www.e-puzzle.ru
Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2005, 320 с.
© Г.С. Шаталова, 2003 © ЛИТУР, 2003 ISBN 5-89648-124-1 © ЛИТУР (оформл.), 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Часть первая
ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛЕБНОЕ ПИТАНИЕ 11
ГЛЙВЙ. X
ЧЕМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК? 12
Отец скорби — испорченный желудок 12
Парадокс «научно обоснованных» норм 13
Факты — хлеб науки (мои эксперименты) 15
Глава II
ДУХОВНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ПИТАНИЕ 28
Память Вселенной 28
Микромодель духовно здорового общества 30
Гримасы прогресса 33
Регулируют подсознание и сознание 35
Духовность питания в верованиях древних 36
Современный человек: в ярме привычек и пристрастий 37
Глава III
ЧТО ТАКОЕ ВИДОВОЕ ПИТАНИЕ 40
Мудрое изобретение природы 40
Для чего нужен механизм «самопереваривания»..42
Всеяден ли человек? 44
Видовое питание и чистота организма 46
Самый видовой продукт 49
Сколько у организма человека источников
энергии и вещества? 51
Формула долголетия 57
Не сотвори себе кумира 62
Глава IV
НЕРАДИВЫЕ УЧЕНИКИ МУДРОГО УЧИТЕЛЯ... 70
Вопреки предписаниям природы 70
Лишний вес — лишние энергозатраты 72
По законам природы 74
Поспешай медленно 77
Голод и аппетит 79
Питание и Космос 81
Особенности перехода на целебное питание 83
Очистительные процедуры 85
Техногенные загрязнения и целебное питание... 87
Выбор продуктов питания 93
Кулинарная обработка исходных продуктов 99
Правила приема пищи 100
Глава V
БОГАТСТВА, ДАРОВАННЫЕ ПРИРОДОЙ 102
Соусы 103
Приправы и пряности 109
Картофель и топинамбур 110
Капуста 125
Лук 144
Чеснок 145
Огородная зелень 146
Морковь 152
Огурцы 157
Помидоры 159
Физалис 163
Тыква 164
Свекла 165
Кабачки и патиссоны 167
Баклажаны 170
Дикорастущие травы и растения 171
Орехи 175
Семена подсолнечника и тыквы 182
Бобовые 183
Зерновые культуры 188
Салаты из сырых овощей 215
Супы и похлебки 219
Часть вторая
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ЦЕЛЕБНОГО ПИТАНИЯ 227
Глава VI
ТУПИКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ 228
Утопающий хватается за... экстрасенса 228
Враги или друзья? 231
Иммунологические барьеры живого организма... 233 Напутствие нетерпеливому читателю 240
Глава VII
ПРОФИЛАКТИКА ХРОНИЧЕСКИХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ 244
Два слова о саморегуляции 244
Нужны ли человеку «тормоза»? 246
Восстановление природного иммунитета 250
Профилактика нарушений дыхания 252
Глава VIII
ПИТАНИЕ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ 257
В заколдованном круге болезни 257
Искусство врача 259
Два взгляда на человеческий организм 261
Противостояние: природа против... хирургии... 266 Кисловодск — Москва и... обратно 269
Глава IX
РОЛЬ ПИТАНИЯ В ВОЗНИКНОВЕНИИ
И ЛЕЧЕНИИ РАКА 272
В разладе с природой 272
«Эгоисты» и «коллективисты» 274
Излечим ли рак?..275
В союзе с организмом, а не против него 277
Борюсь за человека, пока он сам хочет этого... 280
Лечение по... видеопереписке 286
Особенности лечения рака 287
Стратегия и тактика лечения 291
Лечебное голодание: «за» и «против» 294
Водопотребление при раке 298
Сокотерапия 300
Уринотерапия 302
Сигнал тревоги 303
Правила здоровья 306
Некоторые лекарственные растения, используемые в народной медицине для лечения рака 313
Послесловие 315
Шаталова Г.С. - Выбор пути
Жизнь есть источник радости; но в ком говорит испорченный желудок, отец скорби, для того все источники отравлены.
ФРИДРИХ НИЦШЕ «Так говорил Заратустра»
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Мы видим реальный мир таким, каким воспитаны его воспринимать». На эту мудрую мысль я натолкнулась в книге Карлоса Кастанеды «Учение дона Хуана. Путь знания индейцев яки», с которой впервые познакомилась много лет назад в альпинистском лагере в горах Алатау.
Здесь, вдали от цивилизации, в обстановке автономного существования, проходил один из первых моих экспериментов, целью которого было изучение оптимального рациона питания человека при длительных и тяжелых физических нагрузках. Помню, с какой радостью трое подготовленных по моей системе молодых мужчин-альпинистов, отправляясь на трудное восхождение, оставили в лагере тяжелые рюкзаки с консервами, колбасами, сыром и хлебом, заменив их небольшими сумками у пояса, и какими бодрыми, жизнерадостными вернулись они через шесть дней, совершив нелегкий подъем на «пятитысячник».
Проводив их, я осталась наедине с упомянутой мною книгой, отпечатанной на папиросной бумаге ротапринтным способом. Я буквально «проглотила» ее, настолько необычным и одновременно точно отражающим порядок вещей показалось мне мировосприятие индейцев яки. С тех самых пор я укрепилась в своем стремлении не доверять слепо общепринятым, кажущимся незыблемыми представлениям в науке и в жизни. И, как мне довелось не раз убеждаться, была права.
В современной науке, в том числе и в науке о питании, немало ошибочного, идущего от низкого уровня познания мира. Однако это не мешает человеку самонадеянно полагать, что он умнее живой природы и может не считаться с ее законами. Квинтэссенцией этого мировоззрения стало известное выражение: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». И берем, насилуя и разрушая ее.
Между тем законы природы мудры. В ней органично сливаются материальное и идеальное, малое и великое, частное и общее, все, что мы, словно малые дети, ломающие любимые игрушки, разбираем на части, на составные элементы, изучаем их, каждый в отдельности, надеясь понять принцип действия целого. Такой способ исследований преобладает сегодня и в естественных науках и в философии, призванной осмысливать добытые учеными объективные факты.
Отрицать подобный метод познания мира было бы и бессмысленно, поскольку он существует, и неразумно, учитывая значимость полученных с его помощью результатов. Но метод этот несет в себе и серьезную опасность. Беда заключается в том, что и естественные науки и философия, не оплодотворенные духовностью, зачастую рождают настоящих монстров — таких, например, как теория сбалансированного питания.
Весь мир склоняет головы в память о десятках тысяч людей, погибших в атомном смерче Хиросимы и Нагасаки. Всех нас потрясла чернобыльская трагедия. Но в то же время мы не даем себе труда хотя бы на миг задуматься о чудовищных последствиях безраздельного господства упомянутой «теории», которая ежегодно уносит жизни миллионов и миллионов людей, безвременно погибающих от освященного ее авторитетом противоестественного, противопоказанного человеческому организму питания.
Духовность — вот тот водораздел, который отделяет целебное питание, являющееся неотъемлемой частью созданной мною целостной системы естественного оздоровления,
от так называемого сбалансированного. Причем под словом «духовность» я подразумеваю не просто образованность, начитанность, знание музыкальной грамоты или умение разбираться в стилях, жанрах и направлениях искусства, а способность воспринимать, ощущать каждой клеткой своего тела гармонию многоликого, многоцветного, многообразного и в то же время единого мира.
Я не буду останавливаться здесь на многочисленных пороках теории сбалансированного питания, так как это достаточно полно и доказательно будет сделано в последующих главах книги. Скажу лишь, что эти «врожденные» пороки делают теорию сбалансированного питания неполноценным дитятей не менее неполноценной цивилизации, в центре внимания которой оказалось удовлетворение не насущных естественных потребностей человека, а его стремления к удовольствиям и ложно понимаемому комфорту. К чему такая погоня приводит, я уже показала в предыдущей своей книге «Формула здоровья и долголетия» на примере крыс, которых приучили нажатием педали раздражать слабым электрическим импульсом центр удовольствия в их головном мозге. В результате животные превратились в настоящих наркоманов. Нечто подобное при прямом соучастии теоретиков сбалансированного питания произошло и с человеком.
Благословив людей на потребление высококалорийных животных продуктов, они породили не только взрыв хронических заболеваний, но и проблему голода на нашей щедро плодоносящей Земле. Предписывая обязательное потребление мяса и других животных продуктов, якобы жизненно необходимых человеку, внедрив эту идею в общественное сознание, «калоришцики» придали мощное ускорение развитию животноводства. Сегодня скоту скармливаются сотни миллионов тонн полноценных естественных продуктов, которых с лихвой хватило бы на обеспечение пищей не одного миллиарда людей.
К счастью, в недрах старого обязательно пробиваются ростки нового. Они набирают силу, крепнут, пока в конце концов не вытеснят из жизни, из сознания людей теории и
концепции, в которых, как в зеркале, отразились низкий уровень знаний предшествующих поколений, умноженный и возведенный в степень теми, кто строил свое благополучие на невежестве масс.
Это неминуемо произойдет и уже происходит благодаря трудам великих ученых, достойное место среди которых занимают наши соотечественники И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. И. Вернадский, русский по происхождению И. При- гожин, И. JI. Герловин, А. М. Уголев.
Об академике Александре Михайловиче Уголеве хочу сказать особо.
Когда я работала над этой книгой, пришла весть о его кончине, которая буквально потрясла меня. Ушел из жизни выдающийся исследователь, вклад которого в науку о питании соизмерим разве что с вкладом великого И. П. Павлова. Но если И. П. Павлов первым среди отечественных ученых был отмечен Нобелевской премией, которая сыграла роль его ангела-хранителя после 1917 года, то Александру Михайловичу была уготована иная судьба. Как честный ученый и человек, он одним из первых у нас выступил против теории сбалансированного питания, указав на трагические последствия, которые она несет людям. Это послужило сигналом к началу его организованной травли: ученого лишили не только любимой работы, но и всяких средств к существованию. Так сказать, в назидание еретикам.
Прошло немало времени, прежде чем А. М. Уголева вновь допустили к научной деятельности. Однако тяжкие испытания, выпавшие на его долю, не прошли бесследно. Великий ученый вынужден был предварять изложение своих идей, выводов и открытий, не оставляющих камня на камне от теории сбалансированного питания, обязательным ритуальным поклоном в сторону ее жрецов — научных лилипутов и дежурными фразами о значении проповедуемой ими «теории» в развитии науки о питании.
Уверена, что та же, если не еще более трагичная судьба ждала бы и другого крупнейшего ученого современности, ленинградского физика-теоретика И. JI. Герловина, обнародуй он во времена «охоты на ведьм» в науке разработанные им основы единой теории всех взаимодействий в веществе и тем более «Парадигму для жизнеспособных и развивающихся систем», которая с научной объективностью и бесстрастностью свидетельствовала о том, что социализм является системой нежизнеспособной.
Мне, как медику и ученому-биологу, особенно близок и понятен вывод И. JI. Герловина о том, что «человечество до сих пор не знает до конца всех особенностей воздействия на человека используемой им пищи и наивно оценивает ее качество по калорийности. Человечество широко использует во всем народном хозяйстве, особенно при производстве продуктов питания, искусственно созданные вещества, даже основой лечения человека стала химиотерапия. Только в последние годы возникло понимание того, что все это — самоотравление человечества...
Это произошло потому, что современная наука зациклилась на очень низком уровне познания мира и объявила постулаты, созданные на этом уровне, истиной в последней инстанции»1.
А ведь выход из создавшегося тупика известен людям давно — еще со времен Пифагора, питавшегося растительной пищей. Мне в моих многочисленных экспериментах, рассказ о которых впереди, удалось доказать, что потребление продуктов, сохраняющих свои природные биоинформа- ционные свойства, уменьшается. Пища не отягощает своей массой желудочно-кишечный тракт, не растягивает желудок, нормализуется толстый кишечник, восстанавливаются его микрофлора, а затем и функции пищеварительного тракта в целом, что имеет решающее значение для приведения организма человека в состояние полного фактического, а не «практического» здоровья.
1 Герловин И. Л. Основы единой теории всех взаимодействий в веществе. Л.: Энергоатомиздат, 1990.
Как обнаружили ученые, пищеварительный тракт человека не только обеспечивает организм питательными веществами, но и является мощным эндокринным органом, превосходящим по значимости все остальные органы эндокринной системы, вместе взятые.
К слову сказать, это открытие помогло понять, почему, нормализуя работу пищеварительного тракта, мне удается восстанавливать и гормональную деятельность организма. В этой связи вспоминается история Н. О. Зинченко. Всю жизнь она со свойственной ей аккуратностью и даже педантичностью следовала предписаниям теории сбалансированного питания. Но несмотря на это, а точнее, именно благодаря этому женщина заболела сахарным диабетом. Неразлучным ее спутником стал инсулин. Дальше — больше. Возникли трофические изменения тканей ноги, пришлось надевать уродливый ортопедический сапог. Чем только ни лечилась — ничто не помогало. В конце концов дошло до того, что врачи поставили ее перед выбором: ампутация ноги или смерть.
Началась уже подготовка к операции, когда муж Натальи Олафовны буквально на руках принес ее ко мне. Система естественного оздоровления, рекомендациям которой Зинченко стала неукоснительно следовать, быстро сделала свое дело. Уже через десять дней после перехода на видовое и лечебное питание женщина забыла об инсулине, через месяц зажила нога, а через два месяца окрепшая благодаря комплексу дыхательных и физических упражнений Наталья Зинченко танцевала на собственной серебряной свадьбе. Здорова она и сегодня, хотя с тех пор прошло 12 лет.
Историй, подобных этой, в моей врачебной практике было достаточно, чтобы я пришла к неожиданному на первый взгляд выводу: симптомы сахарного диабета очень часто вызываются не тем, что поджелудочная железа перестает вырабатывать достаточное количество инсулина. Просто из- за загрязненности внутренней среды организма в клетках печени и мышц снижается производство так называемого
гликогена — запасного углевода, который при ращеплении его ферментами дает необходимую организму глюкозу.
Но стоит привести пищеварительный тракт в порядок, восстановить в системе естественного оздоровления энергообмен и способность организма к саморегуляции, как грозная, считающаяся практически неизлечимой болезнь тут же отступает.
Избавив человечество от хронических болезней, целебное питание дало бы одновременно возможность нормализовать снабжение продовольствием населения нашей страны, многих других государств и регионов. Однако реализована такая возможность может быть лишь в том случае, если пищевая промышленность будет переориентирована не на уничтожение естественных свойств продуктов, как сейчас, а на их сохранение. Пока же она истребляет все, чем богата даруемая нам природой пища, используя технологии, построенные на рафинировании, консервировании, концентрации, оптимизации продуктов питания путем применения всевозможных химических добавок и консервантов. С полной ответственностью заявляю: мне так и не удалось найти хоть что-нибудь целебное в тех скудных, я бы даже выразилась сильнее — в тех трупных остатках лишенных жизни продуктов, которыми нас потчует пищевая промышленность. Не составляют исключения даже поваренная соль, рафинированный сахар, мука тонкого помола.
Конечно, человек может питаться и «обезжизненными», неполноценными продуктами, что, собственно говоря, и происходит сегодня, но в этом случае он вынужден будет удовлетворять свои потребности за счет значительного увеличения объема таких продуктов в рационе питания. Отсюда постоянная напряженность с продовольствием, отсюда и бездумная химизация почвы, истребляющая тонкий слой животворного гумуса на наших полях, которые уже не в силах удовлетворять гипертрофированные потребности больного общества.
И наконец, самое главное: лишенные природных биоин- формационных свойств продукты питания катастрофически
снижают духовный потенциал людей, вносят расстройство в сферу их эмоционально-психической деятельности, разрушают саморегуляцию целостного человеческого организма, что вызывает массовые жестокие хронические заболевания.
Переводя людей на естественное, предписанное им природой целебное питание в сочетании с комплексом физических и дыхательных упражнений, закаливающих процедур, я восстанавливала их духовное, психическое и физическое здоровье, излечивала тяжелейшие формы хронических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистые и рак. Однако все мои сообщения об этом воспринимались представителями официальной науки резко отрицательно, что, впрочем, и неудивительно. Ведь разработанная мною система естественного оздоровления посягала на «святое святых» для властвующего ныне в общественном мнении тандема: теории сбалансированного питания в науке о питании и симптоматических методов лечения в медицине.
Поэтому мне не осталось ничего иного, как апеллировать к единственному беспристрастному арбитру в научном споре — научно установленному, неопровержимому факту, что я и делаю в предлагаемой вашему вниманию книге.
Часть первая