Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Торжественная проповедь Киевского периода(«Слово о Законе и Благодати»Иллариона). Лит. знач. произвед. ораторского жанра




XI - XII века «золот век» рус ораторства.красноречие занимает ведущее место в лит-ре. Речи (слова) на Руси не произносились перед аудиторией (ср. с устной импровизацией Др Гре и Рима), а писались и распространялись в многочисленных рукописных списках. Особенности эпидиктических текстов: содержание - обсуждение глобальных проблем общ-полит охвата, В отличие от поучений и бесед произв эти обознач термином «слово». От писателя требовалось подражание античным образцам. Композ, стилист, язык произв тщательно прорабатыв. Иларион – 1 рус митрополит. «Слово» - это церк-полит трактат, прославлялись рус земля и князья. Он отличается по содерж, форме, языку. Построено по четкому логическому плану и обращено к церковной элите. Композиция: 1. Богословское рассужд – противопост Агари и Сары подчерк, что иудаизм родился в условиях рабовладельч строя. Свобода пришла с христ. Так подчерк равенство всех людей. Иларион пишет не просто о равенстве, а о преимуществе молодых народов. «Новое учение - новым мехам». Иларион уравнивает русских царей с византийскими, ставит в один ряд Владимира, Иоанна Богослова, Фому и т.д. 2. Похвала Владимиру. 3. Молитвенное обращение к Богу. Осн антитеза -борьба между истиной и заблуждением. Звучит жизнеутверждающе.

«Слово о законе и благодати» Илариона. Выдающееся произведение XI в.— «Слово». написано между 1037—1050 гг. священником княжеской церкви в Берестове Илларионом, проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопоставл иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью), Иларион в нач «Слова» док-ет преимущества Благодати перед Законом. Закон был распростр только среди иудейского народа. Благодать - достояние всех народов. Ветхий завет — Закон, данный богом пророку Моисею на горе Синайской, Новый завет - христ вероучение - имеет всемирное значение, и каждый народ облада-ет полным правом на свободное избрание этой Благодати. Таким образом, Иларион отвергает моноп права Византии на исключ владение Благодатью. Он прославляет Русь и ее «просветителя» Владимира.

Иларион возвеличивает подвиг Владимира в принятии и распространении на Руси христианства. Благодаря этому подвигу Русь вошла в семью христианских стран в качестве суверенного государства. Владимир владычествовал «не в худе бо и не в неведомы земли», а «в Русской, яже ведома и слышима есть всеми концы земли».

В похвале Владимиру Иларион перечисляет заслуги князя перед родиной. Он говорит о том, что его деятельность содействовала славе и могуществу Руси. При этом он подчеркивает, что христианская вера была принята русскими в результате свободного выбора, что основная заслуга в крещении Руси принадлежит Владимиру, а не грекам. В «Слове» содержится весьма обидное для греков сопоставление Владимира с царем Константином.

«Слово» Илариона построено по строгому, логически продуманному плану, который сообщается автором в заглавии произведения:

1 часть - сопоставление Закона и Благодати —введ к 2,центральной, части—похвале Влад, заверш авторским обращением к нему с призывом встать из гроба, отряхнуть сон и посмотреть на дела своего сына Георгия (христианское имя Ярослава).2 часть ставит своей задачей непосредственное прославление современного Илариону правителя Руси и его деятельности. 3 часть — молитвенное обращение к богу.«Слово» адресовано к людям поэтому автор облекает свое произведение в книжную риторическую форму. Он постоянно пользуется цитатами из Библии, библейскими сравнениями, сопоставляя Закон с рабыней Агарью и ее сыном Измаилом, а Благодать — с Саррой и ее сыном Исааком. Эти символич параллели призваны нагляднее показать превосходство Благодати над Законом.

В 1 части «Слова» Иларионом последовательно соблюдается принцип антитезы — типичнейший прием ораторского красноречия. Широко использует Иларион книжные метафоры — символы и метафорические сравнения: Закон — это «иссохшее озеро»; язычество — «мрак идольский», «тьма служения бесовского»; Благодать — это «наводнившийся источник» и др. Он нередко употр риторические вопросы и восклицания — типичные приемы торжественного красноречия, при помощи которых достигается большая эмоциональность речи. Этой же цели служит и ритмическая организация «Слова». Иларион часто прибегает к повторам, глагольным рифмам. Высокое художественное мастерство обеспечило «Слову о законе и благодати» большую популярность в средневековой письменности. Оно становится образцом для книжников XII—XV вв., которые используют отдельные приемы и стилистические формулы «Слова».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1104 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2250 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.