глин(о) + о + меша(ть) + -лк(а) — глиномешалка
лев(ый) + о + берег + -н(ый) — левобережный
нов(ый) + о + год + -н(ий) — новогодний.
4) аббревиация (образование существительного на базе сочетания слов, основы которых входят в состав производной основы в усеченном виде)
профком — профсоюзный комитет (результат объединения начальных частей производящих основ)
оргстекло — органическое стекло (объединение начального элемента одного слова с другим словом)
завбазой — заведующий базой (объединение начального элемента одного слова с падежной формой другого слова)
ОРТ — Общественное Российское телевидение (сложение названий начальных букв в производящих основах).
Тропы
Метафора – переосмысление значение слова на основе сходства явлений или их признаков. | Сравните: медведь (животное), медведь (неуклюжий человек).
Метафора близка сравнению, но в отличие от него более лаконична. Волосы, как копна – копна волос.
Олицетворение – стилистический приём, с помощью которого неодушевленные предметы, явления природы предстают в образе человека или другого живого существа. | Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась.
Сравнение - сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. | Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
Метонимия - переосмысление значения слова на основе смежности понятий, их связи. | А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён (связь между местом и людьми, которые находятся в нём). Не то на серебре – на золоте едал (связь между предметом и материалом, из которого он изготовлен). Читаю Пушкина (связь между книгой и поэтом).
Синекдоха - переосмысление значения слова по количественному признаку. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз (француз в значении французской армии).
Эпитет – троп, выступающий в предложении в роли определения или обстоятельства образа действия. Образное определение, придающее речи выразительность. | Тихие долины полны свежей мглой. Лениво и бездумно стоят подоблачные дубы.
Эпитетом может быть метафора или метонимия. | Вся комната янтарным блеском озарена.; Гремят раскаты молодые – метафорический эпитет. Идёт-гудёт зеленый шум – метонимический эпитет.
Гипербола – образное словоупотребление, преувеличивающее какое-либо явление. | На столе… арбуз – в семьсот рублей арбуз. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить тридцать пять тысяч одних курьеров.
Литота – выражение, уменьшающее какое-либо явление. | Мальчик с пальчик.
Оксюморон — соединение противоположных по смыслу слов. | Жаркий лёд.
Перифраз - оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием, содержащем элемент характеристики подчеркивания какой-либо стороны качества, признака описываемого предмета, явления или лица. | Cатиры смелый властелин — Фонвизин. Создатель жанра высокой комедии — Мольер. Туманный Альбион — Англия. Страна восходящего солнца — Япония.
Ирония - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. | В басне Крылова в обращении к ослу: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»
Стилистические фигуры
Антитеза — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их признаков. Противоположность подчёркивается союзами, интонацией и выражается обычно антонимами. | То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.
Градация — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. | При одном предположении подобного случая вы должны были... испустить ручьи... реки, озёра, океаны слёз!
Параллелизм — фигура, которая представляет собой однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей. |
Там — солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь — и гром, и молния, и слёзы.
Разновидностями параллелизма являются анафора и эпифора.
Анафора, или единоначатие, — повторение начальных частей (слов, словосочетаний, частей предложения) в тексте или его фрагменте. |
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И верной правды торжеством...
Эпифора — фигура, обратная анафоре. Это выразительное повторение слов или словосочетаний в конце предложений и абзацев одного текста. | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?
Инверсия — расположение отдельных слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено общими синтаксическими правилами. Необычность синтаксического построения выделяет тот или иной член предложения, усиливает образность слов, усиливает воздействие речи. | Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России?...Время придёт — и будет Россия новая.
Бессоюзие и многосоюзие — фигуры речи, основанные на намеренном пропуске или, напротив, повторении союзов. В первом случае речь становится лаконичной и динамичной. |
Швед. русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Ряд однородных членов. | Я, конечно, в том числе видел и небо, как можно видеть его из
домашнего окна, из окна электрички, сквозь ветровое стекло автомобиля, над
крышами московских домов, в лесу, в просветах между деревьями и когда просто
идёшь по луговой тропе, по краю оврага, по косогору.
Парцелляция – членение предложения на отдельные смысловые части, либо добавление к предложению части, несущей большую смысловую нагрузку. | Звон будильника. Пора вставать.
Риторический вопрос - стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. | Иль нам с
Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?
Вопросно-ответная форма изложения – автор задает вопрос и отвечает на него. | Что такое
Интернет? Некое гигантское скопище информации. В него можно «войти», что-то оттуда «скачать» и спокойно «выйти» — забыть о его существовании до следующего раза.