Античной (Древнегреческой) называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.(Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)
Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.
• демократический — VII — V вв. до н. э.;
К досократическому периоду относится деятельность философов ":
Милетская школа (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); Гераклита Эфесского; (Демокрита, Левкиппа);
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.
• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;
Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). Философско-просветительская деятельность софистов Сократа; Платона; Аристотеля.
Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего
(Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);
положили начало спору между материализмом и идеализмом; проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;
• эллинистический - конец IV - II вв. до н. э. (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.
Отличительные черты эллинистической философии:
кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; поиск физической и духовной опоры в самом себе; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
• римский - I в. до н. э. - V в. н. э. Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар;
Для философии римского периода было характерно:
взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию;
влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);
расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности
преобладание идеализма над материализмом; все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.
3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
• стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
• допускалось существование богов;
• древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
• были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.