Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тропы как выразительные средства языка. (В.8)




Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»)

Например, «странная тишина»,«тихие долины», «янтарный блеск».

Мета́фора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

- « червь сомнения », «пожар небес», « яд желаний ».

Олицетворение – это перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

- Улыбнулась солнцу сонная земля.

- А тайная боль разлуки застонала белою чайкой.

Метони́мия — словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора — «по сходству».

Пример: «Все флаги в гости будут к нам».

А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён.

Гипербола — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности.

- "я говорил это тысячу раз", "волны вставали горами", «в сто сорок солц закат пылал»..

Перифраза – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

- люди в белых халатах, царь зверей, солнце русской поэзии.

Литота - художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для усиления изобразительно-выразительных свойств речи.

- мальчик с пальчик, «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка».

Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному.

Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…»

Оксюмо­рон — художественный прием соединения слов, обозначаю­щих обычно несовместимые понятия:

Например: Но красоты их безоб­разной Я скоро таинство постиг (М. Лермонтов); Есть тоска веселая в алостях зари (С. Есенин); Ты, меня любив­ший фальшью Истины и правдой лжи (М. Цветаева).

1. Омонимы, синонимы, антонимы (§ 7-8)

Омонимами называются слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Например: коса - «вид прически», коса - «сельскохозяйственное орудие» и коса - «мыс, отмель»; заставить - «загородить чем-либо поставленным» и заставить - «принудить кого-то что-то сделать».

Синонимы - это близкие или тождественные по значению слова, которые по-разному называют одно и то же понятие.

Например: румяный - розовый, розовощекий, розоволицый, краснощекий; окрестность - ок

ружность, округа (разг.); преждевременный - ранний, безвременный.

Антонимы - это слова с противоположным значением.
Например, румяный - бледный, весёлый - грустный, вежливый - грубый, здоровье - болезнь, радость - печаль.

2. Устаревшие слова, неологизмы. Фразеологизмы (§ 11, 12)

К историзмам относятся слова, совсем вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех понятий, которые обозначали.

например, боярин, вече, стрелец, опричник, бурмистр и др.
Архаизмы - слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

например, слова брадобрей - парикмахер; сей - этот; понеже - потому что; гостьба - торговля; вежды - веки; пиит - поэт; комонь - конь; ланиты - щеки; наущать - подстрекать; одр - постель и др.

Новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений и качеств, называются неологизмами.

- Инвестор, терминал,клонировать, боулинг, фитнес.

Фразеологизмы – это сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.

Например: зайти в тупик, бить ключом, держать камень за пазухой, водить за нос.

3. Фигуры речи как выразительные средства языка (§ 13)

К фигурам относятся:

Инверсия — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи:

Дар напрасный, дар случай­ный, Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин.)

 

Анафора — повторение слов или фраз в начале смежных высказываний:

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди... Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, (К. Симонов).

 

Эпифора — повторение слов или фраз в конце смежных высказываний:

Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом (М. Светлов).

 

Параллелизм — параллельное расположение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, ос­нованная на одинаковом синтаксическом построении предло­жений:

Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы рас­цветали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила (народн. песня).

Антитеза — резкое противопоставление понятий, мыслей, образов:

Белую работу делает белый, черную работучерный (В. Маяковский).

Градация — последовательное расположение слов или час­тей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) зна­чения: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени (Л.Н. Толстой);

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопроси­тельного предложения: Доколе, счастье, ты венцами Злоде­ев будешь украшать? (М. Ломоносов);

Бессоюзие — построение предложения, при котором одно­родные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов, Швед, русский колет, рубит, режет. Бой ба­рабанный, клики, скрежет (А. Пушкин). Противоположно многосоюзию.

Многосоюзие — повтор союза, ощущаемый как избыточ­ный

И блеск, и тень, и говор волн (А. Пушкин).

 

Парцелляция — художественный прием, состоящий в рас­членении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Например: В вагон еще какой-то тип влазит. Не ста­рый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В рус­ских сапогах (М. Зощенко).

 

К выразительным средствам фонетики относятся:

Ассонанс — повторение в художественном тексте одинако­вых или похожих гласных, которое служит для создания зву­кового образа:

Быстро леч у я по рельсам ч у г у нным. Д у ма ю д у м у сво ю (Н. Некрасов).

 

Аллитерация — повторение в художественном тексте со­гласных.

Довольный празднич­ным обедом, с о с е д с о п и т пере д с о с е д ом (А. Пушкин); Моро­зом выпитые лужи хр у ст ят и хр у пк и, к а к хр у ст аль (И. Северянин).

 

Звукоподражание — передача слуховых впечатлений сло­вами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глу ш и Чуть слы ш но, бес ш умно ш ур ш ат камы ш и (К. Баль­монт).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3576 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2239 - | 2072 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.