Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Присоединение к СССР территорий Восточной Европы. Война с Финляндией




1 сентября 1939 г. Гитлер напал на Польшу. Началась вторая мировая война. Польская армия уступала немецкой по боевой мо­щи и не смогла оказать ей серьезного сопротивления. Она скорее готовилась для войны с СССР, чем с Германией, сосредоточив на советских границах 30 соединений, а на германских - 22. 3 сентяб­ря Англия и Франция, в соответствии с их обещаниями Польше, объявили Германии войну. Однако никаких военных действий против Германии они не предпринимали, ведя так называемую «странную войну».

17 сентября, когда исход сражений в Польше уже не вызывал сомнений, под предлогом защиты «украинских и белорусских братьев» на территорию Польши вступили советские войска. Около 22 тыс. поляков, в большинстве офицеров, попали в советский плен, и в 1940 г. были расстреляны. Сталин хотел лишить Польшу воен­ной элиты. Событие известно как «катынская трагедия», т.к. одно из захоронений было найдено в Катынском лесу под Смоленском. Оно было обнаружено немцами, которые широко оповестили об этом мир. Советское правительство отказывалось признать свою вину,


заявив, что поляков казнили нацисты. Оно признало свою ответст­венность лишь в 1990 г.

Линия раздела Польши по настоянию Сталина была проведена несколько иначе, чем предусматривалось секретными протокола­ми. К Германии отошла Центральная Польша с Варшавой, взамен СССР приобрел Литву. Получив потерянные в советско-польской войне 1920-1921 гг. территории, Сталин включил их в состав Ук­раинской и Белорусской союзных республик. Линия раздела Польши, ставшая советско-германской границей, была зафиксиро­вана ч новом договоре «О дружбе и границе», подписанном Моло­товым и Риббентропом в Москве 29 сентября 1939 г. По случаю победы над Польшей в Бресте был проведен советско-германский парад. Это был четвертый раздел Польши (первые три раздела бы­ли при Екатерине II).

В результате заключения пакта и договора о дружбе с СССР восточная граница германских завоеваний была защищена, и Гитлер мог обратить свою агрессию на Запад. Западные державы надеялись на мощь французской оборонной линии «Мажино» и господство английского и французского флота на море. Некоторые западные лидеры все ещё лелеяли мечты о советско-германском столкнове­нии. Но Гитлер планировал покорение России только после подчи­нения Запада. Он применил испытанную в Польше тактику, предпо­лагавшую сосредоточение на направлении главного удара крупных сил танков и авиации, стремительный прорыв обороны, глубокие фланговые охваты и окружение сил противника. 9 апреля 1940 г. немецкие войска почти без выстрела захватили Данию и начали вторжение в Норвегию. 10 мая немецкие войска вторглись в Голлан­дию и Бельгию. Когда французские и английские войска двинулись на помощь Бельгии, по ним ударила немецкая танковая колонна, вышедшая в обход линии «Мажино». Прорвав оборону, немцы вы­шли к Ла-Маншу и окружили основные силы союзных войск во Фландрии. 330 тыс. прижатых к морю союзных войск с трудом су­мели эвакуироваться из Дюнкерка в Англию.

Исход войны с Францией тоже стал очевидным. Несмотря на наличие значительных военных сил, моральный дух французского общества, особенно руководства страны, был надломлен, усили­лись капитулянтские настроения. Правительство объявило Париж открытым городом, и 14 июня немцы вступили в столицу. 16 июня новый премьер-министр Франции маршал Петен обратился к Гит­леру с просьбой о перемирии. Оно было подписано 22 июня 1940 г.

в Компьенском лесу, в том же вагоне, где в 1918 г. Германия под­писывала акт о капитуляции в первой мировой войне.

Англия была единственной страной, продолжавшей мужест­венную борьбу с фашистской Германией. Хотя она не располагала значительными сухопутными силами, но воспользовалась выгод­ным своим географическим положением для организации обороны. 10 мая 1940 г. к власти пришел энергичный У. Черчилль, который категорически отверг возможность мирного соглашения с Герма-• нией и развернул работу по мобилизации всех ресурсов для отпора V- врагу. Массированные бомбёжки английских городов, потери во флоте от немецких подводных лодок не сломили моральный дух англичан. Германии не удалось завоевать господство в воздухе и на море, без чего невозможна была высадка десанта на Британские острова.

В сложившейся ситуации решение судьбы Англии Гитлер ото­двинул на более поздний срок, после восточной кампании. 31 июля 11940 г. он заявил, что первоочередной задачей отныне является ['война с Россией. 18 декабря 1940 г. план нападения на СССР р («Барбаросса») был подписан. Немецкие войска в глубокой тайне стали перебрасываться на Восток.

После начала второй мировой войны, в 1939-1940 гг. сталин­ское руководство было озабочено прежде всего присоединением к СССР территорий восточноевропейских государств, «отписанных» ему по секретным соглашениям с Германией и дальнейшим сбли­жением с Гитлером. Предприняты усилия и по укреплению военно-, экономического потенциала страны. Опираясь на секретные со­глашения с Германией, Сталин потребовал от прибалтийских рес-| публик заключить договоры «о взаимной помощи» и разместить на 'их территории свои военные базы. В сентябре-октябре 1939 г. Эс­тония, Латвия и Литва вынуждены были согласиться на это. Сразу же после поражения Франции, 14-16 июня 1940 г. Сталин поставил перед прибалтийскими государствами ультиматум о введении на их территории контингентов советских войск («для обеспечения безопасности») и формировании новых правительств, «честно» вы­полняющих взятые на себя обязательства. В республиках были соз­даны «народные правительства», которые при помощи местных коммунистов установили советскую власть. В августе 1940 г. Эсто­ния, Латвия и Литва были включены в СССР в качестве союзных республик. В конце июня 1940 г. Сталин добился возвращения Бес­сарабии, оккупированной Румынией в 1918г.


Таким образом, практически без потерь СССР оккупировал территорию в полмиллиона квадратных километров с населением в 20 млн. человек. Везде был проведен стандартный набор социали­стических преобразований: уничтожение частного сектора, коллек­тивизация, ликвидация демократических свобод, расстрелы, аре­сты, депортация в Сибирь сотен тысяч украинцев, белорусов, эс­тонцев, латышей, литовцев и др.

Примененный в Прибалтике сценарий не сработал в отноше­нии Финляндии: финны не согласились ни подписать договор «о взаимной помощи», ни пойти на изменение границы. В октябре 1939 г. советское правительство потребовало от Финляндии ото­двинуть границу от Ленинграда, отдать острова близ Кронштадта, сдать в аренду полуостров Ханко (Гангут) с военно-морской базой, контролировавшей вход в Финский залив. Взамен Финляндии предлагалась вдвое большая территория, но в необжитых местах на севере. Финское правительство, видимо, полагало, что за этими требованиями могли последовать другие, и ответило отказом. От­ветом на неуступчивость финнов была советская агрессия.

30 ноября 1939 г. советские войска обстреляли свою погранза­ставу в местечке Майнила. «Свалив» вину на Финляндию, совет­ское правительство объявило ей войну и Красная Армия вторглась на финскую территорию. Заблаговременно было заготовлено ма­рионеточное «народное правительство» Финляндии, готовое объя­вить страну очередной союзной республикой в составе СССР. Во главе «правительства» стоял О. В. Куусинен, финский и советский гражданин, один из руководителей Коминтерна. Однако быстрой победы над 4-миллионной Финляндией Сталин не добился. Имея многократное превосходство в живой силе, особенно, в танках и авиации. Красная Армия долго не могла сломить упорное сопро­тивление финнов. Ценой огромных жертв и усилий она лишь в феврале смогла прорвать оборонительную линию Маннергейма. Война продолжалась 3, 5 месяца. По мирному договору, заключен­ному 12 марта 1940 г., СССР получил те территории, на которые он претендовал. Ценой 10% своей территории Финляндия сохранила свою независимость.

Итоги советско-финской войны, получившей название «зим­ней кампании», были неутешительными для СССР. За агрессию против Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций и оказался в международной изоляции. Он еле избежал вооруженного столк­новения с Англией и Францией, которые готовились отправить на

гомощь финнам свои войска, от этого спасло лишь заключение ми-'"ра. Победа была достигнута ценой больших потерь, составивших убитыми с нашей стороны 127 тыс. человек (раненых и обморо­женных 270 тыс.), со стороны финнов - 27 тыс. Красная Армия по­казала низкую боеспособность, что послужило фактором, укре-рпившим решимость Гитлера форсировать нападение на СССР. Весной 1940 г. он разъяснял своим генералам, что неудачи совет­ских войск являются следствием внутренних репрессий, и что важ­но не дать Сталину времени для укрепления армии. С учетом этого сроки нападения фашистской Германии на СССР, первоначально намечавшиеся на весну 1942 г., были передвинуты на год раньше.

Для Сталина вскрытая в войне относительная слабость Крас­ной Армии явилась стимулом для всемерного оттягивания военно­го столкновения и ещё большего сближения с гитлеровским режи­мом. СССР, подрывая торговую блокаду Германии, в 1940 -1 поло­вине 1941 г. наращивал экономические связи с ней, в крупных масштабах поставлял ей нефть, хлопок, цветные металлы и другие стратегические материалы, необходимые германской экономике.

Таким образом, в начавшейся второй мировой войне сталин­ский режим выступал на стороне Гитлера. В официальном заявле­нии Сталина и Молотова фашистская Германия изображалась как миротворец, а Англия и Франция бичевались как поджигатели вой­ны. Сталин передал Гитлеру 800 немецких и австрийских антифа­шистов, находившихся на территории СССР. Общественное мне­ние внутри страны было дезориентировано, а коммунисты за рубе­жом и лица, сочувствующие СССР, были ввергнуты в шок.

Однако внешне вполне корректные отношения между СССР и Германией лишь маскировали истинные намерения сторон. Пере­мирие между ними могло быть только временным, так как оба дик­татора стремились к мировому господству и усиленно готовились к войне. Гитлер ввел свои войска в Финляндию и возобновил постав­ки ей оружия, игнорируя недовольство СССР. 27 сентября 1940 г. Германия, Италия и Япония заключили в Берлине договор о воен­но-политическом союзе и разделе сфер влияния - Тройственный пакт.

Во время визита Молотова в Берлин 12-14 ноября 1940 г. Гит­лер предложил СССР принять участие в дележе Британской импе­рии. Однако требование СССР о включении Болгарии в сферу его влияния фюрер отклонил. Тем временем 18 декабря Гитлер устано­вил дату нападения на СССР - 15 мая 1941 г. Затем из-за оккупа-


ции Германией Югославии и Греции, а также трудностей передне локации войск вторжение в СССР было отложено до 22 июня.

Всячески оттягивая сроки столкновения, СССР предпринима усилия по наращиванию военно-промышленного комплекса. За пе­риод 1939 - июль 1941 г. доля военных расходов увеличилась с 26 до 43%, выпуск военной продукции втрое превышал общие темпы промышленного роста. Ускоренными темпами строились оборон­ные заводы, предприятия-дублеры на востоке страны: к началу войны там уже находилась почти пятая часть всех военных заво­дов. Осваивалось производство новых видов военной техники, та­ких, как танки Т-34, реактивные миномёты БМ-13, штурмовики ИЛ-2, превосходивших все зарубежные аналоги. Армия перешла от смешанной территориально-кадровой системы, введенной в сере­дине 20-х годов ради экономии средств, к кадровой системе. 1 сен­тября 1939 г. был принят Закон о всеобщей воинской обязанности. Численность вооруженных сил с августа 1939 г. до июня 1941 г. выросла с 2 млн. до 5,4 млн. человек.

Однако предпринимаемые усилия по переводу экономики на военные рельсы, реорганизации армии были запоздалыми. Кроме того, эта работа проводилась в обстановке физического и мораль­ного террора, сопровождалась крупнейшими ошибками и просче­тами. Многие конструкторы и инженеры были арестованы, некото­рые из них в дальнейшем работали в специальных конструкторских бюро, созданных из заключенных («шарашках»). Из-за репрессий лихорадило целые отрасли оборонной промышленности, затягива­лось производство новых образцов военной техники. Хотя СССР перед войной производил больше самолетов, чем Германия, но преобладавшая их часть была устаревших образцов. Аналогичная ситуация наблюдалась и с танками. Необоснованными решениями Сталиным перед войной были сняты с вооружения 76-мм и 45-мм орудия, выпуск которых затем срочно был возобновлен. Из-за до­веренных лиц Сталина, отставших от современных требований и живших воспоминаниями о гражданской войне, задерживалось ос­воение минометов и автоматов, которые заместитель наркома обо­роны Г. И. Кулик считал «оружием полиции». Замену лошади в армии на машину нарком обороны К. Е. Ворошилов назвал «вреди­тельской теорией».

Страшным ударом, обрушившимся на армию, были сталин­ские репрессии, в результате которых была уничтожена подавляю­щая часть высшего командного состава, включая почти всех наи-

| более подготовленных полководцев и военных теоретиков. Из 85 | высших военачальников-членов Военного совета при Наркомате | обороны 76 человек были репрессированы. Пострадала и значи­тельная часть среднего и младшего комсостава: только в 1937-1938 |гг. было репрессировано 43 тыс. командиров. Качественный состав | военных кадров резко ухудшился: лишь 7,1% комсостава имели | высшее военное образование, 3/4 командиров находились на своих | должностях менее года.

| Как видно, армия накануне войны практически была обезглав­лена. Остается фактом, что потери высшего командного состава в | результате сталинских репрессий намного превысили последую­щие потери в войне с Германией. Следствием этого стало резкое | падение уровня советского военного искусства, явно проявившееся | накануне и в начале Отечественной войны.

| Сталин не только обезглавил Красную Армию, подставив под |удар страну, но и проявил слепоту в определении сроков фащист-|ско-германского вторжения. Он получал информацию о готовя­щемся нападении на СССР, составленную на основе самых разных (военных и дипломатических источников, исчислявшихся десятка-1ми О готовящемся вторжении в СССР Сталина предупреждали (Черчилль, немецкий посол в СССР, противник такой войны Шу-|ленбург. Замечательный советский разведчик в Японии Рихард |3орге передавал ценнейшую информацию о планах и намерениях и |а Германии, и Японии. Однако Сталин не верил аргументам развед­чиков, дипломатов и иностранных государственных деятелей, счи-|тал их дезинформацией. О Зорге Сталин отозвался так' «Нашелся [один наш (тут «хозяин» употребил нецензурное слово), который в [Японии уже обзавёлся заводиками и публичными домами и соиз-[волил сообщить даже дату германского нападения 22 июня. При­кажете и ему верить?»

| В опубликованном 14 июня 1941 г. сообщении ТАСС «разо­блачались» заявления иностранной печати о готовящемся нападе­нии Германии на СССР. Панически боясь спровоцировать кон-[фликт с Германией, Сталин строго пресекал любые действия, мо-|гущие быть расцененными как подготовка к войне, в том числе по-рышение боеготовности войск пограничных округов. За 10 дней до |начала войны были запрещены полёты советской авиации в 10-[километровой пограничной полосе.

Ошибки Сталина в оценке обстановки и момента нападения фашистской Германии на СССР можно объяснить тем, что он боялся


этой войны и всячески пытался её оттянуть, неверно полагал, что она произойдет не раньше 1942 г. Не оправдался и геополитический расчет вождя, полагавшего, что Гитлер не рискнет начать войну на два фронта, имея за спиной непокоренную Англию. Сталин недо­оценил степень авантюризма Гитлера. Он был уверен в своей про­зорливости и непогрешимости, как подобает земному богу.

Все это могло произойти только в условиях культа личности, когда монополия на решение судьбоносных вопросов принадлежит одному человеку. Следовательно, истоки многочисленных трагиче­ских просчетов советского руководства, допущенных в 1939-1941 гг., коренились в самой тоталитарной системе. Она не допускала всестороннего обсуждения и демократического решения, учета альтернативных вариантов и т.д. Ошибки, приведшие к военной катастрофе, были порождением сталинского режима.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 348 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2257 - | 2144 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.