Люди, индивиды и социальные общности образуют стабильный социальный субстрат социума, общественной жизни. История социума — это история деятельности людей: медицинской, экономической, политической, военной, педагогической, художественной и т.д.
Деятельность — это функциональный стержень общественной жизни, разные формы целесообразного взаимодействия людей с предметным миром. Эта деятельностная природа социума до сих пор недостаточно осознается в социологической и обществоведческой деятельности — говорят об управлении, а не об управленческой деятельности; об образовании, а не о педагогической деятельности; о политике, а не о политической деятельности; об экономике, а не об экономической деятельности и т.д. Все это объединяет представление о социуме, потому что именно понятие деятельности сразу же выводит на необходимость анализа все ее компоненты, все ее составляющие: субъект, объект, средства, процесс, результат, условия, система, среда деятельности.
Например, такой подход к построению теории менеджмента, теории социального управления как деятельности позволяет выделить в ней системообразующие блоки:
• субъект управленческой деятельности;
• объект управления;
• средства управления;
• процесс управления;
• условия управления;
• результат управления;
• система управления;
• среда управления.
Аналогичным образом с восьмью перечисленными разделами могут и должны быть разработаны: теория экологической деятельности, теория педагогической деятельности, теория художественной деятельности, теория политической деятельности, теория научной деятельности и т.д. Это отразит и полноту проблем, и системность объекта, и задаст четкую инвариантную структуру учебных программ и дисциплин. В этом состоит эвристическое значение принципа деятельности в социологии и в обществоведении в целом.
Но любая человеческая деятельность базируется на субъектных основаниях, на том потенциале социальных субъектов, который и реализуется в деятельности. В качестве такого потенциала выступают две родовых сущностных силы человека: потребности и способности. Эти две силы являются прежде всего родовыми, потому что они присущи всем людям, всему человеческому роду. Они являются сущностными силами, потому что схватывают то главное, глубинное в человеке, что получает разные формы, разные проявления, модификации. Все интересы, желания, стремления, установки, ценностные ориентации, запросы, мотивы и т.п. — это все разные модусы Потребности. А умения, навыки, методики, привычки, память, воображение, внимание, воля, мышление и т.п. — это разные модусы Способности.
Социальная потребность — это побудительная сила человека, «пусковой механизм», стартер в структуре человека. Потребность — конечное основание любой деятельности. Если есть торговая деятельность, значит есть потребность в ней; если есть педагогическая деятельность, значит есть потребность в ней; если есть управленческая деятельность, значит есть потребность в ней и т.д.
следуется, а формирует готовность человека к деятельности; управленческая деятельность мобилизует человека на социальную деятельность, превращает потенциальное (готов действовать) в актуальное (действую).
Таким образом, в конечном счете мы получаем восемь константных родов деятельности общества, которые формируют соответствующие восемь сфер социума:
• Экономика: потребности, способности, деятельность, отношения, институты, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ.
• Экология: потребности, способности, деятельность, отношения, институты, связанные с сохранением, восстановлением, совершенствованием природной среды и защитой человека от ее пагубного влияния.
• Наука: потребности, способности, деятельность, отношения и институты, связанные с генерацией знаний (фундаментальные исследования и прикладные разработки).
• Искусство: потребности, способности, деятельность, отношения и институты, связанные с образным моделированием действительности (художественная и художественно-прикладная деятельность).
• Педагогика: потребности, способности, деятельность, отношения, институты, связанные с трансляцией социального опыта человечества в форме образования, обучения и воспитания.
• Управление: потребности, способности, деятельность, отношения, институты, связанные с задачами планирования, организации, руководства, контроля и регулирования социальных процессов.
• Медицина: потребности, способности, деятельность, отношения и институты, связанные с сохранением и восстановлением нормального функционирования биопсихического субстрата человека.
• Физкультура: потребности, способности, деятельность, отношения и институты, связанные с обеспечением оптимального функционирования всех систем человеческого организма (физическое совершенство).
Вся другая деятельность или сферы социума являются:
— или видами названных (политическая деятельность — вид управленческой, музыкальная деятельность — вид художественной);
— или их синтезами (оздоровительный бег, лечебная гимнастика);
— или их интеграцией (военная деятельность — мобилизация ВСЕГО потенциала социума в критический момент его истории).
Что касается сфер досуга, семьи, культуры, творчества, которые нередко выделяют в качестве особых, то о них следует сказать:
• досуг — это не деятельность и не сфера, а свободное время граждан, заполняемое восьмью вышеперечисленными видами деятельности;
• семья — это не деятельность и не сфера, а социальная ячейка, в которой специфически реализуется названная деятельность;
• культура — это не деятельность и не сфера, а качественная позитивная характеристика каждой деятельности как ценности;
• творчество — это не деятельность и не сфера, а уровень осуществления деятельности, создание нового в данной деятельности.
Наложение вертикальной структуры социума на его горизонтальную структуру — пять социальных образований на восемь сфер — дает в идеализированном варианте 40 теоретических проблем (разделов), которые и образуют.