800 г квашеной капусты, 2 столовые ложки томата- пюре, стебель лука-порея, 10 грецких орехов.
Капусту потушить до полуготовности в минимальном количестве воды, заправить томатом, смешать с орехами, измельченными в крошку, выложить на блюдо горкой. Капусту прикрыть колечками тонко нарезанного лука-порея.
СЕМЕНА ПОДСОЛНЕЧНИКА И ТЫКВЫ
Это исключительно ценные добавки к рациону целебного питания. В ядре семян подсолнечника более 25% сухого остатка полноценного пищевого белка, более 35% жира и значительное количество углеводов. Кроме того, как и всякое семя, подсолнечник богат витаминами, которые укрепляют кожный покров и слизистые оболочки человеческого орга
низма, нормализуют кислотно-щелочное равновесие. Кроме того, семена подсолнечника и тыквы богаты цинком — незаменимым элементом для функционирования вилочковой железы, которая, по всей видимости, имеет регуляторную функцию. Семена исключительно украшают блюдо своеобразным вкусом. Их можно слегка обжаривать на сухой сковороде, но ни в коем случае нельзя покупать семечки поджаренными. Заранее приготовленная пища не приносит человеку пользы.
Молочко из отварных семян подсолнуха — это наглядное подтверждение пословицы «нет худа без добра». Если бы у нас в магазинах продавались очищенные семена, мне бы, пожалуй, и в голову не пришло, что множество блюд можно приготовить из неочищенных семечек. Больше того, оказалось возможным использовать семена арбуза, дыни, тыквы и перезревших кабачков. У меня, как у любой хозяйки, нет времени, чтобы удалить с них шелуху, поэтому я решила жарить семечки на сухой сковороде так, чтобы ядро оставалось холодным, а шелуха — раскалялась. После этого я перемалываю горсть семян в кофемолке и варю получившуюся муку в кипятке 5 минут. Достаточно процедить полученный отвар через ситечко, сдобрить его ложкой меда, и вы получите не только очень полезный, но и исключительно вкусный напиток, который любят и взрослые и дети. На полученном молочке можно приготовить деликатесные соусы и салаты. Молочко из свежесмолотых семян подсолнечника, тыквы, арбуза и т. д. позволяет нормализовать детское питание, которое у нас в стране невероятно запущено.
БОБОВЫЕ
Содержат большое количество белков. Среди них известен белок, который тормозит действие пищеварительных ферментов и разрушается только при длительном нагревании. Вполне понятна и обоснована народная традиция раз
варивать все бобовые и особенно фасоль. Это единственный среди других продукт, который требует длительной термической обработки. Чечевица доводится до готовности при кипении в течение 30—40 минут, горох вдвое дольше, а фасоль — вдвое дольше гороха. Бобовые принято замачивать за сутки или даже за двое суток до приготовления. При этом нужно помнить о свойстве бобовых закисать и загнивать. Поэтому при их замачивании меняют воду каждые 5—6 часов, а в период варки — после первых 1,5 часов. Ингибиторы, тормозящие процесс пищеварения, прекращают свое действие после часового кипения. Поэтому принято первый бульон сливать и только второй употреблять в пищу.
Всегда нужно помнить, что бобовые особенно богаты белком, поэтому много их есть не следует.
Фосфорные соединения, так называемые фитаты, которыми наиболее богаты бобы и горох, обладают свойством соединяться с токсичными и радиоактивными элементами, которые выводятся через кишечник. Это делает бобовые исключительно ценным продуктом питания.
В литературе есть четкие указания на то, что применение соевых бобов и других бобовых позволяло остановить рост раковых опухолей в организме лабораторных животных. Возможно, именно это свойство фитатов делает вегетарианцев более здоровыми, редко болеющими опухолевыми заболеваниями и другими хроническими болезнями. Этим может объясняться и активное долголетие вегетарианцев. Однако следует помнить, что фитаты образуют сложные соединения не только с токсичными веществами, но могут соединяться и с необходимыми организму элементами, такими, как цинк и кальций, уменьшая их содержание в организме.
Внимательно следует относиться к ингибиторам бобовых, которые снижают уровень поглощения вредных белков, но могут уменьшать и общий уровень белков в организме. При целительном питании человеческий организм к этому приспосабливается, поэтому важно не нарушать правил питания.
Хочу еще раз напомнить читателям, что вегетарианство и целительное питание — отнюдь не одно и то же. И если я обращаюсь к опыту вегетарианцев, то преследую при этом единственную цель — показать, что даже один только отказ от потребления животных белков, жиров и углеводов дает человеку возможность избежать многих болезней и несколько увеличить продолжительность жизни.
Завершая краткую характеристику бобовых культур, хочу подчеркнуть, что многие из них могут употребляться и в сыром виде. Это относится к стручковым культурам: чечевице, белой и цветной фасоли, зеленому горошку, бобам, соевым бобам. Употребляя их в зеленом виде вместе со створками, мы значительно улучшаем обмен веществ в своем организме. Витамин Е, белки и минеральные вещества, входящие в состав бобовых, позволяют считать их наиболее ценными овощами. Особо хочу остановиться на арахисе. Это южное однолетнее растение, бобы которого как бы упакованы в жесткую коробочку. Многие ошибочно принимают его за орехи и едят сырыми. Это ошибка. Арахис обладает свойствами ингибитора, нарушающего процесс пищеварения в желудочно-кишечном тракте, поэтому потреблять его можно после термообработки, да и то в небольших количествах. Несколько лет назад ко мне обратился мужчина средних лет — профессиональный физкультурник. Не желая терять спортивной формы, он самостоятельно перешел на потребление сырой пищи. Чтобы сохранить калорийность своего рациона на уровне, рекомендуемом теоретиками сбалансированного питания, он за год съел около 12 кг арахиса. При этом состояние его желудочно-кишечного тракта доставляло этому человеку жестокие страдания. Понадобилось не менее шести недель, чтобы восстановить его здоровье. Поэтому я не рекомендую арахис как продукт питания, который можно употреблять в сыром виде.
В целительном питании бобовые, пожалуй, единственный вид продуктов, которые в готовом виде можно хранить в холодильнике, не опасаясь за сохранность их питатель
ных свойств. Из чечевицы проще всего варить хорошо известную чечевичную похлебку. Ее можно есть хоть каждый день. Она содержит достаточное количество фитатов, которое вместе с тем не будет избыточным. Противопоказанием может быть плохое состояние желудочно-кишечного тракта и особенно толстого кишечника.
Чечевичная похлебка
2 столовые ложки чечевицы без верха на порцию, головка репчатого лука, 1 морковь, корень петрушки, 1 репа, пучок огородной зелени, лавровый лист, душистый перец горошком.
Воды налить в кастрюлю побольше, так как суп будет вариться долго и часть воды выкипит. Варить чечевицу до готовности, пока она не станет достаточно мягкой, но еще сохраняет форму. Ввести в кастрюлю мелко шинкованный лук. Морковь и петрушку порезать кубиками. Следует учитывать, что чечевица придает блюду некрасивый серый цвет, поэтому яркие ингредиенты будут кстати. Лаврового листа можно положить побольше.
Чечевица
500 г чечевицы, большая луковица, стакан овощного бульона, красный молотый перец, томат-пюре.
Чечевицу замочить на сутки, несколько раз сменив при этом воду. Перед варкой воду слить, залить новую и варить в течение часа. Вновь слить воду, залить чечевицу бульоном, дать покипеть на медленном огне еще 30—40 минут, затем ввести шинкованную луковицу, томат-пюре, тонкой струйкой влить бешамель с хреном.
Бобовый соус 4
2 стакана соевых бобов, 1 л воды, 3 луковицы, 2 столовые ложки растительного масла, красный молотый перец, имбирь, лавровый лист.
Соевые бобы замочить на двое суток, время от времени меняя воду. На третьи сутки воду слить, залить свежую и поставить бобы на огонь. Варить бобы на небольшом огне, при необходимости доливая воду. Через 1,5 часа воду вылить и залить новую. Кипятить еще 1—1,5 часа. Так принято делать и со всеми остальными зрелыми бобовыми. По истечении указанного времени бобы отбросить на дуршлаг, а на бульоне, в котором они варились, приготовить соус. Для этого потребуется стакан бульона, но остальной бульон не выливайте, так как он может пригодиться для другого блюда.
В стакане бульона доварить бобы с мелко нашинкованным луком, лавровым листом и пряными травами. В соус с бобами ввести 2 столовые ложки без верха томатной пасты и примерно 3 стакана огородных или диких трав: крапиву, укроп, петрушку, мяту, молотую сныть и молодые листики черной смородины. Снять с огня, часть бобов размять с растительным маслом и ввести в соус.
Салат из молодых стручков фасоли
2 стакана фасоли, луковица, чайная ложка растительного масла, 1/4 чайной ложки красного молотого перца.
Зачистить фасолевые стручки, мелко нашинковать лук. Растительное масло смешать с красным молотым перцем. Отварить фасоль вместе с шинкованным луком. Откинуть на дуршлаг, положить в салатницу, сбрызнуть маслом и густо посыпать зеленью.
Горошек с морковью
500 г гороха, 1,5 л воды, 500 г моркови, пучок петрушки.
Горох замочить в воде на сутки, сменить воду и варить до готовности. Тем временем тщательно промыть клубни моркови и срезать испорченные места. Молодую морковь можно нарезать крупно, старую — кружочками. Через 1,5 часа- сменить воду в горохе и продолжать варить еще 1,5 часа, заправить пряностями. Через 2 —3 часа варки положить морковь, довести до готовности. Готовое блюдо засыпать зеленью петрушки.
ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ
Зимой, в самый трудный для человека период года, нас с незапамятных времен выручают зерновые культуры в сочетании с семенами и орехами. Зерна богаты белком и углеводами, а семена и орехи — белком и жиром. Что касается витамина С, необходимого человеку, его можно получить, потребляя плоды шиповника, немного сушеной зелени, немного свежей, которая всегда должна расти на подоконнике, отвар из хвои.
ПРОРАЩЕННАЯ ПШЕНИЦА
В технологии приготовления блюд по рецептам целебного питания существует кулинарный прием, отсутствующий во всех других видах питания: проращивание зерен > пшеницы.
Эта несложная операция позволяет за один-два дня увеличить содержание в пшенице витамина Е в сотни раз, витаминов группы В — в 6 раз. Возрастает также концентрация абсолютно необходимых нашему организму элементов: железа, кальция, фосфора, магния и других. Проращенная пшеница хорошо действует на иммунную систему.
Как же проращивать зерно? Прежде всего его необходимо перебрать, промыть и быстро высушить или протереть влажной салфеткой. Зерно насыпают в 3—4 слоя в плоскую стеклянную, фарфоровую или в крайнем случае эмалированную посуду, увлажняют (но не заливают водой) и накрывают влажной салфеткой. Вода (лучше родниковая) должна быть комнатной температуры.
Существует мнение, которого придерживаюсь и я, что ростки не должны превышать 1—2 мм, так как при дальнейшем дроращивании возрастают ингибиторные (то есть тормозящие пищеварение) свойства зерна.
Употреблять проросшее зерно можно в различных видах. Дети, например, просто поедают разбухшие, размягченные влагой зерна, называя их орешками.
Мужчины, особенно если они не избалованы женским вниманием, предпочитают поступать иначе: дважды прокручивают в мясорубке разбухшие зерна, формируют из полученной массы большую лепешку толщиной 2—3 см и выпекают в духовке. Однако я считаю это нежелательным, поскольку термическая обработка снижает целебные свойства продукта.
Крем из проросшей пшеницы
У меня дома он стал традиционным. Зерно дробится в однообразную массу в миксере, кофемолке или мельничке, разводится водой или любым свежеприготовленным овощным соком, лишь бы он не был сладким. Разведенная в чашке мука вливается тонкой струйкой при постоянном помешивании в воду, кипящую в чугунке или кастрюле с толстым дном.
Прелесть приготовляемого блюда зависит от добавок. Это может быть слегка спассерованный лук, квашеная капуста, нарезанная мелкими кусочками, помидорный сок или даже паста, чесночное масло, мой любимый соус с кунжутом или другие специальные заготовки, о которых я скажу ниже.
Крем может быть смягчен небольшим количеством масла, желательно растительного, но не имеющего специфического запаха, — соевого, кунжутного, кукурузного, оливкового. Не возбраняются, напротив, приветствуются природные пряности. Это прежде всего ароматная зелень — петрушка, укроп, сельдерей, кинза, базилик и другие. Хорошо применять и восточные пряности: корицу, гвоздику, душистый горошек, имбирь.
ХЛЕБ
Об этом вкусном, душистом творении рук человеческих мне говорить непросто. Хлеб не раз спасал миллионы людей от голодной смерти, с ним исстари связывали достаток в доме. И я сама с детства воспитана не просто в уважении, а в почитании к этому дару природы.
Но чем старше я становилась, чем глубже проникала в сферу взаимоотношений человека и окружающего его мира, тем чаще возникал вопрос: почему это добрые от природы люди не задумываются, что творят, лишая хлеб его животворной силы. Как можно, взяв полноценное зерно, вырвать из него с помощью совершеннейших машин живой зародыш, ободрать с поверхности зерен все пять слоев белковых оболочек, которые созданы природой для преобразования содержащегося в пшенице крахмала, и лишать его тем самым важнейших питательных свойств.
Читатель уже знает, что речь, по существу, идет об уничтожении механизма «самопереваривания», который помогает нашему организму лучше усваивать питательные вещества, содержащиеся в пшеничных зернах. И что же остается в тонкой, белоснежной муке, которую мы получаем после того, как размолотое хлебное зерно преодолеет все километры труб в недрах мукомольных агрегатов? Голый крахмал, лишенный каких-либо свойств живого. Но на этом злоключения пшеничного зерна не кончаются. Муку обогащают всевозможными искусственными витаминами, вводят другие химические добавки. В пекарнях с механической обработкой теста в него добавляют химические рыхлители, вкусовые отдушки, а иной раз и сахар, хотя специалистам должно быть хорошо известно, что крахмал и сахар несовместимы. В своей книге «Формула здоровья и долголетия» я уже описывала известный опыт, свидетельствующий о том, что сладкий вкус во рту является для нашей саморегулирующей системы сигналом: крахмал в сахаре преобразован и вводить в слюну крахмалпреобразующий фермент птиалин нет смысла. В результате процесс ферментативной обработки хлеба нарушается в самом начале.
В тесто добавляется также поваренная соль, которая оказывает на организм отрицательное воздействие.
И меня вовсе не удивляет тот факт, что в своей врачебной практике я сплошь и рядом сталкиваюсь с негативными последствиями употребления хлеба. Да вы и сами може
те убедиться в этом, взглянув на наших располневших, со вздутыми животами женщин из низкооплачиваемых слоев населения, для которых хлеб — преобладающий продукт питания.
Я немало размышляла над тем, как приготовить такой хлеб, который был бы лишен недостатков фабричного. Мои многочисленные ученики и последователи хорошо помнят один из рекомендованных мною рецептов: прорастить пшеницу, высушить ее, перемолоть на домашней мельничке или в кофемолке и выпекать лепешки на хмелевых дрожжах, без тех десятков химических добавок, которыми «славен» наш «Бородинский», «Рижский» и другие сорта хлеба. В организуемых мною школах здоровья и на семинарах всегда находились умельцы, выпекавшие вкусные, ароматные лепешки.
И все же в результате тщательной проработки этого вопроса, многочисленных экспериментов я пришла к твердому выводу, что и такие лепешки — не более чем средство, позволяющее прийти в конце концов к полному отказу от хлеба.
Не буду лукавить, ломтик хлеба для меня по-прежнему наилучшее лакомство, и все же я вынуждена была отказаться от него. Потребление хлеба, особенно в преклонные годы, создает в буквальном смысле этого слова невыносимые условия для нашего организма. Впрочем, вам самим решать, будете ли вы по-прежнему есть хлеб. Но чтобы привычки не взяли верх над разумом, дам вам некоторую информацию к размышлению.
Что, казалось бы, общего между абхазцами и якутами? Одни живут на Кавказе, другие — в студеной Якутии. Правда, представители и одного и другого народа отличаются завидным долголетием. Тот, кто хотя бы раз присутствовал на выступлениях ансамбля танца 100-летних абхазцев* не забудет ошеломляющего впечатления, которое оставляют эти энергичные, грациозные люди. Назвать их стариками у меня просто не поворачивается язык: полет, ветер, вихрь!
Общее между двумя народами — отсутствие в их рационах питания хлеба. А как же чуреки, лаваш, другие не менее известные на Кавказе сорта хлебных изделий? Разве абхазцы не потребляют их? Может быть, это покажется вам странным, но нет, не потребляют. Точнее, в городах потребляют, хотя ни лаваш, ни чурек, ни просто привычный нам хлеб никогда не входили в рацион питания абхазцев. Все это пришло в быт абхазских горцев от представителей других народов. Поднимитесь повыше в горы, и ни в одном абхазском селении вы хлеба и хлебных изделий не найдете. Его заменяет мамалыга. Абхазские женщины перемалывают на ручных мельницах из кованого железа кукурузу и из полученной муки варят нечто вроде очень плотной каши. Ее нарезают ломтями и едят с сыром, зеленью. Кстати, мяса в рационе абхазцев в 5 раз меньше, чем у москвичей. Барашка режут лишь по случаю праздника или приезда гостя.
Еще одна особенность питания абхазцев: пищу они едят только свежеприготовленную. Остатки никогда не разогревают, а сметают со стола и отдают скоту.
Что касается якутов, то об особенностях их быта я впервые услышала в Доме ученых новосибирского Академгородка, где я частая гостья. Но в тот самый первый раз меня привез туда академик А. Г. Аганбегян для участия в клубе интересных встреч. Среди вопросов, которые мне там задавали, был и такой: почему средняя продолжительность жизни якутов составляет 133 года? Признаться, для меня это было новостью. И я, не откладывая дела в долгий ящик, поехала в Якутию, чтобы познакомиться с бытом коренных жителей.
Там я узнала, что хлеба они тоже не едят, за исключением городских жителей. Основное блюдо в рационе их питания — строганина из свежезамороженного мяса или рыбы, которую присыпают перетертым в порошок сухим оленьим мхом — ягелем или порошком из сушеного хвоста сентябрьского изюбра. Как видите, в пищу идут продукты, не подвергшиеся термической обработке и потому сохраняющие
свои естественные биологические свойства, в том числе и свойство «самопереваривания». Отвлекаясь от темы о хлебе, приведу еще две особенности быта якутов, которые объясняют, на мой взгляд, их долголетие. Одну из них я упоминала в своей первой книге «Формула здоровья и долголетия» — обычай закаливания с младенческого возраста, когда голенького ребенка периодически кладут в выкопанную в снегу ямку и держат там некоторое время. Взрослые якуты шапок как таковых не признают, ограничиваясь наушниками, а в пургу набрасывают на головы капюшоны. И еще. Как мне показалось, всем видам передвижения они предпочитают бег.
Но что было особенно близким и понятным мне с позиций моей системы естественного оздоровления, так это привычка якута петь во время длительных поездок на оленьих упряжках, описывая все, что он видит в пути. Как выражаются некоторые шутники: «Что вижу, то пою». Это сразу же ассоциировалось у меня с являющейся частью моей системы динамической аутогенной тренировкой. В чем ее особенность, читатель уже знает: сознание переключается на восприятие природы, чтобы исключить его влияние на подсознательную саморегуляцию организма. То же самое происходит с человеком, когда он выражает свое восприятие природы в форме песни. И что особенно важно: человек поет, не напрягая голоса, практически на одной ноте. А с физиологической точки зрения это не что иное, как продолжительный выдох, превышающий по длительности вдох. Как читатель увидит чуть ниже, на таком принципе построены все восточные дыхательные упражнения.
Кстати, привычка петь в пути свойственна представителям многих народов. И подшучивать, а тем более смеяться над ней, как теперь видите, по меньшей мере глупо. Не лучше ли будет, если мы научимся видеть в обычаях других народов, пусть даже представляющихся нам на первый взгляд странными, непривычными, проявления их глубинной, органичной связи с природой, чего человеку искусственному,
порожденному современной деформированной цивилизацией, так не хватает.
Однако вернемся к разговору о хлебе. Я вспоминаю одного из моих самых первых ббльных Николая Терентьевича, страдавшего тяжелой формой гормонально зависимой астмы. Избыток лекарств, принятых им за годы лечения, превратил Николая Терентьевича в трясущуюся развалину. Я приложила невероятные усилия, чтобы вырвать его из лап грозной болезни. Сняла все лекарства, которыми его так усердно пичкали, заставила двигаться, выполнять дыхательные упражнения, закаливающие процедуры. Вскоре он превратился в видного мужчину с шапкой густых белоснежных волос и черными выразительными глазами. Дыхание его стало свободным, легким.
Почувствовав себя здоровым, Николай Терентьевич допустил типичную для некоторых излеченных мною пациентов ошибку: он решил, что теперь может позволить себе отступления от естественного образа жизни. Как будто бы речь идет о какой-то таблетке: болен — глотаешь ее, поправился — глотать перестаешь. Но, подчеркиваю еще раз, предписанный нам природой образ жизни — не горькое лекарство. Это единственно возможное состояние, в котором только и может нормально функционировать организм. Как, например, рыба в воде.
Так вот, мой Николай Терентьевич вернулся к своему любимому черному хлебу, стал съедать его не менее 1 кг в день. Я уж и стыдила его, и уговаривала:
— Николай Терентьевич, ведь умрете же.
— Лучше умру, а хлеб есть буду,— отвечал он.
И ел.
В результате через какое-то время его не стало. Правда, умер он не от астмы, а при явлениях обширного инфаркта. Но это ничего не значит, точнее, означает одно: если вы создаете своему организму противоестественные условия существования, его саморегуляция нарушается и болезни, самые разные, не заставят себя ждать. А вот жена Николая
Терентьевича, страдавшая раком сигмовидной кишки, прожила в системе естественного оздоровления до глубокой старости и пережила мужа на 15 лет.
Весной 1991 года я решила провести на себе еще один эксперимент, чтобы проверить, не отказ ли от хлеба является причиной моего хорошего самочувствия. Я вспомнила, что в прежние годы, когда отдыхала в Кисловодске в санатории кардиологического профиля, по настоянию врачей должна была в течение нескольких дней проходить период адаптации и избегать прогулок с подъемами в гору. Правда, впоследствии обо всех этих запретах я забыла и по приезде в санаторий первым делом поднималась на Большое седло, даже не ставя врачей в известность.
Но на этот раз, в январе 1991 года, попросила их проконтролировать мое состояние перед подъемом на Большое седло и после возвращения. Все физиологические параметры — прежде всего дыхание и пульс — оказались в норме. После этого я начала есть хлеб и делала это в течение трех месяцев. Приехав снова в Кисловодск, попросила врачей зафиксировать результаты эксперимента. Но еще до их заключения мне стало ясно, что потребление хлеба не прошло даром. Поднимаясь на Большое седло, я ощущала нехватку воздуха, дискомфорт. Данные обследования подтвердили мои субъективные ощущения. Я прибавила в весе, организм работал с перегрузками, в напряженном адаптационном режиме, частота дыхания и пульс заметно превышали показатели, зафиксированные три месяца назад.
Тогда у меня отпали последние сомнения в том, что хлеб, несмотря на его древнее происхождение, не прибавляет человеку здоровья, а напротив, вызывает нарушения саморегуляции человеческого организма и связанные с ними хронические заболевания.
Очевидно, это объясняется тем, что при выпекании в духовке при температуре около 300° С или на сковороде, где нагрев доходит до 250° С, происходят необратимые разрушения структуры воды, входящей в состав теста, и белков, что
делает их плохоусвояемыми. Здесь, по-видимому, и кроется разгадка негативного отношения многих ученых к хлебу. Так, один из наиболее известных гигиенистов в области питания Г. Шелтон пишет, что самое большое несчастье человека — изобретение хлеба. Очевидно, именно поэтому он считает все зерновые культуры неполноценным продуктом питания.
Что касается меня, то я в лечебном питании достаточно широко использую зерновые, хотя и варьирую их применение в зависимости от состояния больного и особенностей его организма. Одним назначаю блюда из овса, другим — из пшеницы, третьим — из риса. Для здоровых же людей никаких ограничений на потребление пшеницы, ячменя, риса, ржи, кукурузы, гречихи, проса и других семян травянистых зерновых растений нет. Их можно проращивать, измельчать, готовить густые или жидкие каши, отваривать клецки, галушки, лапшу, любые другие блюда, какие только придут вам в голову (соусы, например, кремы и т. д.). Главное — соблюдать правила их приготовления, существующие в кухне целебного питания и приведенные в этой книге. Основное из этих правил — при тепловой обработке исходных продуктов никогда не превышать температуру кипения воды, а саму термообработку ограничивать несколькими минутами.
БЛЮДА ИЗ ПРЕСНОГО ТЕСТА
В рационы целебного питания продукты, приготовленные из дрожжевого теста, не входят, так как нарушают кислотно-щелочное равновесие в организме и даже, по данным некоторых ученых, могут стать причиной онкологических заболеваний. Как я полагаю, это объясняется изменением биологических свойств зерна под воздействием высоких температур в процессе выпечки.
Однако соответствующим образом приготовленное пресное тесто используется в целебном питании очень широко. Преж
де чем перейти к рецептам блюд из такого теста, расскажу о том, как оно готовится.
Пресное тесто
1 кг муки, 2 стакана теплой воды.
Смешать муку с водой. Консистенция теста должна быть такой, чтобы его можно было разрезать ножом. Строго выдержать соотношение воды и муки невозможно, потому что мука может быть различного качества. Лучше проверить тесто на готовность, придав ему шарообразную форму и оставив под влажной салфеткой на 15 минут. Если после этого тесто не тянется за ножом при разрезании, его можно считать готовым. Если оно окажется слишком жидким, промять его на доске, подпыленной мукой.
Если мука приготовлена из обсушенной проращенной пшеницы, перемолотой перед приготовлением теста, блюдо будет очень полезным для здоровья. Задача состоит в том, чтобы правильно его сварить. При выпекании в духовке или обжаривании в масле все ценное в зерне под воздействием высокой температуры (выше 100° С) уничтожается. Происходят неблагоприятные структурные изменения, которые нарушают процесс усвоения пищи. Я предполагаю, что именно это способствует нарушению естественной для человека ферментативной обработки пищи в кишечнике. Поэтому лучше учиться готовить блюда из теста в кипящей воде или на пару.
Лапша
500 г муки, 3/4 стакана воды, 0,5 чайной ложки лимонного сока, столовая ложка растительного масла.
Смешать холодную воду с лимонным соком и растительным маслом, размешать эту эмульсию с мукой в миске. Замесить тесто рукой или деревянной лопаткой, выложить на подпыленную мукой доску. Скатать шар и завернуть его во влажную салфетку. Затем выложить тесто на доску, подпыленную мукой. Сначала размять рукой толстую лепешку, а
затем раскатать тесто в тонкий пласт скалкой. Меня научили туркменки в пресное тесто добавлять лимонный сок, смешанный с маслом, после чего тесто легко раскатывается в тонкий пласт толщиной чуть ли не в папиросную бумагу. Когда пласт готов, его чуть-чуть подпыливают мукой и заворачивают в трубочку или складывают пласт вдвое, вчетверо и т. д. и нарезают соломкой. Соломку разбрасывают по доске, чтобы она слегка подсохла. Лапшу можно использовать во многих блюдах, можно заготавливать ее и впрок, но ненадолго.
Овощной суп с лапшой
Стакан муки, желательно свежеприготовленной из просушенных зерен проращенной пшеницы, большая головка репчатого лука, 2 клубня топинамбура или картофеля, корень петрушки, по одной морковке и репке, небольшой пучок укропа, лавровый лист,.2—3 зернышка душистого горошка.
Вскипятить воду в кастрюле. Напомню, что алюминиевые кастрюли абсолютно не пригодны для приготовления пищи. Первыми положить нашинкованный картофель и мелко шинкованный лук, затем нашинкованные морковь, петрушку и репку. Детям обычно особенно по вкусу вареные кусочки репки, поэтому ее мелко шинковать не надо. Через 2 —3 минуты после закипания бросить в кастрюлю лапшу, лавровый лист и перец. Кипятить следует не более 2—3 минут. Сдвинуть кастрюлю на край плиты, дополнить теми пряностями, которые вам больше по вкусу. Моя семья любит бадьян, тмин, анис, черный перец, кориандр. Все это стоит в закрытых баночках в виде порошка, растертого в кофемолке. В комбинации этих порошков есть какая-то закономерность, но смешиваются они обычно по вкусу хозяйки. Красный молотый перец всегда можно положить в суп, но очень умеренно. Присаливать можно морской или каменной солью или соевым соусом. Это очень хорошие добавки к питанию, принятые в корейской кухне. Приготовлены они из сои с
примесью зерен пшеницы и морской соли. Готовятся они месяцами. Не берусь самостоятельно сделать это блюдо, но могу подтвердить его целебное действие. Искусственная приправа с глютаматом натрия также украшает суп, но из предубеждения против искусственной химизации пищи рекомендовать его не могу. Замечала, что глютамат натрия способствует аллергической реакции, поэтому мои пациенты предпочитают иные приправы.
Лапша с весенней зеленью
3 стакана свежеприготовленной лапши, 2—3 клубня топинамбура, стакан нашинкованных листьев крапивы, стакан нашинкованных листьев редиски или репки, стакан листьев одуванчика, подорожника, кислицы, мокрицы и лебеды; головка репчатого лука, лавровый лист, бутон гвоздики, 2—3 зерна душистого горошка.
В кипящую воду бросить мелко шинкованный лук и специи, затем нарезанные кубиками клубни топинамбура и лапшу. Процедить бульон, в лапшу ввести мелко шинкованную зелень, выложить в небольшое блюдо, слегка сбрызнуть растительным маслом и подать к столу. Для тех, кто еще не отказался от молочных продуктов, хорошей приправой может быть томатная паста, разведенная сметаной.
Ваджа почти по-узбекски
300 г картофеля, редька, 200 г помидоров, по корешку моркови и петрушки, стручок болгарского перца, 300 г свежей капусты, головка чеснока, пряности по вкусу, стакан бульона, оставшегося от приготовления блюда, описанного выше.
Мелко нашинковать картофель, редьку, морковь и петрушку. Проварить овощи в бульоне в течение 4 минут. Ввести в кастрюлю перец, нарезанный кольцами, и капусту, нарезанную соломкой. Варить на небольшом огне. Капуста должна остаться с хрустинкой, картофель же сварить полностью. Кастрюлю отставить на край плиты и заправить мелко
нарезанными помидорами вместе с растертым чесноком. Все это соединить с отварной лапшой. Лапшу всегда следует отваривать непосредственно перед едой.