Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема №8. Русская философия 19-20 вв




1. Философские взгляды П.Я.Чаадаева.

2. Славянофилы и западники об исторических судьбах человека и России.

3. Социально-нравственные системы русского религиозного реформаторства (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой).

4. Философские и социально-политические взгляды В.С.Соловьёва.

5. Персонализм Н.А.Бердяева.

6. Философия "русского космизма". Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей.

1. Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) изложил свои взгляды в зна­менитых "Философических письмах".

 

В 1936 г. после публикации первого письма он был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Суровые и беспощадные суждения о России поразили многих.

Суть чаадаевских обличений. Он пишет о том, что российская история "не удалась" с самого начала. Уже первые шаги русской государственности, связанные с приглашением князей из рода Рюриков, якобы знаменовали по­следующую "неудачу" русской истории. Российская история сложилась как бы вне духовной составляющей, эволюция духовно-культурной жизни зани­мала в ней ничтожно малое место. В историческом развитии России отсутствует преемственность. Прерывность - характерная черта российской истории. Итогом явились особенности духовно-культурного строя России, которые можно свести к следующим. Во-первых, духовно-нравственная глухота боль­шой части населения, в том числе и образованного слоя. Философ поражен ''немотой русских лиц". Во-вторых, отсутствие независимости от власти обще­ственного мнения. Господствует ориентация не на истину, долг и справедли­вость, а на авторитет власти и силы. В-третьих, заимствованный и подражатель­ный характер культуры. Русская культура не создала ничего оригинального и значительного,

Центральное место в учении Чаадаева занимает философия человека и философия истории.

Философская антропология. Одной стороной человек принадлежит при­роде, но другой возвышается над ней. Две стороны качественно различны, высшая сторона не сводится к низшей. Поэтому от животного начала к разум­но-высшему не может быть эволюции. Как сверхэмпирическое существо, че­ловек способен к познанию, логическому мышлению, пониманию нравст­венного закона. В эмпирическом же существовании неизбежно проявляется пагубное "Я", которое "лишь разобщает человека от всего окружающего и за­туманивает все предметы". Сознательный или бессознательный отрыв от высшего начала склоняет человека к индивидуализму и эгоизму, в то время как приобщение к высшему превращает его в подлинную личность. Личность обладает абсолютной ценностью постольку, поскольку она отнесена к сверх­эмпирическому, а, следовательно, вечному.

Высшее начало проявляется в двух главных способностях человека - ра­зуме и нравственности. Разум есть способность к логическому мышлению. Индивидуальный ум подчиняется сверхиндивидуальному. Мыслить строго ло­гически значит уметь отречься от собственного произвола, от своих ограни­ченных интересов. Идеи о добре, долге, добродетели рождаются от потребно­сти подчиняться высшему началу. Человек подчиняется общему порядку ве­щей. Разум и нравственность формируются в человеке через общение с дру­гими людьми, через социализацию. Условием формирования разума и нравст­венности является не пустое, внешнее общение, а то, которое строится на цен­ностях христианства.

Философия истории. У Чаадаева она основана на принципе провиден­циализма. Определяющим фактором общественного развития является боже­ственное провидение. Божественная воля, лежащая в основе истории, с наи­большей полнотой воплощается в христианстве. Оценка исторического про­цесса России и ее исторической миссии носит у Чаадаева двойственный и цротиворечивый характер. С одной стороны, он страстно обличает Россию и её историческую роль: говорит о том, что само провидение как бы исключило ее из своего благодетельного действия, что она "заблудилась на земле", и мы жи­вём одним настоящим без прошлого и будущего, что "исторический опыт для нас не существует" и т.д. Но, с другой стороны, он пишет, что именно в силу своего отличия от Запада Россия имеет особую, "вселенскую миссию", заклю­чающуюся в осуществлении "интересов человечества". Возражая против своих же ранних обвинений в адрес России, он пишет, что ее ждёт великое будущее. Концепция Чаадаева включает в себя принцип географического детер­минизма. Географический фактор, по его мнению, определяет характер всей нашей общественной жизни, является господствующим во всей нашей исто­рии.

Осознавая двойственность своей позиции, Чаадаев связывает ее с тем, что наш народ пока далёк от "сознательного патриотизма" и любит отечество на манер тех юных народов, "которые ещё отыскивают принадлежащую им идею, ещё отыскивают роль, которую они призваны исполнить на мировой сцене". Чаадаев явился, с одной стороны предтечей западничества, а, с другой, его идеи послужили утверждению славянофильства.

2. Славянофильство как направление философской мысли занимает вид­ное место в духовной жизни середины XIX века. Основателями были А.С.Хомяков (1804-1860) и П.В.Киреевский (1806-1852). Затем к ним присое­динились И.В.Киреевский (1808-1856), К.С.Аксаков (1817-1860), И.С.Аксаков (1823-1852), А.И.Кошелев (1806-1883), Ю.Ф.Самарин (1819-1876).

Славянофильство - сложное и глубокое течение, не сводящееся к при­митивной формуле; "Россия и славянство - хорошо. Запад и всё, что с ним свя­зано - плохо". Каждый из представителей течения был столь индивидуален, что едва ли вообще подходил под какую-либо формально общую рубрику. Их общность заключается в том, что они сознательно ставили во главу утла две ценности, взятые в неразрывном единстве, - Православие и Россию. Они пола­гали, что особенная форма, в которой Россия восприняла основы христиан­ской цивилизации, обусловлена русским православием. Универсализм, как не­отъемлемая черта христианского мировоззрения, особенно привлекал славя­нофилов. Наиболее общими характеристиками учений каждого из деятелей являются христианский универсализм и гуманизм,

А.С. Хомяков, отмечая отрицательное влияние Запада и петровских ре­форм на русскую жизнь, полагал, что её коренные начала - православие и об­щина - остались в своей сущности прежними.

Возрождение на Руси форм пат­риархальной жизни, утверждение православия как вечного начала - такова ос­нова социально-исторической концепции Хомякова, носящей мистический характер. Церковь для Хомякова является "первореальностью". С этим связана и разработка философской антропологии в духе "со­борности". Утверждение принципа соборности есть не только отрицание ин­дивидуализма в различных его проявлениях, но и коллектива, который лишает личность свободы. Соборность направлена на преодоление, как индивидуа­лизма, так и казарменного коллективизма, на утверждение принципов свободы и любви.

Соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Соборность у Хо­мякова понимается не только как церковная, она имеет и иные аспекты. Во-первых, она есть наиболее фундаментальный принцип общественной органи­зации, во-вторых, соборность есть внутренняя согласованность всех душевных сил; разума, рассудка, органов чувств, эмоций и т.д. Соборность - это преодо­ление разделённости души на субъект и объект. Такое преодоление достигает­ся силой любви.

Хомяков обращает внимание на трагическое противоречие человечес­кого существования. Оно заключается в том, что, будучи призваны к свободе, к божеству, люди, тем не менее, сами ищут образа жизни, в котором парит не­обходимость. Они постоянно уходят от свободы в церкви в царство природной или социальной необходимости, живя в ней и становясь её рабами.

Другой путь развития России обнаруживается в концепции так на­зываемого западничества. К этому направлению принадлежали А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д Кавелин. В.П.Боткин и др. В отличие от славянофилов, за­падники делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, осо­бенно в общественно-политической области. Для достижения целей социаль­но-политического преобразования российского общества (отмены крепостного права, обеспечения свободы личности, свободы слова и печати и т.д.) они пре­дусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций российского общества. Западники скептически или отрицательно относились к исторической роли православия и не видели в нём основ для бу­дущего развития России.

Одним из наиболее видных и ярких выразителей этого течения был Александр Иванович Герцен (1812-1870).

 

Его взгляды сформировались под влиянием Гегеля, Фейербаха, Прудона. Диалектику он оценивал как "алгебру революции". Вопрос о соотношении философии и естествознания им подроб­но рассмотрен в "Письмах об изучении природы". Он писал: "Философия, не опёртая на частных науках, на эмпирии, - призрак, метафизика, идеализм. Эм­пирия, довлеющая себя вне философии, сборник, лексикон, инвентари".

Отвергая агностицизм, Герцен считал несостоятельным стремление ус­тановить границы познания. Истинное познание - это единство опыта и умо­зрения, которые он сравнивал с двумя магдебурскими полушариями, "которые ищут друг друга и которых, после встреч», лошадьми не разорвёшь". Позна­ние - не самоцель, а средство для изменения жизни, человек не может отка­заться от участия в "человеческом деянии" и должен действовать в своём мес­те, в своём времени.

Герцен считает, что социальное развитие - это неподвластный никакому пре­допределению процесс, направляемый стремлением людей к самопознанию и сознательной деятельности во имя свободы. Он развивает идеи русского со­циализма. Он утверждает, что русская деревенская община с её коллективной собственностью на землю, уравнительными отношениями и самоуправлением содержит зачатки социализма. Необходимо просвещение народа и его приоб­щение к идеям социализма.

В более поздний период противостояние славянофильства и западни­чества нашло своё отражение в творчестве Я.Л. Данилевского (1822-1885). В своей главной работе "Россия и Европа" он разработал знаменитую теорию "культурно-исторических типов", согласно которой представление об общече­ловеческой цивилизации - абстрактная иллюзия. История - это совокупность различных культурных типов человеческих сообществ. Поэтому неправильно втискивать историю различных народов в одну схему; у каждой из них свой ритм, возраст, путь, идеалы и назначение.

3. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) не являлся философом по профессии и не создавал чисто философских произведений.

Его философия - это философия переживаний, поступков и мыслей созданных им литератур­ных героев. Он мыслитель экзистенциальный.

Противоречие добра и зла. Человек - это загадка, он весь соткан из про­тиворечий. Два начала: божественное и дьявольское изначально уживаются в человеке и борются между собой. Момент нравственного выбора является им­пульсом внутреннего мира человека и его духа. Постоянная и вечная дилемма добра и зла, Христа и антихриста. Бога и дьявола - это дилемма, от которой человеку никуда не уйти и никуда не спрятаться, даже в самых потаенных уголках своего Я.

Проблема свободы. Достоевский считает, что подлинная сущность чело­века и его ценность заключена в его свободе, в жажде индивидуального само­утверждения. Но природа человека такова, что "отпущенный на свободу", он тотчас бросается бунтовать против существующего порядка. Неограниченная свобода переходит в свою противоположность, приводит человека к пороку. Это путь человекобожества, который мнит, что ему "всё дозволено". Это путь отрицания Бога и превращения человека в Бога. По Достоевскому, истинный путь свободы - это путь, ведущий к Богочеловеку, путь следования Богу. Бог является основой, субстанцией и гарантией нравственности. Человек должен пройти испытание бременем свободы, через все страдания и муки, связанные с ней, чтобы сделаться человеком. Подлинная свобода - это высо­чайшая ответственность человека за свои поступки. Жёсткая взаимосвязь сво­боды и ответственности не сулит человеку счастья. Свобода, по Достоевскому, аристократична, она не для каждого, она для сильных духом, способных стать страдальцами и встать на путь Богочеловека.

Проблема примирения Бога и мира. Достоевского постоянно мучает во­прос: можно ли примирить Бога и мир, который им создан? Можно ли оправ­дать мир и действия людей, даже во имя светлого будущего, если оно будет построено на слезинке хотя бы одного невинного ребёнка? Ответ: ничто не может оправдать насилия и страдания невинного ребёнка, человек не может быть средством для других людей, даже для их самых благих планов и замы­слов. Примирить Бога и мир, им созданный, Достоевский не смог. И это не случайно. Здесь возникает неразрешимое в рамках религиозной философии противоречие: с одной стороны. Бог всемогущий творец, идеал и совершенст­во, а с другой - его творения оказываются несовершенными и потому пороча­щими своего создателя. Вывод: или Бог не всемогущ, или он несовершенен, или мы сами неадекватно вос­принимаем и осознаём этот мир.

Концепция архетипа и менталитета. Достоевский задолго до Юнга, не употребляя этих терминов, сформулировал их суть, смысл и историческое значение. Он писал "Есть идеи невысказанные, бессознательные и только лишь сильно чувствуемые, таких идей много как бы слитых с душой челове­ка". К числу таких глубинных, "сокрытых в русском народе идей" он относит идею "беспрерывного покаяния и самосовершенствования", идею всеобщей ответственности, взаимопомощи и всеобщих "братских связей". Это "чисто русская идея" братского, христианского единения лежит в основе развития России.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) все свои размышления подчиняет морали и, так же как и Достоевский мучается в поисках человеческой правды и смысла жизни.

 

Его мировоззрение - панморализм. Толстой осуществлял рациональную критику религии и полагал, что религиозные догмы противоречат законам логики и разума. Главный же вред церкви он усматривал в том, что она, проповедуя добро, сама участвует в том общественном порядке, который основан на насилии.

В своей философской антропологии Толстой исходит из осуждения эгоизма, но в этом осуждении он заходит столь далеко, что начинает отрицать положительное значение личности и личного начала. Индивидуальное челове­ческое существование есть лишь иллюзия. Задача человека состоит в том, что­бы найти путь к единению с миром, преодолеть стремление к индивидуально­му существованию. Он пишет; "Если в человеке пробудилось желание блага, то его существо уже не есть отдельное телесное существо, а это самое созна­ние жизни, желание блага. Желание же блага...есть Бог".

Учение о прощении. Толстой считает, что высшее благо человека и че­ловечества состоит в возврате к природной жизни, к простоте, свойственной человеку, живущему непосредственно в природе. Образцом для него является крестьянская жизнь. Ей он противопоставляет городскую жизнь. Отсюда то­тальная критика современной ему культурой цивилизации, которая извратила истинную сущность человека, породила нравственно уродливую обществен­ную жизнь. Культура и цивилизация строятся на эгоистических стремлениях человека, более того, они целенаправленно взращивают порочные наклонно­сти, культивируют их. Толстой подвергает своеобразному экзамену различные формы культуры на их соответствие целям нравственного совершенствования.

Толстой приходит к выводу, что "смысл жизни только один: само­совершенствование". Он пишет "...что совершенствование бессмертной души есть единственная цель жизни человека, справедливо уже потому, что всякая другая цель, ввиду смерти, бессмыслица".

Учение о непротивлении. Суть непротивления злу силой Толстой кратко резюмировал в следующих положениях: "Первое: перестань самому делать прямое насилие, а также готовиться к нему. Второе: не принимать участие, в каком бы то ни было насилии, делаемым другими людьми, а также в приго­товлении к насилию. Третье; не одобрять никакое насилие". Это учение основано на следующих предпосылках; 1) никакого такого ужасного зла нет, а есть только безвредные для чужого духа заблуждения и ошибки, слабости и т.п., 2) если зло всё же обнаруживается в других людях, то надо от него отвернуться и не обращать на него внимание, тогда его всё равно, что и нет; 3) человеку, лю­бящему людей, вопрос о сопротивлении злу силой и в голову не придёт, ибо любить - значить жалеть человека, убеждать его в том, что следует любить людей; 4) проблема о сопротивлении злу силой - пустая, потому что нравственный человек заботится о собственном самоусовершенствовании, другим же он представляет свободу в их личном самоопределении; 5) если уж бороться со злом, то следует прибегнуть к ненасильственным методам, которые всегда найдутся и будут более эффективными.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) считается крупнейшим фи­лософом России XIX века.

 

 

Важнейшие работы: "Философские начала цельного знания" (1887), "Духовные основы жизни" (1882-1884), "Теоретическая философия" (1897-1899), "Оправдание добра" (1899). Он создал философскую сис­тему, охватывающую все области философского знания при единстве подхода, логической последовательности и взаимосвязи основных идей.

Учение о всеединстве. Общая формулировка "Всё существует во всем". 'Всё существует во всём не буквально, а лишь как тенденция, как закон. Все­единство - это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Но в мире существенное место занимает элемент дисгармонии и рассогласованности. Аб­солютное всеединство - это идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолют­ное всеединство - это Бог, а мир - всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (всеединство) в потенции, как идею. Но без этого элемента мир не может существовать, ибо в этом случае он бы рассы­пался на изолированные и враждебные друг другу части.

Абсолютное всеединство есть абсолютная "нераздельная цельность бытия". Это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уни­чтожает самостоятельность элементов. В своем идеальном выражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовь есть то, без чего соединение отдельных частей не может быть гармоничным и сог­ласованным. Наличие в тварном мире хаоса есть следствие грехопадения. Ми­ровой процесс представляет собой возвращение к первоначальному 'все­единству. По Соловьеву, положительное всеединство это такое, которое суще­ствует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех.

Моделью положительного всеединства служит для него живой орга­низм, для которого правилом является такое соединение частей, когда каждая часть "заинтересована" во всех других и в целом. Например, болезнь отдель­ного органа неизбежно отрицательно сказывается на всём организме. Здоровье одной части идет на пользу всему организму.

В своем эмпирическом выражении жизнь есть борьба за выживание. Но наряду с конкурентной борьбой в жизни существенен момент солидарности и взаимопомощи. В сочетании борьбы и солидарности Соловьев видит особую сложность мироздания, с трудом усваиваемую человеческим умом. В этом со­четании находит своё выражение "последняя тайна" жизни, особый замысел Божий или премудрость Божья - София.

б) Учение о Софии. София - не только понятие, но и образ красоты, хрупкости, порождающего начала и в то же время - двойственности, перемен­чивости и безразличия. Мысля Софию как философское понятие, Соловьёв одновременно представляет сё совершенно наглядно - в виде прекрасной женщины. В понятии Софии заключено множество смыслов. Это понятие вы­полняет разные функции:

1) Соловьёв сознательно стремится избежать односторонне-рационалистического характера своей философии, а придает ей поэтический характер.

2) София играет роль "соединительного моста" между рациональным содер­жанием философии и её поэтически-возвышенной стороной.

3) София призвана показать, что мир одушевлен.

4) София индивидуализирует понятие Души мира.

5) София - символ и наглядный образ любви.

6) София объединяет человечество, всех людей.

7) София - это "тело Христово".

Учение о человеке. Человек есть особый посредник между Богом и земным миром. Человек призван завершить эволюцию природы. На пути к по­ложительному всеединству стоит много преград. Главная преграда заключена в самом человеке, в котором действует две противоположные силы; стремление к эгоистическому самоутверждению, порождающее зло и стра­дание, духовное стремление к единению с другими людьми, обществом и природой - сила божественная, способная преодолеть зло и страдание.

Согласно Соловьеву, человек есть существо нравственное, в основе нравственности лежат три свойства человека: чувство стыда, жалость и чувст­во благоговения. Чувство стыда свидетельствует, что человек отделяет себя от своей животной природы. На чувстве стыда основывается совесть. Совесть есть проявление стыда в отчетливой и обобщенной форме. Чувство жалости - человек ощущает чужое страдание. Чувство благоговения есть чувство пре­клонения перед высшим. Оно имеет сложную структуру, так как состоит из любви, из полного подчинения чему-то высшему и таинственному.

Особую роль играет понятие любви. Любовь - космическая, сверхприродная сила, действующая в природе, обществе, человеке. Это сила взаимного притяжения. Любовь выполняет многообразные функции: а) через любовь че­ловек открывает и познает безусловное достоинство личности своей и чужой; б) сила любви открывает идеальный образ любимого и образ идеального человека вообще; в) половая любовь соединяет материально и ду­ховно существа мужского и женского пола; г) любовь не только сфера частной жизни, она значима для жизни общественной.

"Русская идея". По Соловьеву, "русская идея" - это историческая миссия России. Эта миссия связана с задачей усиления роли христианства и христиан­ских ценностей в противовес варварству и обскурантизму. Россия должна стать инициатором и главной опорой духовного объединения христианских стран. Необходимо мощь Российской империи направить на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств - церковь, государство и общество, будут находиться в "безусловной внутренней связи" с двумя другими. Три лица социальной троицы должны быть "безусловно солидарны между собой", поскольку являются органами единого организма. Соловьев сознательно исходил из необходимости преодо­ления противоположности между западничеством и славянофильством.

5. Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - виднейший представитель религиозной философии экзистенциального типа.

 

Суть его философии - "познание смысла бытия через субъекта", т.е. человека. Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть детерминирована бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самодовлеющий характер.

Природа человека. По Бердяеву, бытие проявляется и обрывается через чело­века. Человек есть микрокосмос и микротеос, сотворенный по образу и подобию Бога, а поэтому он является существом беспредельным, свободным и творческим. Но в то же время он является существом природным и ограни­ченным. Человек есть пересечение двух миров - высшего и низшего. Одна сторона его связана со свободой, творчеством, личностью, Богом. Другая - с необходимостью, природой, материей. Бердяев различает понятие "личность" и " индивид". Он пишет " Личность есть категория духовно-религиозная, ин­дивид же есть категория натуралистически-биологическая". Двойственная природа человека выражается также в том, что "он есть бесконечность в ко­нечной форме, синтез бесконечного и конечного". Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность с его природной стороной. Сам Бог понимается не как природная сила, а как смысл и истина мира, дух и свобода. Поэтому человек сам по себе, без Бога не является существом самодостаточным. Если нет Бога, то нет и смысла и высшей правды и цели

Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообожествления человека, ибо в этом случае распадается сам образ человека, а гуманизм переходит в свою противоположность. Если на место Бога ставится человек, то люди могут стать на путь "человекопоклонства". С другой стороны, утверждение Бога вне Богочеловека "есть форма идо­лопоклонства".

Двойственная природа человека рождает, по Бердяеву, вечное проти­воречие и весь трагизм человеческого существования: как существо духовное, человек свободен, а как существо природное, общественное и государственное - он подчинен необходимости и не может вырваться за её рамки. Трагическая борьба и противоречие между свободой и необходимостью, "царством Духа" и "царством Кесаря" неразрешимы в этом мире. Это может быть достигнуто только в "царстве Божьем".

Свобода и творчество. По Бердяеву, свобода - это сущность человека, связанная с его духом, это его "внутренняя творческая энергия". Свобода не только важнее справедливости, но и самой жизни. Свобода главный источник трагизма жизни, ибо основанная не на природе, а на духе, она постоянно отя­гощена и ограничена природой человека.

Творчество, по Бердяеву, это есть главное предназначение человека, причем речь идет о творчестве в философском смысле, т.е. о "миро­творчестве", которое находит свою "объективизацию" в культуре, науке, искусстве и т.д. Но творчество также противоречиво. В акте творчества человек свободен, он преодолевает отчуждение "низший" мир - природный и социаль­ный, не являющийся подлинным бытием, который он и называет "объектива­цией". Но в результате творчества человек опять возвращается в сферу "объ­ективации", которая всегда "антиперсоналистична", обезличивает человека, создает психологию раба. Бердяев считает, что богословие, которое рассмат­ривает Бога как "Господина", тем самым унижает человека.

Социальная антропология. По Бердяеву, общество - это объективация человеческих отношений, чуждая человеческому духу и свободе реальность. Общество является частью личности, её социальной стороной, а не личность - частью общества. Объективированное общество подавляет личность, в нём царит разобщенность людей. В таком обществе существует коммуникация, но нет общения, личность существует только как функция, господствует всеоб­щее отчуждение, власть техники и государства. По мнению Бердяева, выс­шим типом общества является такое, в котором объединены принцип лично­сти и принцип общности.

Для достижения такого общества необходимо не техническое переус­тройство, а духовное возрождение. Для России оно связано с утверждением "русской идеи", взгляды на которую у него во многом совпадают со взглядами В.С.Соловьева. По Бердяеву, главной отличительной чертой русской идеи является религиозный мессианизм, пронизывающий всё общество, его культуру и сознание. Бердяев осуждает крайности славянофилов и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Он считает, что Россия стоит в центре миров Востока и Запада и должна сознавать себя "Востоком-Западом", соединителем, а не разделителем их.

6. Космизм - специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской и естественно-научной мысли. С середины Х1Хв. в России складывается уникальное направление, которое представляли Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др. Космизм - это идея активной эволюции, т.е. необходимости нового соз­нательного мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.

Николай Федорович Федоров (1829-1903) - родоначальник русского космизма.

 

В основе его концепции лежит поиск глубинных причин зла и раз­работки средств его преодоления. Главное зло для человека он усматривал в смерти, порабощенности человека слепой силой природы. Поэтому человек пытается решить, прежде всего, проблему самосохранения, что неизбежно по­рождает эгоизм, безнравственность общественного строя. Федоров выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. Человечество должно объ­единиться для борьбы со слепыми силами природы. Регуляция природы мыс­лилась им как принципиально новая ступень эволюции, как сознательный этап развития мира и космоса. Он пишет: "Потому-то и нет в природе целесообраз­ности, что её должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целе­сообразность". В его проекте - и овладение природой, и переустройство чело­веческого организма, и управление космическими процессами, и "воскреше­ние отцов", т.е. возвращение людям жизни, отнятой у них людьми или приро­дой в процессе войн, голода, природных стихий и т.д. По Федорову, долг вос­крешения есть не только высшая нравственность, но и само христианство, превращение его догматов в заповеди. Он считал христианскую идею личного спасения неверной и настаивал на соборном, всеобщем спасении, победе над смертью.

В дальнейшем учение Федорова развивалось в двух направлениях: религиозно-богословском и естественно-научном.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - выдающийся естествоис­пытатель и мыслитель-гуманист.

 

Основные работы; "Научная мысль как пла­нетарное явление". "Химическое строение биосферы Земли и ее окружения". По Вернадскому, биосфера - это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, формирующим биосферу, выступает живое вещество, осуществляющее мно­гообразные геохимические и планетарно-космические функции. Живое веще­ство вечно, изначально присутствует в Космосе и повсеместно в нём распро­странено.

Вернадский указывает на существование трёх различных пластов реальности: I) космических просторов; 2) атомных явлений; 3) жизни человека, природных явлений ноосферы и нашей планеты, взятых как целое. Эти три пласта отличны друг от друга по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в дру­га, но и отграничиваются друг от друга. Ноосфера - область планеты, охвачен­ная разумной деятельностью человека. Основные предпосылки возникновения стадии ноосферы таковы:

1) распространение человека - одного биологического вида, обладающего ра­зумом, - по всей поверхности планеты, победа этого вида в борьбе с другими биологическими видами; 2) развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое; 3) открытие новых источников энергии (атомная, сол­нечная и др.), придающих деятельности человека масштаб геологических пре­образований; 4) массовая демократизация государственного устройства; 5) взрыв научного творчества в ХХ в. Своеобразным венцом развития ноосферы должно стать освобождение человечества от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли, - условие отрыва будущего чело­вечества от одного планетного тела и перехода его эволюции в космос.

Отдавая приоритет науке, Вернадский подчеркивал, что она неотделима от философии. По его мнению, научное познание расширяется путем не толь­ко логических приемов мышления, его источником служат также вненаучные формы, философия и религия.

Конец ХIХ в. и начало ХХ в. в России ознаменовался появлением целого ряда выдающихся врачей, как теоретиков, так и практиков, пытавшихся в сво­ей профессиональной деятельности использовать и развивать философские материалистические идеи.

Так И.М.Сеченов (1829-1905) в отличие от ряда стихийных матери­алистов-естествоиспытателей был сознательным поборником материалисти­ческой философии.

 

 

Большое значение для теории познания материализма имело его открытие отражательной рефлекторной природы высшей нервной деятельности животных и человека.

 

Работы И.П.Павлова (1849 - 1936) продемонстрировали роль изменяющейся внешней среды на возникновение условных рефлексов.

 

Павлов верил в силу науки и боролся против агностицизма, идеализма и метафизического подхода к изучению мира и человека.

 

 

Наиболее яркой фигурой в отечественной микробиологии в конце XIX в. был И. И. Мечников (1845 - 1916).

 

Для него был характерен стихийно материалистический метод рассмотрения объекта изучения, стремление изучать явления органической природы в их связи и взаимообусловленности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 449 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.