Большая часть беднейшего и среднего крестьянства, а также батраков. Часть других групп | Революция. Гражданская война. Индустриализация. Коллективизация (раскулачивание). Миграция. Организованный набор рабочей силы | Советское колхозное крестьянство считалось вторым классом советского общества, союзником рабочего класса, ведомым младшим партнером, зараженным «мелкобуржуазными предрассудками» |
Комментарии
Сословие «свободных сельских обывателей» было самым многочисленным в дореволюционной России. Первые коммуны и коллективные хозяйства возникли в первые месяцы после октября 1917 г. усилиями энтузиастов (фанатов) скорейшего переустройства жизни на новых началах. После «черного передела» земли (осень 1917 г. – весна 1918 г.), которого ждало все крестьянство, и изъятия земли у кулаков (лето – осень 1918 г.), которое проводилось в интересах беднейшего крестьянства, основную массу крестьян стали составлять середняки (60%). Удельный вес бедняков сократился до 35%, а кулаков – до 5%. Немногочисленные коллективные хозяйства (колхозы) в годы Гражданской войны были слабыми и напоминали, по выражению В.И. Ленина, богадельни. Крестьяне предпочитали низшие формы кооперации – кредитную, снабженческо-сбытовую и т. д. К 1927 г. в различных формах производственной кооперации – коммунах, колхозах и товариществах по обработке земли – находилось всего 6% хозяйств.
В 1929 г. началась коллективизация – массовое преобразование сельского хозяйства путем объединения индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные. Масса зажиточных крестьян («кулаков» по понятиям того времени), а также середняков и части бедняков («подкулачников») подверглась репрессиям. Около миллиона крестьянских семей оказались в специальных поселках в отдаленных регионах страны. 250 тыс. семей «самораскулачились» (распродали имущество) и ушли в города, на стройки пятилеток.
К 1932 г. в колхозах было объединено 60% крестьянских хозяйств, а к 1937 г. – 97%. Коллективизация привела к значительному разрушению сельского хозяйства, изменению уклада жизни крестьянства, его менталитета, подчинив десятки миллионов людей командно-волевым методам руководства со стороны сталинского режима.
Колхозники на протяжении десятков лет были на положении бесправных новых крепостных советского государства. За работу в общественном хозяйстве колхозники по завершении уборки урожая после расчетов с государством осенью в соответствии с заработанными трудоднями получали оплату продуктами или деньгами. Однако во многих колхозах работали за «палочки», которыми бригадиры отмечали число отработанных дней. Жили колхозники за счет личного хозяйства, размеры которого ограничивались властями. Пенсии колхозникам стали платить только во второй половине 60-х гг.
Убогое существование массы колхозников (без водопровода, с «удобствами» во дворе, с отсутствием каких-то реальных жизненных перспектив) порождало у городского населения несколько снисходительное, ироничное отношение к колхозникам. Было немало и хороших колхозов-миллионеров, особенно с конца 1960-х гг., но население уходило из села в города, а не наоборот. В 1965 г. численность колхозников, занятых в общественном хозяйстве, составляла 16,1 млн. а в 1985 г. – 12,7 млн.