Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Народная нравственность. (Этика.Тетра Системс 2001 г.)




(См. список использованных источников на стр.30; №2)

 

Национальные системы морали своеобразно оформляют всеобщие нравственные представления. Что такое народная нравственность? Понятно, что она идет из глубины истории, от корней рода человеческого. Моральные отношения зарождаются не сразу с образованием общества. Медленно и постепенно табу и обычаи трансформируются в механизмы моральной регуляции. Эти первоначальные формы нравственности и закладывают фундамент народной мудрости. К числу простейших нравственных представлений относятся: уважение к старшим, патриотизм, трудолюбие, коллективизм.

Отношение к старшим – почтенное, уважительное - свойственно разным народам и разным временам. Это то, что объединяет все нравственные системы. Старость - это знания и мудрость, это жизненный опыт и связь поколений.

Особое место в культе старших у всех народов занимает мать. Даже у тех народов, у которых женщина – существо второго сорта (азиатские страны) – женщина – мать крайне уважаема и почитаема. (…)

(…) С установлением патриархата роль женщины постепенно отходит на второй план. Она хранительница очага, мужчины же ее глава. Его обязанность – обеспечивать женщину. В арабской, китайской традиции считалось допустимым иметь столько жен, сколько ты можешь прокормить, однако считалось, что безнравственно жениться вовсе, если ты беден. Роль женщины азиатской системы морали двояка. С одной стороны – это беспрекословное подчинение мужчине и его воле. Мужья имели право даже убивать своих жен, без каких-либо последствий. До сих пор в некоторых азиатских странах процветает традиция заключать браки «между семьями», когда только что родившихся детей – мальчика и девочку – объявляют мужем и женой (причем девочку могли отдать замуж за долги, по обещанию и т.д.). По достижению совершеннолетия они женятся и никто не спрашивает их желания. Муж – это «хозяин».

И в то же время женщина – мать – это полубожество. Проклятие матери страшнее любой казни. Слово матери беспрекословно. К тому же известны множество красивейших подтверждений любви мужчин – мусульман к женщине. Особенно ярко это прослеживается в фольклоре. Ни у одной

 

народности в мире нет такого прекрасного эпоса, какой есть у азиатских народов: «Сказки Шахерезады», в которых воспевается не только женская красота и находчивость, сколько женская мудрость. А известнейший мавзолей Тажд-Махал в Индии, построенный царем в честь своей любимой наложницы и вовсе является седьмым чудом света.

Таким образом, думается, что азиатская традиция отношения к женщинам находится в «плену» расхожих представлений и до конца не изучена.

В христианской (европейской) морали отношение к женщине регламентируется так же двояко. Достаточно вспомнить слова Апостола Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, яко Господу. Мужья, любите своих жен. Ибо как Господь возлюбил церковь свою, так и вы возлюбите своих жен, да будут двое – одна плоть.»Слова, подтверждающие единство мужского и женского начала и их взаимопроникновение и гармонию. Это же отношение мы встречаем и европейском фольклоре: «Каков муж – такова и жена.» «Жена мужем красна». Повинуйтесь, но лишь тому, кто тебя любит, как самого себя.

Интересен взгляд индийской философии на взаимоотношения мужчины и женщины. В трактовке индийских философов женское начало ИНЬ и мужское начало ЯНЬ должны находиться в безусловной гармонии. Знаменитый круг, в котором как бы сливаются воедино две капельки воды - таковы должны быть отношения мужчины и женщины.

Семейная мораль различных народов так же несколько отличается. В европейской традиции морали семья создается для продолжения рода, для того, чтобы выполнить предназначение человека на земле – продолжить род человеческий. В азиатской традиции семьи с большим количеством жен создается и для любовного удовлетворения и для того, чтобы иметь детей и для престижа. Чем больше жен – тем ты богаче.

Таким образом, разные народы по-разному воспринимают моральные установки, относящиеся к вопросу взаимоотношения полов. Тем не менее, общего в них тоже очень много. Понятие «традиции» в конечном счете складывается из понятия народная нравственность. Все праздники, которые мы и сегодня празднуем, имеют в истории какой-либо нравственный подтекст.

Патриотизм.

Чувство Родины, исконная связь с конкретной землей составляют аксиому нравственного сознания. У всех народов и во все времена культ Родины и ее защиты был одним из основных культов. Нет народа, который бы не дорожил землей своих предков, домом, где он вырос, не стремился бы приукрасить ее, защитить. Безусловное единение человека с той природой, местностью, где он родился отражается в народном эпосе и фольклоре.

Трудолюбие и богатство.

Идея неразрывного единства человека и земли является источником нравственной идеи трудолюбия. Отношение к труду часто выступает критерием нравственности. Ни у одного народа не в почете ленивые, фольклор всех народов высмеивает лень и паразитизм. «Лень – мать всех пороков» (лат.)

О богатстве же у разных народов разное представление. Зачастую в фольклоре встречается негативное отношение к богатству – богатые спесивы, высокомерны и суетны. Дело тут не в осуждении богатства как такового, а в порицании богатства незаслуженного. Народная мудрость одобряет не роскошь, а трудовую зажиточность, достаток.

Коллективизм.

Первое звено коллектива – семья. Семья и ее культ – тоже общее для многих народов. В европейской философской традиции семья воспринимается как оплот человека, неверность супругов карается и духовными и общественными законами. Азиатская мораль относится к вопросу семьи так же.

Далее коллективизм проявляется в отношении к обществу. Общество есть сфера самовыражения личности, и личности составляют общество. Но общество может и раздавить. Народная мудрость противоречива как и сама жизнь. Далеко не все заповеди, которые провозглашаются, выполняются.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1719 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.