Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материалистическое понимание истории




Это направление в социальной философии, решающее основной вопрос социальной философии в пользу ОБ. Смысл материалистических учений в социальной философии можно выразить обратной формулой: как люди живут, так они и мыслят или Бытие людей определяет их сознание (Маркс, «Немецкая идеология»).

Данная мысль, слегка перефразированная – прежде чем мыслить, люди должны жить (есть, пить, одеваться и удовлетворять другие материальные потребности) была названа Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» «железным аргументом исторического материализма». Действительно, против такого аргумента трудно что-либо возразить.

Однако не следует забывать и долю правды, которая содержится в аргументации идеалистического понимания истории о том, что деятельность человека – сознательная, управляемая разумом. Отсюда следует, что основной вопрос социальной философии – об отношении ОБ к ОС не может быть решён так же однозначно, как решается основной вопрос в общей философии.

Т.е. мы должны признать и активность сознания в деятельности человека, и первичность материальных потребностей. В этом заключается особенность и сложность материалистического понимания истории.

 

Как и материализм в общей философии, исторический материализм в своём развитии проходит ряд исторических форм, отличающихся друг от друг по тому, какой аспект ОБ принимался за первичный.

Географический детерминизм.

Смысл: главную роль в формировании и развитии общества играют географические условия: климат, характер и местонахождение территории государства (материк, побережье, остров, наличие рек, плодородных земель), сырьевые ресурсы и т.п.

Специальные аргументы: человек возникает из природы, следовательно природная среда является первичной по отношению к ОБ, не говоря уже об ОС.

Возникает в начале 18 века во взглядах Ш.Монтекскье, позднее встречается у Г.Бокля, Э.Реклю, Тойнби, Л.Н.Гумилева, Мечникова. Предпосылками возникновения данной концепции послужили великие географические открытия, вызвавшие бурное экономическое и социально-политическое развитие Европы. Важную роль сыграла колонизация европейцами Азии, Африки и Америки. Существенное отставание колонизируемых стран от Европы позволило построить несколько циничную, но не лишенную здравого смысла теорию, согласно которой процветающее общество может возникнуть только в таких природных условиях, которые не слишком комфортны и не слишком суровы, чтобы у человека был стимул к улучшению жизни и чтобы он не тратил все свое время и силы в борьбе за простое выживание. В географический детерминизм не укладывается тот факт, что цивилизация впервые возникает не в Европе, а как раз в тех странах, которые позднее стали Европейскими колониями: В Египте в Индии. Географический детерминизм не объясняет неравномерность развития различных европейских государств, процветания современной Америки и Японии. И уж конечно, из географических условий нельзя вывести экономическую и политическую форму конкретного общества.

Все это говорит о том, что влияние географических условий нельзя считать определяющим, хотя, возможно, на определенных этапах развития общества оно таковым являлось.

Биологический детерминизм.

Смысл: сведение общественных явлений к биологическим проявлениям жизни и деятельности человека. То есть история обусловлена животными желаниями и устремлениями людей.

Специальные аргументы: нет, но используется узкая, утрированная форма «железного аргумента» – прежде чем мыслить, человек должен жить, то есть питаться и размножаться. Прочие явления человеческой жизни авторы подобных концепций пытаются вывести из этого постулата.

Возникает в 19 веке, вследствие развития биологии: открытия клетки, доказавшее родство человека и животных; законы естественного отбора и борьбы за выживание, смысл которых вполне соответствовал духу классовой борьбы в Европе 19 века. В течении биологического детерминизма можно выделить следующие школы:

1. Социалдарвинизм – учение, в котором принципы естественного отбора и борьбы за выживание наиболее приспособленных выдвигаются в качестве определяющих факторов общественного развития. Эта теория не в состоянии объяснить переход от одного общественного строя к другому, поскольку и естественный отбор и борьба за выживание стимулируются внешними условиями, но не в состоянии их изменить. Общество существующее по этим принципам должно было остаться диким, но в совершенстве приспособленным к исходным условиям своего существования.

2. Расово-антропологическая школа (расизм) учение о решающей роли расовых различий в истории и культуре различных народов. Здесь мы видим попытку объяснить многообразие общественного бытия многообразием рас, наподобие многообразия видов в биологии. Данная концепция пользуется дурной репутацией в науке из-за ее грубых идеологических форм, но и в целом она мало что способна объяснить. Расовые признаки (форма черепа, цвет волос и кожи, разрез глаз, особенности телосложения и темперамента) формируются под воздействием природных условий, но социально малозначимы. Человек одной расы выросший и воспитанный среди другой усваивает ее культуру наравне с другими. Учения о превосходстве одной расы над другой рождаются не из биологических изысканий, а из социальных конфликтов.

3. Фрейдизм. Направление, названное по фамилии основоположника – З.Фрейда. Учение, согласно которому поведение индивидов и общества в целом обусловлено бессознательной психической деятельностью, т.е. инстинктами. Учение Фрейда и его последователей имеет большое значение для психологии, но ключевых проблем истории не решает. Инстинкты, как биологические свойства человека, безусловно, влияют на характер его деятельности. Но инстинкты неизменны, а общественная жизнь меняется. Следовательно, помимо инстинктов, в человеческой деятельности есть нечто иное и не менее значимое.

Технологический детерминизм (техницизм). Смысл: жизнь общества зависит от техники, от средств производства, при помощи которых создаются материальные блага. Ручная мельница дает нам общество с сюзереном во главе, паровая мельница – общество с промышленным капиталом При этом роль самого человека оказывается пассивной, человек развивается постольку, поскольку развивается техника.

Впервые возникает в 20-х годах 20 века, в работах американского философа и социолога Т.Веблена. Позднее идея техницизма «всплывает» в экономической теории «единого индустриального общества Р.Арона и теории «постиндустриального общества» Д.Белла, Дж.Гелбрайта, З.Бжезинского. Это наиболее модная сегодня теория, на самом деле – весьма наивна. Уровень развития техники есть отражение уровня развития самого человека, ибо технику создает человек. Идеи техницизма оказываются «повисшими в воздухе», так как абсолютизация роли и значения техники в развитии общества ведет к признанию невозможности развития (и появления!) самой техники. В действительности техника выступает в качестве важного фактора общественного развития лишь как воплощение сущностных сил человека, его труда и знаний.

Экономический детерминизм. Смысл: общественное бытие определяется экономическими устремлениями людей: желанием выгоды, материального благополучия, собственности.

Авторство приписывают К.Марксу, на самом деле – экономический детерминизм упрощенная трактовка марксизма, проявившаяся в работах его последователей и опозиционеров, например А.Деборина и Н.Бухарина.

Теория Маркса, хотя в ней и говорится об определяющей роли экономики в жизни общества, намного сложнее. Во-первых, не стремления к выгоде и к сытости а способ производства определяют характер общественного бытия и сознания. По Марксу общества или эпохи отличаются не тем, чего люди хотят и что производят, а тем как они это производят. Во-вторых, общественное бытие у Маркса впервые предстает как развитие. В-третьих, Маркс полагал, что в обществе, как и в природе действуют объективные законы. В-четвертых, Маркс считал, что общественное и индивидуальное сознание, духовная деятельность человека, несмотря на вторичность, также влияют на ход истории. Поэтому учение Маркса принято называть не экономическим детерминизмом, а диалектическим материализмом. Несмотря на дискредитацию марксизма в России, это по прежнему самое авторитетное направление в социальной философии и, особенно в политэкономии.

Специальные аргументы марксизма: В пользу первичности экономической реальности свидетельствует тот факт, что экономические законы не зависят от сознания людей, они носят принудительную по отношению к воле субъекта форму, поскольку это отношения между людьми, как материальными существами и определяются материальными условиями их жизни.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 872 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.