Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ранний этап американской социологии




К первому поколению социологов в США относят обыч­но Уильяма Г.Самнера и Лестера Ф.Уорда, а также Франклина Г.Гиддингса и Альбиона Смолла.

Ульям Грэхем Самнер (1840-1910). На его социальное мышление оказали влияние Г. Спенсер и Л. Гумплович. А сними и идеи социальной эволюции, борьбы за выживание и естественного обоснования социального неравенства.

Согласно его представлениям, в основе человеческих действий лежат четыре основных мо­тива: голод, сексуальность, тщеславие, страх. На них осно­ваны интересы, содержащие сильную инстинктивную состав­ляющую. Большое значение Самнер придавал экономическим условиям, прежде всего плотности населения и норме обра­зования капитала.

Естественные и экономические факторы в первую оче­редь определяют интеллектуальную жизнь и социальные от­ношения, а именно-возникновение в ходе борьбы за суще­ствование в группах людей народных обычаев (folksways) и нравов (mores). Возникновение норм Самнер относил к в значительной мере безотчетной реакции удовольствия/недовольства людей на естественные и экономические условия окружающего мира. Возникшие таким образом нормы он назвал «народными обычаями», иэто слово ста­ло также названием его самого известного, хотя в большей мере этнографического, чем социологического труда. Обы­чаи регулируют отношения собственности и сексуальные отношения, распределение власти; они проявляются в груп­повых конфликтах, которые вызываются жизненными инте­ресами и в то же время укрепляют солидарность внутри соб­ственной группы.

«Обычаи» могут превратиться в глубоко укоренившиеся в личности нравы (mores); тогда они соединяются с этниче­скими представлениями относительно ценности некоторого действия или некоторого дела для общества. В то время как нравы (mores), а еще больше законодательные нормы, пред­полагают процесс рационализации социального мышления, который типичен для цивилизованных обществ, табу и мифы выполняли те же функции в иррациональных обществах.

Общество для Самнера - это определяемая естественным процессом эволюции функциональная структура, которая полезна для выживания группы. Изменения условий жизни вызывают изменение общественных структур. Эти структур­ные данности определяют ценностные представления и об­раз действий, обычаи, нравы и договоры. Однако они ока­зывают также влияние на структурное неравенство. Для Самнера неравенство обусловлено в основном экономиче­ски и является естественным явлением, изменение которого может повредить всему обществу. Из этого он сделал вывод, что социальные реформы в пользу экономически слабых дол­жны привести к стагнации общества.

Самнер ставил на передний план практические потреб­ности выживания среди природы, у которой надо с трудом отвоевывать все, что она может дать человеку, и выживания в условиях экономической стесненности. Ко всему, что не служило этим практическим требованиям, он относился с глубоким недоверием (причем до такой степени, что однаж­ды совершенно серьезно пытался добиться исключения фило­софии из числа изучаемых в Йеле предметов). Аналогичным образом он отвергал этически-теологические элементы в на­учном исследовании, задачей которого является в первую очередь служение в борьбе за выживание человеческого об­щества и которое должно доказать свою полезность практическими успехами.

Лестер Ф. Уорд (1941-1943). На Лестера Ф.Уорда сильное влияние Спен­сер, Гумплович и Ратценхофер и идея эволюции.

Как и Спен­сер, он выделял три уровня эволюции - материю, жизнь и общество, - или различал эволюцию «естественную», био­логическую и социальную. Он определял две стадии духов­ной истории: тео-телеологическая стадия с ее дуализмом тела и духа отделяется от научно-монистической стадии, которую он назвал «антро-телеологической».

Движущими силами социальной эволюции являются го­лод и сексуальность, с одной стороны, - они находят свое выражение в институтах экономики и семьи, - и духовно-моральные факторы, которые приводят к образованию мо­ральных и интеллектуальных структур, с другой стороны. Целью социальной эволюции является развитие научно обоснованной цивилизации. Уорд также выделял в социальной эволюции различные стадии: независимую стадию отдель­ных замкнутых групп, анархическую стадию вынужденного объединения, стадию политаркии, или национального госу­дарства, и, наконец, стадию пантаркии, или космополитиче­скую стадию мирового общества.

Об этих стадиях шла речь в его самом известном труде «Динамическая социология» (1883). «Рассматривая челове­ческую деятельность как социальное движение, — пишет Уорд, — мы получаем науку, которая может быть названа социальной физикой, или динамическую социологию в пер­вичном смысле этого слова, то есть тот отдел социологии, который изучает социальные силы».

Он проводил раз­личие между «Чистой социологией» и «Прикладной социологией», то есть он считал социологию вполне полезной для решения социальных проблем и осуществле­ния изменений в обществе, но он также признавал за ней право на «чистый» интерес в познании истины.

В то же время Уорд указывал на психический аспект про­цесса социокультурной эволюции. Общественные институты возникают вслед­ствие воздействия психической энергии, которая накапливается вчеловеческих группах, вследствие групповых решений, кото­рые способны даже конфликты направить на пользу обществу, так что из них возникают общественные институты. Этот про­цесс институционализации Уорд понимал, по аналогии с физи­ческими процессами, как процесс социальной синергии. Впро­чем, в отличие от Самнера, Уорд полагал, что естественный процесс социальной эволюции вызывает «необходимое» нера­венство и что по возможности не следует в него вмешиваться реформистскими мерами. Поскольку социальная эволюция оп­ределяется также духовно-нравственными силами, она не детерминистична; знание представляет собой основу для социального и научного прогресса. Однако знание распределено неравномерно и создает разность сил между «информирован­ными эксплуататорами» и «незнающими эксплуатируемыми». Поэтому самую большую проблему общества Уорд видел в рас­пределении знания, то есть в системе образования и воспита­ния. Согласно его взглядам, целью должны быть равные воз­можности приобретения знаний для всех. Эта задача может быть решена только с помощью государства, за которым он сохранял контроль над взаимозависимыми общественными силами и институтами. Национальное государство должно провести ра­дикальную реформу индустриального общества, а именно, с помощью научно обоснованного законодательства создать об­щество образованных граждан, направляемое социологами.

Он настойчиво доказывал, что социальные реформы долж­ны основываться или, по крайней мере, соответствовать зако­ном, выявленным социологией.

Вопрос о государственном вмешательстве в общество иэкономику был одним из основных в общественных дискус­сиях того времени. Уорд требовал, чтобы государство проводило политику реформ; в этом вопросе он вступил в конфликт с Самнером. Хотя Уорд тоже был либералом, он представлял идеи левого крыла.

Уорд поддерживал движения, направленные на эмансипа­цию женщин и рабочего класса. Он резко критиковал социаль­ное и экономическое неравенство, утверждая, что государство могло бы проводить политику, вроде всеобщего образования, которая бы способствовала развитию эгалитаризма.

Альбион Смолл (1854-1926). Он придерживался по вопросу государственного вмешательства такого же мнения по вопросу государственного вмеша­тельства как Уорд, критиковавший американский капитализм и поли­тику экономического либерализма.

Как и Уорд, Смолл видел в социологии возможность осуществлять государственную политику реформ на научной основе. Аналогичная направ­ленность наблюдалась и во взглядах Густава Ратценхофера, многие идеи которого перенял Смолл. В своей «Общей соци­ологии» (1905) под влиянием Ратценхофера и его понимания интересов он выделил шесть основополагающих интересов людей, которые определяют их социальное поведение - ин­тересы здоровья, богатства или собственности, общения, по­знания, красоты, справедливости.

Понятие интереса, считал Смолл, играет в социологии такую же большую роль, как в физике понятие атома. По его мнению, интерес-это последний первичный момент, к ко­торому мы можем свести человеческие действия. Он писал: «Весь жизненный процесс, рассматриваемый в его социаль­ной фазе, является в последнем счете процессом развития, приспособления и удовлетворения интересов».

Смолл был ярым защитником социологии как самостоятель­ной науки и приложил немало усилий в отношении академи­ческого признания социологии.

Франклин Г. Гидцингс (1855-1931). С оциология - строго эмпирической наукой, ко­торая занимается фактами, их наблюдением и измерением. Он решительнее всех выступал за количественные эмпирико-статистические методы. Социальные проблемы он трактовал как технические проблемы, которые можно ре­шить с применением количественных, эмпирических мето­дов, как в естественных науках.

Гиддингс в «Основаниях социологии» указывал также на тесные отношения между социологией и психологией. Перспектива, которая освещает отражение общества в личности, была для него главной точкой зрения. «Общество в первоначальном смысле слова означает сотоварищество, общую жизнь, ассо­циацию, а все... социальные факты по природе своей-психические», в силу чего общество есть «психическое явление, обусловленное физическим процессом». В каждом индивиде в процессе совместных действий развивается «социальное со­знание» (social mind), которое, не является коллективным сознанием, живущим собственной жизнью, а выражается в поведении людей, име­ющих индивидуальное социальное сознание, и существует во взаимовлиянии индивидов («социализация»). «Социологиче­ский постулат может быть только такой: первичный и элемен­тарный субъективный факт в обществе есть сознание рода. Под этими словами я подразумеваю такое состояние созна­ния, в котором всякое существо... признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собою... Гово­ря коротко, оно выполняет социологическое требование; оно свойственно действительному обществу и ничему другому».

«Сознание рода», или «социальный разум», существует в сознании целого сообщества индивидов, и оно больше любо­го индивидуального сознания. По Гидцингсу, «социальное со­знание есть не что иное, как чувство и мысль, возникающие в одно и то же время во всех индивидах и распространяющиеся от одного к другому по всему собранию или обществу».

Гиддингс в своих «Элементах социологии» разли­чает четыре типа практических действий, то есть действий, направленных на природный и социальный окружающий мир:

1) оценка окружающего мира;

2) использование и реализация;

3) формирование характера, кото­рое он считал зависящим от социальной структуры;

4) обучение действенному поведению в контексте соци­альных отношений посредством ассоциации и коммуника­ции.

Эти практические действия становятся комплексами дей­ствий (экономическое, правовое, политическое, культурное поведение) посредством процесса институционализации. Социальное поведение для Гиддингса как результат этих про­цессов характеризуется однородностью.

Гиддингс также придерживался эволюционной теории Спенсера. «Социология является попыткой объяснить воз­никновение, рост, строение и деятельность общества дей­ствием физических, жизненных и психологических причин, действующих совместно в процессе эволюции». Он разли­чал стадии социальной эволюции, которым, в свою очередь, соответствуют типы социального поведения, понятийного мышления, формирования характера и социального устройства. «Общество есть организация, отчасти создание бессоз­нательной эволюции, отчасти результат сознательного пле­на. Организация есть комплекс из психических отношений. Однако, подобно организму, она может проходить через все фазы эволюции... Следовательно, мы можем сказать, что функция социальной организации, которую социолог всегда должен иметь в виду, состоит в эволюции личности через все более и более высокие стадии, пока она не достигнет идеала, называемого нами человечеством».

Социальная эволюция и попытка научно-рационального объяснения общественного прогресса являются доминирую­щими чертами социального мышления этой эпохи в Соеди­ненных Штатах. Впрочем, у Гиддингса они сильно смешаны с историко-философской спекулятивной типизацией.

Современный этап





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 440 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2189 - | 2073 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.