, и говорить не по существу.

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Она обеспечивала полноправие только свободного населения. И распространялась на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков. Но и среди тех, кто имел статус афинского гражданина, не все пользовались правом голоса и принимали активное участие в политической жизни. Весьма консервативными были крестьяне, которым сложно было добираться в Афины из горных районов. Из 43 тысяч полноправных граждан на собрания являлись 2-3 тыс. Управление обществом осуществлялось партиями и их вождями - демагогами. К V в. до н. э вместо прежних партий сложились две: олигархическая партия, представлявшая интересы землевладельческой аристократии и богатого купечества, и демократическая, опиравшаяся на мелких дельцов, наемных работников, моряков.

При всех недостатках афинской демократии она имела для своего времени самое передовое государственное устройство, изучение которого имеет большое историческое значение.

 

12. Общественный и государственный строй Спарты.

 

Общественный строй. В Спартанском гос-ве сложилось классовое рабовладельческое общ-во, сохранившее пережитки первобытно-общиннного строя и военную органазацию общ-ва. Выделялись следующие соц-е группы: спартиаты, гипомейены. периэки. илоты. Политическими правами пользовались только спартиаты.

Вся земля - собственность гос-ва, поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам -спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывавшими землю гос-ми рабами. Первонач-но наделы были равными => обшина сщртиаюв обычно именовалась «общиной равных». Законы Ликурга (с этим законодателем традиция связывает утверждение соц-го и политического устройства Спарты) преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направленны против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с 7-ми летнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гр-не, кот-е не могли делать взносы для организации общих трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипимейенов.

Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность, В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Представители побежденных племен становились гос-ми рабами - илотами. Они не имели земли, работали на участке, предоставленном спартиату гос-вом. Однако у илотов были своё хоз-во и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю гос-вом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2666 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2323 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.